Воспитание посредством вопросов и соревнований.



К успешным методам воспитания относятся вопросы, а так­же соревнования-викторины между детьми, позволяющие выявить знающих ответы на определённые вопросы. Во­просы должны способствовать формированию правильных убеждений, развитию мышления и достойному поведению, однако очень важно учитывать возраст участников. Вопро­сы не должны быть слишком сложными, то есть превыша­ющими их уровень знаний, потому что подобные вопро­сы бесполезны. Они принесут с собой лишь разочарование и расстройство и могут негативно отразиться на настро­ении и поведении ребёнка, а также внушить ему отвраще­ние к такого рода соревнованиям. Если же вопросы соответ­ствуют возрасту ребёнка и уровню его знаний, то они могут принести много пользы, поскольку позволяют ребёнку, зна­ющему правильный ответ, порадоваться своим успехам, по­чувствовать свою способность к пониманию и обучению, а также приобрести новый опыт и знания. Добившись успе­ха один раз, ребёнок будет с энтузиазмом прилагать усилия, чтобы добиться новых успехов.

Мудрый воспитатель также не упускает возможность задать ребёнку вопрос сразу после какого-нибудь собы­тия — таким образом, чтобы для смышлёного и догадливо­го ребёнка сам этот вопрос послужил указанием на ответ. Именно так поступал Пророк . Вспомним историю, пере­данную 'Абдуллахом ибн 'Умаром (да будет доволен Аллах им и его отцом): «Однажды, когда мы сидели у Пророка , принесли съедобную сердцевину пальмы, и Пророк  ска­зал: "Поистине, есть среди деревьев одно, похожее на му­сульманина". И я хотел сказать, что это пальма, но, увидев, что я самый младший из присутствующих, промолчал. Тогда Пророк  сказал: "Это пальма"» [аль-Бухари; Муслим].

60 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


Ибн Хаджар сказал: «Поскольку Посланник Аллаха  за­говорил об этом, когда принесли съедобную сердцевину пальмы, он понял, что речь идёт о пальме... В данном случае под пониманием подразумевается сообразительность, кото­рая помогает человеку понять смысл сказанного на основе сопровождающих его слов или действий».

Если же вопросы слишком сложны для ребёнка или со­ставлены таким образом, что ничто в них не указывает смышлёному ребёнку на ответ, то соревнование может про­извести эффект, обратный ожидаемому: ребёнок потеряет интерес к такого рода соревнованиям или почувствует доса­ду, разочарование и неуверенность из-за своей неспособно­сти ответить на задаваемые вопросы.

Бывает, что у воспитателя не хватает времени для ор­ганизации подобных мероприятий. В том случае можно использовать время ожидания перед обедом или ужином, а также время поездок в транспорте и вообще любое сво­бодное время. Воспитатель должен постараться найти хотя бы немного времени для подобных викторин и со­ревнований и не ссылаться на обстоятельства, потому что это полезное занятие стоит того, чтобы пожертво­вать ради него частью своего времени, даже если его дей­ствительно мало.

Также необходимо использовать в воспитательных целях все доступные технические достижения, в том числе и раз­личные приспособления для заучивания Корана — особен­но такие, которые позволяют ребёнку записать собственное чтение после чтения шейха, чтобы он мог прослушивать оба чтения и замечать отличия.

Видеомагнитофон и компьютер также могут оказать большую помощь воспитателю в обучении ребёнка хоро­шим манерам и коррекции его поведения. В наше время

 

3. Методы и средства                           61

 

 


разработано множество компьютерных программ, помо­гающих развитию речи, а также приобретению полезных навыков и знаний в разных областях, в том числе и в обла­сти религии.

Важно отметить, что эти программы должен подбирать воспитатель, а не ребёнок, причём к их выбору следует под­ходить очень серьёзно, поскольку цель в данном случае — воспитание и получение пользы, а не просто приятное для ребёнка времяпрепровождение.

Поэтому так важно, чтобы выпуском подобной продук­ции занимались специалисты в области образования и вос­питания, а не все желающие заработать таким способом.

 

 

Поощрение и наказание

 

Побуждение мусульманина к исполнению велений Всевыш­него, то есть совершению обязательного и желательного, и соблюдению Его запретов, то есть отдалению от всего за­претного и нежелательного, основывается на привлечении и устрашении. Поощрение и наказание относятся к сред­ствам привлечения и устрашения и являются одним из ме­тодов воспитания, потому что они — воспитание для того, к кому применяются. Я вынес их в отдельную тему по при­чине их важности, дабы уделить им должное внимание.

 

Поощрение

Бесспорно, ребёнок нуждается в поощрении с целью побуж­дения его к определённым словам и действиям. У детей сла­бая воля, и им трудно устоять перед соблазном, и в то же время их выносливость и способность к терпению ограни­чены, поэтому им требуется стимул.

 

62 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


Поощрение бывает как моральное, так и материальное, и в воспитании требуется и то, и другое, особенно когда речь идёт о данной возрастной категории.

Если воспитатель обещал ребёнку определённую награду, он должен исполнять свои обещания, потому что в против­ном случае он своим поведением может нанести большой ущерб воспитанию ребёнка: во-первых, ребёнок утратит доверие к воспитателю из-за нарушаемых обещаний, а во-вторых, он может начать поступать так же, следуя примеру воспитателя, и давать обещания, а потом не выполнять их. Дабы не ставить самого себя в трудное положение, воспита­тель должен избегать обещаний, которые он не в силах ис­полнить, а также обещаний, исполнение которых сопряжено с большими трудностями. Кроме того, воспитатель не дол­жен обещать ребёнку большое вознаграждение — например, большую сумму денег или путешествие на самолёте — а ина­че потом ему придётся искать повод, чтобы взять своё сло­во назад и избежать исполнения необдуманного обещания.

К сожалению, некоторые воспитатели не видят ничего за­зорного в том, чтобы солгать ребёнку этого возраста. Они обещают ребёнку что-нибудь, чтобы заставить его совер­шить какое-нибудь действие или, напротив, воздержаться от какого-нибудь действия. При этом у них нет намерения исполнять свои обещания. Это большая ошибка. Во-первых, потому что такому воспитателю у Аллаха будет записывать­ся ложь. Во-вторых, ребёнок утратит доверие к воспитателю. Об этом говорил и Посланник Аллаха .

