Глава вторая. Период после вступления в сознательный возраст



 

Период, которому посвящена эта глава, начинается при­близительно с шести лет и заканчивается совершеннолети­ем (самое позднее — в пятнадцать лет). Таким образом, этот период охватывает около девяти классов начальной и сред­ней школы. Этот период длительный, и начало его схоже с предшествующим периодом, тогда как окончание имеет много общего с периодом после достижения совершенноле­тия. Таким образом, этот период включает в себя что-то от обоих упомянутых периодов.

Ибн аль-Каййим сказал, рассуждая о периодах развития ребёнка: «Способность к различению и разум развиваются постепенно, и в какой-то момент ребёнок вступает в созна­тельный возраст, или возраст различения, но этот момент не определён однозначно. Некоторые считают достижение пяти лет вступлением в возраст различения, потому что Махмуд ибн ар-Раби' передаёт: "Я помню, как Пророк  на­брал в рот воды из ведра, которое достали из нашего колод­ца, и брызнул мне в лицо, а мне тогда было пять лет". Поэто­му из хадисов, переданных детьми, принимаются только те, которые переданы детьми, достигшими пятилетнего воз­раста. А для некоторых возраст различения начинается да-

 

88   Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


же раньше, поскольку они помнят и могут описать события, происходившие до того, как им исполнилось пять лет. А по достижении семи лет любой ребёнок считается вступив­шим в возраст различения, и его начинают приучать к со­вершению молитвы... Когда ему исполнится десять, он ста­новится достаточно сильным, разумным и выносливым для регулярного совершения поклонения, и с этого возраста его уже ударяют за отказ совершать молитву, как и велел Про­рок , что имеет целью дисциплинировать его и приучить к поклонению. Достигнув десятилетнего возраста, ребёнок меняется. Его способность к пониманию и различению со­вершенствуются, а знания — увеличиваются. Поэтому мно­гие факыхи считают, что в такой ситуации вера становится обязательной для него и за оставление её он подвергается наказанию. Это мнение Абу аль-Хаттаба и других автори­тетных учёных, и это достаточно сильное мнение. Даже ес­ли он ещё не несёт ответственности за неисполнение вто­ростепенных по своему значению предписаний религии, то он наделён всем необходимым для познания Творца, при­знания единобожия и веры в Его Посланника. Он уже спо­собен наблюдать и делать выводы, он способен к позна­нию разных наук и немало знает о творениях Всевышнего и о мирском, и потому, если он не верует во Всевышнего Аллаха и Его Посланника ,у него нет оправданий. Ведь доказательства веры в Аллаха и Его Посланника  яснее и проще любой науки или ремесла... И то, что в этом ми­ре к ним до достижения совершеннолетия не применяются нормы Шариаты, касающиеся взрослых, вовсе не означает, что к ним неприменимы соответствующие нормы в мире вечном. Это мнение, передаваемое от Абу Ханифы и его то­варищей, — весьма веское. С десяти лет и до совершенно­летия ребёнок называется подростком».

 

1. Особенности и отличительные черты            89

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 233; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!