Что необходимо учитывать при наказании?



1. Знание причины наказания.В этом возрасте к поводам для наказания и награды добавляются школьные оценки. За хорошие ребёнка вознаграждают и хвалят, за плохие — ру­гают и наказывают. Но многие воспитатели уделяют оцен­кам чрезмерное внимание, забывая при этом о других очень важных вещах. Бывает, что воспитатель, увидев пло­хие отметки в дневнике, приходит в ярость и исступление, а, например, о своевременном совершении молитвы, прав-

4. Поощрение и наказание                     103

 

 


дивости, честности, помощи бедным, хороших взаимоот­ношениях со сверстниками он с ребёнком почти не разго­варивает. В результате такого подхода ребёнку начинает казаться, что хорошие оценки важнее религиозных обязан­ностей, благонравия и незыблемых человеческих ценностей. Порой чрезмерная строгость воспитателя в этом вопросе подталкивает человека к разным хитростям и уловкам, и он действительно получает хорошие оценки, но незаслуженно, нечестным путём. Но ещё хуже то, что некоторые воспита­тели, узнав об этом, даже не пытаются бороться с этим явле­нием, демонстрируя молчаливое одобрение действий ребён­ка: мол, ты получил хорошую оценку, а это главное.

Бывает, что ребёнок просыпается утром позже обыч­ного и у него остаётся всего несколько минут, чтобы со­браться и добежать до школы. А ему нужно ещё совершить утреннюю молитву. Некоторые родители своим поведени­ем показывают, что важнее не опоздать в школу, чем совер­шить молитву, и ребёнок постепенно привыкает к тому, что это так, и обучение из средства превращается в цель, хотя очевидно, что ребёнку, особенно если ему уже исполнилось десять лет, полезнее совершить молитву и опоздать на пару минут в школу, чем отказаться от молитвы ради того, чтобы явиться точно к звонку.

Если у ребёнка плохие оценки, воспитатель не должен спешить наказывать его. Прежде всего нужно разобраться, в чём причина низкой успеваемости ребёнка. Ведь причиной может быть как лень, пренебрежение учёбой и бесполезное времяпрепровождение, негативно отражающееся на успева­емости, так и ограниченные способности ребёнка. Различия между двумя причинами очевидны, и наказание не повысит интеллект ребёнка, не улучшит его способности к учёбе и не заставит его прыгнуть выше головы. Вместо того чтобы на-

 

104   Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


казывать ребёнка, нужно попробовать максимально эффек­тивно использовать его способности. Не возлагать на него непосильное, не требовать от него невозможного. Родители должны понимать, что нельзя мерить всех одним мерилом. Всевышний Аллах создал людей разными. Они отличаются друг от друга ростом, весом, цветом глаз, внешностью, сте­пенью состоятельности, умственными способностями, ха­рактером и так далее.

2. Обращение к разуму прежде наказания.В этом возрасте вместо телесных наказаний нужно стараться взы­вать к разуму ребёнка, потому что он уже достаточно понятлив и его можно убедить с помощью доводов. Тем более что применение телесных наказаний, особенно в конце этого возрастного периода, может стать причиной упрямства и озлобления, которое в конечном итоге приведёт к выходу ребёнка из-под контроля родителей.

3. Постепенность в наказании.Наказанию должны
предшествовать попытки воспитателей перевоспитать ребёнка и исправить его поведение. Аль-Газали сказал: «Ес­ли он совершает неправильный поступок один раз, не нуж­но обращать на него внимание, не нужно позорить ребёнка,
выставлять его деяние на всеобщее обозрение и показывать
ему, что его поступок — неслыханный и дерзкий. Особен­но если сам ребёнок всеми силами старается этот поступок
скрыть. Потому что иначе ребёнок может осмелеть настоль­ко, что перестанет бояться обнаружения его проступков.

Если же ребёнок совершил этот поступок снова, его нужно упрекнуть, но тихо, без свидетелей, и дать ему по­нять, что он совершил нечто действительно скверное и неподобающее.  И  нужно сказать ему: "Ты не должен де­лать это снова, и если кто-то увидит тебя совершающим такой поступок, это будет очень стыдно". Упрёк не дол-

 

4. Поощрение и наказание                     105

 

 


жен быть многословным. А иначе упрёки перестанут ока­зывать на ребёнка какое-либо воздействие и эти упрёки и скверные дела станут казаться ему незначительными. Он перестанет воспринимать слова. Разговаривая с ре­бёнком, отец должен говорить так, чтобы сохранить свой авторитет. Он должен упрекать ребёнка лишь изредка. А мать должна грозить ребёнку отцом и предостерегать его от дурных поступков».

4. Боль без вреда.Если воспитатель видит, что серьёз­ность проступка ребёнка не оставляет выбора и придёт­ся прибегнуть к телесному наказанию, он должен помнить о том, что это наказание, даже причиняя боль, не должно наносить вреда. Нельзя наносить ребёнку раны и увечья под предлогом воспитания! Подобные действия несовместимы с правильным воспитанием. Кроме того, наказание не долж­но унижать достоинство ребёнка. Нельзя бить ребёнка по лицу (это, кстати, в принципе запрещено Шариатом), нель­зя плевать на ребёнка, рвать его одежду и совершать другие подобные действия, а также обзывать его, потому что всё это — унижение человеческого достоинства.