Абдуллах ибн Амир передаёт, что мать позвала его, ска­зав: «Иди сюда, я дам тебе кое-что». Пророк  спросил: «Что ты хотела дать ему?» Она ответила: «Финики». Тог­да Посланник Аллаха  сказал: «Если бы ты ничего не дала ему, тебе была бы записана ложь»[Абу Дауд].

4. Поощрение и наказание                         63

 

 


И Посланник Аллаха  сказал: «Если кто-то сказал ре­бёнку: "На вот, возьми", а потом ничего не дал ему, то это ложь»[Ахмад].

Некоторые воспитатели вместо того, чтобы вообще от­казаться от лжи, стараются смягчить её и снять с себя мо­ральную ответственность за обещания, которые они дают ребёнку, чтобы побудить его к определённым действи­ям, но не собираются выполнять. Они прибавляют в кон­це своего обещания: «Ин ша'а Ллах» — мол, я же сказал: «Если Аллах пожелает», а значит, я не солгал и не нару­шил обещания, просто Аллах пожелал иного. Однако та­кой подход также имеет негативные последствия. Пре­красные и важные слова «ин ша'а Ллах» — «если пожелает Аллах» — начинают ассоциироваться у ребёнка с обещани­ями, которые никогда не исполняются, и может кончиться тем, что ребёнок, в очередной раз услышав обещание, со­провождаемое неизменным «ин ша'а Ллах», скажет: «Толь­ко давай без "ин ша'а Ллах"!»

Воспитатель должен произносить эти слова, только ког­да, давая обещание, он намерен его выполнить. В этом слу­чае, если по каким-то причинам он не сможет выполнить обещание, это будет не его вина и не будет никаких основа­ний обвинять его в невыполнении обещаний, потому что он произносит эти слова не в качестве оправдания, а в на­дежде, что у него будет возможность выполнить обещание. В этом случае никаких негативных ассоциаций у ребён­ка не возникнет, и он поймёт, что «ин ша'а Ллах» говорят, когда собираются что-то сделать, потому что Всевышний Аллах распоряжается всем и всё происходит только в соот­ветствии с Его волей.

Для детей этого возраста материальное вознаграждение зачастую имеет большее значение, нежели моральное, хотя

 

64 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


моральное поощрение также требуется. Просто в этом воз­расте материальное поощрение оказывается более эффек­тивным. Однако не следует злоупотреблять таким поощре­нием, а иначе очень скоро оно превратится в непременное условие для совершения любого действия.

 

Наказание

И ребёнок, и взрослый время от времени совершают про­ступки,  и  неправильно  закрывать  глаза  на  все   проступ­ки ребёнка под предлогом того, что, согласно Шариату, он ещё недостаточно взрослый, чтобы отвечать за свои дей­ствия. Но не следует впадать и в другую крайность, то есть наказывать  ребёнка  за каждый проступок или восприни­мать все его ошибки одинаково, несмотря на очевидность различий между ними. Телесное наказание — наименее предпочтительное,  и  воспитателю  следует  по возможно­сти избегать его. Как говорят, «прижигание — последнее лекарство». Применение телесных наказаний в таком воз­расте  крайне нежелательно и оказывает вредное воздей­ствие на ребёнка. Об этом упоминал Ибн Хальдун в своей книге «Мукаддима»: «Излишняя строгость к обучаемым вредна, и слишком суровые наказания отрицательно ска­зываются на обучении, особенно когда речь идёт о ма­леньких детях. Это признак скверной натуры, и, если по отношению к обучаемому, или невольнику, или слуге при­меняют насилие и подавление, он страдает от этого давле­ния. Оно лишает его радости и гасит его активность, по­буждая  к  лени, лжи, и скверным поступкам, и лицемерию из страха перед возможным наказанием и подавлением. Человек  становится хитрым  и изворотливым, и это входит у него в привычку. Подобное отношение убивает в нём по­зитивные, полезные с социальной точки зрения человече-

 

4. Поощрение и наказание                         65

 

 


ские качества, в том числе благородный пыл и желание за­щищать себя и свой дом. Такой человек становится обузой для других, и у него пропадает стремление к приобрете­нию достоинств и улучшению своего нрава. Он отворачи­вается от благородных целей и теряет свою человечность. Он опускается на самое дно. Так происходит с каждой об­щиной, оказавшейся под игом, пережившей насилие и по­рабощение, и это должно стать для нас назиданием... Учитель и родитель не должны прибегать к подавлению и порабощению при обучении и воспитании».

Воспитатель должен постепенно переходить от лёгкого наказания к более суровому, и у него должно быть несколь­ко наказаний, которые он мог бы применять в зависимости от тяжести проступка воспитанника.

Если воспитатель опирается на телесные наказания, это свидетельство того, что он либо просто не знает о том, что существуют другие наказания, либо не верит в их эффек­тивность. Хороший воспитатель знает много наказаний, позволяющих добиться хороших результатов, не причиняя ребёнку боли.

Некоторые проступки ребёнка лучше просто проигнори­ровать, то есть лучше всего воспитателю сделать вид, что он их вообще не заметил. В других случаях достаточно строго­го взгляда или иного выражения недовольства поведением ребёнка. Бывает, что может понадобиться выговор или со­ответствующий жест. А некоторые проступки могут потре­бовать в качестве воспитательной меры лишения ребёнка чего-то из того, что он любит.

К наказаниям, которые чаще всего оказываются эффек­тивными в воспитании детей этого возраста, относится и строгое выражение лица. Воспитатель не улыбается ре­бёнку, не смеётся с ним, отворачивается от него и смотрит

 

66 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


на его братьев и сестёр, не разговаривает с ним и не расска­зывает ему сказки. Телесных наказаний в этом возрасте луч­ше избегать, а если уж дело дошло до такого наказания, то следует просто пригрозить ребёнку, показав орудие нака­зания — ремень, прут и так далее, а потом потрепать его за ухо. С более серьёзными наказаниями лучше повременить. В целом же воспитатель выбирает ребёнку наказание в соот­ветствии с тяжестью проступка.

