Политическое неучастие (абсентеизм)



Во многих странах существует проблема абсентеизма (от лат. absentia-отсутствие) - уклонения избирателей от участия в голосовании на выборах. Она есть практически везде - и в развитых демократических государствах, и в странах с низким уровнем жизни граждан. Конечно, можно просто заставить силой приходить голосовать. И так делается в ряде стран с разной степенью жесткости. Сегодня даже некоторые демократические государства устанавливают наказания в виде штрафа (например, в Бельгии и Италии). Однако, как правило, голосовать или нет решает каждый гражданин сам, и нередко получается, что дорогостоящая избирательная кампания объявляется недействительной из-за того, что в выборах не приняло участия необходимое количество граждан (в России обычно устанавливается обязательность участия не менее 25% граждан, имеющих право голоса). Приходится заново выделять средства и проводить избирательную кампанию вторично. Расходы, естественно, несем все мы, налогоплательщики, а значит будет меньше денег выделено на образование, коммунальное обслуживание, развитие транспорта и т.п. Почему же так происходит?

Причины абсентеизмамогут быть разными:

1. Полное равнодушие к политической жизни, стремление решать личные вопросы, не задумываясь о делах государства. Следует признать, что такие люди живут в мире иллюзий, так как нельзя “уйти” от политики, а если к власти придет правительство агрессоров, то не сами они будут воевать и терпеть все лишения, а простые люди и их дети. Обычно эта причина характерна для развитых демократических стран, где граждане уверены в своем будущем и сохраняется определенная стабильность. Вместе с тем не стоит забывать, что многое может измениться при равнодушии граждан.

2. Разочарованность граждан в результате утраты доверия к претендентам на власть и политическим организациям. Такое случается, когда падает уровень жизни, а реформы не дают быстрых результатов, а также в случаях коррупции властей, повсеместных злоупотреблений чиновничества. У избирателей создается ощущение, что любой представитель власти заботится только о личной выгоде, но не задумывается об интересах народа. Как правило это происходит тогда, когда значимость результатов выборов для граждан практически незаметна, а изменения во властных структурах касаются только персонального состава, а не качественных характеристик. Все это приводит к укреплению в сознании людей стойкого скептицизма по поводу возможности повлиять на политику в принципе.

3. Неумение делать компетентный выбор и исходящая отсюда неуверенность в его правильности. Граждане должны не только иметь желание, но и обладать определенными знаниями и умениями, связанными с избирательным процессом.

В каждом конкретном случае причины неприхода граждан на выборы могут быть самыми разнообразными, но по поводу последствий абсентеизма у политологов имеются противоположные суждения. Если одни видят в этом процесс разрыва власти и простых людей, проявления самоуспокоенности и пассивности, то находятся и те, которые видят в отказе от волеизъявления доверие граждан политическим лидерам, свидетельство интенсивной светской жизни при многочисленных возможностях для развлечений. Наконец, есть и те, кто заявляет, что на выборы должны приходить только заинтересованные и активные граждане, а выбор в данной ситуации становится более квалифицированным и компетентным.

Вопросы:

1. Объясните понятия: абсентеизм, политическая социализация, кандидат, выборы, избиратели, партии.

2. Перечислите участников избирательного процесса. Объясните их функции

3. Объясните причины политического абсентеизма

4. Каким образом государство привлекает к участию в выборах своих граждан? Какие меры воздействия на граждан Вам известны?

Задания: 

1. Прочитайте фрагмент из работы русского ученого-правоведа Б.Н.Чичерина:

При выборе лица избиратели руководствуются не столько его способностями, сколько соответствием его образа мыслей и направления с их мнениями и интересами, и хотя юридически он становится независимым, общение мыслей должно сохраняться постоянно; остается зависимость нравственная. Если же связь исчезла, если представитель или сами избиратели отклонились от прежних убеждений, новые выборы дают гражданам возможность восстановить согласие, заменив прежнего представителя другим. Кратковременные выборы имеют в виду постоянное возобновление этой нравственной связи представителя с избирателями, тогда как цель долгих сроков состоит в большем ограждении общих государственных интересов посредством большей независимости представителей от случайных перемен и колебаний общественного мнения.

