Чикагская социологическая школа.



Чикагская школа социологии (др. название Чикагская школа человеческой экологии) - группа социологов Чикагского университета работавшая в первой половине XX века. Для школы характерны применение количественных подходов в исследовании и строгой методологии анализа данных, а также акцент на проблемах социологии города.

Возникновение чикагской школы социологии было связано с взрывным ростом городского населения американских городов в начале двадцатого столетия. Методология чикагских социологов с формализированным и систематическим подходом к отбору и анализу данных создавалась в значительной степени под влиянием германской науки (Зиммель). Берджес, Парк и Вирт способствовали переводу работ Зиммеля на английский язык.

Исследователи школы рассматривали город как лабораторию по изучению социальных взаимодействий. В 1925 году Парк и Бёрджес в работе «Город» (The City) подвергли рассмотрению девиантное поведение (поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития) в условиях роста городов. Социологи школы проводили исследования влияния миграционных процессов на социальную структуру города, складывание городских этнических гетто. Чикагская школа одной из первых обратила внимание на феномен городской пространственной сегрегации (политика принудительного отделения какой-либо группы населения).

 

Среди социологов чикагской школы выделяется направление символического интеракционизма (Джордж Герберт Мид) делавшее акцент на применение идей социальной психологии к исследованию социальных процессов.

 

Представители: 1 поколение - Нелс Андерсон, Эрнст Берджесс, Рут Шонл Кэйван, Франклин Фрэйзир, Эверет Хьюз, Родерик Макензи, Джордж Герберт Мид, Роберт Парк, Вальтер Реклис, Эдвин Сатерленд, Вильям Томас, Фредерик Зрашер, Луис Вирт, Флориан Витольд Знанецкий.

2 поколение (1950-е годы) - Говард Бекер, Эрвинг Гоффман, Ансельм Страусс, Гари Файн и др.

Феноменологическая социология.

В качестве самого общего её определения можно принять предлагаемую Л.Г. Иониным характеристику феном. социологии как теоретико-методологического направления в современной социологии, рассматривающего общество в виде явления, созданного и постоянно воссоздаваемого в духовном взаимодействии индивидов.

Причины становления: изучение социального мира как повседневного (обыденного) жизненного мира индивида, причем не просто индивида, а чувствующего, переживающего, стремящегося к чему- либо человека. 

Сторонники феном. соц-ии исходят из того, что внешний , окружающий людей мир есть результат их деятельности, творение их сознания. Не отрицая объективности этого мира(т.к. он существует вне людей, вне их сознания) социологи полагают, что он становится значимым для людей и только тогда, когда они его воспринимают и когда он из внешнего, объективного становится для индивидов внутренним, субъективным. При этом воспринимают люди, не сам мир, а его явления (феномены).

Задачи фен.соц-ии: выявить, обнаружить, понять, познать, как, каким образом люди структурируют(упорядочивают) воспринимаемый мир (его феномены,явления) в своём сознании и как воплощают своё знание мира в повседневных действиях.

Теоретические истоки феном. социологии связаны с именем немецкого философа Эдмунда Гуссерля (1859-1938). который стремился создать философски обоснованную феноменологическую теорию научного знания. Главная её задача – изучать «чистое сознание», исходить из «первоначального опыта» и «первоначального занния». Понять «чистое созание» можно путём интуитивного описания, описания феномена данного сознанию индивида. Центральное, ключевое понятие феноменологии– интенциональность, что означает направленность сознания на определенный, значимый для него объект. Гуссерль сформулировал учение о «жизненном мире» = это целостная структура человеческой практики это то, чем люди живут, имея об этом смутное, непрояснённое знание. Знание, полученное таким образом, - это научное знание о повседневной жизни, которое превратиться впоследствии в социологии знания в повседневное, имеющее определенную социальную природу.

Всё сказанное даёт основание считать взгляды Гуссерля важной теоретической предпосылкой феном.социологии.

Сформулированные выше идеи развивал в своём творчестве ученик Гуссерля, немецкий философ и социолог Макс Шелер(1874-1928) , он ввёл в научный оборот термин «социология знания». Исходной позицией феном. соц-ии Шелера явилось разграничение всего бытия на две сферы:

Субструктуры(или реальный социальных факторов) Суперструктуры(или духовных,идеальных форм)
Географические, биологические, демографические, экономические, политические феномины(явления). Представляют собой определённую базу социальной детерминации идей. Существует независимо от субструктуры, поскольку является сферой «абсолютного духа», «идеальных сущностей», а человеческое познание есть способ приобщения к этой сфере.

 

Переход от сферы субструктуры в сферу суперструктуры осуществляется через «структуру человеческих побуждений» = определённые импульсы, инстинкты, которые порождаются биологическими, географическими, экономическими и др. явлениями. В свою очередь эти импульсы, побуждения вызывают стремления к тому или иному типу знания. В связи с феном. подходом к пониманию общества ученый вывел «закон трёх фаз», характеризующий исторический процесс.

Первая фаза: возникает «независимая переменная» в виде кровородственных связей и основанных на них социальных институтов.

Вторая фаза: появляется совокупность политический факторов.

Третья фаза: появление экономических факторов.

>>> Они влияют на возникновение тех/иных идей и знаний. Вместе с истинным знанием возникают предрассудки, иллюзорное знание, то задача феном. социологии состоит в том, чтобы их изучить.

Он выделяет три «высших рода» знания :

1) Знание ради господства(деятельностное знание позитивных наук)= позитивное

Характеризуется наблюдением,экспериментом индукцией, дедукцией.

2) Знание ради образования (образовательное знание философии)=метафизическое.

Хар-тся созерцанием, познанием сущности путём усмотрения.

3)  Знание ради спасения (религиозное знание) =религиозное.Хар-тся верой, страхом, надеждой,любовью.

Вывод:основные идеи Гуссерля и Шелера сыграли заметную роль в появлении феноменологической социологии.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 615; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!