ТОЛЕРАНТНОСТЬ И КОНФЛИКТ В СИСТЕМЕ «Я И ДРУГИЕ»



В процессе своего развития человек, как известно, присваивает общественно значимые ценности, социальные нормы и установки. Каждый, входя в этот мир, сразу же соприкасается с культурой данного общества. Начиная от пеленок и памперсов, способа нянчить ребенка, пеленать, кормить и, конечно, включая все формы взаимодействия, общения с ним — это формы проявления традиций и культуры общества. При этом, как отмечает В.С.Мухина, «человеческое существо может подняться в своем развитии до уровня личности только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением и присвоение духовного опыта, который накоплен человечеством» [65, с. 42].

Окружение большинства людей по жизни — близкие люди (родные, друзья, сотрудники, знакомые), взаимодействие с которыми может быть в целом оценено либо со знаком «плюс», либо со знаком «минус». Хороший контакт и позитивные отношения с этими людьми улучшают наше самочувствие, повышают авторитет, создают ощущение благополучия. Принося радость и пользу им, положительно влияя на свое ближайшее окружение, человек ожидает ответной привязанности, любви с их стороны. Как приятно, когда кто-то искренне испытывает к вам хорошие, добрые чувства, благодарит вас за доброе дело, за помощь или поддержку. Вот тогда-то и появляется ощущение, что «Я хороший», на которое снова возникает ответное чувство, признание, принятие, т.е. «Ты хороший». Модель «Я хороший — Ты хороший» начинает работать, создавая ощущение благополучия и равновесия с миром. В замечательной книге Г.Харриса «Я хороший, Ты хороший» подробно рассмотрены четыре основные модели взаимодействия:

Я хороший — Ты хороший,

Я хороший — Ты плохой,

Я плохой — Ты хороший,

Я плохой — Ты плохой.

Все эти модели закладываются еще с момента рождения, даже зарождения человека. Ведь уже от того, желанным или нежеланным является ребенок для будущих родителей, зависит многое. Если ребенок желанный, то он получает еще в утробе матери сигналы, что он хороший, и отвечает на это соответствующими реакциями, формируя свое ответное чувство к миру — «Ты хороший». Такой ребенок впоследствии будет более открыт для взаимодеиствия и общения, меньше предрасположен (при прочих равных условиях) к болезням, беспокойству, страхам и т.д. Нежеланный ребенок, напротив, испытывая влияние негативных материнских эмоций, может исходно сформировать модель «Я плохой — Ты плохой», что будет свидетельствовать о предрасположенности к конфликтности, агрессивности. Очень часто исходно позитивную модель взаимодействия ломает окружение (известные случаи попадания в плохие компании, тюрьму и т.д.).

Важно подчеркнуть, что уверенность в своих силах, успешность человека создают модель «Я хороший — Ты хороший». Это своеобразная модель счастья, к которому мы все так стремимся в жизни. Данная модель, создавая человеку внутреннее равновесие, способствует и установлению равновесия с миром. Случается, конечно, что это равновесие нарушается. Это особенно ярко проявляется, когда нами недовольны, когда на нас сердятся или раздражаются, а мы испытываем чувство обиды, вины или ответное чувство злобы, раздражения. Встроенная в нас модель «Я хороший — Ты хороший» сместилась и превратилась сначала в «Я плохой — Ты хороший». Такая модель работает, когда человек понимает, например, что виноват в чем-то, что не хотел, но так получилось. Если давление, оказываемое на него, становится чрезмерным (по времени или силе), возникает чувство протеста, которое снова приводит к равновесию, только теперь — негативному. Начинает работать модель «Я плохой — Ты плохой». Как часто можно наблюдать ее у подростков, в особенности у тех, кого называют трудными. Постоянно получая замечания, а иногда и придирки взрослых, подрастающий и начинающий осознавать себя личностью подросток протестует против того, что он плохой. Вот она — модель, работающая на порождение конфликтов, раздражения, агрессии и т.д.

Толерантность в этом смысле более всего соответствует модели «Я хороший — Ты хороший», только с одной-единственной оговоркой — такая модель осознается как потребность, необходимость относиться прежде всего к другому, показывая, что он хороший. Это, скорее, модель «Ты хороший — Я хороший», в которой безусловное принятие другого диктуется не желанием что-то за это получить, а собственной позицией и отношением к человеку как ценности. Исходное отношение к другому (не такому, как я сам) с позиций «Ты хороший» открывает путь к развитию межличностных отношений и равновесию в обществе. И если это действительно толерантность, а не манипуляция, как в басне И.А.Крылова, где «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку», то она предполагает принятие другого таким, какой он есть с исходной посылкой поиска в нем хорошего. Неумение проявить нужную толерантность к другим оборачивается потерями, причем для всех.