5. Цель наказания — коррекция поведения, а не месть.Применяя наказание, воспитатель не должен вести се­бя агрессивно и жестоко. Ребёнок должен чувствовать, что единственная цель наказания, которому его подвергают, — исправление его поведения и удержание его от повторения проступка. Ребёнку необходимо чувствовать милосердие, жалость и доброту воспитателя. Известно, что Посланник Аллаха  запретил людям ругать человека, который пил ви­но и был подвергнут наказанию за это. Абу Хурайра  пере­даёт: «Однажды к Посланнику Аллаха  привели человека, который пил вино, и Посланник Аллаха  сказал: "Побей­те его". И кто-то из нас бил его рукой, кто-то — сандалией,

106   Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


а кто-то — одеждой. А потом кто-то сказал ему: "Да посра­мит тебя Аллах!" Посланник Аллаха  сказал: "Не говорите так. Не помогайте Шайтану одолеть его. Говорите: <Да помилует тебя Аллах>"»[Ахмад].

Некоторые воспитатели допускают ошибку, стремясь до­казать наказываемому ребёнку свою любовь, бросаются «мириться» с ним и даже дают ему карманные деньги или что-нибудь сладкое... В результате наказание оказывается бесполезным для ребёнка.

6. Разные наказания. Телесные наказания бывают раз­ные. Может быть и так, что воспитатель просто показывает ребёнку орудие наказания — например, ремень или прут — или держит его на видном месте. Это неплохое воспитатель­ное средство, и обычно оно побуждает ребёнка к хороше­му поведению. Передаётся хадис: «Вешайте плеть там, где её видели бы обитатели дома». Следующая стадия — вос­питатель угрожает ребёнку применением орудия наказа­ния. Это если он совершает проступок снова. Затем следует лёгкий удар, который может причинить некоторую боль, но не наносит вреда. Но воспитатель ни в коем случае не дол­жен бить ребёнка наугад, по чему попало. Подобные изби­ения — признаки неуравновешенности. Если взбешённый воспитатель берётся «воспитывать» ребёнка таким обра­зом, то последствия могут оказаться трагическими. Воспи­татель должен выбрать место для удара и лишь потом уда­рить, и ни в коем случае нельзя бить по чувствительным местам, нельзя бить несколько раз по одному и тому же ме­сту, нельзя поднимать руку высоко, чтобы удар не получил­ся очень сильным, — нужно прижать плечо к боку и лишь тогда ударить. И ни в коем случае нельзя использовать пред­меты, которыми можно покалечить человека — палки, же­лезные предметы и так далее.

 

4. Поощрение и наказание                     107

 

 


Ибн Хальдун сказал: «Мухаммад ибн Абу Зайд сказал в своей книге об учителях и учениках: "При необходимости наказания воспитатель не должен ударять своего воспитан­ника розгой больше трёх раз". А 'Умар ибн аль-Хаттаб  го­ворил: "Для кого Шариат не воспитание, пусть тому Аллах не даст никакого воспитания!" Он хотел сказать, что нака­зания, установленного Шариатом, достаточно и не следует применять иных, поскольку Всевышний Аллах лучше знает, какое наказание требуется».

7. Отказ от насмешек и издевательств.Воспитатель мо­жет назвать ребёнка словом, имеющим негативное значение и соответствующим его проступку, но он не должен упо­треблять грубых выражений, ругательств, а также насме­шек и издевательств. Если ребёнок обманывает, его можно назвать обманщиком. Подобные выражения не относятся к ругательствам, а лишь характеризуют скверный поступок ребёнка и побуждают его воздержаться от таких действий впредь. Слова, которые употребляет воспитатель, не долж­ны оказывать разрушительное воздействие на личность ре­бёнка. Сподвижник Абдуллах ибн Буер аль-Мазини  пе­редаёт: «Однажды моя мать велела мне отнести Посланнику Аллаха  гроздь винограда и по дороге я съел немного ви­нограда. А когда я пришёл к Посланнику Аллаха ,он взял меня за ухо, приговаривая: "Ах, обманщик!"11»

Как мы видим, когда Абдуллах совершил неправильный поступок, Посланник Аллаха Щ взял его за ухо и сказал ему эти слова, воспитывая его таким образом, чтобы больше он так не поступал. Подобный случай произошёл со сподвиж­ником ан-Ну'маном ибн Баширом (да будет доволен Аллах

 


11 Имеется в виду, что он обманул доверие матери.

 

108   Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


им и его отцом). Он рассказывает: «Посланнику Аллаха  подарили виноград из Таифа, и он дал мне гроздь и сказал: "Отнеси матери". А я съел её по дороге. Потом Посланник Аллаха  спросил меня: "Где гроздь?"Я ответил: "Я её съел". И Посланник Аллаха  назвал меня обманщиком».

