Философские взгляды Аристотеля.



 

Критикует Платона:

1) за отрыв идеи и вещи;

2) За неправильное понимание факторов, которые образуют конкретный вид знаний;

Онтология Аристотеля - мир состоит из вещей.

Вещь имеет 2 начала: материя, форма.

Каждая вещь имеет 4 причины существования:

1. Материальная;

2. Формальная;

3. Функциональная;

4. Целевая;

Главное в философии Аристотеля

-Для борьбы с софистикой развивает в своей логике учение о правильном мышлении и исследует процесс доказательства и умозаключения

-Идея и материя не отделены друг от друга, а соединены в одно. Материя из потенции превращается в актуальность благодаря движению.

-Предметом физики является движущееся и телесное, то есть природа. Материя и форма вечны, как вечно и безначально движение.

-Земные вещи преходящи и состоят из соединения противоположностей: тяжелого и легкого, теплого и холодного, сухого и влажного.

-Цель человеческого действия - благо. Добродетель есть самое полное удовлетворение жизнью.

 

9. Специфика и периодизация средневековой философии.

Это исторически своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего Востока эпохи феодализма. Сущность этой философии заключается в её сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма.

Теоретические истоки средневековой философии
* Неоплатонизм.
* Перипатетизм.
* Гностицизм.
* Монтанизм.
* Манихейство.

Основные проблемы философии средних веков
* Защита и обоснование религиозной догматики.
* Проблема бытия Бога.
* Соотношение разума и веры.
* Отношения между Богом и миром.
* Проблема теодицеи.
* Природа универсалий.
* Свобода человеческой воли и предопределение.

Главные черты философии средних веков
* Ретроспективизм и традиционализм, то есть, обращенность в прошлое. Чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее.
* Дидактизм, учительство. Почти все известные мыслители средневековья были проповедниками или преподавателями богословия.
* Монолитность формы и консерватизм содержания. Это было необходимо для того, чтобы точнее и полнее передать потомкам истину откровения.

Основные идеи
* Идея творения, лежащая в основе онтологии.
* Идея откровения, лежащая в основе теории познания.

Периодизация средневековой философии

* Зарождение средневековой философии (апологетика – защита идеи о Боге);
* Период патристики (философия и теология отцов церкви);
* Период схоластики;
* Период заката;

Основные принципы средневековой философии

-Теоцентризм, который гласит, что источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.

-Креационизм, согласно которому все существующее и изменяемое сотворено Богом из ничего, а все сотворенное изменяется и стремится к ничтожеству.

-Провиденциализм, утверждающий, что Бог постоянно контролирует созданный им мир, управляет им, человеческой историей и поведением отдельного человека.

-Персонализм, в котором человек понимается как "персона", то есть неделимая личность, обладающая разумом и волей, сотворенная по образцу и подобию Бога и наделенная совестью. Будучи замкнутой и автономной, личность подотчетна только Богу. Отсюда - значение исповеди.

-Ревеляционизм. Он считает, что самый надежный и достоверный способ познания состоит в постижении смысла Священного писания

 

Философские взгляды Августина Аврелия и Фомы Аквинского.

Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430) — христианский теолог, был одним из основателей ранней схоластики.

Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного:

-ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного;

- Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;

- Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;

- Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;

- в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;

- короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;

- Церковь — единственная сила, способная объединить мир;

- бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее;

- высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;

- после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.

 

Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:

- Бог существует;

- главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;

- все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога;

- Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем;

- знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.

 

Значение философии Августина Блаженногов том, что им:

- уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);

- Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Римской империи) объявлена тоже властью наряду с государственной (а не элементом государства);

- обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы — над монархами — главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века;

- выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;

- воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех);

- одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.

 

Фома Аквинский(1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви.

Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

-движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

- причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;

- случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

- степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог;

- цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

Исходя из данных посылок, согласно Фоме:

- все состоит из материи и формы (идеи);

- суть любой вещи — единство формы и материи;

- форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

- форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

- идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:

- откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;

- вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

- вера и разум дают истинное знание;

- если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;

- все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

- разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

- не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

- философия и теология — разные науки;

- философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

- все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

-даны пять доказательств существования Бога;

-систематизирована схоластика;

-закреплено разделение сущности и существования, что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

-доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);

-выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

-вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

- разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии;

- логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 558; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!