ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ В КОНФЛИКТЕ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ



...Недостаточно быть знатоком бросков и расчетов — нужно собою владеть, это трудней и важней.

Овидий Назон

Конфликт является лакмусом для человеческих взаимоотношений именно благодаря эмоциональному реагированию: одни люди проявляют в таких ситуациях «суровую сдержанность», другие впадают в ажиотаж, одни плачут, ищут защиты, покровительства, другие срывают свой гнев на окружающих. Есть и такие, кто умудряется сочетать в себе обе эти реакции — сначала проявляют агрессию, а затем сожалеют об этом, раскаиваются, плачут, просят прощения. Конфликт часто высвечивает те черты и проявления, о которых не подозревал даже сам человек. В незатейливом «кухонном» конфликте человек может вдруг понять, способен ли он в гневе управлять своими реакциями, может ли держать удар, способен ли укротить свои чувства, чтобы не превратиться в зверя. Все это проявления внутренней толерантности или интолерант-ности, т.е. внутренняя устойчивость, сохранение равновесия в конфликтных ситуациях. Именно эта внутренняя толерантность, которая постоянно развивается и самим человеком в себе культивируется, способствует саморегуляции. Для этого необходимы самопознание и рефлексия.

Умение наблюдать за своими действиями, за собой со стороны, да еще в ситуации аффекта — задача практически невозможная. Возможна, однако, постоянная тренировка собственной толерантности как профилактика. Поскольку в конфликте проявляются все достоинства и недостатки человека, то самопознание и самовоспитание — это самое важное условие развития внутренней толерантности.

Эмоциональное реагирование и соответствующее поведение в конфликте могут стать источником душевных переживаний и даже несчастий, превратив жизнь человека в бесконечную череду эмоциональных взрывов, опустошающих его, порождающих уныние, потерю отношений с людьми. Однако конфликт для человека, ориентированного на толерантность, сопровождаемый получением конструктивной обратной связи и соответствующим осознанием, может оказаться средством выхода из сложившейся ситуации и способствовать личностному росту.

Эмоции играют значительную роль и в ситуации конфликта. В работе «Способы разрешения конфликтов» [80, с. 20] Д. Г. Скотт называет их основной причиной перехода конфликтной ситуации в конфликт. Порой наши эмоции, переполняя сознание, способны заставить нас действовать нерационально. При любых взаимоотношениях может возникнуть раздражение. Попытки выразить его могут привести к новым обидам, а собственное раздражение может подпитывать раздражение другого человека. Важность и значимость эмоциональных переживаний в конфликте связаны с личностными особенностями этих переживаний. Тем не менее всем в определенной мере известны переживания прошлого, или так называемая эмоциональная тирания, т. е. когда воля чувств оказывается сильнее воли разума, когда негативные эмоции могут тормозить и затруднять разрешение конфликта. Искусство управления собственными эмоциями состоит в умении направлять их в нужное русло: не следует потакать своим чувствам, но и не надо их подавлять. Эмоции помогают нам увидеть, в каком направлении мы двигаемся, служат показателем наших достижений.

В этом разделе мы попытаемся рассмотреть особенности эмоционального реагирования в ситуации конфликта. Начнем с понятий «тревога» и «тревожность».

Тревога психическое состояние беспокойства, испытываемое человеком без ясного осознания его источника. Это эмоциональное состояние характеризуется напряжением, ожиданием неблагоприятного развития событий и возникает в ситуации неопределенной опасности. Оно включает комплекс эмоций — страх, горе, стыд, гнев, вину, интерес и возбуждение.

Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги. Она может стать устойчивой чертой личности — склонностью человека воспринимать угрозу своему Я в различных ситуациях и реагировать на них усилением тревоги. Тревожная личность воспринимает мир как несущий потенциальную угрозу и опасность. Это значит, она любой ценой стремится к спокойствию, ищет успокаивающих привязанностей, стремится уступать желаниям и мнениям других, не отстаивает свои интересы, всячески избегая конфликтов. В конфликте такая личность, предпринимая действия, выбирает одну из трех возможных реакций:

1)                  бегство от ситуации, если при оценке она воспринимается как опасная, т.е. опасность больше по сравнению с имеющимися средствами ее разрешения. Бегство сопровождается эмоцией страха;

2)               агрессия (атака физическая или словесная);

3)                     ступор (оцепенение, неспособность анализировать ситуацию, думать).

Тревожность как свойство личности или временное состояние зачастую становится причиной повышенной конфликтности личности. Повышенный уровень тревоги ведет к появлению защитных механизмов, которые свойственны каждому и помогают даже избавиться от тревоги до тех пор, пока не начинают мешать адекватной оценке действительности.

Зависимость восприятия от эмоционального состояния показана во многих работах отечественных авторов (Л.Я.Гозман, Л.А. Китаев-Смык, М. А. Смирнов и др.). Любому человеку известно, что настроение влияет на непосредственные эмоциональные реакции: меняет направление мыслей, восприятие и поведение человека. Если человек, обиженный кем-нибудь, очень расстроен или раздражен, то он находит тысячу поводов для неудовольствия, нетерпения, страха и др., особенно если повод к этому он может найти в том человеке, который был причиной его первичной реакции, или в чем-нибудь, с ним связанном.

