Глава третья. Совершеннолетие



 

 

Достигая совершеннолетия, ребёнок начинает нести от­ветственность перед Всевышним за то, что делает, и на него возлагаются те же обязанности, что и на взрослых. Ребёнок считается совершеннолетним после появления признаков, по которым определяется совершеннолетие, а в случае их отсутствия — по достижении пятнадцати лет. Таким образом, этот период приходится на последние классы школы.

Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «По достижении пятнадцати лет в жизни ребёнка начинается новый период. У него случаются поллюции, начинают ра­сти жёсткие волосы вокруг половых органов, грубеет го­лос и меняется форма носа. Из этих признаков Шариат принимает во внимание только два: поллюции и появле­ние волос».

Он  также сказал: «Когда не остаётся сомнений в том, что ребёнок достиг совершеннолетия, на него начинают распространяться все те нормы Шариата, которые рас­пространяются  на взрослых мужчин. А потом он посте­пенно достигает полной зрелости... Аз-Зухри сказал, что пика зрелости мужчина достигает в период между дости-

 

145

 

 


жением совершеннолетия и сорокалетием. Таким обра­зом, у этого периода чётко определённое начало и конец, но нельзя сказать, в какой именно отрезок этого периода человека бывает наиболее силён. Под достижением пол­ной зрелости понимается расцвет, период наибольшей силы и выносливости, и достигший полный зрелости — значит сильный...»

Вступление ребёнка в этот период своей жизни означает, что его разум — а разум напрямую связан с религиозными обязанностями — достаточно созрел для того, чтобы он мог исполнять религиозные обязанности и отвечать перед Все­вышним за свои поступки наравне со взрослыми. Посколь­ку скорость созревания разума у всех людей разная и её сте­пень невозможно определить с надлежащей точностью, за основу принимается достижение совершеннолетия, которое легко узнать по оговорённым Шариатом признакам, относи­тельно которых у учёных нет разногласий.

Достижение совершеннолетия означает, что человек уже готов умственно и физически к исполнению религиозных обязанностей и соблюдению норм Шариата. Уровень ум­ственного развития ребёнка в этом возрасте уже позволяет ему понимать доводы и доказательства. Таким образом, если в этом возрасте он не делает того, что должен делать, он уже несёт ответственность за свои поступки, потому что довод против него уже получен.

Он уже способен направлять свои усилия в правиль­ное русло и реагировать должным образом. Соответствен­но, его действия сознательны и он несёт ответственность за них. И, наконец, в этом возрасте у человека появляется спо­собность к размножению и продолжению рода, посредством которого Всевышний Аллах оберегает род человеческий от исчезновения и вымирания.

 

146                       Глава третья. Совершеннолетие

 

 


Подростковый возраст

Согласно мнению некоторых исследователей, подростко­вый возраст — это период, который начинается с совершен­нолетия (полового созревания) и завершается достижением умственной, эмоциональной и социальной зрелости. В за­висимости от обстоятельств и особенностей общества этот период может продолжаться до десяти лет.

Многие исследователи считают, что в этот возрастной период человеку присуща неуравновешенность, эмоцио­нальная неустойчивость и неуклюжесть движений. Они приводят свидетельства, которые, по их мнению, служат доказательствами их утверждений, однако в действитель­ности специалисты в данной области не пришли к единому мнению в этом вопросе. У нас есть все основания полагать, что упомянутые особенности встречаются не у всех под­ростков и обусловлены скорее культурой общества, в ко­тором они живут, нежели возрастом. К тому же не следу­ет забывать о том, что очень многие исследования в этой области были проведены европейскими и американскими учёными и объектом их исследования были общества, в ко­торых жили они сами. Результаты этих исследований не нужно распространять на всё человечество, поскольку ут­верждения, верные для тех обществ, вполне могут оказать­ся ошибочными для других. Ведь человечество — это не только Европа и Америка.

Логичнее было бы объяснять эмоциональную неустойчи­вость и неуравновешенность подростка тем, что в этом воз­расте его разум становится полноценным, но он живёт в об­ществе, пронизанном ложными убеждениями и пороками, и обнаруживается противоречие между тем, на что указыва­ет ему разум, и тем, что происходит в обществе, а не дости­жением совершеннолетия (половой зрелости).