При этом, конечно же, следует осознавать, что выработать такое отношение к другому не всегда удается сразу, а иногда кажется просто недостижимым. В тот момент, когда я наиболее активно размышляла над этим вопросом, произошел случай, который заставил еще раз подумать о границах моей собственной толерантности. В переполненный вагон метро в час пик входит женщина, очевидно бомж, вокруг которой почти мгновенно образуется свободное пространство. Кто-то вышел не на своей остановке, оставшиеся сбились в кучку в противоположной стороне от этой женщины, а я оказалась на скамейке напротив. Решив проявить толерантность, сочувствуя ее незавидному положению, я выдержала чудовищные запахи, которые от нее исходили, но когда она запустила обе руки в голову и стала активно чесаться, что-то сбрасывая на пол, мое терпение лопнуло, и я вышла из вагона. Мысли о толерантности не оставляли, не давали покоя. В результате можно сказать, что все люди, находившиеся в вагоне, поступили достаточно толерантно, не было никаких выпадов, не было даже внешне проявленной критики со стороны пассажиров. Все просто молча отошли от объекта, вызывавшего столь сильные негативные эмоции. А нужно ли менять свое отношение, расширять границы толерантности в таких ситуациях? Думаю, что здесь есть два важных момента: одно — сочувствие и помощь людям, попавшим в беду. Бомжи не всегда по собственной воле опустившиеся люди, и здесь есть о чем подумать каждому из нас и всем вместе; другое — чистоплотность и правила совместного пользования транспортом, где все-таки и другой стороне можно было бы подумать о людях, спешащих на работу.

Толерантность — активная позиция, предполагающая принятие другого, иного, чем я сам, не нарушающая внутреннего равновесия, но учитывающая другого. В этом случае правила, социальные нормы были нарушены, что вызвало дезорганизацию системы: один раз — когда человек оказался на дне и, возможно, не получил должной поддержки, а второй раз равновесие было нарушено ее приходом в вагон в таком виде. При этом толерантность как осознанная ценность предъявляет определенные требования, которые в идеале принадлежат лишь индивиду и являются его собственным выбором. Можно подумать, что «я недостаточно толерантен», но, пожалуй, неверно сказать, что «ты не толерантен». Это требования цивилизованного человека и зрелой личности, которые обращены к самому себе. Как же быть с другими, не желающими или не способными действовать по правилам, которые начинаются с себя? Думаю, что это свидетельство Уровня развития, которое предполагает взаимность. Представьте себе, что каждый начнет предъявлять такие требования в любви: «Если я тебя люблю, то и ты отвечай мне тем же». Такая взаимность желательна, но бывает ведь и безответная любовь. Для того чтобы толерантность стала эффективно работать, мы должны ее осознать и принять.

В наш стремительный век, когда границы личного окружения неуклонно расширяются, телефон, телеграф, компьютер, Интернет или машина, поезд, самолет открывают человеку все новые возможности для сближения всего человечества. Сегодня можно не выходя из дома, участвовать в конференциях, беседовать с друзьями, находящимися в этот момент в другой части света, и т.д. Парадокс состоит в том, что, будучи созданными для сближения, объединения людей, именно они-то нас и разобщают, порождая новые психологические трудности. Сегодня массовое появление компьютера в нашей жизни привело к тому, что дети проводят много времени, общаясь с компьютером, а не со своими родителями. Приходя домой, мы продолжаем часто «работать» по телефону, вместо того чтобы уделить внимание близким. Вместо теплых писем мы отсылаем скупые телеграммы и т.д. Преодолевая с помощью самолета или поезда огромные расстояния, мыз мчимся вперед, покидая своих самых близких людей, как будто стремимся убежать от них в мир чужих и незнакомых нам людей. Может быть, стоит еще раз присмотреться к людям, с которыми приходится иметь дело чаще всего. Такой анализ поможет лишний раз убедиться, что семья, друзья и знакомые — каждый из них играет особую роль в нашей судьбе. Выбирая друзей, общаясь с ними, мы также оказываем влияние на их судьбу, так же, как и они, становимся учителями, т. е. берем на себя ответственность. Помните, в «Маленьком принце» А. Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Важно понять, какова эта роль и что ценного для нас в этом общении, какие цели мы перед собой ставим и что является нашей главной ценностью. Каждое решение, которое мы принимаем в своей жизни, становится выбором, а следовательно, и отказом от чего-то. Какова будет цена этого отказа? Ставя перед собой цели, человек не должен забывать о ценностях.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

 