Вопросы: Согласны ли вы с рассуждениями российского ученого? Чем могут руководствоваться избиратели при выборе своих представителей? Как часто, на ваш взгляд, надо проводить выборы?

2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:

Фрагмент 1. Право граждан избирать в выбор­ные государственные органы и органы местного самоуправления своих представителей называется ________________ избирательным правом.

Фрагмент 2. ______________________ — так называются граждане, имеющие право голоса.

Фрагмент3. Способ выраже­ния своего мнения гражданами в ходе выборов представителей в парла­мент (высший законодательный орган власти) называется ______________________________(репрезентативной) демократией.

Фрагмент 4. ________________________ (непосредственная)демократия, предполагает личное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений.

Фрагмент 5. _________________________- это неучастие, пренебрежение к политической жизни, игнорирование ее.

В политической науке выделяется несколько типов политического поведения граждан -

- активист - он положительно относится к личному участию в политике, стремится к наиболее полной политической информированности, объединяет вокруг себя единомышленников

- компетентный наблюдатель - к личному участию в политике относится нейтрально, зато проявляет к ней большой интерес, хорошо информирован

 

3. На основании признаков участия в политической деятельности и информированности раскройте понятия следующих гражданских ролей -

1) компетентный критик __________________________________

2) пассивный гражданин___________________________________

3) аполитичный человек ___________________________________

 

4. Составьте политический комментарий к какому-либо событию. Представьте его в вариантах: а)заданной информации; б)вынужденной информации; в)нейтральной информации.


5. ГОСУДАРСТВО И ЕГО ПРИЗНАКИ

Основные понятия:государство, государственный суверенитет, публичная власть, правотворчество

  Пожалуй, самое оригинальное определение государства дал французский король Людовик XIV, заявивший однажды: «Государство – это я!» Как, по вашему мнению, воплощаются признаки государства в представлении французского короля?  

 

По данным современной науки, люди как биологический род существуют на Земле уже более 2 миллионов лет. Вид «Homo sapiens», к которому принадлежим и мы с вами, по­явился около 40 тысяч лет назад. И лишь около 6 тысяч лет назад люди создали первые государства. Таким образом, су­ществование государства - это лишь небольшая часть пути че­ловечества, но именно эта часть вместила в себя почти все, что мы называем сейчас «историей».

Государство - это очень сложное явление. Многие столетия между учеными идут споры о причинах его появления, его сущности, и о том, что отличает государство от других форм организации общества.

В современной юридической науке под государствомпони­мается единая политическая организация общества, кото­рая распространяет свою власть на все население в преде­лах территории страны, издает юридически обязатель­ные веления, обладает специальным аппаратом управле­ния и принуждения и обладает суверенитетом.

В этом определении содержатся указания на признаки го­сударства, отличающие его от других форм организации обще­ства, основанных на отношениях власти и подчинения.

Во-первых, это наличие особой публичной власти, кото­рую осуществляют органы государства. Властные отношения широко распространены в обществе. Эти отношения мы мо­жем наблюдать в семье (между родителями и детьми), в трудо­вой деятельности (между руководителями и подчиненными), в религиозной сфере внутри коллектива верующих. Но во всех перечисленных случаях власть носит частный характер, то есть затрагивает определенные группы людей, а не все обще­ство. Публичная же власть распространяется на всех людей в пределах данного государства, осуществляется от имени всего общества и опирается на возможность применения мер при­нуждения.

Второй признак - территория. Власть государства огра­ничивается определенной территорией и распространяется (за редким исключением) на людей на ней проживающих. Каким бы ма­леньким ни было государство, оно всегда имеет географиче­ские границы, в пределах которых могут осуществлять свои полномочия его органы власти.

Еще один признак государства - население, связанное с государством устойчивой правовой связью. В государствах с республиканской формой правления такую связь называ­ют гражданством, в монархических государствах - поддан­ством. Власть государства распространяется на его граждан не только на собственной территории государства, но и за ее пределами. Даже находясь за границами своего государства, граждане обязаны соблюдать его законы.

