Вернер Зомбарт о генезисе и социальной сущности капитализма.



М. Вебер – классик теоретической социологии.

Макс Ве́бер 21 апреля 1864, Эрфурт, Пруссия — 14 июня 1920, Мюнхен, Германия — немецкий социолог, историк, экономист.

 Считается бесспорным классиком  мировой социологии, энциклопедически образованным ученным, политическим и общественным деятелем. Происходил из состоятельной и очень интеллигентной семьи. После второй мировой войны ситуация серьезно меняется. В центре внимания оказались политические идеи. Тогда же молодое поколение немецких социологов было занято ассимиляцией некоторых идей американской социологии. В то время как внимание немцев к социологии М.Вебера ослабевало, интерес американских социологов к веберовским сочинениям возрастал. С тех пор учения М.Вебера легли в основу американской социологии. Формирование социально-политических воззрений теоретической позиции Макса Вебера во многом определялось общественно-политической ситуацией в Германии последней четверти XIX в,:а также состоянием науки того времени, прежде всего политической экономики, истории и социальной философии. Формирование самосознания немецкой буржуазии происходило в эпоху, когда на исторической арене появился новый класс - пролетариат. Это определило двойственный характер немецкой буржуазии, ее политическую нерешительность и противоречивость позиции ее теоретиков. К последним принадлежал и Макс Вебер. По своей политической ориентации Вебер был буржуазным либералом, и его взгляды имели характерный для немецкого либерализма националистический оттенок. Из наиболее важных последних работ Вебера следует отметить его доклады "Политика как призвание и профессия" (1919) и "Наука как призвание и профессия" (1920). В них нашли отражение умонастроения Вебера после войны, его недовольства политикой Германии в Веймарский период. Вебер считается крупнейшим представителем немецкой исторической школы политэкономии. Правовед по образованию, он начинал свою деятельность с исследований в области экономической истории. Занимаясь экономической историей, Вебер не мог обойти Общество социальной политики и его представителей. Сочинения Макса Вебера поражают энциклопедическим охватом социальной действительности, и не так просто оценить, в какую сферу знаний он внес больший вклад.

Социальное действие и проблема рациональности в социологии М.Вебера.

"Социальное действие", по Максу Веберу, отличается двумя признаками, которые и делают его социальным (отличным просто от действия): 1) обладает смыслом для того, кто его совершает, и 2) ориентировано на других людей. Смысл - это определенное представление о том, для чего или почему это действие совершается, это какая-то (иногда весьма смутная) его осознанность и направленность.

Пример, которым М.Вебер иллюстрирует свое определение социального действия: если два велосипедиста сталкиваются на шоссе, то это никакое не социальное действие - вот когда они вскакивают и начинают выяснять между собой отношения (ругаться или помогать друг другу), тогда действие приобретает характеристику социального.

Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.

Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:

целерациональное — предметы /люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.

ценностно-рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);

традиционное — определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).

аффективное — определяется эмоциями;

Формальная рациональность—это прежде всего калькулируемость, формально-рациональное — это то, что поддается количественному учету, что без остатка исчерпывается количественной характеристикой. «Формальная рациональность хозяйства определяется мерой технически для него возможного и действительно при меняемого им расчета. Напротив, материальная рациональность характеризуется степенью, в какой снабжение определенной группы людей жизненными благами осуществляется путем экономически ориентированного социального действия с точки зрения определенных... ценностных постулатов...». Иными словами, экономика, руководствующаяся определенными критериями, лежащими за пределами того, что можно рационально подсчитать и что Вебер называет «ценностными постулатами», то есть экономика, служащая целям, не ею самой определенными, характеризуется как «материально (то есть содержательно) определяемая». «Материальная» рациональность — это рациональность для чего-то; формальная рациональность — это рациональность ни для чего, рациональность сама по себе, взятая как самоцель. Не следует, однако, забывать, что понятие формальной рациональности — это идеальный тип, и в эмпирической реальности она в чистом виде встречается крайне редко. Но движение в направлении формальной рационализации, как показывает Вебер во многих своих работах, — это движение самого исторического процесса.

