ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ИХ ПРИОРИТЕТ



Важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют такие факторы, как жизненные цели, представления о будущем, ценности и т.п. В книге Максуэла Мольца «Я — это Я, или Как стать счастливым» отмечается: «Человек — существо, которое всегда стремится к какой-нибудь цели; он живет нормально и естественно, когда сориентирован на определенную цель. Состояние счастья и есть признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым» [64, с. 21].

Почему именно эта концепция представляется нам особенно привлекательной для работы с толерантностью? Дело в том, что существует устойчивый стереотип, который связывает в нашем сознании слова «цель», «план» со скучной, неинтересной и часто бесполезной работой. Собрав всю свою волю и отодвинув все, что тебе в жизни приятно и интересно, ты должен в поте лица реали-зовывать этот план или цель, и в конце концов выяснится, что не так уж и нужно было это делать и немногого удалось достичь. М.Мольц настаивает на том, что в действительности достигнуть цели можно, лишь расслабившись, забыв про волевые усилия, которые только вредят. Важнее понять, чего по-настоящему хочешь достичь. «Человеческий мозг и вся нервная система действуют целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей. Они функционируют как великолепный, «направленный на заданную цель механизм», как своего рода внутренняя автоматическая система наведения, которая работает на вас, как «механизм успеха» или «механизм неудач», в зависимости от того, как ВЫ, оператор, управляете им и какие устанавливаете ему цели» [64, с. 98]. Если цель ясна и сильна, она будет действовать сама.

Стремление к позитивной цели — ключ к счастливой жизни. Вот почему, думая о конфликтах и работая с ними, меня все время не покидала мысль о том, как можно сформулировать эту Цель. Приходили самые разные формулировки, прежде всего чего бы мне не хотелось: «Я не хочу быть конфликтным», «Не хочу страдать от чужой конфликтности» и т.д. или «Я хочу уметь разрешать конфликты», «Хочу управлять конфликтом», «Хочу предупреждать конфликты» и т.д. Обратите внимание, что все цели формулируются либо как отрицание в себе чего-то, либо как программа действий или поведения. А как это отразится на личностных характеристиках? На вопрос: «Каким хочу я быть?» — весьма трудно найти такую формулировку. Когда мне удалось найти термин «толерантность», он оказался весьма важным для моей собственной жизни, а затем и для многих других людей. «Я хочу быть толерантным человеком», — сказала я себе и поняла, что это именно то, что так мучительно искала. Ведь толерантный человек — это тот, кто, сохраняя свою собственную позицию, внутреннюю свободу, ответственно относится к другим людям, ощущает и замечает их присутствие, но не подстраивается под них, а согласует свои действия со своей внутренней позицией, не забывая о существовании других людей, создавая и им условия для проявления внутренней толерантности. Совершенно простой пример того, как это может быть. Допустим, вы идете по улице и решили выбросить бумажку от съеденного мороженого. Можно ее выбросить, просто не подумав о других, тогда это интолерантность, т. е. не учет других, продиктованный незнанием социальных норм или нежеланием их соблюдать. Можно, прежде чем бросить, подумать — сделать этот или нет, и, увидев, что другие тоже бросают, сделать и самому то же самое. Здесь мы опять получаем интолерантность, но несколько иного плана, поскольку отсутствует собственная позиция. Негативный пример другого человека не снимает ответственности с меня самого, если я выбираю позицию толерантности. Увидев даже не одну такую бумажку, можно поступать воспитанно — выбрасывать независимо ни от чего в урну, подавая другим пример или создавая образцы поведения, учитывающие других людей, их интересы, чувства и т.д.

Понятно, конечно, что в данном случае ситуация упрощена до крайности, но сделано это намеренно, чтобы иметь возможности предельно упрощенно показать и конфликты. Та модель, в которой, увидев брошенную бумажку, мы позвали бы милиционера и заставили бы человека бросившего поднять ее, была в нашей жизни, но она ничего общего не имеет с толерантностью, поскольку здесь внешнее воздействие.

Толерантность — система отсчета, предполагающая осознание собственных принципов и ценностей и умение соотнести их с таковыми в обществе.