Ан-Ну'ман в то время был маленьким мальчиком, по­скольку он был первым ребёнком, родившимся у ансаров после переселения Посланника Аллаха ,в Медину.

8. Ребёнок просит защиты.Иногда во время наказания ребёнок обращается за помощью и защитой к тому, кто, как он думает, сможет помочь ему и избавить от наказания. Ес­ли наказывает мать, ребёнок может побежать к отцу, и на­оборот. Порой дети обращаются за помощью к кому-то из родственников. Воспитатель, собирающийся наказать ре­бёнка, не должен игнорировать эти взывания о помощи, упорствовать в своём стремлении наказать его или делать вид, что ничего не произошло. Такое поведение воспитателя принижает в глазах ребёнка того, к кому он обращается за помощью. В подобном случае воспитатель должен дать ре­бёнку понять, что в действительности он заслуживает нака­зания и избежал его только потому, что за него заступились.

Иногда ребёнок, стремясь избежать наказания, хватается за Коран, зная, какое место отведено ему в жизни родителей. Видя, с каким почтением они относятся к Корану и с каким благоговением читают его, он бросается к Корану в надеж­де избежать наказания. Воспитателю следует усмирить свой гнев и не наказывать ребёнка, дабы ребёнок почувствовал значимость Корана и ощущал благоговение перед Книгой Всевышнего. Пусть он почувствует, что Коран для него по­добен неприступной крепости, и что, если бы он не прибег к защите Корана, его непременно наказали бы. Если же слу­чай  такой,  что  наказание нельзя отменять, то ребёнка нака-

4. Поощрение и наказание                     109

 

 


зывают только после того, как велят отнести Коран на место, предупредив его, что наказание не отменяется, но его нака­жут после того, как он положит Коран и отойдёт от него.

Если ребёнок просит защиты у Аллаха, то воспитателю следует оставить его в покое, следуя хадису: «Если кто-то попросит вас о чём-то ради Аллаха, дайте ему это. И если кто-то попросил у вас защиты ради Аллаха, предоставь­те ему защиту...» [аль-Хаким].

А в некоторых случаях ребёнок начинает совершать мо­литву, зная, что, пока он молится, его никто не накажет. В этом случае воспитатель должен поступать точно так же, как и когда ребёнок берёт Коран, стремясь избежать наказа­ния. Большую ошибку допускают воспитатели, которые хва­тают ребёнка во время молитвы, не дав завершить её, и под­вергают наказанию. Тем самым они уменьшают значимость поклонения в глазах ребёнка.

В действительности, поступая так, ребёнок приносит не­сомненную пользу самому себе. Оттягивая наказание, он да­ёт воспитателю возможность успокоиться, если же воспи­татель накажет его до того, как его гнев уляжется, то может причинить вред ребёнку.

9. Проступки, совершённые умышленно или по незна­нию.Выбирая наказание для ребёнка, совершившего про­ступок, воспитатель должен прежде всего выяснить, умыш­ленно ребёнок сделал то, что сделал, или же по незнанию. Если по незнанию, тогда его нужно учить, а не наказывать.

Это, однако, не означает, что, если человек совершил про­ступок нечаянно, по незнанию, его не нужно удерживать. Ему нужно запретить поступать так впредь, выбрав подхо­дящий метод. Когда один взрослый уже человек заговорил во время молитвы, не зная, что это запрещено, Посланник Аллаха  просветил его в этом вопросе, сказав: «Поисти-

 

110   Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


не, во время молитвы не годится произносить ничего из того, что обычно говорят люди! Молитва это только прославление и возвеличивание Аллаха и чтение Корана!»

И этот подход Посланник Аллаха  произвёл на того чело­века самое благотворное впечатление. Он прокомментиро­вал слова Пророка  следующим образом: «А когда Послан­ник Аллаха  (да станут мои отец и мать выкупом за него!) закончил молиться, он обратился ко мне. Я не видел ни до, ни после него такого наставника! Клянусь Аллахом, он не накричал на меня, не ударил и не обругал...» [Муслим].

10. Неисполнение обязательного и совершение за­претного.Воспитатель должен помнить о том, что совер­шение запретного — более серьёзный проступок, неже­ли оставление обязательного. Посланник Аллаха  сказал: «Избегайте того, что я запретил вам, а из того, что я велел вам, делайте то, что можете...» [аль-Бухари; Мус­лим]. Как мы видим, условие «то, что можете» относится только к обязательному.

Кроме того, воспитатель должен смотреть, к какой кате­гории можно отнести проступок ребёнка. Если он связан с религией, то отношение к нему со стороны воспитателя должно быть более серьёзным, чем если он относится к ка­тегории мирских дел.

Анас ибн Малик  сказал: «Я служил Пророку  десять лет, и он ни разу не сказал мне: "Уф!" — и ни разу не сказал мне: "Почему ты сделал это?" — или: "Почему ты этого не сделал?"» [аль-Бухари; Муслим].

Из слов Анаса видно, что Посланник Аллаха  никогда не критиковал его и не придирался к нему, когда речь шла о мирских делах.