Отрицательные эмоции влияют и на процесс мышления. Страх сковывает мысль, стыд делает человека чувствительным к оцен-

192

кам других, а желание избежать стыда в будущем активно направляет мышление в соответствующее русло. Вина стимулирует огромное количество мыслей, отражающих озабоченность своей ошибкой. Л.А. Китаев-Смык выделяет три направления влияния эмоций на процессы мышления:

1)                        мнительность, появление навязчивых мыслей, образов, сверхнастороженности;

2)              уход от решения проблемы: уменьшение активности мышления, потеря интереса к жизни, течение мыслей на месте;

3)                    осознание неразрешимости проблемы (псевдоуход от нее, мистические акции, поиск нетривиальных решений, уход в мысли опрошлом) [45,с. 216].

Восприятие конфликтной ситуации и поведение человека в конфликте зависят от прошлого опыта, в том числе и от опыта эмоциональных переживаний. Любая связь человека с прошлым обусловлена процессами памяти. Как утверждает К. Изард [43, с. 43], наши эмоциональные переживания в настоящем появляются из «странных совпадений», основой которых становятся прошлые эмоции.

Это хорошо демонстрируют опыты с овцами. Удар током стимулирует появление у овцы страха, но после двадцати ударов страх проходит. Если же перед ударом включить метроном, прибор, в свою очередь, станет причиной страха у овцы. После ста таких включений прибора, сопровождавшихся ударами тока, обнаружилось, что страх у животного, вызванный звуками метронома, сохраняется, причем на всю жизнь. Метроном в данном опыте стал условным активатором эмоций. Таким условным активатором конфликта может служить любой сигнал, вызывающий определенную эмоцию. Человек, имеющий опыт негативных переживаний, в определенной ситуации сталкивается с условным активатором, что влечет за собой снова отрицательные переживания, влияющие на восприятие, мышление, внимание. Иными словами, ситуация может восприниматься как конфликтная даже там, где существует только иллюзия противоречия.

Активатором может быть слово, предмет или действие, которые сохраняются в памяти, увеличивая вероятность их последующего воспроизведения. Люди различаются по степени таких воспоминаний и актуализирующихся эмоций. Пример влияния прошлого опыта на эмоциональное реагирование описан в эксперименте В. С. Роттенберга и В.В.Аршавского с крысами [74, с. 71— 91]. Крысы подвергались ударам тока, но, будучи лишенными всякой возможности избежать этого, у них формировалось чувство безысходности. На следующем этапе они могли бы избежать ударов тока, если бы активно реагировали, но сформированная ранее безысходность служила причиной их дальнейшей пассивности. Помните притчу о лягушке, попавшей в крынку со сметаной?

Пассивная лягушка утонула, а активная, барахтаясь, сбила из сметаны масло и благополучно выскочила наружу.

Чувство безысходности у людей зависит от их индивидуальных особенностей, но, как полагают некоторые авторы, негативный прошлый опыт человека может способствовать снижению поисковой активности в ситуации конфликта. По утверждению В. С. Рот-тенберга и В. В. Аршавского, поисковая активность определяет «устойчивость организма к стрессу и вредным воздействиям при самых различных формах поведения». Об этом неплохо было бы помнить, особенно учителям и родителям, в связи с неотвратимостью наказаний. Возможно, именно так, стремясь добиться от ребенка неукоснительного соблюдения норм поведения и правил с помощью наказаний, они иногда способствуют снижению поисковой активности школьника в целом. Конечно, правила нужны и важны, но нельзя забывать и о том, что перед нами живой человек со своими индивидуальными особенностями.

Толерантность учителя, его гибкость и умение принять другого, иного, чем он сам, сослужили бы хорошую службу.

Напоминания о прошлом конфликте, сопровождаемые возникновением эмоциональных переживаний, изменяют процессы мышления, внимания и «программируют» восприятие конфликта и мира вообще, подгоняя его под уже сложившийся образец. Важную приспособительную роль поэтому играют установки толерантности, помогая человеку сохранять определенную стабильность впостоянно изменяющемся мире, существовать, не затрачивая сил на «борьбу с ветряными мельницами», т.е. бессмысленную борьбу. При этом особенно важна ригидность личности — затрудненность (вплоть до полной невозможности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Это часто бывает связано с выбором определенной роли в конфликте.

Эмоциональная ригидность выражается в заторможенности, косности эмоциональных откликов на изменяющийся объект. Мысли, действия, эмоции сегодняшнего конфликта возникают, «как оказывается, не только под воздействием происходящего в настоящий момент, но и под воздействием глубинных подсознательных процессов, охватывающих зачатки мыслей, неразрешенные отношения, конфликты и связи» [50, с. 41].Если мы ограничиваем выражение таких эмоций, как гнев, страх, мы снижаем нашу способность адекватно воспринимать действительность. Травмирующий опыт, неразрешенные, невыраженные, а часто неосознанные эмоции накладывают свой отпечаток на наше восприятие. Такие эмоции, затаившись, ожидают возможности выйти наружу, и чем больше их «в прошлом, тем меньше мы в контакте с настоящим», — отмечают X. Корнелиус и Ш.Фейр [49, с. 216].