Итак, определение собственных жизненных целей — это лишь шаг к успешности. Научиться пользоваться всеми своими лучшими, сильными сторонами для того, чтобы достигать этих целей, не нанося вреда другим, — вот путь к толерантности. Человеческая жизнь — мозаика нашего внутреннего мира, которая встраивается в мозаику внешнего мира. Поэтому сначала следовало бы понять, каковы наши жизненные цели, чего хотим достичь внутренне и внешне.

Часто можно услышать, что человек жалуется на то, что, пока добивался карьерных успехов, растерял друзей, изменились отношения в семье и т.д. Другие жалуются на то, что отдали много сил семье, детям и не сделали карьеры. Понятно, что это жизненно важные решения и от них зависит удовлетворенность результатами. Важно, чтобы выбор был действительно вашим. Иными словами, необходимо осознать свои собственные потребности и ценноcrtiu и соотнести их с таковыми в обществе, в котором живете, уяснив это, легко наметить собственные конкретные цели и, исходя из них, определить, что бы вы хотели изменить в своем поведении, а также подумать, как добиться поставленной цели. Достаточно простые правила могут помочь в этом, если следовать им неукоснительно. Ставя перед собой цель, необходимо ясно представлять себе ее важность. Оценив это, вы одновременно ответите себе на вопрос: стоит ли вообще заниматься на данном этапе именно этой целью? Необходимо понять, что для вас является действительно важным, интересным и более всего соответствующим вашим ценностям. Что не менее важно, так это понимание того, какую ценность это будет иметь еще и для других (для близких, друзей, коллег, т.е. для тех, кто рядом с вами, и для общества).

„T„Ѓ„‚„p„w„~„u„~„y„u 1

„B„Ђ„x„Ћ„}„y„„„u „{„p„‚„p„~„t„p„Љ „y „q„…„}„p„s„…, „…„ѓ„„„‚„Ђ„z„„„u„ѓ„Ћ „Ѓ„Ђ„…„t„Ђ„q„~„u„u, „Ѓ„Ђ„ѓ„„„p„‚„p„z„„„u„ѓ„Ћ, „~„u „ѓ„„„p„r„‘ „ѓ„u„q„u „~„y„{„p„{„y„‡ (!) „Ђ„s„‚„p„~„y„‰„u„~„y„z, „~„p„‚„y„ѓ„Ђ„r„p„„„Ћ „ѓ„r„Ђ„ђ „q„…„t„…„‹„…„ђ „w„y„x„~„Ћ Ѓ\ „„„p„{, „{„p„{ „r„Ќ „‡„Ђ„„„u„|„y „q„Ќ, „‰„„„Ђ„q„Ќ „Ђ„~„p „ѓ„|„Ђ„w„y„|„p„ѓ„Ћ, „ѓ „„„u„}„y „t„Ђ„‚„Ђ„s„p„}„y, „Ѓ„Ђ „{„Ђ„„„Ђ„‚„Ќ„} „r„Ќ „‡„Ђ„„„u„|„y „q„Ќ „Ѓ„‚„Ђ„z„„„y, „ѓ „„„u„}„y „r„u„‚„Љ„y„~„p„}„y, „~„p „{„Ђ„„„Ђ„‚„Ќ„u „r„Ќ „‡„Ђ„„„u„|„y „q„Ќ „r„x„Ђ„z„„„y.

