Основные идеи и представители французского Просвещения



XVIII века.

 

Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 — 1794 гг.

В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:

- деистическое;

- атеистическо-материалистическое;

- утопическо-социалистическое (коммунистическое).

 

Деизм(не путать с дуализмом Декарта — взаимосвязанностью и равноправием материализма и идеализма) — направление в философии, сторонники которого:

-отвергали идею личного Бога;

-не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);

-видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);

-отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.

К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо.

 

Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-материалистическое.

Атеистыотвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.

Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.

Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направлениев философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 — 1794 гг. и после ее завершения.

К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.

Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

 

 

Специфика и проблематика немецкой классической философии.

Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII - первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философовтого времени:

-Иммануила Канта (1724 - 1804);

-Иоганна Фихте (1762 - 1814);

-Фридриха Шеллинга (1775 - 1854);

-Георга Гегеля (1770 - 1831);

-Людвига Фейербаха (1804 - 1872).

-В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

-объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

-субъективный идеализм (Фихте);

-материализм (Фейербах).

Немецкая классическая философияразработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:

-повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;

-особое внимание уделила проблеме развития;

-значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;

-взглянула на историю как целостный процесс.

Вторая половина XVIII- начало XIX вв. Основные проблемы:

-Познавательные возможности человека;

-Проблема развития истории и разума;

-Проблема человека;

В естественных науках закрепилась геоцентрическая модель вселенной (Галилей и Коперник).

 

Философские взгляды Иммануила Канта.

 

1. Основоположником немецкого классического идеализмасчитается Иммануил Кант(1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

-докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

-критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г .).

В течение докритического периодафилософский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.

В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический периодполучил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведенийКанта:

-"Критика чистого разума";

-"Критика практического разума";

-"Критика способности суждения".

 

Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периодабыли проблемы бытия, природы, естествознания.

Философские выводы Кантабыли революционными для его эпохи:

-Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц.

-природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;

-природа находится в постоянном изменении и развитии;

-движение и покой относительны;

-все живое на земле, в том числе и человек, — результат естественной биологической эволюции.

В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени:

-механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;

-данной внешней причиной (первоначалом) является Бог

 

В основе философских исследований Канта критического периодалежит проблема познания.

Всвоей книге "Критика чистого разума"Кант отстаивает идею агностицизма— невозможности познания окружающей действительности.

Кант выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познанииявляется не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности— человек, а точнее, его разум.

Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены(то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.

Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:

- апостериорное знание;

- априорное знание;

- "вещь в себе".

Апостериорное знание— то знание, которое получает человек в результате опыта.

Априорное знание— доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначальнои не требует никакого опытного доказательства.

"Вещь в себе"— одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 3141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!