Тема 10. Современные философско-антропологические проблемы
10.1. Возникновение и сущность сознания. Сознание и бессознательное.
10.2. Взаимосвязь природного и социального в человеке.
10.З. Проблема личности в современной философии. Свобода и смысл жизни.
10.4. Специфика человеческого бытия: постановка проблемы в экзистенциализме.
Возникновение и сущность сознания. Сознание и бессознательное
Философская антропология - это учение о человеке. Она изучает вопросы о сущности и природе человека, о специфике и смысле его бытия в мире. Решение этих вопросов предполагает исследование сознания, его связи с бессознательными структурами, анализ взаимосвязи природного и социального в человеке, изучение путей формирования и самореализации личности.
Проблема человека встала в философии на самых ранних этапах ее развития (см. темы 2-7), однако именно в XX веке формируются многочисленные философские направления, для которых человек – главный предмет исследования. К числу таких направлений можно отнести психоаналитическую философию, персонализм, немецкую философскую антропологию, экзистенциализм и ряд других.
Одна из важнейших сущностных черт человека, отличающая его от животных, - это наличие у него сознания. Возникновение сознания определяется как природными, так и социальными предпосылками: во-первых, биологическим развитием животных предков человека, их центральной нервной системы, головного мозга; во-вторых, формированием сообщества людей, осуществляющих совместную орудийную трудовую деятельность и общающихся с помощью языка.
|
|
Сущность сознания заключается в том, что оно является активным, целенаправленным, оценочном отражением реальности и ее законов. Это отражение избирательно, оно может опережать практические действия людей, что позволяет планировать такие действия, делать их целенаправленными. Благодаря этому человек обретает возможность активно изменять, преобразовывать действительность.
Сознание и материя тесно взаимосвязаны: человек мыслит при помощи материального органа - мозга; образы, имеющиеся в сознании - это образы материальных объектов. Содержание сознания фиксируется в языке, выражается в поступках людей, воплощается в продуктах их деятельности. Однако само сознание не материально, оно идеально, то есть представляет собой субъективный образ действительности, не имеет ни свойств мозга, ни свойств отражаемых объектов.
Структура сознания включает в себя:
§ чувственные образы, знания и способность оперировать ими - мышление, память, воображение;
§ эмоции, страсти;
§ мотивы деятельности, волю, стремления, желания, определяемые системой ценностей.
|
|
Функциями сознания являются:
§ познание и оценка окружающего мира и самого себя;
§ регуляция и самоконтроль поведения;
§ прогнозирование будущего, планирование действий, ориентированных на творческое преобразование действительности.
Кроме того, в структуре сознания можно выделять, с одной стороны, представления об окружающем мире, а с другой - о самом себе, то есть самосознание. Формирование самосознания означает, что человек осознает, осмысливает и оценивает особенности своего Я – чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, а также свое положение в мире.
В структуре человеческой психики наряду с сознанием можно выделить также неосознаваемые и бессознательные компоненты.
Неосознаваемое (или предсознательное) – это такое содержание психики – восприятия, идеи – которое не находится в данный момент в сфере внимания, но при необходимости, иногда с определенным усилием, может быть осознано. (Примером могут служить знания о пути к собственному дому, о том, как выглядит человек, которого мы много лет не видели и о котором не вспоминаем).
Бессознательное – это такое содержание психики, которое в принципе не может быть осознано.
Учение о бессознательном было разработано З.Фрейдом (1856-1939) Он считал, что психика человека включает в себя 3 элемента (Рис. 10.3) - "Оно", то есть бессознательное; "Я", то есть сознание; "Сверх-Я", то есть совокупность религиозных, нравственных и других норм и правил, навязанных человеку культурой и усвоенных им. В результате влияния Сверх-Я сознание воспринимает некоторые влечения, и прежде всего влечения Эроса - любви и Танатоса - смерти, как постыдные, неприемлемые. Такие влечения вытесняются в сферу бессознательного. Однако в любой момент их энергия может прорваться в сознание. Прорывы бессознательного, по Фрейду, осуществляются в неврозах, снах, оговорках, забывании, а также в ходе сублимации. Сублимация - это реализация энергии бессознательного в социально приемлемых формах, прежде всего в творчестве. Таким образом, бессознательное не осознается человеком, однако, по Фрейду, оказывает определяющее влияние на его поступки и поведение.
|
|
Идеи З.Фрейда были уточнены и развиты его последователями, они стимулировали исследования К. -Г. Юнга, Э.Фромма и многих других мыслителей XX столетия.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 493; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!