Ребёнок должен чувствовать, что отношение воспитателя к его проступкам, касающимся религии, поведения и нрав-

 

4. Поощрение и наказание                     111

 

 


ственности, отличается от его отношения к проступкам, ка­сающимся обычных мирских дел.

Следует отметить, что некоторые дела ребёнку лучше по­зволить довести до конца, несмотря на их неправильность, потому что иначе вред от этого действия может оказать­ся ещё больше. Например, ребёнок мочится в мечети. Ес­ли прикрикнуть на него в это время, он может побежать и испачкать ещё большее пространство в мечети, чем если бы стоял на месте. Поэтому лучше дать ему закончить, по­сле чего вывести из мечети кратчайшим путём, дабы сохра­нить его чистоту и чистоту мечети. После этого ему следует объяснить, что мечеть нельзя осквернять и загрязнять, и что поддерживать чистоту в мечети важнее даже, чем поддер­живать чистоту дома. После этого нужно очистить загряз­нённое место в мечети. Именно так поступил Посланник Аллаха ,когда один бедуин начал мочиться в мечети. В из­вестном хадисе говорится, что Посланник Аллаха  не стал подвергать этого человека наказанию, потому что он совер­шил этот проступок не умышленно, а по незнанию. И он не стал торопить его, а подождал, и, когда тот закончил мо­читься, велел вылить на его мочу ведро воды, дабы очистить загрязнённое место12.

Если воспитатель желает узнать, правильный ли метод наказаний он избрал, ему следует спросить себя: «Если мой ребёнок  совершает  неправильный поступок, приходит ли он  ко  мне посоветоваться относительно возможного выхо­да из сложившейся ситуации или же, напротив, старается скрыть от меня свой поступок, боясь наказания?» Если ре­бёнок не боится обращаться к воспитателю за советом, тог-

 


12 Полы в мечетях в то время были земляными.

 

112   Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


да всё в порядке. Если же ребёнок боится признаться в том, что сделал, и вместо того, чтобы попросить совета, старает­ся скрыть свои проступки от воспитателя, это означает, что воспитатель выбрал неправильный метод наказаний.

11. Взвешенность.Наказывая ребёнка, важно не переги­бать палку, потому что, подвергнув ребёнка слишком стро­гому, не соответствующему его поступку наказанию, вос­питатель может сам горько пожалеть об этом, поскольку следствием таких жестоких наказаний могут стать травмы и даже увечья, которые останутся с ребёнком на всю жизнь.

 

Советы и указания

 

К советам, которые были упомянуты в предыдущей главе, для данного возраста ребёнка можно добавить следующие.

1. Воспитатель для ребёнка.Воспитание ребёнка — обя­занность родителей, однако в некоторых случаях чрезмер­ная занятость не позволяет им исполнять эту обязанность должным образом. В этом случае, если материальное по­ложение семьи позволяет, родители должны нанять вос­питателя для своих детей, а не предоставлять их самим се­бе. Родитель должен дать воспитателю ценные наставления, следуя примеру наших праведных предшественников.

Ибн Хальдун передаёт: «К лучшим представлениям о вос­питании и обучении относятся представления Харуна ар-Рашида. Харун ар-Рашид, отдавая своего сына Мухаммада аль-Амина воспитателю, сказал: "О Ахмар! Поистине, пове­литель верующих отдаёт тебе сокровище души своей и плод сердца своего, прими же его под крыло своё, и покорность тебе для него обязательна, и делай то, что велит тебе пове­литель верующих. Научи его читать Коран, и научи его ха-

 

5. Советы и указания                     113

 

 


дисам, и читай ему стихи, и обучи его традициям ислама, и просвети его относительно положения слов и их нача­ла. И смеяться ему позволяй только в подходящее для этого время. Научи его оказывать почёт шейхам бану Хашим, ког­да они заходят к нему, и отводить достойное место предво­дителям, когда они посещают собрание. И пусть не проходит у тебя и часа без того, чтобы он получил от тебя полезное знания, но при этом не огорчай его, иначе ты умертвишь его разум. И не переходи границу в снисходительности по отно­шению к нему, ибо тогда он полюбит безделье и привыкнет к нему, но исправляй его мягко и осторожно. Если же это не подействует, ты должен применить строгость и жёсткость"».

'Утба ибн Абу Суфьян: «Первое, с чего ты должен начать воспитание моих детей, — это исправление себя, ибо на всё они смотрят твоими глазами. И хорошее для них — то, что ты считаешь хорошим, а плохое — то, о чём ты скажешь, что оно плохое. Обучай их Корану, но не принуждай их, а иначе им наскучит это, но и не пускай дело на самотёк, иначе они совсем оставят Коран. И научи их самым благочестивым стихам и самым благородным хадисам. Не переводи их из одной науки в другую, пока они не поймут её до конца, ибо стук знания в ушах и нагромождение его в воображении ис­кажает понимание. И расскажи им, как проживали свою жизнь учёные, и грози им моим наказанием, и воспитывай их без моего вмешательства. И будь для них словно врач, ко­торый не спешит давать лекарство, пока не узнает вид бо­лезни, отдаляй их от общения с женщинами и рассказывай им о жизни мудрецов. Давай им щедро, и я буду одаривать тебя щедро, и не полагайся на снисходительность мою, ибо, поистине, я полностью положился на твои способности. Воспитывай их усердно, и моё уважение и почтение к тебе также увеличатся, если пожелает Всевышний Аллах».

