ВЛИЯНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО



СОЗНАНИЯ НА РЕАГИРОВАНИЕ В КОНФЛИКТЕ

Тормозить себя нужно на каждом шагу, и это должно превратиться в привычку... человек без тормоза — это испорченная машина.

А. С. Макаренко

РОЛЬ УСТАНОВКИ (АТТИТЮДА) В КОНФЛИКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Термин «установка» употребляют сегодня практически все, даже люди, далекие от науки. В отечественной психологической науке исследования установки связываются с именем грузинского психолога Д. Н.Узнадзе, работы которого приобрели в XX в. мировую известность.

Установка — всегда избирательное отношение человека к чему-то для него в данный момент важному, она фиксирует его готовность к определенной деятельности. Установкой объясняют знакомые учителям «ошибки адаптации», когда ученик «по привычке» и на новые стимулы отвечает прежней реакцией, «ошибки ожидания», когда он реагирует еще до того, как поступила исполнительная команда. Помните сюжет в киножурнале «Ералаш», когда новая учительница говорит: «Петров, к доске», а приученный к недовольству учителя мальчик отвечает: «Ну что Петров?! Как чуть что, так сразу Петров». Или другой сюжет: одноклассники позвали мальчика, чтобы сообщить, что его наградили за спасение утопающих, а он, увидев их всех вместе, по привычке решил, что бить будут.

Установка готовность, предрасположенность человека, возникающая при предвосхищении им определенного объекта (или ситуации) и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер деятельности.

Для анализа установки начнем с экспериментов Д.Н.Узнадзе. Один из них состоял в том, что сначала испытуемому давали два шара, равных по весу, но отличающихся друг от друга по объему. Затем испытуемый получал в руки пару равных по объему шаров.После десяти повторных предъявлений, когда его попросили сравнить эти шары, он был убежден, что они неравны: большим казался шар в той руке, в которой он прежде держал меньший по объему шар. Это явление многие пытались объяснить как «обманутые ожидания», тогда в следующей серии экспериментов испытуемых стали гипнотизировать. В таком состоянии они получали неравные по объему шары, при этом им внушали, что они должны основательно забыть все, что происходило во время сна. Затем испытуемого отводили в другую комнату, там будили, а через некоторое время давали в руки шары, уже равные по объему. Подавляющему большинству испытуемых опять-таки большим казался шар в той руке, которая во время сна держала меньший из шаров. Экспериментатор квалифицировал наблюдавшееся состояние как «внесознательный психический процесс», который оказывал влияние на содержание сознания.

Дальнейшие исследования Д.С.Узнадзе показали, что в установке проявляется нечто, существующее в глубинах человеческого существа, недоступное его собственному сознанию, т.е. «бессознательное», однако поддающееся объективному исследованию в процессе формирования, — «привычка», «подкрепление». Установку можно рассматривать как своеобразный аппарат вероятностного предвидения, служащий для направления активности в соответствии с поступающей информацией и информацией, хранящейся в тезаурусе. В конечном счете всякая установка ориентирована на определенную линию поведения. Но для того чтобы достигнуть цели, надо нацеливаться не туда, где она находится в данный момент, а туда, где, вероятно, окажется, когда до нее дойдут направляемые усилия.

Термин «социальная установка» первоначально использовался для обозначения широкого круга отношений личности к другим людям и самому себе, к работе и всей жизни. Объем содержания термина «установка» оказался настолько беспредельным, что сам термин начал терять всякий смысл. В результате в отечественной литературе появилось слово аттитюд (калька с фр. attitude), ставшее социально-психологическим термином, близким по смыслу к социальной установке. В авторитетном обзоре Г. Оллпорта [70] отмечены пять признаков, повторяющихся в разных определениях аттитюда: а) состояние сознания и нервной системы; б) готовность к реакции; в) организованное; г) на основании предыдущего опыта; д) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. На житейском уровне в подобных случаях говорят об «отношении». Однако понимается это слово нестрого, очень широко и неоднозначно. Выражение «я к тебе хорошо отношусь» плюс само отношение близко к позитивной установке.

Социальная установка — это понятие, обозначающее предрасположение индивида или группы определенным образом реагировать на те или иные явления социальной действительности. Она является устойчивой во времени системой взглядов об объектах и явлениях действительности, которая предопределяет поведение человека.