Воспитатель не должен оставлять безнаказанными про­ступки ребёнка, которые тот совершает у него на глазах, и делать вид, что не замечает их. Ребёнок понимает больше, чем мы зачастую думаем, и подобное поведение воспитате­ля может оказаться очень опасным. Ребёнок начнёт считать, что в его поступках нет ничего плохого и заслуживающего наказания. Воспитатель не должен отказываться от наказа­ния ребёнка за проступок, мотивируя свой отказ жалостью к ребёнку и говоря: «Он ещё слишком мал», «Он ещё ниче­го не понимает». Ведь цель наказания — не мстить, а дать ребёнку понять, что он совершил неправильный поступок, и во многих случаях в качестве наказания достаточно сде­лать ребёнку выговор.

В одном из хадисов говорится, что и Посланник Алла­ха  применял это воспитательное средство: «Однажды аль-Хасан ибн 'Али (да будет доволен Аллах им и его отцом), взял один из фиников, собранных в качестве закята, и поло­жил его в рот, Посланник Аллаха  сказал ему: "Тьфу, тьфу, брось это... Разве ты не знаешь, что мы не едим ничего из милостыни?"»[аль-Бухари; Муслим].

А в некоторых версиях говорится, что Пророк  выта­щил этот финик у него изо рта. И это несмотря на то, что в то время аль-Хасан был ещё маленьким мальчиком и на него не распространялись веления и запреты Шариата.

 

4. Поощрение и наказание                         67

 

 


Ибн Хаджар сказал в своём комментарии к этому хади-су: «Пророк  употребил слово, которое обычно использу­ют, чтобы помешать ребёнку взять в рот что-нибудь гряз­ное, скверное. В версии Ахмада говорится, что Пророк  посмотрел на него и увидел, что он взял в рот финик. Тог­да он слегка надавил ему на щёки и сказал: "Выплюнь, сы­нок! Выплюнь, сынок!" Из хадиса можно понять, что разре­шается приводить детей в мечеть, а также воспитывать их, принося им пользу, и удерживать их от того, в чём вред для них, и от запрещённого — даже если они ещё не достигли со­вершеннолетия и не отвечают за свои поступки — с целью приучения... Из хадиса также видно, что Пророк  сообщил о причине запрета, причём, говоря маленькому ребёнку, он в действительности обращался к более старшим и способ­ным понять и усвоить сказанное им, потому что аль-Хасан в то время был совсем маленьким. Что же касается слов Про­рока : "Разве ты не знаешь..?",упомянутых в версиях аль-Бухари и Муслима, то их употребляют в тех случаях, когда то, о чём человек говорит, хорошо известно и очевидно, да­же если тот, к кому обращаются, и не знает об этом. Употре­бляющий это выражение как будто хочет сказать: как же от тебя укрылось это, когда это общеизвестно? И это более ве­ское предостережение, чем просто слова "Не делай так!"»

Этот хадис показывает, что Посланник Аллаха  не стал пренебрегать умственными способностями аль-Хасана, об­ратившись к нему, как к взрослому: «Разве ты не зна­ешь, что мы не едим ничего из милостыни?»Подобное об­ращение помогает ребёнку почувствовать собственную значимость и добавляет ему уверенности в себе. Кроме того, Посланник Аллаха  обратился к аль-Хасану, назвав его «сы­нок», указав таким образом на причину, по которой запре­тил ему взять этот финик, — это сострадание и милосердие.

68 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


5.Указания и советы

 

Воспитателю можно дать много разных советов. Ниже при­водятся некоторые из них.

1. Объяснять ребёнку, что такое единобожие.Воспита­тель должен стараться познакомить ребёнка с таким важ­ным понятием, как единобожие, ещё в детстве, а не ждать, пока он подрастёт или даже достигнет совершеннолетия. Используя различные средства и методы, воспитатель дол­жен время от времени напоминать ребёнку о том, что Все­вышний Аллах сотворил нас, и что именно Он даёт нам удел, и что у Него нет сотоварищей, и что Он ни в ком и ни в чём не нуждается, и что все творения нуждаются в Нём, и что Всевышний Аллах — справедлив, и что Он ни с кем не по­ступает несправедливо. Также нужно рассказывать ребён­ку о величии Аллаха, Его могуществе, о том, что Он слышит и видит всё и всегда, и так далее. В этом возрасте ребёнку достаточно этой информации, и воспитателю нет нужды пу­скаться в разъяснения, в которых он сам невольно может допустить ошибку и которые ребёнок может неправильно понять.

Учитывая важность единобожия, Посланник Аллаха  произносил формулу единобожия в ухо новорождённым, хотя они, разумеется, ещё не способны постичь смысл этих слов. 'Убайдуллах ибн Абу Рафи' передаёт от своего отца: «Я видел, как Посланник Аллаха  произносил азан6 в ухо аль-Хасану, сыну Али, когда Фатыма родила его» [Абу Дауд].

 


6  Слова азана: «Аллах велик, Аллах велик, Аллах велик, Аллах велик. Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха. Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммад — Посланник

5. Указания и советы                            69

 

 


А ведь азан и состоит из фраз, утверждающих единобо­жие и зовущих к спасению. Сообщается также, что, ког­да у 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза рождался ребёнок, он брал его, ещё завёрнутого в кусок ткани, и произносил ему азан в правое ухо, а икамат7 — в левое, и давал ему имя, не сходя с места [Абд-ар-Раззак].

2. Приучать к смелости.Смелость — очень важное и ценное качество. Она помогает справляться с трудностя­ми и преодолевать препятствия. Поэтому следует прививать ребёнку это качество. Например, родитель может позволить детям упражняться в борьбе; разумеется, всё должно быть понарошку и под присмотром взрослых, чтобы дети не «пе­рестарались».

Мухаммад ибн Али ибн аль-Хусейн передаёт: «Однажды аль-Хасан и аль-Хусейн стали бороться, а Посланник Алла­ха  стал приговаривать: "Давай, Хасан!" Фатыма сказала: "О Посланник Аллаха, ты подбадриваешь аль-Хасана? Ка-

 


Аллаха. Спешите на молитву! Спешите на молитву! Спешите к спасе­нию! Спешите к спасению! Аллах велик, Аллах велик, нет божества, кроме Аллаха (Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар. Ашхаду ал-ля иляха илля Ллах. Ашхаду ал-ля иляха илля Ллах. Ашхаду анна Мухаммадан расулю Ллах. Ашхаду анна Мухаммадан расулю Ллах. Хаййа 'аля с-салят! Хаййа 'аля с-салят! Хаййа 'аля ль-фалях! Хаййа 'аля ль-фалях! Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илляЛлах)».