Важным признаком государства является государственный суверенитет. Под суверенитетом понимается независимость государственной власти от любой иной власти как внутри страны, так и вовне. На своей территории государство обла­дает верховной властью, то есть может самостоятельно про­водить внешнюю и внутреннюю политику, издавать законы, осуществлять правосудие. Территорией государства считается не только суша в пределах государственных границ, но и под­земные недра, территориальные воды, а также воздушное про­странство над сухопутной и водной территорией государства.

 

 

В настоящее время в мире насчитывается около 200 суве­ренных государств. Все эти государства, независимо от вели­чины территории и численности населения, считаются равно­правными в отношениях друг с другом. Наряду с суверенными государствами существуют так называемые зависимые терри­тории - как правило, бывшие колонии, получившие право на внутреннее самоуправление (Пуэрто-Рико, Микронезия, Гуам, Восточное Самоа под протекторатом США, Новая Каледония -Франции, Бермудские и Каймановы острова - Великобрита­нии, Аруба и Кюрасао - Нидерландов и т.д.). Эти территории имеют собственные органы власти, которые определяют их внутреннюю политику, но внешняя политика и оборона оста­ются компетенцией метрополии.

С точки зрения международного права суверенное государ­ство продолжает существовать, даже если законное правитель­ство перестает контролировать его территорию, например, в результате гражданской войны или оккупации другим госу­дарством. Так во время Второй мировой войны правительства оккупированных Германией европейских стран (Польши, Че­хословакии, Дании, Норвегии, Югославии и др.) продолжали работать в изгнании, а оккупированные государства имели свои посольства при иностранных правительствах и участво­вали в международных организациях.

Еще одним признаком государства является правотворче­ство - издание законов и других правовых актов, обязательных для исполнения. Государство обладает моно­полией на законодательную деятельность. Это означает, что только государственные органы могут издавать акты и распо­ряжения, обязательные для всего населения, а их исполнение обеспечено возможностью применять меры принуждения.

Наконец, важным признаком государства является сбор на­логов, необходимых для содержания государственного аппа­рата и выполнения государством своих функций. В древности государства взимали налоги в виде дани - обязательной по­ставки населением определенного количества продовольствия и ремесленных изделий, а также повинностей - исполнения в пользу государства каких-либо работ (ремонта дорог, строи­тельства крепостей, перевозки грузов). Современное налогооб­ложение представляет собой перечисление в пользу государ­ства определенной части дохода, выраженного в денежной сумме. Уровень налогообложения в разных странах может сильно различаться, но обойтись совсем без налогов не может ни одно государство.

Задание: Проиллюстрируйте проявление признаков государства на примере Российской Федерации.

 

Кроме перечисленных выше обязательных признаков ча­сто выделяются дополнительные (или факультативные) признаки государства, то есть признаки, присущие боль­шинству современных государств, но отнюдь не всем из них. К дополнительным признакам государства, как правило, от­носят наличие государственной символики, государственного языка, национальной валюты, вооруженных сил, признание международным сообществом и членство в Организации Объ­единенных Наций.

Государственная символика (герб, гимн, флаг государства), как правило, устанавливается конституцией или особым за­коном. В символике государства находят отражение его исто­рия, традиции, религиозные, культурные, природные особен­ности. Однако само по себе наличие символики не является обязательным для существования государства. Понятие государственного флага и герба возникает лишь в Средние века, а первые государственные гимны появляются только в XVIII в. В России государственный герб появляется в конце XV в., государственный флаг - спустя два столетия, а первый официальный государственный гимн: «Боже, царя храни» лишь в 1833 г.

 

 

 
Герб Московского княжества при Иване III (конец XV века) Герб Российской империи (1882 г.) Герб СССР (1980 г.)

 

Наличие государственного или официального языка способ­ствует поддержанию правового, политического, культурного единства населения страны. На этом языке издаются государ­ственные правовые акты, ведется делопроизводство в органах государственной власти, на нем представители государства общаются друг с другом и с гражданами.