Понятие аттитюда было введено в западной психологии У.Томасом и Ф.Знанецким в 1918 г., а его интенсивное изучение началось в 50-х гг. Изучение данной проблемы является одной из важных психологических задач, поскольку установки тесно связаны с поведенческими реакциями человека, а их взаимовлияние особенно важно для развития толерантности в обществе. В отечественной психологии проблемой аттитюдов занимались В. А. Ядов, Ш.А. Надирашвили, А.Г.Асмолов, Г. М.Андреева и другие исследователи.

Сегодня аттитюд понимается как готовность к определенному действию. Установки имеют три измерения:

когнитивное — мнения, взгляды, убеждения человека относительно какого-либо предмета или явления;

аффективное — эмоции, как положительные, так и отрицательные по отношению к человеку или ситуации;

поведенческое — готовность к определенным поведенческим реакциям, убеждениям и переживаниям человека.

С аттитюдами связаны три вида явлений: оценка ситуации, оценка образа действий, а также две взаимосвязанные оценки предметной ситуации и действия, служащего ее сохранению, достижению, избежанию или предотвращению.

Говоря о конфликтах и поведении в конфликтных ситуациях, мы уже можем представить себе, какова роль установок в нем, если аттитюд определяет оценку ситуации, оценку и выбор действия и т.д. Рассматривая социальные установки, Д.Майерс ставит вопрос о том, что же является первичным — поведение или установка [58, с. 153]. Несомненно, что установки отражаются в поведении, однако связь между этими явлениями зависит от ряда условий. Аттитюды предопределяют поступки в том случае, если другие влияния (социальные ожидания, давление группы, ситуация, противоречащая проявлению какой-либо установки, и т.д.) на поведение уменьшены, считает Д. Майерс.

Установки тем больше влияют на конкретное поведение, чем ближе они выражены по отношению к данному конкретному поведению. Если же установки выражены слишком общо, например «всем необходимо заботиться об окружающей среде», то совсем необязательно они будут определять конкретное поведение, например заботу о чистоте городских улиц, собственное участие в этом. Если существуют какие-либо напоминания об установке, будь то воздействие других лиц или ситуаций, установка закрепляется и будет оказывать дальнейшее влияние на поведение человека [58, с. 162]. Очень часто так подростки начинают курить. Глядя на товарищей, которые вытащили из кармана сигареты, когда прозвенел звонок, подросток сначала просто идет поддержать компанию, пообщаться. Затем, когда установка сформировалась, звонок начинает вызывать реакцию — поиск сигареты, а со временем это переходит в зависимость, от которой уже очень трудно избавиться.

На формирование установок, безусловно, оказывает влияние межличностное взаимодействие. Формирование определенной установки часто опосредовано отношением личности к партнеру: если отношение к партнеру положительное, то установка вырабатывается в соответствии со взглядами партнера; если же отрицательное — то в противовес этим взглядам. В некоторых случаях при этом могут возникать внутриличностные конфликты. Обнаруживая у партнера, кому доверяете, положительное отношение к явлению, которое вы оцениваете негативно (уже сформирована отрицательная ориентация), можно попасть в ситуацию внутреннего конфликта. Например, вы не курите и считаете это вредным, а ваш друг, вроде бы разумный человек и вы ему доверяете, начал курить. У вас может возникнуть внутриличностный конфликт. Выходом из такого конфликта будет смена установки либо по отношению к партнеру, либо по отношению к ценности или явлению. Однако этот конфликт может вызвать немалое напряжение, и выход из такого конфликта не всегда легок. Можно сменить установку и считать, что если друг поступает так, то это не так уж и плохо, что, собственно, и делают люди слабые, нестойкие. Можно поступить иначе — отказаться от друга. Но существует и третья позиция, напрямую связанная с толерантностью, — понять выбор друга как его решение, но не следовать за ним в этом вопросе, а сохранять приверженность своей позиции. Именно стойкость вашей позиции может повлиять на него и заставить его изменить отношение к курению.

Изменение социальных ориентации также имеет свои закономерности. Крайние социальные ориентации отличаются особенной стойкостью. Чем большей крайностью отличается установка человека, тем более нетерпимо он относится даже к самому незначительному различию во взглядах.

Приступая к изложению методов экспериментального изучения аттитюдов, Б. Грин выделяет два необходимых и достаточных признака последних: а) последовательные, согласующиеся между собой (коррелирующие) реакции индивида; б) реакции на определенные социальные объекты [25, с. 229 — 233].

