Тема 12. Современные социально-философские проблемы: культурные ценности и человек
12.1. Понятие культуры.
12.2. Нравственные ценности и формирование личности.
12.3. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
12.4. Религиозные ценности и свобода совести.
Понятие культуры
В философии существуют различные подходы к определению понятия "культура". Особое значение среди них имеют ценностный, деятельностный, а также антропологический подходы. На их основании культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми, а также сама деятельность по созданию этих ценностей. Таким образом, культура - это своего рода "вторая природа" - реальность, созданная людьми. Именно творчество человека и групп людей обусловливает развитие культуры. Вместе с тем важно учитывать, что в ходе культурной деятельности человек преобразует самого себя, что освоение достижений культуры собственно и делает его личностью. Таким образом, личность оказывается одновременно и творением, и творцом культуры. Поэтому культуру можно определить и как способ бытия человека, как меру человеческого в человеке. (Рис.12.1.).
На разных этапах существования общества, а также у разных народов, в разных регионах формируются многообразные культуры, различающиеся по преобладающим формам социальной деятельности, политическим ориентациям, религиям, традициям и другим признакам. В наиболее общем виде принято выделять культуры Запада, Востока и России. Взаимодействие этих относительно самостоятельных культур является важнейшим фактором становления мировой культуры, синтезирующей их наиболее значимые достижения. Из этого следует, что культура диалогична, то есть она существует и развивается в ходе диалога, коммуникации между людьми и народами как носителями разных культур.
|
|
Важнейшими функциямикультуры являются:
§ социализация личности, развитие индивидуальности, создание условий для реализации творческих способностей человека;
§ сохранение и передача, знаний, умений, традиций, то есть обеспечение преемственности в развитии человечества, трансляция социального опыта от одного поколения к другому;
§ регуляция общественной жизни, поддержание сплоченности людей и стабильности функционирования всех социальных подсистем;
§ обеспечение новаторства в разных сферах человеческой деятельности, развитие и обогащение истории;
§ общение между народами, обмен культурными ценностями.
Культура представляет собой сложную систему, включающую в себя материальные ценности (орудия труда, жилища, одежда, транспорт, средства связи и др.) и формы их производства; различные способы социальной и политической деятельности, типы управления; духовные ценности (научные и обыденные знания, правовые нормы, религиозные и философские учения, искусство, нравственные идеалы и др.).
|
|
Духовные ценности фиксируются в объективированной (материальной, знаковой) форме – в книгах, художественных произведениях, архитектурных сооружениях и т.п. Это придает им межличностный (интерсубъективный, понятный разным людям) характер, делает возможным их освоение любым человеком. В процессе такого освоения, собственно, и осуществляется формирование личности, обладающей сложившимся мировоззрением и системой убеждений, которые определяют ее поведение, целевые установки, понимание смысла собственного существования. Особую роль при этом играют нравственные, эстетические, религиозные ценности.
Нравственные ценности и формирование личности
К числу важнейших нравственных ценностей относятся прежде всего: нормы и правила, регулирующие поведение человека и отношения между людьми; высшие идеалы и принципы, выступающие как моральные ориентиры личности.
Понятие нравственности обычно используется для обозначения «сущего» (того, каким человек является реально, на самом деле), а понятие морали – для обозначения «должного» (того, каким он должен стать). Философское учение о морали и нравственности называется этика.
|
|
В структуре морали принято выделять нравственное сознание, нравственную практику, нравственные отношения. (Рис.12.2.)
Нравственное сознание включает в себя особого рода чувства, эмоции (чувство долга, чувство справедливости), а также рационально осмысленные человеком:
§ нормы (правила поведения и межличностных отношений),
§ принципы (в соответствии с которыми, человек организует свою жизнь, например, принципы удовольствия, пользы, совершенствования и т.п.),
§ убеждения (в значительной степени направляющие деятельность человека, разрешающие или запрещающие ему те или иные поступки),
§ идеалы (фиксирующие предельные стремления личности – к добру, справедливости, счастью).
Нравственная практика - это поведение человека, оцениваемое с точки зрения его соответствия или несоответствия нравственным принципам и идеалам.
Нравственные отношения, то есть характерные для данного общества нормы поведения и типичные ценностные установки, складываются в процессе развития культуры. Человек, появляясь на свет, застает их готовыми. Освоение нравственных отношений имеет первостепенное значение для социализации личности, ее адаптации к данной культуре.
|
|
Структура нравственности | ||
Нравственное сознание | Нравственная практика | Нравственные отношения |
Рис. 12.2. Структура нравственности.