7 Слова икамата: «Аллах велик, Аллах велик. Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммад — Послан­ник Аллаха. Спешите на молитву! Спешите к спасению! Молитва на­чалась, молитва началась! Аллах велик, Аллах велик, нет божества, кроме Аллаха (Аллаху акбар, Аллаху акбар. Ашхаду ал-ля иляха ил­ляЛлах. Ашхаду анна Мухаммадан расулю Ллах. Хаййа 'аля с-салят! Хаййа 'аля ль-фалях! Кад камати с-саляту, кад камати с-салят. Ал­лаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илля Ллах)».

70 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


жется, ты любишь его больше, чем аль-Хусейна". Посланник Аллаха  сказал: "Джибрилъ поддерживает аль-Хусейна, поэтому я решил поддержать аль-Хасана"»[аль-Харис].

Смелость проявилась и в словах аль-Хусейна, которые он сказал халифу 'Умару ибн аль-Хаттабу ,будучи ещё мальчиком. Аль-Хусейн рассказывал: «Я подошёл к мин-бару, когда 'Умар стоял на нём, произнося проповедь. Я поднялся к нему и сказал: "Спустись с минбара моего отца и иди на минбар твоего отца!" 'Умар сказал: "У мо­его отца не было минбара". Потом он взял меня и усадил перед собой, и я стал перебирать камешки. Спустившись, он пошёл вместе со мной к своему дому и по дороге спро­сил: "Кто научил тебя этим словам?" Я ответил: "Клянусь Аллахом, никто не учил меня!" Тогда он сказал: "Сынок, было бы хорошо, если бы ты почаще приходил к нам". Од­нажды я пришёл к нему, когда он был наедине с Му'авией, беседуя с ним о чём-то. При этом сын 'Умара стоял у две­рей, и 'Умар не разрешил ему войти. Увидев, что даже Ибн 'Умару не разрешили войти, я вернулся назад. Позже 'Умар сказал мне: "Сынок, отчего ты не пришёл к нам?" Он от­ветил: "Я приходил, когда ты сидел с Му'авией, и я уви­дел, что Ибн 'Умар возвращается от тебя, и тоже вернулся". 'Умар сказал: "Ты больше заслуживаешь того, чтобы разре­шить тебе войти, чем Ибн 'Умар. Поистине, то, что сейчас в наших головах, появилось там благодаря Аллаху, а после Него — благодаря вам"» [Исаба].

Стремление контролировать действия ребёнка и кор­ректировать его поведение не должно побуждать вос­питателя к запугиванию ребёнка, ведь это лишит его смелости и сделает трусливым, неуверенным в себе и не­решительным, из-за чего в будущем он окажется не в со­стоянии справляться с трудностями и самостоятельно
5. Указания и советы                            71

 

 


принимать решения. Также не следует пугать ребёнка яв­лениями, которые сами по себе правильны и нормаль­ны, а иначе у него сформируется неверное представление о них и возникнут негативные ассоциации, для которых в действительности нет никаких оснований. Не нужно пугать ребёнка учителем, врачом, милиционером и так далее, потому что это может стать причиной негативно­го отношения ребёнка к представителям этих профессий и их занятиям. Также не следует пугать ребёнка злыми духами, джиннами или разбойниками, а иначе он будет бояться, например, оставаться один в комнате, а также бояться темноты. Это, разумеется, не означает, что, ес­ли ребёнку действительно угрожает какая-нибудь опас­ность, его не нужно оберегать от неё. Однако не нужно преувеличивать, потому что иначе воспитатель может дойти до явной лжи, пугая воспитанника вещами, кото­рые не существуют.

Посланник Аллаха  говорил: «Когда смеркается, при­держите ваших детей, ибо в это время повсюду расходят­ся шайтаны, а когда после молитвы'иша' пройдёт немного времени, отпускайте их»[аль-Бухари; Муслим].

Подразумевается период между заходом солнца и насту­плением темноты: в это время не следует разрешать детям выходить из дома. Ибн Хаджар сказал: «Ибн аль-Джаузи сказал: "За детей следует опасаться в этот час, потому что скверна, притягивающая шайтанов, чаще всего с ними, тог­да как поминанием Аллаха, которое защищает от них, они обычно не занимаются, и шайтаны, распространяясь, це­пляются за всё, за что только могут зацепиться, поэтому за детей следует опасаться в этот час"».

3. Прививать уверенность в себе.Ребёнок должен чув­ствовать, что он способен действовать и делать выбор:

 

72 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


и для ребёнка это хорошо, и у воспитателя уверенность ре­бёнка в себе не должна вызывать тревоги. Возлагая на ре­бёнка посильные обязанности или поручая ему неслож­ные дела, воспитатель помогает ребёнку почувствовать, что он на что-то способен и что воспитатель высокого мнения о нём и его способностях. Однако ребёнку очень часто хо­чется всё делать самому. Наблюдая за действиями воспита­теля, он чувствует потребность проделать всё то же самое, только самостоятельно и от начала до конца. Также у ре­бёнка в этом возрасте обнаруживается склонность теребить вещи и вертеть их в руках, причём среди этих вещей могут оказаться и представляющие опасность. Если ребёнок, ув­лечённый подобным занятием, находится под присмотром и если опасность такого рода, что её нетрудно предотвра­тить, то можно предоставить ребёнку возможность попро­бовать свои силы и удовлетворить своё любопытство. За­частую подобные эксперименты приносят ребёнку больше пользы, чем теоретические, абстрактные объяснения, кото­рые даёт ему воспитатель.

