Структурные подсистемы общества



Основными видами общественной деятельности людей являются: материально-производственная, социальная, организационная, духовная деятельность

На основе этих видов деятельности формируются основные подсистемы общества:экономическая, социальная, политическая, духовная. (Табл. 11.1.).

Общественная деятельность и структурные подсистемы общества

Виды общественной деятельности Структурные подсистемы общества
Материально-производственная Экономическая
Социальная Социальная
Организационная Политическая
Духовная Духовная

В ходе производственной деятельности, выражающейся в создании материальных благ, формируется экономическая подсистема. Ее функционирование позволяет удовлетворять основные потребности людей в жизненных средствах. Благодаря этому создаются материальные условия и основания самого существования общества. При анализе экономической подсистемы обычно привлекается учение о способах производства (см. тему б).

Социальная деятельность ориентирована на поддержание стабильности или же изменение условий общественной жизни, на отстаивание людьми их интересов. На этой основе складывается социальная подсистема. Поскольку действующие в обществе люди обладают рядом общих интересов и неизбежно объединяются для достижения соответствующих целей, в социальной подсистеме формируются группы людей, или социальные общности. Они образуют социальную структуру общества. Существует несколько подходов к ее анализу.

Теория классов. Согласно этой теории, основным элементом социальной структуры являются классы. Их возникновение объясняется развитием производства. Общественное разделение труда (отделение скотоводства от земледелия, ремесла от сельского хозяйства, умственного труда от физического) способствовало усилению имущественной и социальной дифференциации людей. Это, далее, привело к формированию частной собственности и расколу общества на противостоящие друг другу классы.

Классы рассматриваются как большие группы людей, характеризующиеся рядом признаков: их местом в исторически определенной системе общественного производства; отношением к средствам производства (этот признак, то есть наличие или отсутствие собственности на средства производства, считается главным); ролью в общественной организации труда; способами получения и размерами дохода. Согласно этой теории, между основными классами того или иного общества (например, рабами и рабовладельцами, крепостными крестьянами и феодалами, пролетариатом и буржуазией) возникают антагонистические, то есть непримиримые, противоречия, ведущие к классовой борьбе и социальным революциям.

Теория стратификации. Сторонники этой теории утверждают, что основными элементами социальной структуры являются страты - социальные группы, выделяемые по самым разнообразным признакам (имущественному, профессиональному, должностному, возрастному, отношению к власти и др.). Теория стратификации дополняется теорией социальной мобильности, согласно которой люди легко могут переходить из одной страты в другую. (Рис. 11.4.).

Социальная структура может анализироваться также с привлечением этнического подхода. Тогда выделяются следующие формы исторических общностей людей: род, племя, народность, нация. Нации формируются в период становления капитализма, это - большие группы людей, характеризующиеся общностью языка, территории, экономической жизни и духовной культуры.

Важнейшим проявлением организационной деятельности является социальное управление, то есть установление, обеспечение и регулирование связей между элементами социальной системы. Осуществление социального управления предполагает формирование властных структур (от администрации предприятия до правительства страны или международных организаций, таких, как ООН). На базе организационной деятельности формируется политическая подсистема общественной жизни, то есть система политических институтов - прежде всего государственных, а также негосударственных.

Государство (и его элементы - законодательная, исполнительная и судебная власти, органы охраны правопорядка, армия) выполняет ряд важных функций- внутренних и внешних. Внутренние функции государства - хозяйственно-экономическая, культурно-воспитательная, а также функции регуляции социальных отношений, охраны общественного порядка. Внешние функции государства – защита его интересов на международной арене, обеспечение обороны страны, осуществление межгосударственного сотрудничества.

Негосударственные политические организации - партии, общественные организации и движения - оказывают существенное влияние на формирование общего направления политики, на приход к власти определенных политических лидеров, они обеспечивают законность формирования власти и существование оппозиций, необходимых для нормального функционирования общества.

Анализ социальной и политической подсистем общественной жизни показывает, что человек включен в сложную систему социальных связей. Он принадлежит одновременно к определенному классу, нации, а также профессиональной, религиозной, возрастной и другим социальным группам, и эта принадлежность влияет на характер его социальной деятельности. Кроме того, человек является гражданином государства и может выполнять или не выполнять в нем властные функции. Таким образом, человек вступает в политические и неполитические отношения с другими людьми. Совокупность неполитических, профессиональных, семейных, религиозных и т.п. отношений и соответствующие организации называется «гражданское общество».

Духовная деятельность людей выражается в производстве духовных ценностей. На ее основе формируется духовная подсистема общественной жизни. При характеристике последней обычно используется понятие общественного сознания, обозначающее совокупность взглядов, теорий, норм, идеалов, существующих в обществе. Общественное сознание не сводимо к сумме индивидуальных сознаний.

В структуре o6щественного сознания принято выделять уровни и формы. Основные уровни общественного сознания, различающиеся по способу отражения реальности - это обыденное и теоретизированное сознание. (Рис. 11.5.).

Обыденное сознание отражает поверхностные, внешние стороны реальности, не проникает в сущность и не открывает закономерности природных и общественных процессов. Важной частью обыденного сознания является общественная психология, то есть несистематизированные, стихийно сложившиеся духовные образования, включающее чувства, настроения, обычаи, традиции, иллюзии групп людей.

Теоретизированное сознание раскрывает существенные свойства и законы мира, оно оформляется в виде идей, понятий, концепций. Особым элементом теоретизированного сознания является общественная идеология. Она разрабатывается специалистами - "идеологами" - и представляет собой систему рационализированных, то есть логически обоснованных концепций, выражающих коренные интересы классов и других социальных общностей.

ТЕОРЕТИЗИРОВАННОЕ
ОБЫДЕННОЕ

Основными формами общественного сознания являются политическое, правовое, научное, философское, религиозное, нравственное, эстетическое сознание. В наши дни выделяют также экономическую и экологическую формы общественного сознания. (Рис. 11.6). Данные формы различаются по предмету отражения, формам отражения, функциям.

Как же осуществляется взаимодействие основных подсистем общества?Ведущую роль играет экономическая подсистема - именно она определяет особенности социальной структуры и, следовательно, специфику и направленность социального управления. В конечном итоге это оказывает влияние и на духовные запросы людей, воздействует на развитие общественного сознания. Вместе с тем нельзя не учитывать и обратного влияния духовной подсистемы на политическую, социальную и экономическую, ведь все свои действия люди осознают и оценивают. Политическая подсистема, далее, оказывает существенное влияние на функционирование и развитие социальной и экономической подсистем, а действия социальных групп безусловно воздействуют на сферу производства. Таким образом, общественная жизнь реализуется в результате взаимодействия всех подсистем.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 557; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!