«Невыраженные, не нашедшие себе выход эмоции загоняются вовнутрь, что способствует перегрузке психики и ее разрушению», — пишет Э.Шостром [100, с. 73]. Он утверждает, что нам необходимо уметь выражать свои истинные чувства. Однако данная проблема сопряжена с нормами поведения в обществе, что ставит другую задачу — как, выражая свои чувства, не нарушить мир другого человека (не ранить его) и равновесия в обществе. В этом отношении опять мы выходим на проблему толерантности. Позиция личности, или установка толерантности, позволит найти это решение.

Подавление отрицательных эмоций, невозможность искренне отреагировать на происходящее вредят человеку, но вместе с тем нельзя утверждать, что отрицательные эмоции вредны всегда. По мнению ряда авторов, они являются наиболее важными и функциональными эмоциями человека. И как это ни парадоксально, у человека существует неосознаваемое влечение к получению не только положительных, но и отрицательных эмоций. Л. А. Китаев-Смык считает, что к выражению эмоций в конфликте следует относиться очень аккуратно. Контроль эмоций осуществляется большей частью неосознанно. Значит, люди с повышенным контролем за отрицательными эмоциями и люди с пониженным или нормальным контролем будут по-разному выражать их в ситуации конфликта. А между самой эмоцией и ее внешним выражением (экспрессией) существует непосредственная связь. В конфликте это не способствует разряжению ситуации, а, наоборот, вызывает нагнетание эмоциональной активности, мешая конструктивному разрешению конфликта [45, с. 365]. Необузданное выражение своих отрицательных эмоций по отношению к другому человеку — тупиковый путь, препятствующий конструктивному разрешению конфликта.

Агрессия и гнев в конфликте

Агрессивные состояния имеют и биологическую основу, которую необходимо учитывать. Как известно, изменение гормонального фона, выделение адреналина и норадреналина являются сильными конфликтогенами. Состояние гнева, ярости всегда сопряжено с выделением норадреналина. Гнев требует выхода, но, выплеснувшись, он возвращается, словно бумеранг. Существуют разнообразные способы снятия агрессии.

Пассивный способ предполагает возможность кому-то поплакаться, выговориться. Слезы облегчают страдания, снимают внутреннее напряжение. Сами того не ведая, мы осуществляем психотерапевтическую помощь, когда выслушиваем других.

Активный способ состоит в двигательной активности. Адреналин — спутник агрессии — сгорает от физической нагрузки. Вспомните, как былинные богатыри в русском фольклоре выполнялисельскохозяйственные работы в мирное время. Действительно, работа топором, пилой, косой очень полезна. Можно использовать и такие формы, как ручная стирка, уборка квартиры, а также танцы, спорт (бег, бокс, плавание, быстрая ходьба, футбол и т.п.).

Логический способ годится не всем и не всегда. Он приемлем только для людей сугубо рациональных, желающих во что бы то ни стало докопаться до сути. Эта аналитическая работа позволяет посмотреть на ситуацию с внешней позиции, и, кроме того, сам процесс требует энергии, что способствует разрядке и успокаивает.

Как сопротивляться агрессии партнера? Прежде всего есть испытанные способы не поддаваться на провокацию. Так, если ваш партнер повышает голос, не следует отвечать ему тем же, а лучше все больше понижать свой голос или вообще начать говорить шепотом. На агрессивные, захватывающие жесты партнера не реагировать резко, следует замедлить свои движения. Изменить текст обращений к оппоненту, изъяв из речи все личные местоимения на определенное время, сделав весь текст (послания ему) безличным.

Каждому человеку свойственно использовать три основных способа ответа на агрессию.

1.                         Ответная атака. Данный способ заключается в том, что жертва агрессии отвечает на реплики агрессора схожими репликами, что, во-первых, моментально создает порочный круг вербальной агрессии, а во-вторых, служит доказательством того, что агрессор достиг своей цели — привлек внимание жертвы и самоутвердился за ее счет.

2.              Логически обоснованный спор. Менее опасным, чем первый, способом, является попытка убедить агрессора в его неправоте путем спора с подкреплением своей точки зрения доказанными (или общепризнанными) фактами. В этом случае у жертвы появляется шанс остановить акт агрессии, если агрессор действительно хочет понять суть. К сожалению, по данным американских ученых, 93 % вербальных агрессоров объясняют мотивы скандалов исключительно потребностью привлечь внимание жертвы.

3.           Просьбы и мольбы.Этот способ в большинстве случаев приводит к обратному результату — поощрению агрессора, сигнализируя ему о том, что он добился своей цели. Жертва неявно признает силу и право агрессора на доминирование в отношениях, следовательно, провоцирует личность агрессора на новые эксперименты с ней.