Например, ребёнок взял спичку и пытается зажечь её. Как бы вы ни запрещали ему, ему всё равно будет хо­теться сделать это. Если же вы позволите ему проделать это под вашим наблюдением, то у него либо получит­ся, и это придаст ему уверенности в себе и добавит что-то новое в копилку его опыта, либо у него не получится или он обожжётся о спичку, и это также добавит что-то новое в копилку его опыта, в результате чего либо он до­бьётся успеха в следующий раз, либо у него пропадёт же­лание повторять подобные эксперименты. Таким образом, воспитатель должен избегать совершать в присутствии ребёнка опасные действия, потому что у него может воз­никнуть желание повторить их, однако если ребёнок хо-

 

5. Указания и советы                            73

 

 


чет сделать что-нибудь сам, по своей инициативе, то это иная ситуация. Если же речь идёт об экспериментах, не­удачное осуществление которых может нанести ребёнку непоправимый вред, то ребёнку нельзя разрешать проде­лывать такие эксперименты.

4. Выбирать подходящее время для воспитания.Вос­питатель должен научить ребёнка очень многому и привить ему много хороших манер и достойных нравственных ка­честв. Однако это не означает, что воспитатель должен ста­раться запихнуть в ребёнка как можно больше, не задумы­ваясь о том, подходит ли данное время для занятий с ним, и отказаться от необходимой постепенности. Воспитатель не должен вести себя как человек, на которого взвалили тя­жёлую ношу, а он только и мечтает о том, чтобы наконец ра­зом сбросить её с плеч. Он должен выбирать подходящее время, учитывать обстоятельства и обучать и воспитывать ребёнка постепенно.

Например, вы хотите научить ребёнка правильно ве­сти себя за столом и принимать пищу. Требуется научить его мыть руки перед едой, говорить «Би-сми Ллях», есть правой рукой, брать то, что лежит перед ним, не набрасы­ваться на еду, не глядеть в чужую тарелку и не глазеть на людей, когда они едят, хорошо прожёвывать пищу, не на­бивать ею рот, не пачкать руки и одежду, а после трапезы восхвалять Аллаха и благодарить Его за Его милости. Луч­ше всего знакомить ребёнка с этими правилами непосред­ственно перед едой и во время еды, не обрушивать на него сразу множество предписаний, а учить его понемногу во время каждой трапезы и закреплять уже изученное. Такой подход позволит сделать обучение не скучным и не утоми­тельным для ребёнка, и все упомянутые действия незамет­но превратятся в привычку. Поэтому следует напоминать

 

74 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


ребёнку об этих действиях и следить за тем, чтобы он при­ступал к еде только после того, как сделает всё необходи­мое, потому что шайтан ест вместе с человеком, если тот не поминает имя Аллаха перед едой.

То же самое можно сказать и о предписаниях Шариата, касающихся сна. Нужно знакомить ребёнка с этими предпи­саниями постепенно, и, когда он усвоит одно и оно войдёт у него в привычку благодаря многократному повторению, воспитатель должен переходить к следующему — и так, пока ребёнок не усвоит все предписания. Воспитатель не должен выдавать их все залпом за один раз, потому что ребёнку ни за что не усвоить и не запомнить разом столько новых для него правил. Тем более что целью воспитания являются дей­ствия, а не знания без действий. А когда ребёнка знакомят сразу с множеством предписаний, он, выполнив их однаж­ды, может в следующий раз, запутавшись и забыв, не вы­полнить ни одного. Также следует подбирать наиболее крат­кие мольбы - дуа, передаваемые достоверным путём, чтобы ребёнку было легко заучить.

6. Шутить и веселиться.Для ребёнка очень важно, что­бы в семье царила атмосфера любви и искренней привя­занности друг к другу. А для создания этой атмосферы не­достаточно слов — необходимы действия, определённое поведение. Шутить с ребёнком, доставлять ему радость, раз­влекать его — всё это необходимо, и существует много спо­собов порадовать ребёнка и поднять ему настроение. Мож­но, например, задавать вопросы, касающиеся его самого и его игрушек, чтобы дать ребёнку почувствовать, что им интересуются.

Детям также нравится, когда к ним обращаются как к взрослым. Посланник Аллаха  поступал так, называя де­тей по прозвищу: «отец такого-то», «мать такого-то».

5. Указания и советы                            75

 

 


Анас ибн Малик рассказывает: «Посланник Аллаха  был самым благонравным из людей. А у меня был брат, который играл со своим воробьем, и, когда Посланник Аллаха  при­ходил к нам, он обычно спрашивал его: "О Абу Умайр, как поживает воробушек?"»[аль-Бухари].

Абу Умайр был маленьким мальчиком, не так давно отня­тым от груди, и Посланник Аллаха  шутил с ним и спра­шивал о его птичке. Ибн Хаджар сказал: «Из хадиса можно понять, что разрешено шутить и делать это неоднократно, и это разрешено изначально и является сунной, а не отно­сится к числу послаблений (рухса),и что шутить с ребёнком, не достигшим возраста различения, разрешается».

Умм Халид бинт Халид вспоминала, как однажды По­сланнику Аллаха  привезли одежду, среди которой бы­ла чёрная шёлковая одежда детского размера. Посланник Аллаха  спросил людей, кому можно отдать эту одеж­ду, однако все молчали. Тогда Посланник Аллаха  сказал: «Сходите за Умм Халид». И её принесли на руках (что сви­детельствует о том, что в то время она была маленькой де­вочкой), и он взял одежду и своими руками надел на неё, сказав: «Носи и износи!»А на одежде был то ли зелёный, то ли жёлтый рисунок. Потом Посланник Аллаха  сказал: «О Умм Халид! Это санах!»А санах на языке эфиопов озна­чает 'хороший, прекрасный'.

Посланник Аллаха  называл её Умм Халид, то есть по прозвищу, которое носят взрослые замужние женщины, уже ставшие матерями, хотя Умм Халид была тогда совсем маленькой девочкой. И, обращаясь к ней, он употребил од­но из эфиопских слов, потому что она жила с родителями в Эфиопии и приехала оттуда вместе с другими сподвижни­ками, в своё время переселившимися в Эфиопию по веле­нию Посланника Аллаха .

