Русская религиозная философия XIX-XX вв.



 

Основоположником отечественной религиозной философии по праву называется Владимир Сергеевич Соловьёв /1853 - 1900/, сын известного русского историка Сергея Соловьева. Вл. Соловьёв создал систему философии и дал глубокое обоснование её принципиальных основ.

Метафизика и теория познания Вл.Соловьева, в общих чертах, выглядит так. – В первооснове мира лежит Абсолютное, Бог. Его существование недоступно разуму, это предмет веры и “религиозного ощущения”. В Абсолютном существует некое разумное и свободное начало – “мировая душа”, которая отделяет себя от Абсолютного и становится Природой. Вследствие этого, единство мироздания нарушается, в Природе происходит столкновение “идеального космоса”, то есть вечных законов, управляющих вещами и постигаемых посредством разума, с началом “хаоса”, который нельзя понять и в котором нечего понимать.

Ключевин звеном системы религиозной философии стала концепция цельного знания, которая получила название метафизики всеединства.

Представителями философского религиозного направления также были известные русские писатели — Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, кроме литературного, большое философское наследие.

Ф.М. Достоевский(1821 - 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую "национальную почву" — обычаи, традиции.

Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть "панцирь", оберегающий человека от грехов и зла.

Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути,по которому может идти человек:

- путь человекобожества;

- путь богочеловека.

 

Путь человекобожества — путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.

Второй путь богочеловека — путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.

 

Другой известный русский писатель, Л.Н. Толстой(1828 - 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовство. Суть толстовствав следующем:

- многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия;

- религия должна стать простой и доступной для народа;

- Бог, религия — это добро, любовь, разум и совесть;

- смысл жизни — самосовершенствование;

- главное зло на Земле - смерть и насилие;

- необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;

- в основе поведения человека должно быть непротивление злу;

- государство — отживающий институт и, поскольку оно — аппарат насилия, не имеет права на существование;

- всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его — не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д.

За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г . Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.

"Золотым веком" духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. — 10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии.

 

 

Русский марксизм XIX-XX вв.

Ленин стремился к революции, а не реформистскому переходу власти к пролетариату.

В.И.Ленин (1870-1924). Между Плехановым и Лениным изначально сложились отношения: молодой марксист находил слишком «барской» позицию старого ветерана русской социал-демократии. Его не устраивало ни его «постепенство», ни желание исподволь, путем просвещения и воспитания, готовить рабочий класс к самостоятельным политическим действиям. И тем более - ждать, пока пролетариат составит большинство населения страны, без чего Плеханов не допускал и мысли о возможности социалистической революции. Все это неминуемо должно было обернуться расколом русского марксизма, и он действительно произошел на II съезде РСДРП, состоявшемся в Лондоне в июле 1903 г. Социал-демократическое движение разделилось на меньшевиков, сохранивших верность Плеханову, и большевиков, ставших на сторону Ленина. Теоретически Ленину было ясно: социализм может быть только «рабочим», т.е. пролетарским, и никаким иным.

В России марксистская партия должна действовать иначе, чем на Западе. Она не может ждать, пока пролетариат достигнет «определенного уровня культуры», чтобы подняться до социализма, но должна сама внести идеи социализма в рабочее движение. И лучше всего это сделать «революционным путем», т.е. осуществив захват власти.

 

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 586; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!