 

114   Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


Это очень важные наставления, касающиеся воспитания детей, и каждому воспитателю следует извлекать пользу из них.

2. Следовать заветам Пророка . В нашем распоряже­нии имеются некоторые оставленные Посланником Алла­ха ,предписания, которые касаются детей той возрастной категории, которой посвящена эта глава. Например, мы зна­ем, что Посланник Аллаха  говорил: «Обучайте своих де­тей молитве...» Посланник Аллаха  велел нам обучать де­тей молитве с семилетнего возраста. То есть с этого возраста обучение молитве становится обязательным, а для младших детей это обучение желательно, если ребёнок способен вос­принимать то, чему его обучают.

Обучение молитве предполагает, что ребёнка учат со­вершать малое омовение, объясняют ему, что нарушает ри­туальную чистоту, а также рассказывают ему о молитве: сколько молитв нужно совершать, сколько рак'атов в каж­дой молитве, когда и как нужно совершать молитву, что де­лает её недействительной. Воспитатель заучивает с ребён­ком суры, слова поминания Аллаха — словом, то, что имеет отношение к молитве и что дети способны выучить. Воспи­татель берёт ребёнка с собой в мечеть, чтобы он совершил там молитву с общиной или послушал пятничную пропо­ведь, а в рамадан они вместе отправляются совершать мо-литву-таравих.

Когда ребёнку исполнится десять лет, а он отказывается совершать молитву, воспитатель наставляет его и, если это не помогает, наказывает его, учитывая при этом сказанное выше о наказаниях.

Посланник Аллаха  также велел разделять постели де­тей.  То  есть  у  каждого ребёнка должна быть своя постель, а если в доме достаточно места, то нужно предоставить мальчикам и девочкам разные комнаты, дабы избежать

 

5. Советы и указания                     115

 

 


возможных негативных последствий, особенно учитывая близость совершеннолетия.

В этом возрасте важно приучить девочек не носить обтя­гивающую одежду в присутствии братьев, не оголять плечи и ноги. Детей обоих полов следует приучать потуплять взор.

3. Приучать к самоисправлению.В Коране и хадисах много говорится о человеческой душе. Так, Всевышний Аллах сказал о ней: «Преуспел тот, кто очистил её,  и понёс урон тот, кто испортил её»(сура 91 «Солнце», аяты 9-10). Все­вышний также сказал: «Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей,  приста­нищем будет Рай»(сура 79 «Вырывающие», аяты 40-41).

Из этих и других упоминаний становится ясно, как важ­но заботиться о своей душе, освобождать её от пороков и изъянов и стараться очистить её посредством благих слов и дел. И воспитатель не должен ждать, когда ребёнок до­стигнет совершеннолетия, чтобы приступить к очищению его души и освобождению её от пороков. Нужно начинать, как только ребёнок вступит в возраст различения. Воспита­тель должен объяснить ребёнку, что Всевышний Аллах ви­дит его везде и всегда и знает о нём всё и что благородные ангелы записывают все благие и скверные деяния челове­ка. Нужно побуждать ребёнка совершать хорошие, добрые дела, избегая скверных, и следить за своими словами и по­ступками. Можно познакомить ребёнка с наставлением, ко­торый дал Посланник Аллаха  своему двоюродному брату Абдуллаху ибн Аббасу (да будет доволен Аллах им и его от­цом), который в то время был мальчиком. Он передаёт, что он сидел в седле позади Посланник Аллаха ,и тот сказал: «О мальчик, я научу тебя нескольким словам: помни об Ал­лахе, и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты об­наружишь Его перед собой...» [ат-Тирмизи].

116   Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


Нужно, чтобы ребёнок понял: если он будет постоянно помнить об Аллахе и о том, что Он наблюдает за ним, Ал­лах будет хранить его в этом мире от всего дурного и не­приятного, а в мире вечном — от наказания; если он будет соблюдать права Всевышнего Аллаха и стремиться к Его до­вольству, Аллах будет с Ним и не оставит его. Раннее нача­ло духовного воспитания в сочетании с его гармоничностью и взвешенностью помогает приучить ребёнка помнить о Го­споде и спрашивать с себя за свои поступки, что принесёт ему немалую пользу в будущем.

4. Заучивать суры Корана.Коран — Слово Аллаха, Воз­вышенного, Сведущего, в нём преуспеяние людей и их сча­стье в обоих мирах. Мусульмане всегда отводили Корану достойное место, понимая, что счастье и благополучие община обретёт, только если будет следовать Слову Господа и Сунне Его Пророка. Поэтому мы должны стараться зау­чивать Коран сами и помогать в этом нашим детям. Совре­менные исследования утверждают, что у детей в этом воз­расте очень хорошая память и они легко запоминают то, что учат. Воспитателям остаётся только воспользовать­ся этой способностью и помочь детям в заучивании Книги Аллаха. Дети лучше запоминают, когда учат группой, поэ­тому, если у воспитателя есть возможность водить ребён­ка в место, в котором дети учатся читать Коран и заучивают суры наизусть, ему следует этой возможностью воспользо­ваться. В мире немало людей, которые выучили Коран наи­зусть в раннем возрасте. Следовательно, ничего невозмож­ного в этом нет, и, с позволения Всевышнего, ваш ребёнок может оказаться в их числе.