76 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


Шутки с детьми могут быть самыми разными и не огра­ничиваться словами. Об этом говорится в хадисе, передава­емом со слов Шаддада ,который сказал: «Однажды Про­рок  вышел из дома для совершения одной из дневных молитв, неся на руках аль-Хасана (или аль-Хусейна). Он прошёл вперёд, поставил его на землю возле своей правой ступни, а затем приступил к молитве и склонился в долгом земном поклоне. Подняв голову, я увидел, что мальчик за­брался к нему на спину, после чего я снова склонился в зем­ном поклоне. Когда он закончил молиться, люди стали го­ворить: "О Посланник Аллаха, в этой молитве ты совершил земной поклон так, как не совершал никогда раньше... Те­бе было дано какое-то повеление или внушено Откровение?" Посланник Аллаха  сказал: "Нет, ничего такого не было... Просто мой сын8 оседлал меня, и я не хотел торопить его, пока он не сделал то, что хотел"»[Ахмад; ан-Наса'и].

А перед тем, как Аишу  передали Посланнику Аллаха  и они стали супружеской парой, она качалась на качелях со своими подругами.

Аиша  передаёт: «Однажды Пророк  зашёл ко мне, когда я играла с игрушками. Приподняв занавеску, он спро­сил: "Что это, о 'Аиша?"Я ответила: "Игрушки, о Послан­ник Аллаха". Он спросил: "А что это среди них?"Я отве­тила: "Конь, о Посланник Аллаха". Он спросил: "Конь из лоскутков с крыльями?"Я сказала: "Но ведь у Сулеймана ибн Дауда были крылатые кони?" И Посланник Аллаха  за­смеялся» [ИбнХиббан].

Рассказывая о поведении и привычках Посланника Алла­ха , Аиша говорила: «Поистине, я видела, как Посланник

 


8 Аль-Хасан и аль-Хусейн были внуками Пророка ,и слово «сын» употреблено в значении 'потомок'.

5. Указания и советы                            77

 

 


Аллаха  стоял в дверях моей комнаты, когда эфиопы игра­ли со своими копьями в мечети Посланника Аллаха ,и за­крывал меня своим плащом, чтобы я могла посмотреть на их игру, а потом стоял ради меня до тех пор, пока я не уш­ла... Представьте себе молодую девушку, любящую развле­чения...» [аль-Бухари; Муслим].

У воспитателя с ребёнком должны быть такие шутки и забавы, будь то девочка или мальчик. У ребёнка должна быть возможность играть заниматься тем, что ему нравит­ся, чтобы оставаться активным и жизнерадостным и что­бы его не одолевала скука. Особенно это касается мусуль­манских праздников. Разумеется, нужно стараться, чтобы в этих играх и развлечениях не было ничего противореча­щего Шариату. Наши праведные предшественники осужда­ли азартные игры, даже если речь шла о детской игре с оре­хами, в которой были элементы азартной, и предостерегали детей от подобных игр. Если ребёнок, согласно исламу, не отвечает за свои поступки в этом возрасте, это не означает, что его не нужно предостерегать и удерживать от запрещён­ного Шариатом, потому что если предоставить ему полную свободу в отношении подобных игр и развлечений, то по достижении совершеннолетия ему будет трудно отказаться от привычных занятий.

Ибн аль-Каййим сказал: «Если ребёнок и не несёт ответ­ственности за свои поступки, то его покровитель несёт от­ветственность перед Аллахом, и ему не дозволено откры­вать своему воспитаннику дорогу к запретному, потому что иначе оно станет привычным для него и потом отучить его будет уже очень сложно. Это наиболее правильное из двух мнений учёных».

Нужно учитывать желания и предпочтения ребёнка, да­вать ему возможность самому выбирать игрушку, которая

 

78 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


ему по душе, и не заставлять его играть с игрушками, кото­рые ему не нравятся. Также не следует запрещать ребёнку играть, если он занимается этим во время, отведённое для игр, и его игры не сопряжены ни с чем запретным с точки зрения Шариата.

7. Удовлетворять потребности ребёнка.У ребёнка, как и у взрослого, есть разные желания. Некоторые из этих же­ланий являются естественными и приемлемыми потреб­ностями. Это потребность ребёнка в еде, питье и одежде, а также его потребность в уважении окружающих, заботе, внимании и любви, в тёплой, комфортной атмосфере в се­мье. Но есть желания неприемлемые. Есть чрезмерность в упомянутых выше потребностях. Некоторые желания ре­бёнка второстепенные по важности осуществления, то есть выполнение других намного важнее, а некоторые можно от­нести к категории нежелательного. Воспитатель не должен воспринимать все желания ребёнка одинаково, сходу испол­няя их или отказываясь от их исполнения. Он должен ана­лизировать каждое из этих желаний и потом реагировать на него должным образом.

Согласие воспитателя с желанием ребёнка и отказ ис­полнять его должны служить для ребёнка критериями, по­зволяющими отличать правильное от неправильного, по­хвальное от порицаемого. Поэтому воспитатель не должен осуществлять  все  желания  ребёнка  без  разбору,   особен­но те, которые не согласуются с Шариатом, или могут при­чинить  вред ребёнку, или становятся серьёзным испыта­нием для семейного бюджета. Если ребёнок высказывает подобные желания, воспитатель должен тактично перена­править его внимание, не повышая голос и не ругая, как делают многие воспитатели, особенно когда ребёнок про­являет настойчивость.

 

5. Указания и советы                            79

 

 


8. Справедливо относиться к детям.С воспитательной точки зрения очень важно относиться ко всем детям одина­ково и не выделять никого из них.

Когда один из сподвижников пришёл к Посланнику Ал­лаха ,прося засвидетельствовать подарок, который он сде­лал своему сыну, Посланник Аллаха  первым делом спро­сил: «Ты сделал такой подарок каждому из своих детей?» Тот ответил: «Нет». Тогда Посланник Аллаха  сказал: «Тог­да забери его назад» [аль-Бухари].

А в другой версии говорится: «Есть ли у тебя другие де­ти?» Он ответил: «Да». Посланник Аллаха  спросил: «Ты сделал такой подарок каждому из своих детей?»Тот отве­тил:«Нет». Тогда Посланник Аллаха  сказал: «Не проси же меня засвидетельствовать, ибо поистине я не стану сви­детельствовать о несправедливости» [Муслим].

В хадисах встречаются ясные и однозначные веления одинаково относиться ко всем детям. Например, Послан- никАллаха  сказал: «Соблюдайте справедливость в своём отношении к детям! Соблюдайте справедливость в своём отношении к детям!» [Абу Дауд; ан-Наса'и; Ахмад].