 

Это интересно: Роль официального языка, понятного для большинства граждан, настолько вели­ка, что некоторые страны, освободившиеся от колониальной зависимости и населенные народами, говорящими на разных языках, сохраняли в качестве официального язык метрополии (например, французский язык в Западной Африке) либо даже создавали новые языки - так в Индонезии был создан и объ­явлен государственным новый язык - бахаса. Однако при всей важности языка для единства и управляемости государства единый государственный язык существует далеко не во всех странах. Так, в Канаде официальных языков два (английский и французский), в Швейцарии их четыре (немецкий, француз­ский, итальянский и ретороманский), а в ЮАР одиннадцать. А вот в США, Австралии и Эритрее ни за одним языком не закреплен статус государственного, а управление «по умолча­нию» осуществляется на языке большинства населения.

 

Национальная валюта выпускается правительством или уполномоченными им банками для ведения денежных рас­четов на территории государства. Долгое время наличие соб­ственной валюты считалось важным условием экономической и политической независимости государства, его способности самостоятельно регулировать экономические процессы на своей территории. Однако глобализация мировой экономи­ки существенно изменила ситуацию. Тесная экономическая интеграция между странами привела к тому, что некоторые государства стали объединять свои территории в общее эко­номическое пространство с единой валютой. Так поступили большинство государств, входящих в Европейский Союз, пе­рейдя к единой европейской валюте - евро. На Американском континенте некоторые государства (Сальвадор, Панама, Эк­вадор) отказались от собственных национальных валют и ис­пользуют в качестве платежного средства доллар США.

 

Наличие собственных вооруженных сил также долгое вре­мя считалось важным признаком суверенного государства. В условиях частых войн только возможность защитить свою территорию гарантировало сохранение независимости. Но и здесь многое изменилось. Маленькие государства не могут позволить себе приобретение дорогостоящей современной во­енной техники, а значит, не могут защитить себя от нападе­ния более мощных держав. Гарантом их безопасности стали не собственные армии, а международное право, в котором появились механизмы коллективной помощи в случае агрес­сии. Такие страны, как Лихтенштейн, Андорра, Коста-Рика, Гренада, Науру, Самоа, не имеют собственных вооруженных сил, а находятся либо под международной защитой, либо под защитой более крупных соседних государств.

 

Еще одним дополнительным признаком современного го­сударства является членство в Организации Объединенных Наций - крупнейшей международной организации, целью ко­торой является поддержание международной безопасности и развитие сотрудничества между странами. ООН была создана в 1945 г. державами - победительницами во Второй мировой войне с целью недопущения новых военных конфликтов, обе­спечения мирного разрешения международных споров и защи­ты прав человека. Учредителями ООН стали 50 стран - почти все существовавшие в то время суверенные государства. На 1 января 2013 г. в ООН входили 193 государства. Вступление в ООН стало важным атрибутом международного признания нового государства, его статуса полноправного члена мирово­го сообщества. Страна может считаться полноправным суверенным государством, даже если она не является членом ООН. Так, Швейцария вступила в Организацию Объединен­ных Наций лишь в 2002 г., а Ватикан не является членом ООН.

 

Вопросы

1. Какие основные признаки присущи государству?

2. Когда и где на Земле появляются первые государства?

3. Что такое государственный суверенитет?

4. Почему государство не может обойтись без взимания налогов?

Задания:

1. Объясните значение государства для общества и отдельного человека. Для иллюстрации своих суждений используйте исторические примеры. 

 

2. На примере любой современной страны проиллюстрируйте примеры проявления признаков государства. Работу представьте в виде презентации.  