Арабская пословица гласит: «Знание, приобретённое в детстве, — как гравировка на камне». Среди наших пра­ведных предшественников было много людей, знавших Ко-

 

5. Советы и указания                     117

 

 


ран наизусть уже в детстве. Ибн 'Аббас, например, говорил: «Спрашивайте меня о толковании Корана, ибо я выучил Ко­ран наизусть ещё в детстве».

А аль-Бухари назвал одну из глав своего сборника хади-сов «Глава об обучении детей Корану».

Заучивание Корана возвышает ребёнка и может сделать его более достойным кандидатом в имамы, чем некоторые взрослые, поскольку Посланник Аллаха  сказал: «Пусть вашей молитвой руководит тот, кто знает из Корана больше других».

Амр ибн Саляма сказал о своих соплеменниках: «И они посмотрели и обнаружили, что никто не знает из Корана больше, чем знал я, потому что я заучивал его от проезжав­ших мимо всадников. И они велели мне руководить молит­вой, а мне тогда было шесть или семь лет» [аль-Бухари].

5. Полезные игры.Замечательно, когда воспитатель стремится  к  тому,  чтобы ребёнок не терял времени даром и  не  проводил его без пользы. Однако он не должен впа­дать в  крайность  и  полностью  запрещать ребёнку играть в  какие  бы  то ни было игры. Игра доставляет детям ра­дость и удовольствие, даёт им заряд бодрости и помогает восстановить  силы. Если игра действительно из тех, ко­торые способствуют достижению этих целей, то это не пустая  трата  времени  —  напротив,  такие  игры  помога­ют экономить время и рационально использовать его, по­скольку  повышают  активность  ребёнка  и делают его учё­бу  более  эффективной. Поэтому Посланник Аллаха ,видя,  как  дети играют в такие игры, не запрещал им. К то­му же запрет может негативно сказаться на настроении ребёнка  и отбить у него интерес к учёбе: он видит игра­ющих  детей  и  при  этом  знает,  что ему играть всё равно не разрешат. Анас ибн Малик  рассказывает: «Однаж-

 

118   Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


ды я играл с мальчиками, и Пророк ,проходя мимо нас, поприветствовал нас и отправил меня с одним поручени­ем...» [Муслим; Ахмад].

Посланник Аллаха  видел, что дети играют, но не запре­щал им, понимая, что для ребёнка в этом возрасте игра — очень важная составляющая его жизни. Он поприветство­вал их, чтобы доставить им радость.

Аль-Газали говорит: «Следует разрешить ребёнку играть после возвращения из куттаба (школы) в хорошие игры, ко­торые помогут ему отдохнуть после обучения, поскольку от игры ребёнок не устаёт. Если же запретить ему играть и из­нурять его постоянной учёбой, это умертвит сердце его, и лишит его смышлёности, и может отравить ему жизнь на­столько, что он попытается сбросить с себя её бремя...»

6. Поощрять инициативы ребёнка.Подразумевается, во-первых, совершение необходимых действий без опозда­ний в самом начале отведённых для их совершения времени. Воспитатель должен приучать к этому ребёнка и побуждать, поощряя и хваля за проявленную инициативу. В качестве примера можно привести совершение молитвы в начале от­ведённого для неё времени, своевременное приготовление уроков и повторение пройденного. Это очень полезная при­вычка: если при попытке совершить действие, как обыч­но, в начале времени, возникнет какое-нибудь препятствие, у ребёнка будет ещё в запасе время для совершения этого действия. А если он привык всё делать в последний момент, то, если что-то помешает ему, когда он соберётся присту­пить к делу, у него уже не останется времени сделать то, что он собирался. Из-за этого он упустит нечто полезное или нанесёт себе вред. Поэтому нужно приучать детей делать то, что необходимо, сразу, не откладывая на потом, и воспита­тель должен помогать в этом и подавать пример.

 

5. Советы и указания                     119

 

 


Во-вторых, под инициативой подразумевается самостоя­тельная, не подсказанная воспитателем реакция ребёнка на определённые обстоятельства или происшествия. Напри­мер, ребёнок видит человека, который нуждается в помощи, и спешит помочь ему, не дожидаясь побуждения со сторо­ны взрослых. Подобные инициативы ребёнка нужно прини­мать и поощрять. Это помогает ребёнку стать полноценной личностью и положительно влияет на его взаимоотноше­ния с окружающими и обществом. Инициативы отдельных людей способствуют прогрессу обществ. Кроме того, ини­циатива ребёнка может стать причиной мольбы, с которой обратится за него к Аллаху какой-нибудь праведный чело­век, и это обернётся огромным благом для него. Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) переда­ёт: «Однажды я находился в доме Маймуны бинт аль-Харис и приготовил Посланнику Аллаха  воду для омовения. Он спросил: "Кто это приготовил?" Маймуна сказала: "Абдул­лах". Посланник Аллаха  сказал; "О Аллах, даруй ему пони­мание религии и научи его толкованию!"» [Ибн Хиббан].