Под детьми подразумеваются и сыновья, и дочери. Вос­питатель должен относиться одинаково ко всем детям, невыделяя никого из них и не демонстрируя склонность ккому-то из них в ущерб остальным. Ребёнок не должен чувствовать, что воспитатель любит кого-то из его братьев или сестёр больше, чем его, даже если для этой любви есть основания. История Юсуфа  его братьев — лучшее под­тверждение этого правила.

Всевышний Аллах сказал: «Вот они сказали: "Отец любит Юсуфа и его, брата больше, чем нас..."»(сура 12 «Юсуф», аят 8). И потом они обвинили отца, сказав: «По­истине, наш отец пребывает в очевидном заблужде-

 

80 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


нии»(сура 12 «Юсуф», аят 8). А потом предложили ре­шение: «Убейте Юсуфа или бросите его в другой земле. Тогда лицо вашего отца целиком будет обращено к вам, а после этого вы будете праведными людьми»(сура 12 «Юсуф», аят 9).

Видя склонность родителей к одному ребёнку, остальные могут затаить обиду на любимчика и начать вредить ему или даже думать, как вообще избавиться от него. Во мно­гих случаях особое отношение к одному из детей обосно­ванно, однако остальным детям трудно понять это и сми­риться с этим. И справедливость в отношении к детям не ограничивается материальной стороной. Это касается и вза­имоотношений воспитателя с детьми. Он должен смотреть на всех одинаково, дарить улыбку всем, делить своё внима­ние поровну между ними и стараться справедливо распре­делять обязанности между детьми. Такое отношение со сто­роны воспитателя способствует справедливому отношению детей друг к другу.

8. Вдумчиво разрешать детские споры и конфликты.Там, где есть дети, время от времени неизбежно возника­ют конфликты. Дети спорят и даже дерутся друг с другом. Некоторые воспитатели, заметив, что дети ссорятся, спе­шат вмешаться или окрикнуть их. Желая поскорее прекра­тить перебранку, такой воспитатель направляет все свои усилия на то, чтобы утихомирить спорщиков и добиться тишины. В такой реакции есть свои положительные сто­роны, однако она не решает саму проблему, которая через некоторое время может стать причиной нового конфлик­та, словно новый росток от старого корня, оставшегося в земле. Поэтому воспитатель не должен пускать дело на самотёк. И  он не должен вмешиваться прежде, чем успе­ет понять причину ссоры. Если дело не принимает опас-

 

5. Указания и советы                            81

 

 


ный оборот, воспитателю лучше понаблюдать за детьми со стороны, не вмешиваясь, чтобы посмотреть, как они бу­дут решать возникшую проблему, и узнать об их способ­ностях в этой области. Заняв такую позицию, воспитатель сможет оценить нравственность поведение и способности детей. Однако если дело дошло до драки, воспитатель дол­жен вмешаться и разнять драчунов.

Случается  также,  что  один  ребёнок  приходит  к  вам, и  жалуется  на  другого, и просит «принять меры». Не нуж­но  спешить  помогать ему, если только его действительно не обидели незаслуженно. В противном случае, если вы придёте ему на помощь, остальные будут считать вас не­справедливым и судящим пристрастно. Бывает и так: вы помогли одному участнику конфликта, а у другого поя­вилось  чувство,  что  вы  поступили  с   ним   несправедли­во,  и  он  может  сказать  об  этом открыто: мол, ты посту­пил  несправедливо  —  и  тогда вам захочется наказать его за  невежливость  и скверное поведение. Воспитатель дол­жен  воспринимать  подобные  упрёки  спокойно:  объяс­нить ребёнку, что вы не поступали с ним несправедливо и что это вполне нормальный поступок, и привести со­ответствующие доказательства. Если воспитатель нака­жет ребёнка за его слова, он останется при своём мне­нии, тогда как объяснения и доказательства, приведённые воспитателем, могут помочь ребёнку увидеть ситуацию в правильном свете, убедиться в правильности поступ­ка воспитателя и привыкнуть к тому, что притеснённому нужно оказывать помощь.

9. Говорить благие слова.Дети часто допускают ошибки и совершают плохие поступки, что может побудить воспи­тателя обругать их, сказать им что-нибудь скверное и уни­зительное, обозвать как-нибудь. Вне всяких сомнений, ребё-

 

82 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


нок усвоит урок, который невольно подаёт ему воспитатель, и будет вести себя так же со своими братьями и сестрами, а также другими детьми.

Вместо того чтобы сто раз говорить ребёнку: «Не говори так!», лучше самому перестать использовать слова и фразы, от которых мы пытаемся его отучить. И когда воспитатель злится на ребёнка, то вместо того, чтобы ругать его, лучше сказать что-нибудь вроде: «Да помилует тебя Аллах», «Да наставит тебя Аллах на правильный путь».

Умм аль-Фадль  рассказывала: «Мне приснилось, что в моём доме находится часть тела Посланника Аллаха . Меня испугал этот сон, и я пришла к Посланнику Алла­ха  и рассказала ему об этом. Он же сказал: "Это к до­бру... Фатыма родит мальчика, и ты покормишь его молоком, которое появилось у тебя, когда ты родила Кусама". И она родила Хасана, и мне отдали его, и я вы­кармливала его до тех пор, пока он не научился хорошо двигаться. А потом я принесла его к Посланнику Алла­ха  и посадила к нему на колени. Мальчик помочился, и я шлёпнула его между лопаток. Посланник Аллаха  сказал: "Мягче обращайся с моим внуком. Да помилует тебя Аллах... Ты сделала больно моему внуку".Я сказала: "О Посланник Аллаха, сними свой изар и надень другую одежду, чтобы я постирала его". Но Посланник Аллаха  сказал: "Отстирывают мочу девочки, а мочу мальчика просто обливают водой"».

Вполне возможно, что Всевышний Аллах ответит на мольбу, с которой воспитатель будет обращаться к Нему за ребёнка, а ребёнка это научит, как нужно вести себя в по­добных ситуациях и что нужно говорить.

