Постмодернистическая социальная теория



Существует точка зрения, согласно которой постмодернистская социальная тео­рия представляет собой альтер­нативу, несоизмеримую с социологической теорией. В известном отношении ее вообще не считают теорией, по крайней мере, в том смысле, в каком мы обычно используем этот термин. Бодрийяр выдвигает ряд идей (подражание, сверхреальность, символический обмен, соблазн). Это идеи, в полной мере обещающие выдержать испытание временем. Помимо этого, Бод­рийяр рассматривает важнейшие социальные проблемы (напри­мер, контроль средств массовой информации); его идеи затрагивают значитель­ную часть социального мира, если не весь этот мир.

Реальная угроза постмодернистской социальной теории в большей степени исхо­дит из ее формы, нежели ее содержания. Отрицая большие повествования, постмо­дернисты отрицают большую часть того, что мы обычно считаем социологической теорией. Бодрийяр и другие постмодернисты не предлагают больших повествований, а скорее создают отрывки и фрагменты идей, зачастую кажущиеся противоречащи­ми . Если постмодернисты одержат победу, социологическая теория будущего суще­ственно изменится по сравнению с сегодняшним днем. Но даже если форма будет почти нераспознаваемой, содержание тем не менее сохранит важные, широкого диа­пазона идеи относительно социальных проблем.

Что бы ни заключало в себе будущее, в настоящее время постмодернистские социальные теоретики создают необычайно много значительных увлекательных идей. С этими идеями нельзя не считаться, и по мере их включения в социологию они, возможно, будут двигать социологическую теорию в каких-либо новых не­предвиденных направлениях.

 

 

37. Социология постмодерна З.Баумана
З. Бауман исходит из того, что есть множество определений постмодерна, каждое из которых отражает те или иные стороны этой новой реальности. Для самого Баумана постмодерн – это определенное состояние ментальности, отличное от ментальности модерна. Вот лишь некоторые основные черты постмодерна, выделенные З. Бауманом:

· плюрализм культур, который распространяется на буквально все: традиции, идеологии, формы жизни и т. д.;

· постоянно происходящее изменение;

· отсутствие каких-либо властных универсалий;

· доминирование средств массовой информации и их продуктов;

· отсутствие основной реальности, ибо все, в конечном счете, представляет собой символы.

Особенно нормативность размывается в сфере морали, которая становится амбивалентной и крайне противоречивой. По Бауману, мораль постмодернистского общества выглядит так:

1. Люди перестают быть плохими или хорошими. Они просто «морально амбивалентны».

2. Моральные явления не отличаются регулярностью и устойчивостью.

3. Моральные конфликты не могут быть разрешены в силу отсутствия устойчивых моральных принципов.

4. Нет такого явления как универсальная, общая для всех мораль.

5. нет рационального порядка, ибо нет механизма морального контроля.

6. мораль не исчезает вообще. Она трансформируется в этическую систему, касающуюся межличностного взаимодействия. Особую значимость приобретает потребность быть для другого.

7. Люди обречены на жизнь с неразрешимыми моральными дилеммами.

Это отличие выражается в рефлексивности постмодернистов, в их критичности не только по отношению к окружающим реалиям, но и к себе, своим идеям и действиям. Постмодернистская ментальность позволяет индивидам преодолевать власть структур, характерную для общества модерна, которая задавала вполне определенные жизненные ориентиры, дает индивидам также возможность выйти за пределы влияния социальных структур. Это позволяет им лучше реализовать свой интеллектуальный потенциал вне зависимости от социального происхождения. Постмодернисты стремятся к утверждению нового стандарта истины, предполагающего её относительность.
Модернисты стремятся понять мир, прежде всего, с помощью рационального инструментария. Постмодернисты не чураются иррациональных понятий, толерантно относятся к мистике и вообще учатся жить с явлениями, которые пока не получили объяснения. Модернисты хотят контролировать мир, покорять природу. Постмодернисты предпринимают усилия, чтобы разрушить этот контроль.

Постмодернистское мышление, по существу, предполагает принятие амбивалентности как естественного положения вещей. Поэтому это мышление толерантно, ибо оно принимает существование различий как естественную данность.
Утверждение толерантного мышление тем более необходимо в виду появления и сосуществования многочисленных сообществ, которые функционируют относительно самостоятельно и отнюдь не проявляют тенденцию к солидарности.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 701; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!