„N„p„‰„~„y„„„u „ѓ„Ђ „ѓ„Ѓ„y„ѓ„{„p „„„Ђ„s„Ђ, „Ђ „‰„u„} „r„Ќ „}„u„‰„„„p„u„„„u, „{„u„} „‡„Ђ„„„y„„„u „ѓ„„„p„„„Ћ, „{„p„{„y„} „‡„Ђ„„„y„„„u „ѓ„„„p„„„Ћ, „s„t„u „w„y„„„Ћ, „‰„u„} „x„p„~„y„}„p„„„Ћ„ѓ„‘, „‰„„„Ђ „y„}„u„„„Ћ. „R„Ђ„ѓ„‚„u„t„Ђ„„„Ђ„‰„Ћ„„„u„ѓ„Ћ „y „r „„„u„‰„u„~„y„u 10Ѓ\15 „}„y„~ „x„p„ѓ„„„p„r„Ћ„„„u „ѓ„r„Ђ„z „{„p„‚„p„~„t„p„Љ „q„u„ѓ„Ѓ„‚„u„‚„Ќ„r„~„Ђ „‚„p„q„Ђ„„„p„„„Ћ. „C„t„u „„„Ђ„|„Ћ„{„Ђ „}„Ђ„w„~„Ђ „ѓ„Ђ„{„‚„p„‹„p„z„„„u „ѓ„|„Ђ„r„p „y „Ѓ„u„‚„u„‡„Ђ„t„y„„„u „{ „ѓ„|„u„t„…„ђ„‹„u„}„… „w„u„|„p„~„y„ђ. „X„…„r„ѓ„„„r„…„z„„„u „ѓ„u„q„‘ „‡„Ђ„x„‘„y„~„Ђ„}, „{„Ђ„‚„Ђ„|„u„}, „t„p„z„„„u „r„Ђ„|„ђ „ѓ„r„Ђ„u„}„… „r„Ђ„Ђ„q„‚„p„w„u„~„y„ђ, „Ђ„„„q„‚„p„ѓ„Ќ„r„p„z„„„u „Ђ„s„‚„p„~„y„‰„u„~„y„‘. „E„ѓ„|„y „{„p„{„y„u-„„„Ђ „ѓ„Ђ„}„~„u„~„y„‘, „Ђ„s„‚„p„~„y„‰„u„~„y„‘ „r„ѓ„u „w„u „q„…„t„…„„ „Ѓ„‚„y„‡„Ђ„t„y„„„Ћ „r„p„} „r „s„Ђ„|„Ђ„r„…, „Ѓ„‚„u„t„ѓ„„„p„r„Ћ„„„u „ѓ„u„q„u „}„Ќ„ѓ„|„u„~„~„Ђ, „‰„„„Ђ „r„Ќ „y„‡ „…„t„p„|„‘„u„„„u

„ѓ „Ѓ„Ђ„|„‘.

„H„p„Ѓ„y„ѓ„Ќ„r„p„‘ „„„Ђ, „‰„u„s„Ђ „r„Ќ „‡„Ђ„„„u„|„y „q„Ќ „r „‚„u„x„…„|„Ћ„„„p„„„u „t„Ђ„ѓ„„„y„‰„Ћ, „ѓ„|„u„t„…„z„„„u „„„p„{„y„}

„Ѓ„‚„p„r„y„|„p„}:

1)            „†„€„‚„}„…„|„y„‚„…„z„„„u „ƒ„r„€„y „}„u„‰„„„چ „r „پ„€„x„y„„„y„r„~„چ„‡ „„„u„‚„}„y„~„p„‡ („~„u „پ„y„ٹ„y„„„u, „‰„u„s„€ „q„چ „r„چ „~„u „‡„€„„„u„|„y, „~„€ „„„€„|„ژ„{„€ „„„€, „{ „‰„u„}„… „r„چ „ƒ„„„‚„u„}„y„„„u„ƒ„ژ);

2)        „q„…„t„ژ„„„u „پ„‚„u„t„u„|„ژ„~„€ „{„€„~„{„‚„u„„„~„چ: „پ„‚„u„t„ƒ„„„p„r„ژ„„„u „ƒ„u„q„u, „{„p„{ „ڈ„„„€ „r„چ„s„|„‘„t„y„„, „{„p„{ „پ„p„‡„~„u„„, „{„p„{ „x„r„…„‰„y„„, „{„p„{ „~„p „€„‹„…„پ„ژ; „‰„u„} „ƒ„u„~„ƒ„€„‚„~„€ „q„€„s„p„‰„u „r„p„ٹ„u „€„پ„y„ƒ„p„~„y„u, „„„u„} „q„€„|„u„u „€„~„€ „x„p„t„u„z„ƒ„„„r„…„u„„ „r„p„ٹ „}„€„x„s „t„|„‘ „t„€„ƒ„„„y„w„u„~„y„‘ „ˆ„u„|„y;