Также необходимо научить ребёнка, как нужно раз­говаривать со старшими, и объяснить ему, что следует

 

5. Указания и советы                            83

 

 


употреблять только хорошие слова и уважительные об­ращения. Бывает, что ребёнок называет по имени чело­века, который годится ему в дедушки, просто потому, что воспитатель не объяснил ему, как нужно обращать­ся к старшим.

10. Внимательно относиться к нравственности ребёнка.Заметив в ребёнке нежелательные нравственные качества, воспитатель должен постараться искоренить их до того, как они закрепятся и станут частью его натуры, после чего будет очень трудно что-либо исправить.

Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «Ре­бёнок остро нуждается во внимательном отношении к его нравственности, потому что ребёнок вырастает та­ким, каким приучает его быть воспитатель. Он учится сердиться и гневаться, раздражаться и торопиться, идти на поводу у своих страстей и прихотей, быть легкомыс­ленным, вспыльчивым и жадным. И когда он вырастает, избавиться от этих качеств будет для него делом край­не сложным. Эти качества станут частью его характера, и даже если он будет стараться подавить их в себе, они всё равно будут проявляться время от времени и ставить его в неловкое положение. Поэтому нрав большинства людей оставляет желать лучшего — всему виной воспи­тание, полученное в детстве...»

Оберегая ребёнка от приобретения скверных нравствен­ных качеств, воспитатель должен быть мудрым. «Он дол­жен, насколько это возможно, предостерегать их от сквер­ных нравственных качеств путём намёков, а не открыто, путём милосердия, а не жёстких упрёков, потому что пря­мота будто срывает с, человека покров и делает его дерз­ким, рождая желание противоречить и поступать напере­кор и вызывая упрямство».

 

84 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


Также очень важно ограничивать общение ребёнка с пло­хо воспитанными детьми, нравственность которых оставля­ет желать лучшего, даже если речь идёт о родственниках.

11. Внимательно относиться к здоровью ребёнка, чи­стоте и внешнему виду.Маленькие дети больше подвер­жены различным заболеваниям, чем взрослые, и при этом они ещё слишком малы, чтобы хорошо понимать состояние своего здоровья и заботиться о нём должным образом. Вос­питатель должен заботиться о ребёнке и внимательно сле­дить за его состоянием и внешним видом. Увидев худобу сыновей Джа'фара ибн Абу Талиба ,Посланник Аллаха  спросил их мать Асму бинт Умайс: «Почему я вижу тела сыновей брата моего столь худыми? Они живут в нужде?»Она ответила: «Нет. Это всё сглаз». Посланник Аллаха  сказал: «Читай им рукъю». И она прочитала Посланнику Аллаха  рукъю, чтобы он послушал, и он сказал: «Хорошо, читай эту» [Муслим].

Посланник Аллаха  спросил о худобе детей, а затем ве­лел читать дозволенную мольбу-заклинание (рукъя), по­скольку было известно, что причина — в сглазе.

Посланник Аллаха  также указал на необходимость за­ботиться о внешнем виде и уделять внимание гигиене. Аб-дуллах ибн Джа'фар рассказывает: «Пророк  позволил се­мье Джа'фара оплакивать его в течение трёх дней, а потом пришёл к ним и сказал: "Не оплакивайте брата моего по­сле этого дня". Потом он сказал: "Позовите комне сыновей брата моего".Нас привели и при этом мы были похожи на птенцов. Тогда он сказал: "Позовите ко мне цирюльника" и он велел обрить нам головы».

Они напоминали птенцов, потому что волосы их были взъерошенными, похожими на хохолки птенцов. Послан­ник Аллаха  велел обрить им головы, несмотря на то, что

5. Указания и советы                            85

 

 


сохранять волосы лучше, кроме случаев совершения хаджа и 'умры, потому что он понял, что гибель мужа отвлекла Ас-му от заботы о детях и ухода за их волосами, и решил изба­вить её на время от этой обязанности.

Также необходимо следить за внешним видом и одеж­дой ребёнка. Воспитатель должен стараться, чтобы ребёнок был красиво одетым, чистым и опрятным, ибо Всевышний Аллах — Прекрасен и любит прекрасное, и Он Пречистый и любит чистоту.

Следует избегать странных стрижек, указывающих на из­вращённый вкус и стремление к эпатажу. В частности, По­сланник Аллаха  запретил стрижки, при которых часть во­лос сбривают, а часть оставляют. Абдуллах ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Послан­ник Аллаха  запретил каза. Передатчик хадиса спросил Нафи', который передавал это сообщение от Ибн 'Умара, что такое каза, и тот ответил: «Это частичное обривание головы ребёнка» [Муслим].

Воспитатель не должен позволять другим делать ребён­ку подобные стрижки под предлогом того, что он ещё мал и, согласно Шариату, не несёт ответственности за свои по­ступки.

Также необходимо подбирать для ребёнка хорошую одежду и при этом избегать золота и шёлка для мальчи­ков, соблюдая запрет, который передаётся от многих спод­вижников и учёных. Джабир  говорил: «Мы [сподвижни­ки] снимали [шёлк] с мальчиков и оставляли на девочках». А Исма'иль ибн Абд-ар-Рахман ибн Ауф передаёт, что он во­шёл вместе с Абд-ар-Рахманом к 'Умару, облачённый в шёл­ковую рубаху и с двумя золотыми браслетами на руках, и 'Умар порвал эту рубашку надвое и снял с него браслеты. После чего сказал: «Иди к матери».

 

86 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


Сообщается также, что однажды сын Ибн Мас'уда при­шёл к нему в шёлковой рубашке. Мальчику понравилась эта рубашка, но 'Абдуллах порвал её и сказал: «Иди к матери и скажи ей: пусть она наденет на тебя что-нибудь другое».

А в версии Ибн Абу Шейбы говорится, что Абдуллах по­рвал эту рубашку и сказал: «Это для женщин!»

Са'ид ибн Джубайр передаёт, что однажды Хузайфа ибн аль-Яман, вернувшись домой из путешествия, увидел, что его дети одеты в шёлковую одежду. Тогда он снял эту одежду с мальчиков и оставил её на девочках.

Если мальчика с детства приучают к странным, не подхо­дящим для мужчины стрижкам и ношению шёлка и золота, то он может вырасти женственным, что, разумеется, ни к че­му хорошему не приведёт.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!