 

3. Работа с текстом.Прочитайте отрывок из книги Бакунина М.А. «Государственность и анархия»:

«Никакое государство, как бы ни демократичны были его фор­мы, хотя бы самая красная политическая республика, народная только в смысле лжи, известной под именем народного предста­вительства, не в силах дать народу того, что ему надо,

т. е. вольной организации своих собственных интересов снизу вверх, без вся­кого вмешательства, опеки, насилия сверху, потому что всякое государство, даже самое республиканское и самое демократич­ное …в сущности своей не представляет ничего иного, как управление массами сверху вниз <…> Если есть государство, то непременно есть господство, следо­вательно, и рабство; государство без рабства, открытого или мас­кированного, немыслимо, — вот почему мы враги государства <…>

Вопросы: Прокомментируйте точку зрения автора на природу государства. Возможно ли государство без рабства? Выскажите свою точку зрения.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

 

Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, словяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».   1) Как автор «Повести временных лет» объясняет причины возникновения государства? Какие признаки государства Вы можете определить по предложенному тексту? 2)  Почему коренные народы Восточной Европы, по мнению лето­ писца, предпочли власть чужеземцев? 3) Приведите известные вам другие исторические примеры, ко­торые могли бы проиллюстрировать данную теорию происхождения государства.  

 

О том когда, как и почему появляется государство, люди задумывались с глубокой древности. Еще древнегреческие и древнекитайские путешественники наблюдали жизнь наро­дов, живших общинным строем и никогда не знавших госу­дарственной власти. Древние мифы и легенды сохранили пре­дание о «золотом веке», времени, когда люди жили в гармо­нии с природой, в мире и согласии друг с другом и пользова­лись абсолютной свободой. Но если государство существовало не всегда, то как и почему оно появилось?

Самой древней теорией происхождения государства может считаться теократическая (теологическая) теория, или теория божественного происхождения. Наиболее видными представителями этой теории считаются выдающиеся католи­ческие богословы Августин Аврелий (354-430) и Фома Аквинский (1225-1274). Однако сама теория божественного проис­хождения государства возникла значительно раньше и нашла отражение в священных текстах многих религий, в том числе и в Библии. Согласно этой теории государство возникает по воле Бога, вручающего власть над народом избранным им пра­вителям. Цель государства - обеспечить соблюдение людьми божественных заповедей и по возможности не допускать со­вершения греховных, то есть запрещенных Богом, поступков.

 

Задание: Приведите примеры из истории, которые иллюстрируют теологическую теорию происхождения власти правителя.

 

Если правители государства управляют им в соответствии с божественными заповедями, то такое государство процветает, если же они нарушают их, то государство ждет смута и гибель. Согласно этой теории власть в государстве (как справедливая, так и жестокая) всегда исходит от Бога. Справедливые прави­тели даются народу в награду за твердость в вере, а жестокие - в наказание за грехи. Теократическая теория происхожде­ния государства была призвана в первую очередь объяснить и освятить монархическую форму правления, при которой правитель не избирается населением, а получает власть, как правило, по наследству. Повиноваться такому правителю на­род должен именно в силу его богоизбранности и священного характера его власти. Не случайно почти над всеми христи­анскими монархами при коронации совершалось религиозное таинство миропомазания - считалось, что в этот момент на правителя снисходит божественная благодать. Бунт против «помазанника Божия» считался не только государственным преступлением, но и тяжким грехом, а бунтовщики отлуча­лись от церкви и предавались проклятию. Теократическая теория в том или ином варианте по сей день считается официальной во всех государствах с монархической формой правления.

В древние времена появилась и патриархальная теория возникновения государства. В античной Греции ее развивал выдающийся философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), а в древнем Китае ее сторонником был мудрец и государственный деятель Конфуций (551-479 гг. до н.э.).

Аристотель считал, что человеку изначально свойственна потребность в общении и объединении с другими людьми. В одиночку, вне организованного общества, человек не может удовлетворять свои потребности и реализовать свое духовное начало. Поэтому Аристотель называл человека «обществен­ным животным». Навыки общения и жизни в коллективе че­ловек приобретает в семье, где впервые форми­руются отношения власти и подчинения. Поэтому государство как бы вырастает из разросшейся семьи, когда власть мужа и отца превращается во власть правителя-монарха. Происходит это постепенно, в результате общения, хозяйственного и по­литического взаимодействия между большими семьями и ро­дами.