 

147

 

 


Человек — не неодушевлённый предмет, подпадающий под непреложный физический закон, выведенный на основе опытов, — на человека оказывает влияние окружающая сре­да и эпоха. Человек — живое существо, у которого есть тело, разум, сердце и дух, желания и стремления, убеждения и пред­ставления. Все люди разные, и общества отличаются друг от друга. Соответственно отличаются результаты и законы, вы­веденные на основе опытов этих обществ. Известно, что для того, чтобы опыт дал те же результаты ещё раз, он должен быть проведён в тех же условиях. А этого не было и не будет, потому что общества отличаются друг от друга. Соответственно, ре­зультаты и объяснения поведения индивида, которые даёт за­падная психология, далеко не всегда подходят для объяснения явлений, происходящих в других обществах. Возможно так­же, что явлений, на которые ссылается западная психология, в других обществах вообще нет. Или же причина их появле­ния заключается как раз в подражании одних обществ другим.

Исследования, которые провёл профессор 'Умар аль-Муфда, показывают, что в мусульманских обществах про­цент подростков, которым кажется, что они стоят на рас­путье и пытаются «найти себя», намного меньше, чем, например, в Америке. Возможно, причина различий в том, что ислам помогает человеку найти себя, и он меньше вре­мени затрачивает на эти поиски, у него возникает меньше вопросов, на которые он пытается найти ответ.

Глядя на мусульманскую молодёжь, получившую пра­вильное, качественное воспитание, мы видим вполне нор­мальных, уравновешенных и достойных членов общества, и нет оснований считать, что подросток-мусульманин не­пременно должен соответствовать образу подростка, соз­данному европейскими или американскими психологами. Всевышний Аллах сказал: «Это были юноши, которые уве-

148                       Глава третья. Совершеннолетие

 

 


ровали в своего Господа, и Мы увеличили их привержен­ность прямому пути»(сура 18 «Пещера», аят 13). А про­рок Исма'иль , едва достигнув совершеннолетия, говорил рассудительно и взвешено: «Когда он достиг того возраста, чтобы трудиться вместе с ним, он сказал: "Сын мой! Я ви­жу во сне, что я приношу тебя в жертву. Посмотри, что ты думаешь?" Он сказал: "Отец мой! Сделай то, что тебе веле­но. Если Аллах пожелает, ты найдёшь меня одним из тер­пеливых"»(сура 37 «Стоящие в ряд», аят 102).

А когда пророк Ибрахим  разбил идолов, его соплемен­ники сказали о нём следующее: «Они сказали: "Мы слыша­ли, как юноша по имени Ибрахим выступал против них"»(сура 21 «Пророки», аят 60).

И подобных примеров можно привести множество.

Как бы там ни было, невозможно согласиться с теми, кто утверждает, что подростковый возраст начинается с мо­мента достижения половой зрелости, то есть совершенно­летия. Если исходить из их утверждений, получается, что возраст, которому присуща неуравновешенность, беспокой­ство, эмоциональность, перепады настроения, пессимизм и повышенная чувствительность, начинается как раз тогда, когда на человека начинают распространяться те же нормы Шариата, что и на взрослых, на него возлагаются религиоз­ные обязанности и он начинает отвечать перед Всевышним за своим поступки. Термин «подросток» можно встретить во многих вопросах исламского фикха. Например: «Если подросток совершает хадж, засчитывается ли ему этот хадж как обязательный?» Изучив эти вопросы, можно без особого труда понять, что подразумевается ребёнок, приблизивший­ся к совершеннолетию, но ещё не достигший его. И если мы будем считать подростком того, кто уже достиг совершенно­летия, мы не сможем правильно понять нормы Шариата.

 

149

 

 


А с социальной точки зрения утверждение о том, что до­стигшего совершеннолетия следует считать подростком, приводит к тому, что к молодёжи в этом возрасте складыва­ется особое отношение. На их неправильные поступки за­крывают глаза, их действиям ищут оправдания: мол, они ведь подростки, им ещё рано отвечать за свои поступки...

Но с точки зрения Шариата они уже взрослые люди. Ис­лам предъявляет ко всем, кто достиг совершеннолетия, те же требования, что и к любому взрослому разумному чело­веку. Такое отношение помогает юношам и девушкам бы­стрее достигнуть полной зрелости, успешнее реализовывать себя и комфортно чувствовать себя в обществе, которое воспринимает их как взрослых.

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!