Учитывая тот факт, что ни один из приведенных выше способов не дает реального выхода из ситуации вербальной агрессии, приведем еще пять типов эффективных речевых сообщений, разработанных В.Сатир [78], которые используются человеком при реагировании на раздражающие ситуации, сопутствующие нам на протяжении всей жизни и являющиеся причинами агрессии. Выйти достойно из подобной ситуации, т.е. не потеряв сознательного контроля над ней, — значит, избежать насилия, сохранить хорошее настроение.

Три первых типа ведут к эскалации враждебности участников

конфликта.

Упрек явно враждебный стиль сообщения. Человек, использующий его, моментально развязывает вербальную конфронтацию. Излишний сарказм, в отличие от упрека, облечен в форму лживо-приветливого сообщения, что, однако, не мешает ему быть столь же опасным для окружающих, как и упрек.

Сбивание с толку соединяет в себе использование нескольких типов ответов с попеременным переходом от одного к другому, сопровождаемым изменением языка телодвижений. Данный тип характерен для ситуации паники; он свидетельствует о том, что человек, употребляющий его, находится в неловком положении и ищет посторонней помощи, не зная, что сказать. В быту про такое поведение обычно говорят, что такой человек теряется.

Следующие два способа ответов, как показывает практика психологических исследований, оказываются вполне эффективными для предотвращения акта вербальной агрессии.

Компьютерный ответ допускает только в крайнем случае использование Я-конструкций и персонализированных предложений. В основном же речь состоит из общих, не несущих эмоциональной окраски фраз, заставляющих людей, вовлеченных в конфликт, рассматривать собеседника как неодушевленный предмет, «компьютер», на который бессмысленно кричать. Следует, однако, отметить, что «компьютерные» ответы могут вызвать ярость у неуравновешенного человека, а это может привести к переходу вербальной агрессии в физическую.

Уравнивание направлено на передачу правдивых данных в разговоре, с полной свободой использования Я-высказываний. Данный тип является оптимальным в разговоре, но, учитывая невозможность постоянного употребления правдивых фраз, особенно вситуации враждебности, его эффективность не достигает 100%. Тот, кто лучше владеет собой, управляет своим состоянием и трезво оценивает ситуацию, более успешен. Приемы аутогенной тренировки или психологического тренинга помогают человеку обрести нужный настрой.

В конфликтной ситуации можно использовать различные способы саморегуляции, например: резко изменить ритм своей деятельности, заняться делом, которое еще недавно казалось совершенно ненужным, второстепенным, далеким. Это переключает внимание, дает возможность более трезво взглянуть на себя со стороны, т.е. осуществить рефлексию.

Другой способ — мысленное моделирование конфликтной ситуации. В своем воображении вы моделируете предстоящую встречу, разговор с возможным оппонентом и наблюдаете за собой и своим оппонентом со стороны, как будто смотрите фильм, подмечая все промахи актеров.

Существует несколько приемов, которые помогают выйти из трудной ситуации в деловом разговоре.

Снижение значимости вопроса: «Было бы неверно ставить вопрос именно так», «Вероятно, данный вопрос не совсем корректен по форме», «Довольно трудно отвечать на вопрос, звучащий таким образом».

Разрядка вопроса: «Вопрос поставлен так, что в нем содержится еще несколько вопросов. Надо, очевидно, выделить, какой из них нужно считать самым главным...» Смысл приема — снять остроту вопроса, перевести его в более широкий план.

Перевод вопроса на другой предмет: «Вопрос поставлен так, что на него трудно дать однозначный ответ. Для того чтобы ответить на него, нужно обратиться к другому вопросу». Далее идет обстоятельный разговор, уводящий в сторону от заданного вопроса.

Затягивание времени ответа на вопрос: «С ходу ответить на этот вопрос трудно. Нужно в нем разобраться». Смысл этого приема — найти время для того, чтобы продумать варианты и выбрать подходящую форму ответа, выйти из ситуации лучшим образом. Придание вопросу явно бессмысленного характера: «Стоит ли разбираться в этом вопросе? Ответ и так очевиден».

Однозначно, чем выше уровень толерантности, чем более воспитанны участники конфликта, тем больше они владеют собой и тем меньше позволяют накалиться страстям.

Конфликт может иметь различные последствия. Для одних — это творческая сила, способствующая достижению нового уровня продуктивной деятельности и отношений. Для других — неизбежное зло, лучшей политикой по отношению к которому — улыбаться, терпеть, надеяться, что все кончится хорошо. Некоторые считают конфликт разрушительной силой, чем-то таким, чего следует избегать любой ценой, потому что он может вылиться в устойчивую недоброжелательность.

Убежденность в том, что из конфликта нельзя извлечь ничего позитивного в принципе, укрепляет их в желании уйти не только от конфликта, но и от поиска путей к его разрешению. Определив свое отношение (пусть даже неосознанно) к конфликту как конструктивному или деструктивному началу, человек выбирает стратегию своего поведения.