Древнекитайский мыслитель Конфуций сравнивал государство с большой семьей, в которой правитель подобен отцу, а подданные - детям. Так же как хороший отец должен заботиться о своих детях, правитель обязан следить за благополучием своих подданных и защищать их от неспра­ведливости. Подданные обязаны уважать пра­вителя и повиноваться ему, подобно тому как дети уважают и слушаются отца. Только такие «семейные» отношения между властью и народом, по мнению Конфуция, могли исключить конфликты в государстве и обеспечить его процветание.

Уже в Новое время патриархальную теорию развивал рус­ский философ и социолог Н.К. Михайловский (1842-1904). Патриархальные идеи и стереотипы нашли широкое отраже­ние и в массовом сознании. В Московской Руси, а затем и в Российской империи подданные всех сословий именовали сво­их государей «батюшками» и «матушками». В свою очередь сами монархи нередко называли своих подданных (включая глубоких старцев) «детушками». 

Если сторонники патриархальной теории видели в госу­дарстве средство достижения социальной гармонии, где до­брый отец-правитель справедливо управляет послушными подданными-детьми, то сторонники теории насилия, напро­тив, считали, что любое государство - это результат насилия и завоевания и в нем постоянно присутствует конфликт меж­ду завоевателями и порабощенными. Немецкие философы и политики Карл Каутский (1854-1938) и Евгений Дюринг (1833-1921) считали, что государство возникает в результате завоевания одних древних племен другими. Завоеватели за­хватывают земли и имущество побежденных, а их самих по­рабощают и заставляют работать на себя. Для подавления не­довольства и сопротивления порабощенных завоеватели созда­ют аппарат насилия и принуждения, из которого и вырастают структуры государства.

Пожалуй, наиболее оригинальная трактовка происхожде­ния государства была предложена английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820-1903) и получила название «органической теории». Человеческое общество Спенсер сравнивал с биологическим организмом, в котором отдельные люди выполняют роль клеток, а социальные или политические образования, такие как правительство, армия, полиция, сословия, - роль жизненных органов. Как и любой живой организм, государство развивается по законам биоло­гического цикла, проходя через стадии рождения, становле­ния, зрелости, старости и гибели. Происхождение государства Спенсер объяснял с помощью эволюционной теории Ч. Дар­вина как результат естественного отбора в борьбе между жи­выми организмами (людьми и их коллективами) при их раз­витии от более простых форм (семья, род) к более сложным -племя, государство. В ходе естественного отбора более слабые организмы погибают, а более сильные занимают их место и постепенно усложняются. Так, в борьбе за территорию и ре­сурсы одни племена вытесняются другими - с более совершен­ной организацией, орудиями труда и оружием, и в результате такого «естественного» отбора и эволюции постепенно возни­кает государство. Таким образом, Спенсер и его последователи переносили биологические законы на социальные процессы и явления.

Противоположной точки зрения придерживались сторон­ники естественно-правовой (договорной) теории, считав­шие государство не результатом действия неумолимых зако­нов природы, а итогом сознательного выбора и соглашения людей. Договорную теорию происхождения государства раз­вивали английские философы Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), голландский мыслитель Гуго Гроций (1583- 1645), фран­цузские просветители Шарль Луи Монтескье (1689-1755) и Жан Жак Руссо (1712-1778). Все они считали, что воз­никновению государства предшествовало «естественное» со­стояние человеческого общества, при котором люди поль­зовались неограниченной свободой. Однако сущность этого естественного состояния виделась им по-разному. Гоббсу оно представлялось как «война всех против всех», когда силь­ный мог отнять имущество, свободу и даже жизнь у слабо­го. Руссо, напротив, видел в естественном состоянии золотой век человечества, когда люди жили в гармонии с природой и свободно пользовались плодами своего труда. Все измени­лось с появлением частной собственности. Жажда наживы, стремление иметь больше, чем нужно для удовлетворения элементарных потребностей привели к делению на богатых и бедных, а имущественное расслоение породило зависть и насилие. Для защиты своей жизни, свободы и собственно­сти люди договорились об учреждении власти, которая будет распространяться на все общество и защищать каждого из его членов. В обмен на такую защиту люди согласились по­жертвовать частью своей свободы (ведь теперь они не могли делать что хотели, а должны были соблюдать предписанные властью законы) и частью своей собственности (в виде на­логов, которые они платили на содержание правителей). Из этого договора и возникло государство.