3)         „ƒ„€„ƒ„„„p„r„ژ„„„u „‘„ƒ„~„€„u „پ„‚„u„t„ƒ„„„p„r„|„u„~„y„u „€ „‚„u„x„…„|„ژ„„„p„„„u: „‰„„„€ „y„}„u„~„~„€ „q„…„t„u„„, „{„€„s„t„p „r„چ „t„€„ƒ„„„y„s„~„u„„„u „ƒ„r„€„u„z „ˆ„u„|„y („‰„„„€ „r„چ „q„…„t„u„„„u „„„€„s„t„p „‰„…„r„ƒ„„„r„€„r„p„„„ژ, „‰„„„€ „y „{„„„€ „q„…„t„u„„ „r„p„ƒ „€„{„‚„…„w„p„„„ژ, „{„p„{ „ڈ„„„€ „q„…„t„u„„ „r„چ„s„|„‘„t„u„„„ژ, „{„p„{ „r„€„€„q„‹„u „…„x„~„p„„„ژ, „‰„„„€ „r„چ „D„€„ƒ„„„y„s„|„y „„„€„s„€, „{ „‰„u„}„… „ƒ„„„‚„u„}„y„|„y„ƒ„ژ);

4)               „r„p„w„~„€ „†„€„‚„}„…„|„y„‚„€„r„p„„„ژ „„„p„{„y„u „ˆ„u„|„y, „t„€„ƒ„„„y„w„u„~„y„u „{„€„„„€„‚„چ„‡ „x„p„r„y„ƒ„y„„ „€„„ „r„p„ƒ; „~„u „~„p„t„€ „‚„p„ƒ„ƒ„‰„y„„„چ„r„p„„„ژ „~„p „„„€, „‰„„„€ „{„„„€-„„„€ „‰„„„€-„„„€ „t„€„|„w„u„~ „ƒ„t„u„|„p„„„ژ „y „„„€„s„t„p „r„ƒ„u „q„…„t„u„„ „‡„€„‚„€„ٹ„€; „„„€, „{ „‰„u„}„… „r„چ „ƒ„„„‚„u„}„y„„„u„ƒ„ژ, „t„€„|„w„~„€ „پ„‚„y„~„p„t„|„u„w„p„„„ژ „r„p„}, „y„ƒ„‡„€„t„y„„„ژ „€„„ „r„p„ƒ, „q„چ„„„ژ „r„p„ٹ„y„};

5)              „پ„‚„€„p„~„p„|„y„x„y„‚„…„z„„„u „پ„€„ƒ„|„u„t„ƒ„„„r„y„‘ „r„p„ٹ„y„‡ „ƒ„u„s„€„t„~„‘„ٹ„~„y„‡ „ˆ„u„|„u„z, „پ„€„t„…„}„p„z-„S„u. „~„u „~„p„~„u„ƒ„…„„ „|„y „€„~„y „…„‹„u„‚„q„p „t„‚„…„s„y„} „|„گ„t„‘„}; „r„p„ٹ„y „‚„u„x„…„|„ژ„„„p„„„چ „t„€„|„w„~„چ „پ„‚„y„~„€„ƒ„y„„„ژ „پ„€„|„ژ„x„… „y „r„p„} „y „t„‚„…„s„y„}.

„E„ѓ„|„y „Ѓ„Ђ„‘„r„y„„„ѓ„‘ „~„u„Ђ„q„‡„Ђ„t„y„}„Ђ„ѓ„„„Ћ „‰„„„Ђ-„„„Ђ „y„ѓ„Ѓ„‚„p„r„y„„„Ћ, „~„p„t„Ђ „Џ„„„y „y„ѓ„Ѓ„‚„p„r„|„u„~„y„‘ „r„~„u„ѓ„„„y.

„T„Ѓ„‚„p„w„~„u„~„y„u 2

„R„†„Ђ„‚„}„…„|„y„‚„…„z„„„u „r „~„u„ѓ„{„Ђ„|„Ћ„{„y„‡ „„„u„x„y„ѓ„p„‡ „r„p„Љ„y „€„u„|„y: „„„Ђ, „Ђ „‰„u„} „r„Ќ „}„u„‰„„„p„u „„„u, „{ „‰„u„}„… „{„Ђ„~„{„‚„u„„„~„Ђ „ѓ„„„‚„u„}„y„„„u„ѓ„Ћ „Ѓ„‚„‘„}„Ђ „ѓ„u„z„‰„p„ѓ.