САМОСОЗНАНИЕ И ЦЕЛОСТНОСТЬ Я

Человек на протяжении всей жизни строит, достраивает и перестраивает собственную личность. Весь опыт его жизни, а также предвосхищаемое будущее закрепляются в виде убеждений и ценностей, которые регулируют восприятие и понимание окружающего мира. Траектория жизни человека, состоящая из множества разных форм поведения, представляет собой результат непрерывного взаимодействия трех факторов: наследственности, среды и личности. Именно они делают человека уникальным и неповторимым. Жизненный путь личности (выбор профессии, карьера, преодоление жизненных кризисов, общение в семье и т.д.), охватышаюший все многообразие жизни человека, отражает развитие чичности. Человек приобретает способность управлять событиями, разрешать конфликты, формировать отношения с другими людьми, легче адаптируясь к меняющимся социальным условиям, а главное — способность активно регулировать свое поведение, корректировать свое Я, совершенствуя при этом знание о

себе.

Сознание человека исследует окружающие предметы и явления, а самосознание (как особая форма познания человека) направлено на самого себя. Развитие самосознания идет от простого к сложному. Младенцы поначалу не способны отделить себя от окружающего мира. До определенного момента ребенок может играть со своей ногой, причинять себе боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощущений. Первое, что осознает ребенок в возрасте до года, — границы своего тела. Это очень важное завоевание самосознания. Тело для нас — это система координат, относительно которой мы воспринимаем верх, низ, правую или левую сторону и т.д. При потере такой способности определять границы своего тела (например, в невесомости или в специальной камере, где изменяются обычные ощущения) у человека возникает чувство нереальности происходящего. Постепенно ребенок развивает свое телесное Я, начинает все больше сознавать собственное тело, убеждаясь, что оно существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему.

Следующий этап развития связан с формированием у ребенка способности к самостоятельным действиям с предметами. Благодаря этому ребенок начинает воспринимать себя как активного субъекта. К трем годам у него появляется местоимение «я», что окончательно закрепляет осознание им своей личности (идентификация). После чего начинается длительный период развития самооценки. Дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, узнают, что они младше своих старших братьев и сестер, что у них более темные или светлые волосы, что они более упитанные или более худощавые.

В дошкольном возрасте самооценка ребенка основывается на чужих мнениях, преимущественно родителей и воспитателей, постоянно оценивающих его. Здесь очень важно помнить, что баланс между положительными и отрицательными характеристиками в самооценках детей нарушает внутреннее равновесие, сдвигает модель «Я хороший — Ты хороший». Представления о себе у Дошкольников весьма ситуативны, неустойчивы и эмоционально окрашены. Стоит ребенку в чем-нибудь превзойти других, как он Уже считает, что стал самым лучшим, а первая же неудача приводит к снижению самооценки.

В школьные годы у ребенка складывается логическое мышление, в это время начинает возрастать роль друзей и их мнений, расширяется круг общения. Дети могут демонстрировать свои спо-собности, а также заявлять о своих предпочтениях и правах. Цх знания о себе расширяются настолько, что уже включают целый ряд оценок собственных качеств. Пятиклассник может охарактеризовать себя личностно. В этот момент можно услышать от него такие личностные характеристики, как «пользующийся уважением и любовью сверстников», «всегда готов помочь другому» или «он упрямый и упорный, несдержанный».

Он характеризует себя и в социальном плане — «хороший ученик», «неважный спортсмен», «сын», «верный друг», «хороший товарищ». Эти качества логически обоснованы и организованы. Сопоставление младшим подростком разных мнений о себе позволяет ему вырабатывать свое собственное мнение. Оценки становятся все более обобщенными, стабильными и рациональными.

Следующий этап — старший подростковый возраст — связан с развитием моральной самооценки, которая строится на основе его способности подростка к выяснению моральных суждений о чужих и собственных поступках. Самооценка принимает постепенно все более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную личность становится первостепенной задачей. Именно в этот период они начинают задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. Обнаружение в себе новых способностей в юношеском возрасте приводит к целостному, связному представлению о себе — к формированию Я-концепции.

Я-концепция — совокупность всех представлений о различных сторонах своей личности и организма. Она состоит из многочисленных образов Я. Выделяют: Я в настоящем, Я в прошлом, Я в будущем, или еще более детально: Я в 5 лет, Я в 10 лет, 15 лет и т.д. По содержанию можно выделить образы: Я-физическое, Я-умственное, Я-эмоциональное, Я-социальное. По источнику информации можно выделить разные зеркальные Я: Я глазами мамы, Я глазами друга и т.д. Все эти образы служат регуляторами поведения человека и взаимодействия с другими людьми. Поэтому наряду с отражением информации о самом себе самосознание выполняет еще и функцию саморегуляции. Чем более адекватной является Я-концепция человека, тем легче ему управлять своим поведением. Если же человек заблуждается относительно своих качеств, то он уподобляется путнику, который ориентируется по неверной карте. На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека одновременно стремится сохраниться и претерпевает изменения. Важные события жизни — поступление в учебное заведение, женитьба или развод, рождение детей, потеря

242

лли смена работы, война, личные трагедии — заставляют пересматривать отношение к себе.

