Взаимосвязь природного и социального в человеке



Постижение сущности человека предполагает не только анализ его сознания, но и исследование соотношения в нем природного и социального. В философии сложилось несколько подходов к решению этого вопроса. (Рис. 10.2).

Биологизаторский подход: человек - это, прежде всего, животное, природное существо. Такая установка определяет несколько возможных интерпретаций человека, в том числе:

§ поведение человека можно объяснить на основе биологических инстинктов, в частности, агрессивности (К.Лоренц);

§ генетические особенности человека оказывают определяющее влияние на формирование его нравственных качеств, например, способности к альтруистическому поведению. Более того, именно гены в конечном счете определяют, какие именно нравственные, религиозные, эстетические принципы будут освоены большинством населения, утвердятся в культуре (социобиология - Э.О.Уилсон, Ч.Ламсден);

§ человек является существом биологически неспециализированным, недостаточным, ущербным. Поэтому формирование культуры следует рассматривать как биологическое приспособление, позволившее людям выжить (философская антропология - А.Гелен).

Социологизаторский подход: человек по сущности своей является социальным существом, продуктом общества. Биолого-генетические задатки не оказывают сколько-нибудь важного влияния на его жизнь, индивидуальные особенности не имеют существенного значения. Общество формирует человека в соответствии со своими потребностями, подчиняя его себе и превращая в элемент социального целого.

Диалектический подход: человек обладает и природными, и социальными качествами, которые взаимодействуют и влияют друг на друга при определяющем значении последних. Человек – результат эволюции природы, он испытывает воздействие со стороны космических и планетарных факторов (излучений, электромагнитных волн, климатических колебаний и т.п.). Люди рождаются, взрослеют, стареют, умирают в соответствии с природными закономерностями. Их генетические особенности, природные задатки во многом определяют склонности, увлечения, возможности достижения успеха. Вместе с тем становление человека как личности, его самореализация, вся его жизнь осуществляется в обществе, во взаимодействии с другими людьми, в процессе освоения культурных ценностей. Человек оказывается включенным в сложную систему социальных связей, он зависит от существующих общественных отношений, может способствовать их сохранению или изменению. Поэтому природные свойства преобразуются под действием общественных факторов, что, собственно, и делает человека человеком, обладающим совокупностью социальных качеств.

Так, здоровый новорожденный ребенок обладает природной физиологической основой, позволяющей ему стать человеком. Однако подлинно человеческие свойства, прежде всего мышление, речь, нравственность и др., формируются лишь в социальной среде, в процессе общения с взрослыми. Подтверждением сказанному могут служить следующие примеры. У найденных "Маугли" - детей, в раннем возрасте оказавшихся вне общества, - сознание не формируется, несмотря на наличие у них физиологически нормального мозга. С другой стороны, у слепоглухонемых детей становления мышления не происходит по биологическим причинам. Однако при применении специальных обучающих методик, то есть при воздействии социальных факторов, удается стимулировать формирование у них сознания, приобщение к культуре.

Данный подход позволяет так же рассматривать индивидуального человека как единство трех составляющих: биологической (генетические, анатомические, физиологические особенности), психологической (особенности характера, воображения, эмоций), социальной (мировоззрение, знания, ценностные установки).

Рис. 10.2. Основные подходы к пониманию человека.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 837; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!