„S„u„Ѓ„u„‚„Ћ „Ђ„„„‚„u„†„|„u„{„ѓ„y„‚„…„z„„„u Ѓ\ „Ѓ„Ђ„ѓ„}„Ђ„„„‚„y„„„u „~„p „Џ„„„… „{„p„‚„„„y„~„{„… „{„p„{ „q„Ќ „ѓ„Ђ „ѓ„„„Ђ „‚„Ђ„~„Ќ „y „Ѓ„Ђ„t„…„}„p„z„„„u:

„‰„„„Ђ „y„}„u„~„~„Ђ „u„z („u„}„…) „}„u„Љ„p„u„„ „r „t„Ђ„ѓ„„„y„w„u„~„y„y „€„u„|„u„z? „‰„„„Ђ „u„u („u„s„Ђ) „Ђ„s„‚„p„~„y„‰„y„r„p„u„„?

„B„Ђ„x„}„Ђ„w„~„Ђ, „Ђ„~ „~„u „…„}„u„u„„ „Ђ„„„t„u„|„‘„„„Ћ „s„|„p„r„~„Ђ„u „Ђ„„ „r„„„Ђ„‚„Ђ„ѓ„„„u„Ѓ„u„~„~„Ђ„s„Ђ „y„|„y „Ѓ„|„p„~„y„‚„Ђ„r„p„„„Ћ „r„‚„u„}„‘.

„B„Ђ„x„}„Ђ„w„~„Ђ, „u„ѓ„„„Ћ „€„u„|„Ћ „y „Ѓ„|„p„~, „~„Ђ „Ђ„~ „~„y„{„p„{ „~„u „}„Ђ„w„u„„ „Ѓ„‚„y„ѓ„„„…„Ѓ„y„„„Ћ „{ „u„s„Ђ „‚„u„p„|„y„x„p„€„y„y.

„M„Ђ„w„u„„ „q„Ќ„„„Ћ, „Ђ„~ „t„u„|„p„u„„ „ѓ„|„y„Љ„{„Ђ„} „}„~„Ђ„s„Ђ „t„u„| „Ђ„t„~„Ђ„r„‚„u„}„u„~„~„Ђ. „M„Ђ„w„u„„ „q„Ќ„„„Ћ, „~„p„Ѓ„‚„Ђ„„„y„r, „‰„‚„u„x„}„u„‚„~„Ђ „ѓ„Ђ„ѓ„‚„u„t„Ђ„„„Ђ„‰„u„~ „~„p „‰„u„}-„„„Ђ „Ђ„t„~„Ђ„} „y „…„Ѓ„…„ѓ„{„p„u„„ „Ђ„ѓ„„„p„|„Ћ„~„Ђ„u.

„M„Ђ„w„u„„ „q„Ќ„„„Ћ, „Ђ„~ „Ѓ„‚„Ђ„ѓ„„„Ђ „q„Ђ„y„„„ѓ„‘, „‰„„„Ђ „~„y„‰„u„s„Ђ „~„u „Ѓ„Ђ„|„…„‰„y„„„ѓ„‘. „P„Ђ„Ѓ„‚„Ђ„q„…„z„„„u „Ѓ„Ђ„ѓ„Ђ„r„u„„„Ђ„r„p„„„Ћ „Џ„„„Ђ„}„… „‰„u„|„Ђ„r„u„{„…, „‰„„„Ђ „}„Ђ„w„~„Ђ „u„‹„u „ѓ„t„u„|„p„„„Ћ.

„B„Ђ„Ѓ„‚„Ђ„ѓ„Ќ „y „x„p„t„p„~„y„‘ „t„|„‘ „ѓ„p„}„Ђ„ѓ„„„Ђ„‘„„„u„|„Ћ„~„Ђ„z „‚„p„q„Ђ„„„Ќ

„P„Ђ„t„…„}„p„z„„„u, „{„p„{ „r„Ќ „Ѓ„Ђ„r„u„t„u„„„u „ѓ„u„q„‘ „r „ѓ„|„u„t„…„ђ„‹„y„‡ „ѓ„y„„„…„p„€„y„‘„‡.