Абдуллах ибн Аббас приготовил для Посланника Алла­ха  эту воду сам, по собственной инициативе. Он знал, что по ночам Посланник Аллаха  встаёт, чтобы совершать молитву, и приготовил для него воду, чтобы, проснувшись, он мог совершить малое омовение. Его действие стало при­чиной мольбы, которая оказала заметное влияние на Ибн Аббаса. Он стал знатоком религии и толкователем Корана, которому не было равных.

Вспомним  другую  инициативу  Ибн  Аббаса.  Однажды он  остался  ночевать  у  своей тётки Маймуны, которая бы­ла женой Посланника Аллаха , чтобы посмотреть, как Пророк   совершает  ночную  молитву.  И когда Послан­ник Аллаха  поднялся ночью и приступил к молит-

 

120   Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


ве, Ибн 'Аббас встал рядом с ним и тоже начал совершать молитву. И Посланник Аллаха  возложил свою руку на его голову и потёр его ухо, чтобы прогнать его сон и что­бы дремота не одолевала его во время молитвы.

Посланник Аллаха  одобрил его инициативу и не пы­тался удержать его от того, что Ибн Аббас хотел сделать, под предлогом слишком юного возраста. И он даже потрепал его за ухо, прогоняя его сонливость и таким образом помогая ему исполнить задуманное.

Если ребёнок проявляет инициативу и выказывает эн­тузиазм, воспитатель должен поощрить его и одобрить его действия.

А что если инициатива ребёнка привела к результатам, противоположным ожидаемым (что зачастую и случает­ся)? Как должен реагировать воспитатель? Ошибку соверша­ет воспитатель, который ругает ребёнка в подобных случаях. Это может вселить в ребёнка робость и неуверенность в се­бе и отбить у него желание проявлять инициативу в следу­ющий раз, и он станет вялым и безучастным. Однако это не означает, что не нужно направлять ребёнка, советовать, объ­яснять причину ошибки и помогать исправить её. В будущем помощь и совет воспитателя могут принести ребёнку пользу, и завтра у него получится то, что не получилось вчера.

7. Поощрять правильно. Похвала и моральная поддерж­ка, которые ребёнок получает от воспитателя, играют нема­лую роль в его успеваемости и других достижениях. Однако многие воспитатели выбирают неправильный путь в отно­шениях с ребёнком. Если воспитателю кажется, что ребё­нок не способен выполнить данное ему поручение или зада­ние или же у него что-то не получается, воспитатель спешит воскликнуть: «Вот глупый!», «Вот как небрежно ты отно­сишься к учёбе!», «Вот какой лентяй!» или даже: «Да такой,

 

5. Советы и указания                     121

 

 


как ты, ни на что не способен!» Говоря так, воспитатель хо­чет побудить ребёнка к совершенствованию, заставить его встряхнуться, собраться с силами и идти вперёд. Но это не­правильный метод, и воспитателю не стоит удивляться, если результат окажется прямо противоположным. Вместо того чтобы стать лучше, ребёнок может сделаться почти таким, каким назвал его воспитатель, потому что подобные фразы подрывают веру ребёнка в собственные силы и могут заста­вить его отказаться от попыток преуспеть в том, что у него не получилось. А если бы не необдуманные слова воспита­теля, он, возможно, нашёл бы в себе смелость попытаться снова и добился бы успеха...

Также следует остерегаться частых упрёков в адрес ре­бёнка. И воспитатель не должен напоминать ему о прошлых ошибках и неудачах, потому что иначе ребёнок лишится уверенности в себе и станет нерешительным, и будет боять­ся взяться за любое дело, опасаясь неудачи, особенно когда речь идёт о действиях, сопряжённых с некоторым риском.

Чтобы понять, сколь сильное воздействие оказывают на человека фразы, предрекающие ему неудачу, достаточ­но вспомнить о том, что такие фразы всегда активно ис­пользовали в военных действиях: пускали слух «это вой­ско непобедимо — кто же устоит перед ним?». И враг терпел поражение ещё до того, как начиналось сражение. Поэто­му в войско нельзя принимать людей, пророчащих дур­ное и предрекающих поражение, ибо вреда от них больше, чем пользы. И воспитатель должен учитывать отрицатель­ное воздействие подобных вселяющих отчаяние и безысход­ность слов на ребёнка и избегать их. Вместо этого воспита­тель должен подбадривать и поощрять ребёнка, оказывать ему моральную поддержку, внушать ему, что у него всё по­лучится с позволения Всевышнего, что он сможет сделать то,

 

122   Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


что собирается, просто ему нужно проявить немного усер­дия, упорства и настойчивости. Обычно такая поддержка оказывает благотворное влияние на ребёнка.