Мнения о характере такого «общественного договора» также расходились. Т. Гоббс утверждал, что договор между обществом и государством носит необратимый характер:  заключив его и передав часть своих прав правителю, народ уже не может вернуть их себе. Д. Локк и Ж.Ж. Руссо счи­тали, - что учреждая власть над собой, люди передают ей лишь часть своих прав, но сохраняют главные из них - те, ради защиты которых они и создали государство. Эти глав­ные права - право на жизнь, на личную неприкосновенность, на собственность - должны считаться «естественными», то есть природными правами, поскольку они принадлежат лю­дям с рождения, а не даются правительством. Обществен­ный договор, как и любой другой, - действует лишь до тех пор, пока обе стороны соблюдают его условия. Если прави­тельство нарушает естественные права граждан, если оно не­способно обеспечить им защиту и справедливость, то народ вправе отказать в повиновении такой власти и поменять пра­вительство. Идеи неотчуждаемости естественных прав чело­века, суверенитета народа, ответственности правительства перед гражданами сыграли огромную роль в становлении со­временных демократических институтов. Эти идеи широко использовались противниками абсолютизма в период Слав­ной революции в Англии 1688 г., Американской и Великой Французской революций.

Томас Гоббс

В конце XIX в. возникла психологическая теория проис­хождения государства. Ее родоначальником стал российский и польский правовед Л.А. Петражицкий (1867-1931). Эту тео­рию развивали французский психолог Габриель Тард (1843-1904) и основатель школы психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939). Истоки происхождения государства сторонники психологи­ческой теории искали в особенностях человеческой психоло­гии. Человек имеет врожденное психологическое стремление к общению и к объединению в коллективы. В процессе обще­ния между людьми в любом коллективе происходит разделе­ние на активных индивидов, тех, кому свойственно стремле­ние к власти и управлению, и пассивных, которые склонны к подчинению и подражанию. На основе этого различия психо­логических типов происходит и распределение общественных ролей: активные индивиды формируют группы управленцев, пассивные образуют массу управляемых. Наряду с двумя этим группами существуют и промежуточные психологические типы - те, кто по своим качествам не может стать лидером, но и не желает подчиняться. Для обуздания их агрессивных и разрушительных порывов образуются охранительные и кара­тельные органы, из которых и вырастают структуры государ­ства. Таким образом, в данной теории ведущая роль в возник­новении государства отводится комплексу эмоций, пережива­ний и психологических взаимодействий между людьми.

Зигмунд Фрейд

 

В середине XIX в. Карлом Марксом (1818-1883) и Фридри­хом Энгельсом (1820-1895) была сформулирована материа­листическая (марксистская) теория происхождения госу­дарства. Наиболее полно эта теория была изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Ведущую роль в возникновении государства классики марксизма отводили технологическим, экономиче­ским и социальным процессам. Постепенное совершенствова­ние орудий труда и накопление знаний позволили первобыт­ным людям перейти от присваивающего хозяйства, основан­ного на охоте и собирательстве, к производящему хозяйству, основой которого стали скотоводство и земледелие. Если при­сваивающее хозяйство требовало объединения усилий боль­ших коллективов, то производящее хозяйство могло вестись силами относительно небольших групп людей. Основной хо­зяйственной единицей становится семья - небольшая стабиль­ная группа людей, связанных кровным родством. При благо­приятных условиях некоторые семьи могли производить боль­ше, чем было необходимо для поддержания жизни их членов, что вело к образованию излишков.

 

Карл Маркс

Разделение труда, появление ремесла как самостоятельной сферы хозяйственной деятельности способствовали расшире­нию обмена между коллективами и накоплению внутри от­дельных семей значительных ценностей, передававшихся по наследству. Это вело к имущественному расслоению внутри первобытных коллективов, выделению в племенах влиятель­ных семей, постепенно присваивавших себе наиболее важные должности племенных вождей и старейшин. С другой стороны, подобные перемены вызывали сопротивление малоиму­щих соплеменников, что приводило к острым конфликтам внутри первобытных общин.