 

3. Идеальный тип как логическая конструкция в социологии М. Вебера.

В своих методологических исследованиях Вебер, в сущности, присоединился к неокантианскому варианту антинатуралистического обоснования исторической науки.

Вебер склонен трактовать ценность как установку той или иной исторической эпохи, как свойственное эпохе направление интереса. Тем самым ценности из области надысторического переносятся в историю, а неокантианское учение о ценностях сближается с позитивизмом.

Интерес эпохи — это нечто более устойчивое и объективное, чем просто частный интерес того или иного исследователя, но в то же время нечто гораздо более субъективное, чем надысторический интерес, получивший у неокантианцев название «ценностей».

Превращая их в «интерес эпохи», т. е. в нечто относительное, Вебер тем самым переосмысляет наукоучение Риккерта. Поскольку, согласно Веберу, ценности лишь выражения общих установок своего времени, постольку у каждого времени есть и свои абсолюты. Абсолют, таким образом, оказывается историческим, а стало быть, относительным.

Идеальный тип, вообще говоря, есть «интерес эпохи», выраженный в виде теоретической конструкции. Таким образом, идеальный тип не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема. В этом смысле Вебер называет идеальный тип «утопией». «Чем резче и однозначнее сконструированы идеальные типы, чем они, следовательно, в этом смысле чужды миру ( weltfremder ), тем лучше они выполняют свое назначение — как в терминологическом и классификационном, так и в эвристическом отношении» .

Таким образом, веберовский идеальный тип близок к идеальной модели, которой пользуется естествознание. Мыслительные конструкции, которые носят название идеальных типов, говорит он, «быть может, так же мало встречаются в реальности, как физические реакции, которые вычислены только при допущении абсолютно пустого пространства». Вебер называет идеальный тип «продуктом нашей фантазии, созданным нами самими чисто мыслительным образованием», подчеркивая тем самым его внеэмпирическое происхождение. Так и идеальный тип создается как инструмент для постижения исторической реальности. «Образование абстрактных идеальных типов, — пишет Вебер, — рассматривается не как цель, а как средство». Именно благодаря своей определенности от эмпирической реальности, своему отличию от нее идеальный тип может служить как бы масштабом для соотнесения с ним этой последней. Чтобы усмотреть действительные каузальные связи, мы конструируем недействительные».

Такие понятия, как «экономический обмен», « homo economicus » («экономический человек»), «ремесло», «капитализм», «церковь», «секта», «христианство», «средневековое городское хозяйство», суть, со гласно Веберу, идеально-типические конструкции, употребляемые в качестве средств для изображения индивидуальных исторических образований.

В первый раз вводя понятие идеального типа в своих методологических работах 1904 г., Вебер рассматривает его главным образом как средство исторического познания, как исторический идеальный тип. Именно поэтому он подчеркивает, что идеальный тип есть лишь средство, а не цель познания.

Вот как определяет Вебер роль идеального типа в социологии и истории: «Социология, как это уже многократно предполагалось в качестве само собой разумеющегося, создает понятия типов и ищет общие правила событий, в противоположность истории, которая стремится к каузальному анализу... индивидуальных, важных в культурном отношении действий, образований, личностей» .

Задача истории, таким образом, состоит, по Веберу, в установлении каузальных связей между индивидуальными историческими образованиями. Здесь идеальный тип служит средством раскрытия генетической связи исторических явлений, потому мы будем называть его генетическим идеальным типом. Вот примеры генетических идеальных типов у Вебера: «средневековый город», «кальвинизм», «методизм», «культура капитализма» и т. д. Все они образованы, как объясняет Вебер, подчеркиванием одной из сторон эмпирически данных фактов.

Что же представляет собой социологический идеальный тип? В этом смысле идеальные типы как инструменты социологического исследования, по-видимому, должны быть более общими и в отличие от генетических идеальных типов могут быть названы «чистыми идеальными типами». Так, социолог конструирует чистые идеальные модели господства (харизматического, рационального и патриархального), встречающиеся во все исторические эпохи в любой точке земного шара.

