Функционализм в британской социальной антропологии (Б.К-Малиновский, А.Р. Редклифф-Браун).



Социа́льная антрополо́гия - научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие.

Бронислав Малиновский (1884 — 1942) — британский антрополог польского происхождения, основатель функционализма в антропологии. Считается виднейшим этнографом современности. В основе концепции культуры Б.Малиновского лежит теория потребностей. Исследователь рассматривает культуру как вещественную и духовную систему, посредством которой человек обеспечивает свое существование и удовлетворяет возникающие потребности. Потребности разделяются на два вида: основные биологические потребности и производные. Определяющий принцип концепции Малиновского при изучении культур - принцип универсального функционализма. Главный постулат функционального подхода: "...в любом типе цивилизаций любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собой необходимую часть внутри действующего целого".Согласно Малиновскому, любая культура в ходе своего развития вырабатывает некоторую систему устойчивого "равновесия", где каждая часть целого выполняет свою функцию. Если уничтожить какой-либо элемент культуры (например, запретить вредный, с нашей точки зрения, обряд), то вся этнокультурная система, а значит, и народ, живущий в ней, может быть подвержена деградации и гибели. Б.Малиновский резко осуждал грубое вмешательство колониальных чиновников в жизнь коренного населения, что свидетельствовало о невежестве и непонимании ценностей других культур. Наряду с институтом центральное место в концепции Б.Малиновского занимает понятие «функция». Ученый подчеркивает важность определения культурных феноменов через их функцию, чтобы избежать фантастических эволюционных схем или раздробленных истолкований отдельных элементов. Понятие функции рассматривалось им в качестве вспомогательного инструмента при изучении институциональных групп. Каждый элемент культуры считается им не как что-то случайное или ненужное, а как образование, выполняющее определенную функцию, как необходимое звено целостной системы культуры. Исследователь подходит к определению функции через понятие полезности и взаимосвязи, через удовлетворение определенной потребности человека.

Рэдклифф-Браун -(1881-1955) один из основателей британской социальной антропологии. Научные взгляды Р-Б были во многом близки идеям Малиновского,но его концепция отличалась значительной самостоятельностью. Он создал научное направление - структурный функционализм, в котором сочетались функционалистский и структуралистский подходы к анализу общественной жизни, сознания и поведения людей и их культуры. Функционализм учения Р-Б проявляется в том, что культура в его работах рассматривается как интегрированная функционирующая система. В жизни конкретного сообщества каждый элемент культуры играет особую роль, выполняет свою специфическую функцию. В основе данного метода лежит постулат, согласно которому существуют общие «физиологические», или функциональные законы, истинные для всех человеческих обществ, для всех культур. Цель функционального метода открыть эти общие законы и объяснить с их помощью каждый конкретный элемент той или иной культуры» Функционалистский подход Р-Б проявляется и в понимании социальной структуры. Применительно к социальным системам и их теоретическому осмыслению слово «функция» может быть использовано для указания на взаимосвязь между социальной структурой и процессом общественной жизни. Постулаты функционализма: человеческое общество, будучи частью объективного мира, развивается и существует как живой организм; основу человеческого общества составляет структура взаимосвязанных и дополняющих друг друга культурных элементов; практическая направленность исследований функционализма.

 

19. Теория социального действия Толкотта Парсонса.

Толкотт Парсонс (1902-1979) - выдающийся американский социолог, основатель школы структурного функционализма, пропагандист идей М. Вебера. Центральная тема его творчества- проблема социального порядка, П. решал задачу с позиций системного подхода (исследование объектов как систем) =>позволяет изучать общество в виде стабильной социальной структуры, в которой человек руководствуется жестко заданным образцом поведения, который установлен коллективом. П. стремился отделить социологию от биологии, обосновать ее самостоятельность. Полемике с биологами и экономистами, которые не признавали за социологией равное по статусу положение в ряду социальных наук, Парсонс уделил более 60% места в своем труде <Структура социального действия> (1937). Многие специалисты отмечают, что П. крайне сложно интерпретировать из-за сложности его языка, непонятности формулировок.

В теории социального действия П. целью было представление такой концептуальной структуры социологии, которая могла бы служить интеграции всех социальных наук. Эта цель могла бы быть достигнута посредством соединения анализа индивидуального действия с анализом целых социальных систем. Отправным моментом для этого анализа является теория социального действия, неотъемлемую черту которого составляет отношение между деятелями и элементами социальной и природной среды. Важнейшей чертой теории социального действия выступает попытка объединить человека и его природное и социальное окружение, которое он, наделяет своими смыслами и значениями. Наиболее важные элементы этого окружения – сами люди, социальное взаимодействие – интеракция =>исследование должно сосредоточиться на социальном взаимодействии, в рамках которого людям приходится обращать внимание на действия, желания и цели других людей. В процессе этого взаимодействия решающее значение имеют нормы и ценности, регулирующие социальное взаимодействие, поскольку они делают поведение индивидов упорядоченным и предсказуемым =>оказывается возможным стандартизировать отдельные виды деятельности внутри сети социальных отношений

Логическая схема единичного акта действия: актор (субъект действия), цели (представление о будущем состоянии события), средства (находящиеся и не находящиеся в собственности актора, материальные и не материальные, доступные или недоступные), условия действия, характеризующие его зависимость от объективных обстоятельств, и, наконец, ценности и нормы, задаваемые обществом.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 1929; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!