Принципы и главные направления эпохи возрождения.



Философией эпохи Возрожденияназывается совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

-гуманистическое - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

- неоплатоническое, представители которого развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

- натурфилософское, пыталось развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

- реформационное, представители которого стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

- политическое (Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

- утопическо-социалистическое - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

 

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

-антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

-оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);

-перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

-принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

-большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

-торжество индивидуализма;

-широкое распространение идеи социального равенства

 

Социальная философия Николо Макиавелли.

 

Философия Макиавеллиопирается на следующие основные положения:

- человек обладает изначально злой природой;

-движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

-совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

-для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;

-правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

-правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана);

-ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

-в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.

Особенности философии Нового времени.

Это период в истории философии, с 17-го по середину 19-го столетия, в течении которого получила классическую формулировку и решение центральная проблема западной философии - проблема тождества бытия и мышления.

Черты философии Нового времени

-Преобладание гносеологической проблематики над онтологической.

-Отчетливо выраженный интерес к методологии научного познания.

-Рационализм и антропоцентризм как основания философствования.

-Просветительская направленность.

-Критика религии и теологии.

Основные проблемы философии Нового времени

-Условия и границы обыденного, научного и философского познания.

-Проблема истины в познании.

-Чувственное и рациональное познание, их соотношение

-Природа методов научного познания.

-Классификация наук.

-Соотношение единого и многого в субстанции.

-Природа государства и права.

-Влияние культуры на развитие человека Культурное и природное в человеке.

 

Рационализм(от лат. ratioразум) — направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

Рационализм имеет два основных направления — онтологическое и гносеологическое.

Согласно онтологическому рационализмув основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму. Однако рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежденные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами.

Основная идея гносеологического рационализмазаключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов — сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов — "Знание — сила").

Главными аргументами рационалистоввспоре с эмпириками были следующие:

- сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;

- разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем.

Эмпиризм— направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание — сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США.

Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон.

Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США).

Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов.

Скептицизм— философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

 

 

Эмпиризм Френсиса Бэкона

 

Основателем эмпирического (опытного) направления философии считается Френсис Бэкон.

Суть основной философской идеи Френсиса Бэкона — эмпиризма - заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт.Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.

В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: "Знание — сила".

Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция (от частного к общему).

Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции).

Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.

Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность.Это:

-"путь паука";

-"путь муравья";

-"путь пчелы".

 

"Путь паука" — получение знания из "чистого разума", то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, "ткут паутину мыслей из своего ума".

 

"Путь муравья" — такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. "Чистые эмпирики" концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы "снаружи", "со стороны", но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

 

"Путь пчелы", по Бэкону, — идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства "пути паука" и "пути муравья" и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по "пути пчелы", необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и, используя возможности разума, заглянуть "вовнутрь" проблемы, понять ее сущность.

Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Френсис Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет "призраками" ("идолами") и определяет четыре их разновидности:

-призраки рода;

-призраки пещеры;

-призраки рынка;

-призраки театра.

 

Призраки рода и призраки пещеры - врожденные заблуждения людей,которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.

В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом — то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания.

Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения — "пещера") отражается в конечном результате познания.

Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения.

Призраки рынка — неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.

Призраки театра — влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).

Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих "призраков" и получать свободное от их влияния "чистое знание".

Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации — свойства человеческого ума:

-память;

-воображение;

-рассудок.

Памяти соответствуют исторические науки, воображению - поэзия, рассудку — философия, что составляет основу всех наук. Философию Бэкон определяет как науку о:

-Боге;

-природе;

-человеке.

Каждый из трех предметов философиичеловек познает по-разному:

-природу — непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта;

-Бога — через природу;

-себя — через рефлексию (то есть обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли).

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 676; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!