Вернер Зомбарт о генезисе и социальной сущности капитализма.

Капитализм западноевропейского образца - это культура; основной задачей его изучения он считает «историческое и теоретическое познание общего культурного значения капиталистического развития». Современный капитализм, по его мнению, - неизбежное следствие исторического развития Европы, и пути назад, к патриархальным общественным структурам и ценностям, нет. Значение глубинных преобразований, которые несет с собой капитализм, революционизирующий всю жизнь людей, их деятельность и миропонимание, можно уяснить с помощью интеграции всего комплекса гуманитарных наук, по традиции относимых в Германии к наукам о культуре.

Для Зомбарта организующим началом капитализма, его «бродильной субстанцией» был не пролетариат, а буржуазия. Об этом четко и обстоятельно он написал в работе «Буржуа. Очерки по истории духовного развития современного предпринимателя» Для Зомбарта культура — тоже фактор, способствующий возникновению капитализма и его рациональности. В перечне таких факторов Зомбарт ставит культуру после земли и народонаселения . Положение не спасает упоминание Зомбартом «культурного стиля», деление культуры на материальную и идеальную, а последней - на институционную и духовную; напротив, усиливается подозрение, что для Зомбарта культура - все-таки не синоним западноевропейского капитализма, а одно из многих перечисленных условий его генезиса и бытия.

Было бы наивно отрицать обусловленность экономики культурой, их глубокую внутреннюю взаимопроницаемость. Тысячью нитями экономика опосредованно связана с культурой, находит свое выражение в образе жизни человека, в его понимании мира и самой жизни. Даже культура хозяйствования заключена в самом человеке, сформированном рядом поколений и историко-культурными пластами. Но Зомбарт формулирует однозначно: «Экономика - это культура».

Культура для Зомбарта обладает абстрактно-методологическим значением. В его нтерпретации понятие «культура» служит водоразделом для проведения неокантианского деления наук, т.е. играет абстрактно-научную, инструментальную роль, Неокантианской методологии Зомбарт присягает на верность, а к 30-м годам он превращает эту методологию в политическое орудие для проповеди германского почвенничества и для апологии преимуществ «особой немецкой науки».

Свои симпатии Зомбарт целиком отдает человеку, который руководствуется принципами экономического рационализма. Это безупречный homo economicus, неразличимый как субъект, поднимающийся вместе с приливной волной экономики и растворяющейся в ней. Точнее, это предприниматель, идущий в ногу с такими же, как он,вкупе составляющими спинной хребет современного капитализма.Современный западноевропейский капитализм, считает Зомбарт, имеет образец -американский капитализм.

Для Зомбарта притягателен американский рационализм, отождествляемый с экономическим рационализмом вообще. Американский рационализм согласуется с общим стилем научной деятельности самого Зомбарта, его «экономическими» ориентирами в понимании капитализма. «Ответом» на вопрос об исторической судьбе западноевропейского капитализма будет одно: капитализм в Америке.

 Дальнейшая динамика капитализма, по Зомбарту, несет с собой благосостояние для всех, общий положительный баланс, создающийся благодаря разнообразию форм собственности, регулированию социальных отношений. Такова его оценка перспектив современного капитализма и суть итоговой книги «Будущее капитализма» .

Оптимизм Зомбарта достигнут за счет крена в сторону экономики, т.е. благодаря упрощению основной исследовательской задачи, поставленной в предисловии новых издателей «Архива», которую, напомним, они определили как «историческое и теоретическое познание общего культурного значения капиталистического развития»

Зомбарт называет капитализм «могущественным космосом» ; уже при рождении человек вступает в него, как «в готовую постройку» . Терминологическая общность не может скрыть различий в интонации и смысле. Зомбарт, подмечающий у современного предпринимателя отсутствие «вкуса, приличия и человеческого достоинства», склонен найти этому оправдание, видя их причину в самой экономике, диктующей нормы поведения людей.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 796; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!