Разрядка эмоций

Наилучший подход к трудной эмоции или состоянию — прочувствовать их, исследовать их содержание и понять их причину. Самоконцентрация — сосредоточение на проблеме на уровне тела до тех пор, пока она как-то себя не проявит. Мы думаем, что принимаем решения только с помощью интеллекта, сознания, однако на деле узнаем о многом через тело. Освобождение соматической энергии происходит, когда вы впервые вспоминаете или правильно классифицируете нечто, что вам трудно привести в сознание. Если вы устанавливаете прочувствованное ощущение какой-то проблемы и вслед за этим в вашем сознании всплывет точное описание ее, то наступает чувство облегчения. Правильное опознавание проблемы как будто распутывает какой-то узел внутри, и вы можете расслабиться. Это ощущение распутывания клубка не приходит, если вы просто обдумываете проблему, пользуясь старыми категориями, которые могут включать утверждения: «Какие они гады!» или «Ну и дурак же я!» Сдвиги в теле, сигнализирующие о реальных переменах в нашем сознании, дают нам какие-то новые прозрения.

Теперь рассмотрим процесс самососредоточения в целом в применении к какой-то проблеме или конфликту. Задача состоит в том, чтобы сосредоточиться на ощущении и задать себе, по меньшей мере, один из следующих вопросов: «Что здесь самое главное?», «В чем здесь суть?» или «В чем здесь дело?» После этого, не отвечая на поставленный вопрос, остановитесь и ждите, когда в вашем сознании начнут появляться образы или формулировки, отражающие суть проблемы. В этот момент вы находитесь в тесном контакте с той частью бессознательного, где проблема воспринимается в целом, но еще не в осознанном виде. Отбор сознательных формулировок проблемы напоминает в некоторой мере процесс распутывания запутанной рыболовной лески. По мере того как вы находите правильную формулировку для одного аспекта проблемы, другие становятся все более ясными, и клубок распутывается все легче от одного узла к другому.

Если проблема сложна или плохо поддается осмыслению, вы можете испытывать трудности в процессе самососредоточения. Не пытайтесь пробиться через такие барьеры силой — используйте их в своих целях. Если вы испытываете чувство пустоты или паники, войдите в эти ощущения. Какое отношение они имеют к нашей проблеме? Что наше подсознательное хочет сказать нам через них? Быть может, это будет что-то вроде: «Как жаль» или «Я больше не могу». Каким бы ни был этот ответ, проверьте его соответствие первоначальному ощущению.

Быть может, вы не сможете разрешить проблему целиком за один сеанс. Тогда пообещайте себе снова вернуться к ней в недалеком будущем. Некоторые проблемы настолько сложны, что на их полное разрешение требуется значительное время. Не стремитесь найти все ответы за один день. Мы должны относиться с уважением к процессу изменения и не судить себя слишком строго. Это, по крайней мере, сделает вас более терпимым. Все мы постоянно имеем дело с нашей «рыболовной леской», в которой запутаны недоступные сознанию и не обработанные им данные. Важен сам процесс распутывания, классификации и осознания ранее неосознанного, в результате которого мы становимся на позицию терпимости и терпения по отношению к нашим собственным проблемам и проблемам других. По мере нашего сосредоточения на проблеме мы можем лучше начать понимать другую сторону и испытать сочувствие к ней. Мы перестаем думать, что «они во всем виноваты». Процесс самососредоточения может оказаться очень полезным, когда мы чересчур эмоциональны, не понимаем наших чувств и не знаем их сути.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Проведите ролевую игру «Обвинение». В ней могут быть задействованы роли «учитель —ученик», «родитель —ребенок», «муж —жена», «начальник — подчиненный». Первая сторона осуждает вторую за недопустимое поведение, считает ответственной за создавшуюся ситуацию (конфликтную ситуацию задают сами участники). Действия второй стороны произвольны. По окончании — рефлексия чувств, т. е. что вы чувствовали, когда вас обвиняли, что чувствовали, когда сами обвиняли другого. Группа наблюдает, и все вместе анализируют.

2.                     Во втором варианте все то же самое, но только второй стороне дается задание реагировать крайне категорично (отомстить, «преподать урок», «задать жару», оправдать свое поведение, отвести обвинение, «перевести стрелки»). По окончании — рефлексия чувств, т.е. что вы чувствовали, когда вас обвиняли, что чувствовали, когда сами обвиняли другого. Группа наблюдает, и все вместе анализируют.

3.              Работа с гневом. Гневные реакции человека на провокации.

4.              Рисуем «Мой гнев». Цель — выявить индивидуальные особенности проявлений гнева.

5.          Тренинг «Мой выбор», направленный на осознание и контроль собственного поведения и реакций в стрессовых ситуациях.

Контрольные вопросы и задания

1.             Определите понятие конфликта в обществе.

2.           Основные группы социальных конфликтов.

3.            Определите понятия установки и социальной установки.

4.            Охарактеризуйте основные параметры социальной установки.

5.             Факторы, влияющие на восприятие в конфликте.

6.            Как осуществляется контроль за эмоциями?

