Философские взгляды Георга Гегеля.



 

Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:

-теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея — Мировой дух);

-диалектика как всеобщий философский метод.

 

Кважнейшим философским трудам Гегеляотносятся:

-"Феноменология духа";

- "Наука логики";

- "Философия права".

 

Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. Врезультате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи.

Абсолютная идея- это:

- единственно существующая подлинная реальность;

- первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

- Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение.

Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде:

- окружающего мира;

- природы;

- человека;

- а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружающий мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому себе. Само отчуждение включает в себя:

- творение материи из воздуха;

- сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) — через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;

- искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира.

Человекв онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи.Сознание каждого человека — частица Мирового духа.

Через человека Мировой дух:

- проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;

- целенаправленно и закономерно движется — действия, поступки человека, ход истории;

- познает себя через познавательную деятельность человека;

- творит — в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

 

Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.

Диалектикаосновополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.Смысл диалектики в том, что:

- все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод,молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);

- данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

- единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).

Развитиепроисходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:

- существует определенный тезис(утверждение, форма бытия);

- данному тезису всегда находится антитезис— его противоположность;

- в результате взаимодействия двух противоположных тезисовполучается синтез— новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;

- данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.

По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.

 

В своих исследованиях Гегель стремится понять:

- философию природы;

- философию духа;

- философию истории;

- а значит, и их сущность.

Природу (окружающий мир)Гегель понимает как инобытие идеи(то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

-субъективный дух;

- объективный дух;

- абсолютный дух.

Субъективный дух— душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя").

Объективный дух- следующая ступень духа, "дух общества в целом".

Абсолютный дух— высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются:

- искусство;

- религия;

- философия.

Искусство— непосредственное отображение человеком абсолютной идеи.

Религия— антитезис искусства.

Философия— синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи.

Согласно Гегелю предмет философиидолжен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя:

- философию природы;

- антропологию;

- психологию;

- логику;

- философию государства;

- философию гражданского общества;

- философию права;

- философию истории;

- диалектику — как истину всеобщих законов и принципов.

 

Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля:

- Государство — форма существования Бога в мире (по своей силе и "возможностям" воплощенный Бог);

- право - наличное бытие (воплощение) свободы;

- общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;

- богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;

- противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двигатель прогресса;

- противоречия и конфликты между государствами, войны — двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;

- "вечный мир" приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации.

Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии исознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует.Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие — сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.

 

? 21. Онтология, гносеология и социальная философия Карла Маркса и Фридриха Энгельса. ?

Исходный пункт развития марксизма – гегелевская философия. Философия марксизма выступает как научный метод познания и преобразования мира. Сердцевину философии образуют исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы человека.

 

Гносеология:

Принципиальное отличие диалектико-материалистического учения о познании от всех прочих состоит в том, что источником познания, т.е. исходным началом, является практика и критерием истины также является практика.

Практика - это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем. В качестве субъекта практики может выступать как отдельно взятый человек, так и коллектив. Практика дает исходную информацию, которая должна быть теоретически осмысленна.

В марксистско-ленинской философии специфически гносеологическая проблематика отношения сознания и материи, идеального и материального, критериев достоверности знания, соотношения чувственного и логического, отражения и т. д. исследуется на основе метода материалистической диалектики и в неразрывной связи с учением исторического материализма, которое позволяет раскрыть сущность познавательного отношения человека к миру.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 587; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!