1. Вы сидите в переполненном автобусе, рядом стоит молодой человек с мороженым, съеденным меньше чем наполовину. Быстро тающее мороженое представляет р„u„p„|„Ћ„~„…„ђ „…„s„‚„Ђ„x„… „r„p„Љ„u„}„… „{„Ђ„ѓ„„„ђ„}„…. „B„Ќ „ѓ„{„Ђ„‚„u„u „r„ѓ„u„s„Ђ:

•            возмутитесь и потребуете от этого пассажира покинуть общественный транспорт;

•           привлечете внимание других пассажиров и попросите их вытолкать невежу;

•           вежливо попросите этого молодого человека отодвинуться от вас;

•           встанете и уступите ему свое место, чтобы он мог спокойно закончить есть мороженое;

•          свой вариант. 2. Вы задержались и, когда вернулись домой, в ответ на гнев своей

мамы (жены, мужа) и на вопрос: «Сколько раз тебе можно ужин разогревать?» — отвечаете:

•           «Подумаешь, большая проблема. Сколько надо, столько и будешь»;

•              «Прости, пожалуйста, что не предупредил, срочные дела задержали, я потом тебе все расскажу»;

•          «Не волнуйся, мамочка, иди отдыхай. Я сам все разогрею, положу и посуду за собой вымою»;

•           свой вариант. 3. Вы автолюбитель и нарушаете сразу несколько правил дорожного

движения: превысили скорость, не остановились по первому требованию инспектора, ваши действия могли спровоцировать аварийную ситуацию на дороге. Инспектор предъявляет требования, а вы:

•          оправдываетесь, просите закрыть глаза на допущенные нарушения;

•               предлагаете вместо штрафа или какого-либо другого вида наказания определенную сумму денег;

•            готовы понести не слишком строгое наказание;

252

. готовы понести наказание, но только строго в рамках закона; . свой вариант.

Контрольные вопросы и задания

1.                   Как выглядит проблема конфликта и толерантности в историческом ракурсе?

2.                   Каковы основные теории социальных конфликтов, их основные

идеи?

3.             Какова роль толерантности в индивидуальном развитии человека в системе «Я и другие»?

4.              Как вы понимаете термин «Я-концепция»?

  1. Каковы основные принципы толерантности?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Появление конфликтологии как самостоятельной научной дисциплины, вероятно, является своеобразным ответом на объективно сложившуюся ситуацию в стране и в мире. Умение эффективно действовать в конфликтных ситуациях, разрешать конфликты является важной способностью современного человека и не менее важной основой для выживания всей планеты. Человек живет среди людей и, взаимодействуя с ними, реализует свои потребности, желания, преследует собственные цели, интересы и т.д. Мир превратился бы в арену столкновений, самоутверждений или стал бы полем сражений, если бы люди не учились постоянно согласовывать свои цели и интересы.

Отношение к конфликту как к явлению сугубо негативному породило сначала у людей боязнь конфликта (конфликтофобию), а отношение — как к позитивному явлению, когда конфликт буквально приветствуется, — по логике, должно привести к стремлению к конфликту (конфликтомании). Жизнь же устроена так, что истина, правда всегда ищет «золотую середину». Обе позиции — и боязнь конфликта, и стремление к нему — являются крайними, а следовательно, этой самой «золотой серединой» может стать толерантность. Признав наличие конфликта как факт и то, что он является одним из факторов развития, необходимо учитывать и то, что есть еще и «иная возможность существования и сосуществования», способствующая поддержанию равновесия, устойчивости и одновременно допускающая изменения, способствующая саморазвитию.

Наряду с конфликтом ученые все более явно различают многочисленные «феномены симбиоза» непохожих видов, этносов, личностей, в которых не борьба, а взаимопомощь является определяющей. Толерантность как универсальная норма такого сосуществования способствует сохранению разнообразия на Земле, более полному и осознанному эволюционному развитию и саморазвитию.