7.            Как вы понимаете, что такое разрядка и «отреагирование эмоций»?

8.             Охарактеризуйте роль тревоги и тревожности в конфликте.

  1. Охарактеризуйте методы работы с гневом, агрессией.

Раздел 9

ПУТИ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ

КОНФЛИКТОВ

Умный человек найдет выход из любого положения. Мудрый в этом положении не окажется.

Ю. Рихтер

Прежде чем перейти к рассмотрению способов разрешения конфликтов, хочется обратиться к одной восточной притче о дележе наследства.

У одного человека было три сына, которых он воспитывал в трудолюбии и справедливости. Как только сын подрастал, отец брал его с собой работать. Но вот дети выросли, а отец их состарился. Вскоре отец умер, оставив завещание. Старшему,сыну досталась половина всего имущества, среднему ― половина от оставшейся половины и младшему ― половина от оставшейся половины.

Дети сочли, что отец поступил справедливо, поскольку больше всех работал старший сын, а меньше всех ― младший. Однако при дележе выяснилось, что все наследство отца ― это семь верблюдов. Братья попытались их поделить, но ничего у них не получалось, им пришлось бы перерезать почти всех верблюдов. Они спорили не одни сутки, стоя на дороге и переставляя бедных животных туда и сюда, и уже охрипли от споров, как вдруг появился на дороге путник, ехавший на верблюде. Подъехав к братьям, он спросил их, о чем спор. Те наперебой стали рассказывать свою историю.

Путник улыбнулся и сказал: «Забирайте моего верблюда и не беспокойтесь ни о чем». Слегка удивившись, они приняли дар незнакомца и приступили к дележу. Братья разделились, отдав половину старшему сыну, половину от половины среднему и половину от оставшейся половины младшему, а путник сел на своего верблюда и уехал.

В этой притче видны два основных способа разрешения конфликта — с посредником и без него. Самостоятельное разрешение конфликта не удавалось в течение нескольких дней. Роль посредника на себя взял путник. Это ему пришла в голову замечательная мысль отдать наследникам своего верблюда, а после окончания дележа снова сесть на него и уехать. Когда стороны оказываются в состоянии конфликта, их эмоциональное состояние, установки и вовлеченность в конфликт не позволяют им посмотреть на си туацию с иной точки зрения, увидеть новые возможности дл благополучного решения. Это способен сделать в конфликте тре тий — посредник. Очевидно, неслучайно, когда мы оказываемс в подобных ситуациях, начинаем искать третью сторону: подруг друзей, близких людей. Однако следует помнить, что эти люд сами могут оказаться втянутыми в конфликт. Наверняка многи из вас имеют такой опыт, когда, поделившись с подругой свои ми проблемами с молодым человеком, а еще хуже — с мужем вы попадали в еще более трудную ситуацию. Ваши недоразуме ния разрешались, а подруга помнит о них и сердится, что вы «н выдержали характер», «не проучили его» и т.д. Может быть i еще более неприятная ситуация, когда подруга начинает целе направленно использовать свое знание и влиять на каждого и вас.

В семейной психотерапии появился даже специальный терми для таких ситуаций — «комплекс лучшей подруги». И дело здес не в том, что данная конкретная подруга оказалась хуже, чем вь думали. Она «хотела как лучше, а получилось, как всегда». Обу ченный посредник, специалист действует принципиально иначе исполняя роль вашей подруги.

В области теории конфликта различают три основных способ завершения конфликтных ситуаций:

1)                победа или выигрыш одной из сторон (доминирование);

2)               уступки обеих сторон (компромисс);

3)             взаимовыгодное решение (сотрудничество или интеграция) при котором ни одна из сторон ничем не жертвует [27, с. 303].

Если конфликт завершается победой одной из сторон (вплоть до истребления одной или обеих сторон), то считается, что этот конфликт лишь приостановлен «до лучших времен», но не разрешен.

Двух дерущихся ребят разняли и развели в разные стороны, заставили прекратить отчаянный спор двух руководителей, прекратили конфликтные действия сотрудников внутри отдела, путем внешних воздействий остановили семейный конфликт и т.д. Результат такого способа чаще всего недолговечен и непрочен. Будет ли любой из этих конфликтов в конечном счете разрешен и смогут ли стороны реально прийти к согласию, зависит либо от усилий самих сторон, либо от вмешательства третьей стороны (посредников).

Второй способ завершения конфликтной ситуации — ее урегулирование, т.е. успешное побуждение (или принуждение) одного из противников к тому или иному способу действий. В конфликтах люди зачастую спонтанно принимают решение и, не успев даже подумать, как им действовать, используют определенные стратегии и стили поведения. В этом выборе особенно хорошо видны опасения или страх перед конфликтом (стремление любыми путями его избежать) либо, напротив, стремление к нему (соперничество, конфликтность). Обе эти позиции не позволяют человеку действовать конструктивно, преодолевать расхождения во взглядах и напряженность в отношениях.

