Социальные теории Томаса Гоббса и Джона Локка.



 

Томас Гоббс,ставший учеником и продолжателем философской традиции Ф. Бэкона:

-решительно отвергал теологическую схоластическую философию;

-целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;

-в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта;

-был убежденным материалистом;

-считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;

-разработал теорию государства;

-первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор. Основной предмет философских интересов Гоббса — гносеология (учение о познании) и проблема государства.

Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие — это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует "знаками"и дает их следующую классификацию:

-сигналы — звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений ("пение" птиц, рычание хищников, мяуканье и т. д.);

-метки — различные знаки, придуманные человеком для общения;

-естественные знаки — "сигналы" природы (гром, молния, тучи и т. д.);

-произвольные коммуникативные знаки — слова различных языков;

-знаки в роли "меток" — специальная "закодированная" речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.);

-знаки знаков — имена имен — универсалии (общие понятия). В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции.

Философ стал автором всемирно известной книги "Левиафан" ("Чудовище" — вышла в 1651 г . в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть Данной теории в следующем:

-человек обладает изначально злой природой;

-движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;

-указанные качества приводят к осознанию каждым человеком права на все;

-право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к "войне всех против всех", в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс;

-в целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и "право всех на все";

-для предотвращения "войны всех против всех", подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе —государство;

-чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;

-государство — непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище-"Левиафан", которое "пожирает и сметает все на своем пути" — сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.

 

Джон Локк развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени.

Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка:

-мир материалистичен;

-в основе познания может лежать только опыт ("нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах");

-сознание — пустое помещение, которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о "чистой доске",на которой записывается опыт — tabula rasa );

-источником опыта выступает внешний мир;

-цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;

-идеал человека — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;

-идеал государства — государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

 

Рационализм Рене Декарта.

Основоположником рационализма считается Рене Декарт. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

-обосновал ведущую роль разума в познании;

-выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

-стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;

-выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".

То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:

-в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку;

-зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться;

-следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

-сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит;

-мыслить может реально существующий человек;

-следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

-поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую".

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.

Субстанцияэто все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя.Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:

-материальные (вещи);

-духовные (идеи).

При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:

-протяжение — для материальных;

-мышление - для духовных.

Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением(в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.

Все же духовные субстанции обладают свойством мышленияи, наоборот, неделимы.

Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами.(Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.

С точки зрения дуализма Декартом решается и "основной вопрос философии":спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования:

- допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;

- сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;

- последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;

- строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

 

Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует "врожденными идеями", которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.

Данные идеи могут быть двух видов:

-понятия;

-суждения.

Примероммогут служить следующие:

- врожденных понятий - Бог (существует); "число" (существует), "воля", "тело", "душа", "структура" и т. д.;

- врожденных суждений — "целое больше своей части", "из ничего не бывает ничего", "нельзя одновременно быть и не быть". Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 3453; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!