Я-концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте, не говоря уже о взрослом, должны быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе произойдет фрагментация личности и человек будет страдать от смешения ролей. Я-концепция включает в себя как реальное, так и идеальное Я — наши представления о том, каковы мы на самом деле, и о том, какими бы нам следовало быть. Человек, воспринимающий эти два Я как не слишком далеко отстоящие друг от друга, скорее станет зрелым и приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное Я намного ниже Я-идеального.

Мы склонны наблюдать свое поведение и следить за тем, чтобы оно соответствовало нашим представлениям о самих себе. Свою индивидуальную концепцию в силах изменить лишь сам субъект. Только он может сделать ее более реалистичной, переосмыслить выпавшие на его долю трудности, научиться их решать. То, как человек воспринимает собственное поведение и его последствия, также зависит от особенностей его личности. Например, одни люди будут объяснять свои поступки и интерпретировать их, объясняя все внутренними причинами, а другие будут систематически все объяснять внешними обстоятельствами.

Представление человека о самом себе и то, каким знают его другие люди, никогда полностью не совпадают. Каждый извлекает из собственных переживаний нечто существенное со своей точки зрения и создает образ человека, модель его (или своей) личности, как он ее себе представляет. Всем известно, что человек идеализирует объект своей любви, «выдумывает его» и создает контрастный образ врага. По тому же принципу создается образ себя любимого, вот почему «в сердце каждого убийцы есть место, где помещается он сам, совершенно невинный». Ни создать, ни сохранить свое Я в одиночестве невозможно. Бывает, что положение члена ученического коллектива обесценено. Например, успехи ребенка в школе ничего не значат для окружающих, напротив, его участию, скажем, в спортивной команде придается большое значение, и здесь каждый его успех находит общее признание. Конечно, чтобы получить желаемое подкрепление (признание), человек должен, во-первых, выбрать группу, в которой более всего могут проявиться его способности, во-вторых, должен во всех своих Действиях соотноситься с ожиданиями данной группы. Так, порой хороший ребенок попадает под дурное влияние.

Однако возможен и другой процесс. Человек может почувствовать, что он не может рассчитывать на признание со стороны авторитетных для него людей, тогда остается одно — найти другую группу, отличную отданной, и провозгласить ее единственно заслуживающей признания. Если такой группы реально не суще, ствует, это не так уж и важно: ее можно придумать, отнести в прошлое, будущее, в загробную жизнь или на другую территорию.

Большинство непризнанных художников и поэтов самоотверженно работали в уверенности, что будущие поколения их оценят. Более того, есть соображения, что вообще писательский труд возник из желания найти себе собеседников или единомышленников вне времени и пространства.

Я-концепция обнаруживает тенденцию к самоподкреплению, поэтому, однажды возникнув, она очень избирательно принимает в данную категорию новые переживания или новую информацию. Серьезный вклад в разработку этого понятия внес Манфред Кун, рассматривающий Я-концепцию как основу для организации личности. Кун выделяет пять функций данного образования в регуляции поведения:

а)                  собственной идентичности;

б)                собственных интересов, симпатий и антипатий;

в)               своих целей и продвижения к успеху;

г)                системы соотнесения, в центре которой находится сам индивид в окружении значимых объектов;

д)                      самооценивания.

Центральным в Я-концепции индивида, как считает М. Кун, является его идентичность, т.е. его позиция в обществе, определяемая его статусами в группах (лидер, аутсайдер и т.д.), членом которых он является. Методика М. Куна, где испытуемому предлагается бланк, на котором обозначено 20 пронумерованных пустых линеек и на каждой из них следует ответить на простой вопрос: «Кто Я?», позволяет сделать далеко идущие выводы о субъективной идентификации человека.

Процесс самопознания не имеет границ, так как сам объект постоянно меняется. Человек меняет роли, переходит из одной возрастной категории в другую, и для того чтобы его самосознание было адекватным, ему приходится постоянно корректировать представление о себе.

Одним из первых психологов, кто заинтересовался проблемой личностного самоопределения, был Эрик Эриксон. Эта проблема была связана с обстоятельствами его личной жизни. По отцу датчанин, он воспитывался в семье отчима — немецкого еврея. Став психоаналитиком, но не имея при этом специального медицинского образования (он получил художественное образование), Э. Эриксон всегда себя чувствовал неловко среди профессиональных психоаналитиков. Наконец, приход к власти фашистов заставил его переехать в США, где он с трудом привыкал к американским традициям и культуре.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 462; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!