Основными функциями нравственности являются:
1. Формирование личности: в процессе принятия и освоения человеком нравственных ценностей осуществляется становление жизненной позиции, личных идеалов, решается вопрос о собственном предназначении.
2. Регуляторная функция. Нравственные нормы позволяют личности выработать правила своего поведения, определить пределы допустимого и недопустимого, выстроить отношения с другими людьми.
Коммуникативная функция. Межличностное общение подвергается нравственному контролю.
3. Познавательная функция. В процессе общения осуществляется как познание другого человека, так и самопознание.
4. Оценочная функция. Человек оценивает других людей исходя из соответствия или несоответствия их поступков тем нравственным ценностям, которые значимы для него самого. Такой же оценке могут подвергаться культуры других народов или прошедших эпох.
5. Мировоззренческая функция. Личность определяется в вопросах о природе добра и зла, добродетели и порока, долга и совести. (Например, источником их формирования может считаться Бог, выдающиеся личности, законы общественного развития и др.).
Нравственность – древнейшая форма регуляции человеческой жизни, она начинает формироваться на ранних этапах становления первобытного общества. В ходе эволюции культуры происходило развитие и изменение нравственности. В силу этого она включает в себя компоненты:
§ общечеловеческие (например, представления о необходимости стремления к добру, следования добродетели, отстаивания справедливости);
§ социально-групповые (характерные для отдельных социальных групп или эпох). Так, в первобытном обществе важнейшее значение имели принципы кровного родства и кровной мести – «око за око». Позднее они вытесняются т.н. "золотым правилом морали", гласящим: "не делай другому того, чего не хочешь себе". (Возможна и иная формулировка этого правила: "поступай с другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой"). В истории культуры имеют место различия и между моральными нормами, типичными для отдельных классов. Так, нравственные ценности рабовладельца существенно отличаются от этических установлений, приемлемых для раба, а «кодекс чести» средневекового рыцаря - от правил поведения крестьянина;
§ личностные (даже сторонники одного этического учения обладают различающимися жизненными позициями, убеждениями и способностями неукоснительно следовать им).
Таким образом, с одной стороны, для всей истории человечества характерно наличие общих моральных стремлений, с другой же - на разных этапах развития культуры оформляются различающиеся системы нравственных ценностей, в связи с чем меняются и представления о нравственном человеке.
Существенное влияние на формирование таких представлений оказывает разработка этических концепций, в которых на первое место выдвигаются те или иные нравственные ценности и принципы поведения. Особое значение имеют следующие подходы (Рис 12.3.):
§ "этика наслаждения" (гедонизм). Человек - земное телесное существо, смысл его жизни - получение удовольствий. В пределе такая установка может вести к выводу, что стремление к удовольствиям не должно ограничиваться ничем, в том числе "моральными предрассудками";
§ "этика самоограничения" (аскетизм). Данный подход получал в истории разные трактовки. (а) Человек - природное существо и для него важно только то, что соответствует природе. Все остальное - богатство, роскошь, власть и т.п. - не имеет значения (античный кинизм). (б) Человек - существо, созданное Богом, цель его жизни - спасение души, ее очищение от греха. Грех же порождается стремлением к чувственным удовольствиям, а это значит, что необходимым является умервщление плоти (средневековая этика). (в) Человек - существо, стремящееся к духовным ценностям. Во имя высших целей - создания выдающихся художественных произведений, научных открытий, политических преобразований - следует пожертвовать обычными жизненными радостями;
§ "этика пользы" (прагматизм). Человек - существо, способное ставить перед собой практические цели и улучшать свою жизнь. Нравственным является все, что способствует достижению личного успеха (богатства, славы и т.п.);
§ "этика утилитаризма". Человек - земное существо, живущее в обществе. Это значит, что он должен так выстраивать свое поведение, чтобы оно способствовало успеху, счастью не только его самого, но и максимального числа других людей;
§ "этика долга". Человек - существо нравственное, его отличие от всех других живых существ заключается в способности следовать нравственному долгу - как по отношению к другим людям, так и по отношению к самому себе;
§ "этика самосовершенствования". Человек - существо, способное изменять самого себя. Цель жизни - развитие всех своих способностей, самореализация. При этом человек должен направлять и контролировать свое поведение, опираясь на высшие нравственные ценности.
Этика
Мы поможем в написании ваших работ! |