Одной из первых в социальной психологии появилась «шкала социальной дистанции», предложенная в 1925 г. Э. Богардусом. Она предназначалась для определения степени приемлемости для испытуемого человека другой расы, национальности, культуры, веры. По сути дела, речь шла об уровне толерантности по отношению к таким представителям: 1) возможность выйти за него замуж или жениться; 2) стать его другом; 3) жить в одном доме или на одной улице как соседи; 4) работать в одной профессии; 5) быть гражданами одной страны. Метод с использованием шкалы Бо-гардуса позволял измерять и сравнивать между собой аттитюды к представителям разных национальностей, одновременно с его помощью можно выявить и осознать степень собственной толерантности.

Отдельным эпизодом являются установки учителя, в частности, в ситуации его встречи с новым человеком — с родителем, спонсором, другим учителем. Проиллюстрируем их интересным материалом, взятым из книги В.Б.Ольшанского [69, с. 115]. Автор выделяет следующие установки учителя при встрече с родителями:

инструментальная {утилитарная) функция: готовность приспособить данного человека, например, для совершенствования обучения — выступление с докладом, помощь в оформлении кабинета и т.д.;

защитная функция: повышенная уязвимость, готовность в любой момент огрызнуться, отстаивать представления о самом себе и свою самооценку. Данная функция может проявиться и в случае защиты себя от осознания неприятностей, переживаемых другими людьми, например, педагог может искренне не понимать, что своими действиями причиняет боль учащимся;

ценностно-экспрессивная функция: готовность отстаивать перед этим человеком некоторую систему взглядов, убеждать его в обоснованности определенных мнений и оценок;

познавательная функция: стремление почерпнуть из беседы с новым человеком сведения, дополнительные к сложившейся картине мира.

Измерение установок — большой, хорошо структурированный и насыщенный раздел социальной психологии, несомненно, связан с исследованием конфликтов и толерантности. Изучение отношения к другому, где особое внимание уделялось изучению националистических установок, позволило выяснить, что предубеждения зарождаются в детстве. Они проявляются в ограничении контактов с «иными, не такими, как Я» и последующем отвержении групп «они» и их символов. Только значительно позднее усваивается сложившееся в определенной культуре обоснование данного предрассудка.

Методы профилактики националистических проявлений в конфликтах имеют довольно большую историю в работах западных психологов, но интересные находки имеются и в отечественной науке. В частности, как описывает В. Б. Ольшанский [69, с. 82], вместо того чтобы разъяснять младшим школьникам необоснованность националистических предрассудков, учитель демонстрирует пагубность дискриминации. Несколько дней подряд он всячески третировал и унижал брюнетов, хотя, разумеется, не они выбирали себе цвет волос и он никак не связан с такими качествами, как честность, ум, доброта. Когда дети на себе ощутили несправедливость такого обращения, учитель переключался на блондинов. Далее находил новые основания, пока, наконец, класс единодушно не поднимался против всякой дискриминации.

В единственном в мире «Музее толерантности» в Лос-Анджелесе используют еще один способ для осознания влияния собственных установок на принятие решений — наблюдение за собственными выборами со стороны, или рефлексия. Посетителям музея предлагается посмотреть фрагменты фильма, в котором белый полицейский и черный задержанный (или нарушитель), рассказывая о случившемся, предлагают свои версии конфликта. Зрители должны оценить поведение героев фильма, а затем ввести в компьютер свои ответы — кто из них прав, а кто нет и почему (версии предлагаются, но есть возможность их дополнить). По ходу фильма полицейский ранен, и на его месте оказывается черный, а нарушителями становятся белые. Это сделано ненавязчиво, и зритель, увлеченный сюжетом, как бы даже не замечает подмены героев, но его выводы, оценки, решения демонстрируют иное. Сюжет состоит из восьми отрывков, после просмотра которых все помещенные в компьютер данные по каждому эпизоду демонстрируются в виде диаграммы на большом общем экране. Каждый участник может видеть, что с ним происходило, как менялись его собственные оценки и оценки всей группы в зависимости от расовых установок. Кроме того, видна собственная категоричность или гибкость в понимании и оценке ситуаций. Возможность соотнести свои решения с решениями других людей открывает поле для самоисследования. Эта интерактивная система никому ничего не объясняет, не дает прямых интерпретаций, но оказывается весьма эффективной. В музее обучаются и повышают свой уровень толерантности учителя не только из США, но и из других стран.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 779; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!