Специфика человеческого бытия: постановка проблемы в экзистенциализме



Проблема человека, его бытия в мире занимает главное место в одном из наиболее влиятельных течений философии XX века - экзистенциализме (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.).

Название этого течения происходит от слова "экзистенция" ("существование"). Понятие экзистенции не имеет однозначного определения. Оно трактуется обычно как переживание человеком своего бытия и конечности этого бытия, как глубинная непознаваемая духовная сущность человека. Наиболее полно экзистенция раскрывается в трагических ситуациях - т.н. "пограничных" - ситуациях на грани жизни и смерти.

Существенное внимание в экзистенциализме уделяется вопросу о специфике челове ческого бытия.

Согласно М. Хайдеггеру, например, оно может быть подлинным или не подлинным. В условиях не подлинного бытия вещи господствуют над людьми (они важнее людей), сам человек рассматривается как вещь, он обезличивается, стандартизуется, а потому оказывается, что любую личность можно заменить другой. Человек - всегда в общении, в коммуникации с другими, но при неподлинном бытии она лишь усиливает одиночество. Переход к подлинному бытию возможен только через осознание конечности, а значит, уникальности и ценности каждого человека.

 

Другой представитель философского экзистенциализма - Ж.-П. Сартр, - характеризуя человеческое существование в целом, утверждает, что неизбежным для всех людей является: быть в мире, быть в нем среди других, быть в нем за работой и быть в нем смертным. В любом своем проявлении бытие вызывает у человека специфические переживания:

§ ощущение заброшенности - нам не на что и не на кого опереться ни в себе, ни вне себя;

§ тревогу, обусловленную пониманием ответственности за свои решения;

§ отчаяние: человек принимает во внимание лишь то, что зависит от его воли, некоторые вероятные возможности. Однако случайные обстоятельства могут изменять ход событий, а потому человек никогда не может быть уверен в своем будущем.

Сартр различает сущность и существование человека. От рождения человек обладает существованием (он уже живет), но не сущностью – главное в себе он формирует в ходе жизни, ему еще только предстоит стать собой. Исходя из этого, Сартр утверждает, что человек всегда создает себя сам, является "проектом самого себя". Нет никакой особой «природы человека» и никто не вправе навязать нам какой-либо идеальный образ. Но именно поэтому человек несет ответственность за то, каким является. В ходе всей своей жизни мы меняем и себя, и мир, а тем самым постоянно выходим за собственные пределы.

Идеи экзистенциализма оказали существенное влияние на развитие философско-антропологической мысли в XX столетии, на понимание понимание сущности человека и специфики его бытия.

Тема 11. Современные социально-философские проблемы: структура и развитие общества

11.1. Общество как предмет философского анализа.

11.2. Структурные подсистемы общества.

11.3. Основные подходы к интерпретации общественного развития.

11.4. Современная цивилизация. Будущее человечества.

Общество как предмет философского анализа

Социальная философия - это философское учение об обществе. Она ставит вопросы о специфике общества как подсистеме бытия, его структуре и закономерностях развития.

Решение этих вопросов предполагает, прежде всего, определение исходной основы общественной жизни. В ходе развития философии было выдвинуто несколько способов понимания данной проблемы (Рис.11.1.).

1. Натурализм - это философское учение, утверждающее, что функционирование и развитие общества, особенности истории тех или иных стран определяются природно-географическими факторами - размерами территории, климатом, плодородием почв, наличием выхода к мировому океану и др. (Ш.Монтескье, Л.И.Мечников).

2. Идеализм в социальной философии выражается в утверждении о том, что жизнь общества определяется духовным началом - Богом, Мировым разумом (Гегель, см. тему 5) или же спонтанными, в значительной степени случайными человеческими решениями и стремлениями (философы эпохи Просвещения, см. тему 4).

3. Материализм в социальной философии обосновывает тезис об определяющей роли материального производства в общественной жизни (Маркс, см. тему 6).

4. Согласно плюралистической (факторной) модели, общество развивается в результате взаимодействия самых разнообразных факторов - экономики, права, морали, религии и др. В тех или иных исторических ситуациях один из таких факторов приобретает решающее, определяющее значение (М.Вебер).

В современной философии общество обычно определяется как обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

Разумеется, общество тесно связано с природой и не может существовать вне нее. Природные факторы (плодородие почв, климатические условия, наличие полезных ископаемых, источников энергии и т.п.) оказывает воздействие на экономическую специализацию и, в некоторой степени, на темпы развития той или иной страны. Однако характер и направленность этого развития определяются все же приоритетными – социальными – факторами и условиями. В ходе развития человечества воздействие общества на природу постоянно усиливается, что в ХХ веке приводит к сильнейшему обострению экологической проблемы.

Общество представляет собой высокоорганизованную целостную систему, способную к саморазвитию и включающую в себя несколько подсистем.

Элементами любой социальной подсистемы являются индивиды, отдельные люди. Между ними, а также между группами людей складываются объективные отношения. Общественные отношения принято разделять на материальные и идеологические. Материальные отношения формируются независимо от сознания людей (производственные отношения); становление же идеологических отношений осуществляется на основе материальных, они осмысливаются человеком (политические, правовые, религиозные, нравственные отношения). (Рис.11.2.).

Общественные отношения обеспечивают устойчивость социальной системы, делают возможной совместную деятельность людей. Она выражается: в воздействии на природу и общество, осуществляемом с использованием орудий и предметов труда; в хранении, обмене и передаче информации, фиксируемой с помощью знаков и символов (в книгах, художественных произведениях и т.п.).

Вся совместная деятельность людей направлена на производство и развитие общественной жизни. Это предполагаетвоспроизведение как социальных связей, так и самих людей в качестве участников общественного процесса. Принято различать материальное и духовное общественное производство, то есть производство, соответственно, материальных и духовных ценностей. (Рис.11.З.).

Из сказанного следует, что законы общественной жизни - это законы человеческой деятельности. Подобно законам природы, они имеют объективный характер. В отличие же от природных, социальные законы реализуются в результате действий людей, каждый из которых сознательно выбирает линию своего поведения. Такой выбор, однако, не является случайным: он определяется потребностями людей и социальных групп и реализуется в отстаивании ими своих интересов, обусловливающих определенные мотивы деятельности.

Поскольку же в обществе действуют разные люди, интересы и мотивы которых могут не совпадать и даже противоречить друг другу, то социальные законы приобретают неоднозначный характер, они выступают как законы-тенденции. Их действие предполагает наличие социальных альтернатив, лишь часть которых реализуется в человеческой истории.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 726; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!