Третий способ — интеграция, в основе которой лежат установки толерантности (ответственность и свобода, признание прав каждой из сторон на собственное мнение и соответствующие действия, умение учесть другого человека и т.д.). Она открывает принципиально новые возможности. Для достижения согласия необходимы ясность и открытость, выявление всех различий и наиболее существенных противоречий, которые открывают путь к интеграции, благодаря чему может быть создано нечто новое и ценное, и конфликт как явление станет точкой, с которой начинается прогрессивное развитие.

Интеграция — тот путь, который наиболее эффективен в принятии любых решений, но он осложняется отсутствием соответствующих установок, ценностей, да и просто знаний. Непременное стремление сторон к победе, нежелание понять и учесть мнение другой стороны приводят к тупиковым ситуациям. Вместо конструктивных предложений — эмоциональные реакции, в которых отсутствует рациональное зерно.

Конфликт может иметь различные последствия в зависимости от сформировавшихся установок и воспитания: для одних он станет творческой силой, способствующей достижению нового уровня продуктивной деятельности и отношений; для других останется неизбежным злом, т. е. кто считает конфликт разрушительной силой, чем-то таким, чего следует избегать любой ценой, убежден в том, что из конфликта нельзя извлечь ничего позитивного. Это еще больше укрепляет их в желании уйти не только от конфликта, но и от поиска путей к его разрешению. Определив свое отношение (пусть даже неосознанно) к конфликту как конструктивному или деструктивному началу, человек выбирает стратегию своего поведения. Не меньшую побудительную силу имеет и фоновое состояние, определяемое сформированными установками, что, в свою очередь, влияет на выбор соответствующего стиля

поведения.

Идея о том, что конфликт (как столкновение мнений, интересов, стремлений людей) не может быть ни плох, ни хорош, впервые высказанная еще в 1942 г. М. П.Фоллет, вначале не была воспринята, но значительно позже она была осознанна и подхвачена. Сегодня уже, пожалуй, общим местом стало то, что конфликты в нашей жизни неизбежны, поэтому от них не следует убегать, а лучше их использовать. Недостаточно, однако, признать сам факт неизбежности конфликтов, важно понять, что в человеке и обществе можно было бы изменить, что человек готов сам преодолеть в себе, чтобы избежать деструктивное™ или уменьшить ее негативные влияния на межличностные отношения.

Человек и человечество всегда совершали важные шаги к самоизменению именно в те моменты, когда оказывались в точка кризиса. Одной из таких точек в истории человечества являются события 11 сентября 2001 г. в США, когда весь мир не только осознал, но и воочию убедился в опасности терроризма. Именно в этой кризисной точке произошли изменения в отношениях между странами — они стали сближаться, объединяться перед лицом опасности. Взаимосвязь, взаимозависимость всех людей на земном шаре — вот что заставляет подумать каждого о целостности еще одной системы, частью которой мы все являемся, — мира, человечества.

Как личность является целостной, так и общество (отдельная страна или все человечество) — такая же целостная система. Другой вопрос, что сам человек в одном случае является отдельной единицей, а в другом случае является составляющей или элементом системы (общества). Как единица социальной системы человек вступает в разнообразные отношения с другими людьми, но индивидуальные особенности каждого могут способствовать созиданию или разрушению целостности общества. Подобно тому как каждая деталь машины реализует свои возможности в конкретном автомобиле, исполняя определенные функции (мотор есть мотор, но его возможности могут быть реализованы только тогда, когда он установлен в конкретном автомобиле), так и человек, оставаясь вне общества, не может полностью самореализоваться. Однако само общество может быть слаженной системой, как хороший автомобиль, а может действовать, как плохо подогнанный, а иногда и просто собранный из непонятных деталей, машина, которая больше «чихает», чем едет.

Стремление общества упорядочить взаимодействие всех элементов системы, устанавливая законы, правила поведения, совершенствуя социальные нормы и т.д., общество нацелено в идеале на создание слаженно функционирующей системы, где каждый может полностью раскрыть свои способности и возможности. При этом путь к такой слаженности может достигаться соблюдением законов, а может пролегать через авторитарность, т.е. жесткое подчинение власти, властным структурам. Разнообразные конфликты, возникающие здесь, являются неотъемлемой составляющей, требующей постоянных усилий определенных социальных институтов. «Конфликты являются естественной частью социальной жизни человека, но они превращаются в проблему только через их решение. Средства и методы разрешения конфликта определяют, будет конфликт позитивным или негативным» [27, с. 110].

Идеалы непримиримости («око за око»), готовности «идти до конца», стандарты борьбы («биться до последнего») привели к откровенному доминированию силовых методов воздействия на партнера в конфликте. Есть притча о том, как два старца встретили молодого человека и предложили ему исполнить любое его желание, но с условием, что все, что будет сделано для него, вдвое будет увеличено для его соседа. Молодой человек задумался и вдруг, обрадовавшись, сказал: «Выколи мне один глаз». Такой изощренный способ выигрыша, как потеря собственного глаза, для того, чтобы стало вдвое хуже соседу, к сожалению, часто встречается в конфликтах.

