Неклассическая европейская философия XIX века.



                     

Хотя в постклассической философии нет видимого стилевого и содержательного единства, можно выделить некоторые общие черты, присущие составляющим её персоналиям, школам, течениям:

-Иррационализм - убеждение, что мир невозможно выразить только с помощью рациональных форм и способов познания.

- Разведение философии и науки, попытка показать, что это совершенно различные способы познания.

- Использование возможностей художественного дискурса для достижения целей философского знания.

- Повышенный интерес к экзистенциальной проблематике.

- Возрождение интереса к онтологическим исследованиям.

 

Немецкая философия в XIX веке

Можно выделить такие явления немецкой философской мысли 19 века:

- Психологизм и реализм (Я.Фриз, И.Гербарт).

- Идеалистические учения ( В.Вундт, Р.Лотце, Г.Фехнер ).

- Материализм ( Л.Фейербах, Э.Гегель).

- Пессимизм ( А.Шопенгауэр, Э.Гартман).

- Имманентная философия ( В.Шуппе, И.Ремке).

- Позитивизм (Р.Авенариус, Э.Мах, А.Риль).

- Индивидуализм ( М.Штирнер, Ф.Ницше).

- Неокантианство (О.Либман, Г.Риккерт, В.Виндельбанд).

 

Философский пессимизм А.Шопенгауэра (1788-1860)

 

Исследователи называют философию Артура Шопенгауэра "вселенским пессимизмом" из-за скептической и мрачной оценки им роли и места человека во Вселенной: ничем не обоснованная гордыня возвела человека на престол, им не заслуженный. Сам человек - это всего лишь вид плесени, - утверждает Шопенгауэр, - обладающей разумом и возомнившей о себе как центре мироздания. Однако достаточно лишь небольшого дуновения космических ветров, и он исчезнет, не оставив после себя никаких следов.

Сущность познавательной деятельности определяется у Шопенгауэра волей и выступает в качестве средства самосохранения рода, наряду с другими подобными средствами. Но если человеку удается освободить познание от этой служебной роли, то оно становится искусством. Только искусство может вскрыть сущность воли, показать человеку его истинное предназначение. Философия, если она хочет отвечать своему предназначению, должно уподобиться искусству, а философ - художнику.

 

Фридрих Ницше (1844-1900)

 

Фридриха Ницше считают родоначальником "философии жизни", философом, впервые открыто сказавшим о гибели европейской культуры. Главная проблема творчества Ницше - это выяснение того, как человек может жить в условиях, когда "Бог умер" (Это его буквальная характеристика состояния культуры). Составляющие этой проблемы: идея "воли к власти", "сверхчеловека", "вечного возвращения".

 

Концепция культуры у Ницше
Главная тема, интересующая Ницше - кризис европейской культуры. Обращаясь к истокам последней, Ницше утверждает, что человеческий род выделяется среди прочих животных наличием фантазии и интеллекта, развивая которые, он может успешно справиться с задачей выживания. Для этого он создает такие средства культуры, как язык и логика. Но, применяя эти средства, человек "искажает" жизнь, подменяет ее живую душу необходимостью и закономерностью. Работой "подмены" жизни у Ницше занимается наука.

Помимо науки существует такой вид интеллектуальной деятельности, как искусство. Оно гораздо ближе жизни, и на начальных этапах истории играет первостепенную роль в обществе. В дальнейшем это соотношение изменяется в пользу науки. В конце концов, жизнь заменяется искусственной конструкцией, утратившей все связи с почвой. Мир лишается всех высот и идеалов, становится полностью демистифицированным, теряет загадочность и тайну. И рано или поздно погибнет. Таков диагноз Ницше.

 

Ницше о причинах кризиса культуры
Хотя наука и выступила в качестве орудия подмены жизни, главную ответственность за гибель европейской культуры Ницше возлагает на христианство.

 

Учение Ницше о "сверх-человеке"
Уже в ранних работах Ницше заметны черты аристократизма в науке и искусстве, которые, впоследствии разрабатываются в направлении теории "сверхчеловека". Цель истории - великие люди. Но в истории мы повсеместно наблюдаем дуализм рабов и господ. Рабство, по мнению Ницше, заложено в сущность культуры. Неравенство людей имеет природное, а не социальное обоснование. Сильный человек, прирожденный аристократ, абсолютно свободен и не связывает себя моральными нормами. Это и есть "сверхчеловек", который, в перспективе, станет особым биологическим типом.

 

Экзистенциализм

Термин "экзистенциализм" буквально, в переводе означает: "учение о существовании". Под философским экзистенциализмом понимают учение, которое утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность.

Главное в экзистенциализме - это утверждение, что существование человека предшествует его сущности.

 

Сёрен Киркегор (1813-1855)

 

Киркегор, впервые употребивший понятие "экзистенции" для характеристики сущности человеческого бытия, утверждал, что экзистенция не может быть понята посредством абстрактных логических категорий. Наука ничего не может сказать о сущности человека. Экзистенция - это внутреннее, постоянно переходящее во внешнее, предметное бытие. Но предметное бытие выражает "неподлинное" существование человека. Чтобы обрести экзистенцию или "подлинное" бытие, нужно пройти путь, который Киркегор назвал экзистенциальной диалектикой. Этот путь состоит из трёх ступеней диалектического восхождения:

- Эстетической;

- Этической;

- Религиозной.
На эстетической ступени доминирует ориентация на наслаждение; принцип этической ступени - долг, который уже свидетельствует о самоопределении человека, но рассудочным способом. И только на религиозной стадии человек усилием воли отказывается от прежних привычек и всем своим существом принимает страдание как принцип существования.

 

26. Экзистенциализм (Жан Поль Сартр и Мартин Хайдеггер).

 

Экзистенциализм есть прежде всего онтология. Этим он отличается от большинства философских учений прошлого и настоящего, тяготевших в сторону теории познания. Экзистенциальное мышление разворачивается исключительно в сфере бытия, а все остальные проблемы приобретают второстепенное значение.

 

Ж.-П.Сартр прямо заявил: "Хочешь быть философом - пиши романы".
М.Хайдеггер предпринял успешную попытку привить к экзистенциализму феноменологический метод, который позволил превратить экзистенциализм в систематическую онтологию, описывающую реальность в своеобразном категориальном ряду. Этот ряд условно можно представить в виде триады: "мир - бытие-в-мире - бытие". Экзистенция есть средний номер триады, своеобразное промежуточное звено между двумя безднами, обступающими человека.

Формы экзистенциализма

* Религиозный, как правило, христианский, экзистенциализм. Его сторонники, в поисках детерминант человеческого бытия, "Иного", от которого зависит обретение человеком своего "Я", обращаются к Богу. Представлен К.Яспером, Л.Шестовым, Г.Марселем.
* Не-религиозный экзистенциализм под "Иным" понимал не Бога, а прочие факторы, влияющие на человеческое бытие. Представлен М.Хайдеггером, .Камю, Ж.-П.Сартром.

Экзистенциализм был очень популярен в Европе после второй мировой войны, оказал стимулирующее влияние на философию. Он удачно сочетался с феноменологическим и герменевтическим методами. Свидетельством общественного признания экзистенциализма может служить то, что ведущие его авторы - А.Камю и Ж.П.Сартр были удостоены Нобелевских премий.

 

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 611; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!