Жизнь каждого человека, его внутренний мир встраивается в мозаику внешнего мира, а значит, важно понять, чего именно вы хотите достичь внутренне и внешне, иными словами, понять свои собственные потребности и ценности и соотнести их с обществом, в котором живете. Уяснив это, легко наметить конкретные цели и, исходя из них, определить, что бы вы хотели изменить в своем

254

поведении, а также подумать, как добиться поставленной цели. Существует немало препятствий, омрачающих нашу жизнь, раскатывающих нашу уверенность, но более всего — неверное представление о самом себе.

В древности на вратах Дельфийского храма было написано: «Познай себя». Вероятно, это актуально и сегодня для каждого человека. Для того чтобы хорошо жить, чтобы совершенствовать нашу жизнь, изменять окружающую действительность, необходимо каждому человеку полнее использовать собственный потенциал, а для этого надо учитывать собственные достоинства и понимать ограничения, уметь в полной мере использовать свои способности и талант, постоянно развивая их. Практически вся наша жизнь уходит на конструирование собственной личности и ее отношений с окружающим миром, а результатом становятся наша судьба и наши успехи, достижения. Именно поэтому данный учебник включает необходимые методы самоисследования.

Сегодняшний кризис, как и всякий другой, дает нам шанс; изменилась жизнь, изменимся и мы. Кризис может сплотить людей, заставить действовать их сообща. Только так можно противостоять всеобщей неуверенности перед лицом глобальных и непредсказуемых изменений. Уверенность, таким образом, можно обрести, если мы будем взаимно уважать друг друга, строить партнерские отношения, поддерживая баланс между личной и общественной пользой.

Невозможно обеспечить профессиональный и деловой успех, не развивая себя, свою личность, не формируя активную жизненную позицию. Тот, кто хочет изменить в себе что-то или повлиять на себя, должен этого действительно хотеть, а следовательно, для этого надо приложить определенный труд и необходимые усилия. Конечно, значительно проще было бы «принять таблетку», как у врача, или, взмахнув волшебной палочкой, все сразу изменить, но куда интереснее и эффективнее, познавая, изменять себя и, изменяя, познавать. Тот, кому это удается, может влиять на развитие своей личности и раскрытие своих способностей. Каждый человек пришел в этот мир для чего-то. Понять себя, свои цели и потенциальные возможности весьма важно для каждого человека.

Способность к саморазвитию, самосовершенствованию, изменению определяется наличием определенного творческого потенциала, прежде всего готовностью переосмысливать стереотипы собственного опыта и осваивать новые профессиональные и индивидуальные модели поведения.

О развитии личности обычно говорят в двух аспектах: когда человек, осваивая существующие в культуре ценности, нормы Поведения, а также способы и формы деятельности, конструирует себя по имеющимся образцам и когда осуществляется переход к самосовершенствованию, т.е. когда уже достигнут определен, ный личностный уровень, тогда человек становится способным развивать себя и совершенствовать окружающий мир, преобразуя наличную культуру, создавая нечто новое. Оба аспекта развития объединяет то, что у человека появляется возможность выбора которая способствует эффективной регуляции его жизнедеятельности, реализации принятых им ценностей, целей и мотивов, т.е. всего значимого для человека.

Становление профессионально и личностно зрелого индивида, способного достигать вершин развития, думается, является сегодня одной из важнейших задач современного образования. Профессиональная компетентность в отрыве от психологической и конфликтологической сегодня просто немыслима. При этом самый большой парадокс состоит именно в том, что зачастую профессиональные знания и достаточно широкие и многообразные познания людей порой не соответствуют знаниям о себе, пониманию себя и своих отношений. Противоречия между уровнем развития личности и уровнем ее профессиональной готовности, между уровнем притязаний и возможностями или способностями конкретного человека, между его намерениями и реальными поступками порой слишком велики.

Профессиональное становление и личностный рост взаимосвязаны: без личностного роста и развития нет профессионализма. Это та основа, на которой растет сегодняшний учитель, да и любой профессионал. Ведь если задуматься, то практически вся человеческая жизнь уходит на конструирование собственной личности и ее отношений с окружающим миром, а результатом становятся ее судьба и ее достижения! Надеемся, что учебник, вооружив вас теоретически и практически, окажется полезным — не только поможет лучше узнать самого себя, но и создаст условия для более эффективной работы в коллективе и в обычной жизни.

ПРАКТИКУМ

ПОЗНАЙ СЕБЯ!


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 374; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!