Использование силовых методов разрешения конфликта вплоть до уничтожения соперника имеет глубокие культурные корни. Ориентация только на победу является основным стимулом к использованию силовых методов для достижения своих целей. В свое время К. Хорни писала о распространенности в европейской культуре тенденций к соперничеству: «В соперничестве и борьбе, свойственных нашей культуре, часто бывает выгодно попытаться причинить вред сопернику для того, чтобы укрепить собственное положение или свою славу или устранить из борьбы потенциального соперника» [95, с. 149].

Если культурные стереотипы «быть сильным», «быть на уровне» означают применение силы, то человек, стремясь соответствовать распространенным культурным образцам, будет использовать силовые методы.

Воспитание в семье также имеет агрессивные тенденции. Родители часто не замечают того, как своим поведением учат ребенка не замечать, не учитывать других, ориентируясь исключительно на себя. Как отмечает немецкий психолог К. Бютнер, «даже при самом альтруистическом семейном воспитании трудно не учитывать того факта, что неудача чужого ребенка приносит успех собственному» и тем самым позволяет родителям и их детям радоваться чужим неудачам [18, с. 112].

Агрессивность относят к числу первичных ценностей западных культур и черных культур Америки, хотя в этих культурах выработаны определенные ограничения, определяющие допустимые пределы агрессивности. Тем не менее западные специалисты отмечают, что все дети тренируются быть настойчивыми, учатся не сдаваться, преодолевать препятствия, не «пасовать» перед ошибками. «Их учат использовать других для достижения своих целей... Агрессивность — базовая ценность западного образа жизни...» [27, с. 115]. Общество насаждает довольно жесткие и агрессивные способы разрешения возникающих противоречий, вопреки исповедуемым идеям всеобщей солидарности. Подчеркивая их культурное и нормативное происхождение, В.Лефевр называет это «ритуальной агрессивностью» [53, с. 67].

При этом наша отечественная система образования, провозглашая идеи гуманизма, оказывается, учит соперничеству, борьбе, применению силы. Ребенок еще в детском саду, постоянно играя в игры соревновательного типа, усваивает, что важно опередить другого, быть сильнее, смелее, быстрее, а для того чтобы оказаться впереди, нужно бороться.

Литература также дает нам образцы, которые закрепляют в нашем сознании готовые формулировки: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Концепция силы закладывается в тезаурус явно и неявно. Чтобы понять, какова роль метафор в тезаурусе, мы провели исследование речи современных отечественных политиков, где встретили много метафор интолерантности, например: «Вместе с правоохранительными органами мы идем в бой не с врагом, а в бой за лучшую жизнь» [К. Пуликовский //АиФ. — 2000. — № 21]; «Последним смеется тот, кто стреляет первым» [А. Лебедь // Итоги. — 1996. — № 10]; «Тем ноги повыдергиваем, а этим головы поотво-рачиваем» [А. Лукашенко о фашистах и демократах // Итоги. — 1999. — № 27]; «Я мечтаю, чтобы русские солдаты омыли свои ноги водой Индийского океана...» [В.Жириновский. Последний бросок на юг. — М., 1993]. Далее мы попытались проделать такую же работу с речью учителей и учеников, в результате еще более удручающая картина: «Петя, ты черное пятно на белом теле коллектива нашей школы»; «Еще раз увижу — убью своими руками»; «Таких гадов давить надо» и т.д.

В учебниках истории большое место занимают описания войн, многие телепередачи и газеты обращены к событиям, которые содержат столкновения различных сил (криминальных и правопорядка) и т.д. и т.п. Основное внимание уделяется результатам, достигнутым с использованием силы, соперничества, а не сотрудничества, единства.

Разрушительные последствия борьбы на протяжении всей истории человечества заставляют искать способы ее ограничения. В XX в. были сформулированы идеи ненасильственного сопротивления. Развитие идей М. Ганди, Л.Толстого, М.Л. Кинга [Антология ненасилия. — М., 1992] и невозможность примирения со злом заставляют искать новые подходы, в частности появилось такое направление, как педагогика ненасилия.

Понятие «толерантность», имеющее в разных языках и культурах различный смысл, может сыграть большую роль в жизни каждого. Русское понятие толерантности, вероятно, более всего близко воспитанности. Идея ненасилия и ее разработка показали, что насильственные способы поведения являются приобретенными, а значит, им можно обучить, причем не только в конфликте. Возможно, осознание этой проблемы и потребности в ее решении потребует фундаментальной перестройки не только системы образования и воспитания, но и самих себя. Сегодня в данном аспекте специалисты работают над внедрением образовательных и воспитательных программ, направленных на развитие толерантности и навыков разрешения конфликтов. Причем большое значение придается изучению установок толерантного сознания, призванных оказывать влияние на поведение людей, и в частности на поведение участников конфликта, на выбор ими стратегий поведения и способов разрешения конфликтов. Сочетание установок толерантности с конфликтологической грамотностью поможет нам, оставаясь свободными, стать все более ответственными за себя и наше будущее.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 8541; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!