Постепенно некогда единое общество раскалывалось на враждебные классы с непримиримыми интересами. Со вре­менем влиятельные семьи добивались, чтобы накопленные ценности не перераспределялись внутри всего племени, а за­креплялись за членами одной семьи. Так формировался ин­ститут частной собственности. Богатые и влиятельные семьи были заинтересованы не только в сохранении уже накоплен­ных ими ценностей, но и в том, чтобы заставить работать на себя своих нуждающихся соплеменников. Господствующее положение состоятельной верхушки общины закрепляется в обычаях и правилах, для защиты и соблюдения которых создаются органы принуждения: суд и постоянное войско. Из них постепенно вырастают государственные структуры, всегда выражающие и защищающие интересы экономически господствующего класса.

В ходе исторического развития господствующие классы могут меняться, но не изменяется роль государства: оно всегда является инструментом угнетения и эксплуатации имущими классами (рабовладельцев, феодалов, буржуазии) неимущих (рабов, крестьян, пролетариата). С исчезновени­ем деления общества на классы исчезнут и классовые проти­воречия, а значит, отпадет необходимость в существовании государства. Исторический круг замкнется: человеческое общество вернется к бесклассовому существованию и урав­нительному распределению на основе общности имущества - коммунизму.

Ирригационная теория происхождения государства была предложена в прошлом веке немецким и американским уче­ным Карлом Витфогелем (1896-1988). Он обратил внимание на то, что первые государства появились в тех регионах, где жизнь и хозяйственная деятельность людей сильно зависят от крупных рек (Нила в Египте, Тигра и Евфрата в Месопо­тамии, Янцзы и Хуанхэ в Китае). Стабильное земледелие в этих районах возможно лишь при наличии ирригационных систем (каналов и плотин). Их сооружение и обслуживание требует привлечения огромных масс людей и выполнения до­статочно сложных управленческих функций. Кроме того, для привлечения и удержания на строительстве такого большого количества работников требовалось постоянное принуждение. Контроль над водой, без которой в засушливых или затопляе­мых районах было невозможно стабильное земледелие, давал местной элите возможность держать в подчинении массы ря­довых тружеников. Именно в ходе сооружения ирригацион­ных систем Древнего Востока формировались управленческие структуры, из которых выросло государство.

Практически все перечисленные теории происхожде­ния государства выдвигают на первый план какой-то один определенный фактор: социальный, экономический, психо­логический, биологический, духовный. Между тем данные современных исследований в области истории, археологии, этнографии, культурологии свидетельствуют о том, что воз­никновение государства было достаточно долгим и сложным процессом. У разных народов и в разные эпохи те или иные факторы могли приобретать особенно большое значение, но в целом переход от первобытно - общинного строя к государ­ственной организации общества был обусловлен действи­ем целого комплекса факторов и множества причин. Лишь изучение всей совокупности предпосылок, рассмотрение сложного взаимодействия разных факторов позволит по­нять и объяснить процесс возникновения государства, про­текавший неодинаково у разных народов и в разные истори­ческие эпохи.

 

Карл Витфогель

 

Вопросы

1. Назовите важнейшие теории происхождения государства и их авторов.

2. Раскройте основные положения любой из теорий проис­хождения государства.

3. История каких народов и государств, на ваш взгляд, в больше степени иллюстрирует ту или иную теорию? 

4. Какая теория больше всего, на ваш взгляд, подтверждает создание государства в истории нашей страны?

Задания

  1. Заполните таблицу в тетради.

«Теории происхождения государства»

Название теории Сторонники теории Основные положения теории Аргументы в обоснование/ опровержение
       

 

2. Какая из теорий происхождения права кажется вам наиболее, а какая - наименее убедительной? Приведите по три аргумента в за­щиту своего мнения.

 

3. Расставьте по степени значимости приведенные ниже факторы, обусловившие возникновение государства. Впишите номера в правильной последовательности в левый столбик таблицы.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 633; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!