Кроме того, не следует сравнивать ребёнка с его братья­ми и сестрами или, например, соседскими детьми, особенно если для их превосходства над ним есть причины. Эти срав­нения могут, во-первых, стать причиной враждебного от­ношения ребёнка к тем, с кем его сравнивают, а во-вторых, ребёнок будет чувствовать себя неудачником и слабаком ря­дом с теми, кто превосходит его в чём-то.

Иногда ребёнок сам начинает чувствовать себя неудач­ником, видя, что у него что-то не получается или же у свер­стников это получается лучше, чем у него. В этом случае вос­питатель должен поддержать его, показав ему, что в чём-то другом он превосходит своих сверстников и у него есть та­ланты и способности, которых нет у них. Также можно пре­доставить ребёнку возможность продемонстрировать свои способности перед другими детьми. Это придаст ему уверен­ности в себе и заставит забыть о своих неудачах и промахах.

Однако в некоторых случаях у воспитателя действитель­но есть основания критиковать ребёнка. Например, ребёнок сделал упущение, для которого нет оснований, или совер­шил неподобающий поступок, и он должен это понять. Как поступить воспитателю в подобной ситуации? Лучше все­го критиковать не самого ребёнка, а его действия и поведе­ние — говорить, например: «Это скверный поступок», «По­ступать так некрасиво» — и избегать выражений вроде: «Ты плохой мальчик!», «Ты нехороший» и так далее.

Критика в адрес личности чаще всего разрушает, а не созидает, в отличие от критики, объектом которой стано­вится не сам человек, а определённые действия и поступки, потому что во втором случае она связана с ситуацией, а не

 

5. Советы и указания                     123

 

 


с самим человеком. Именно поэтому люди, которые отка­зывались уверовать в пророков, критиковали не их поведе­ние или действия, а их самих. Они стремились к разруше­нию, а не к истине.

8. Учитывать индивидуальные различия.Все люди раз­ные, и у каждого человека свои способности к восприятию и пониманию слов. Воспитатель должен учитывать эти раз­личия, когда обращается к своим воспитанникам, дабы сло­ва его были поняты и принесли пользу детям. Учёные со времён сподвижников и до наших дней говорили об этом. Учёный аш-Шатыби (да помилует его Аллах) сказал: «Не следует обсуждать научные вопросы с теми, кто не разбира­ется в них, и не следует говорить о вопросах сложных и ве­ликих с теми, чей ум позволяет им говорить лишь о простых вещах, потому что это противоречит воспитанию, которое узаконил Шариат, и это создаёт трудности. Недаром 'Али сказал: "Говорите с людьми так, чтобы им были понятны ва­ши речи. Неужели вы хотите, чтобы люди считали ложью слова Аллаха и Его Посланника?" Это может стать искуше­нием для некоторых слушателей». Он (да помилует его Ал­лах) также сказал: «Учёный обязан следовать этим правилам в воспитании тех, кто перенимает от него знания, а иначе он не сможет быть воспитателем и сам будет нуждаться в учё­ном, который воспитывал бы его».

Воспитатель должен учитывать возраст своих воспитанни­ков и стараться подбирать слова так, чтобы им было легко по­нимать его, потому что если он будет говорить им то, что они не способны понять, то это окажется напрасной тратой вре­мени и может оказать негативное воздействие на детей. Поэ­тому сподвижник Абдуллах ибн Мас'уд  говорил: «Если ты будешь говорить людям то, что не способны постичь их умы, это непременно станет искушением для кого-нибудь из них».

 

124   Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


Если детям нужно объяснить нечто важное или нечто та­кое, что может оказаться трудным для их понимания, воспи­тателю лучше привести примеры или сравнения, которые по­могут ребёнку лучше понять то, о чём говорит воспитатель.

Ибн Джарир ат-Табари приводит в своём тафсире историю одного человека: «Когда я был маленьким, Абу Бакр и 'Умар по­слали меня к Посланнику Аллаха ,чтобы я спросил его о сред­ней молитве. И он взял мой мизинец, загнул его и сказал: "Это рассветная молитва". Затем загнул безымянный и сказал: "Это полуденная". Затем он загнул мой большой палец и ска­зал: "Это закатная молитва". Затем он загнул мой указатель­ный палец и сказал: "Это ночная молитва". Затем он спросил: "Какой палец остался?" Я ответил: "Средний". Тогда он спросил: "А какая молитва осталась?"Я ответил: "Предвечерняя". Тогда он сказал: "Ну вот, это и есть предвечерняя молитва"»13.

Посмотрите, как Посланник Аллаха  ответил мальчику на его вопрос. Очевидно, что он учитывал его возраст и уро­вень развития. Он мог бы просто сказать, что подразумевает­ся послеполуденная молитва, но он предпочёл ответить в та­кой форме, чтобы ответ был абсолютно ясным для ребёнка.

9. Каждый ребёнок — личность.Он человек, пусть и ма­ленький, со своими чувствами и эмоциями. И он понима­ет, кто относится к нему в соответствии с его возрастом, а кто воспринимает его как маленького ребёнка, который ещё ни­чего не знает и не понимает. К сожалению, многие люди не понимают этого и относятся к ребёнку так, будто никаких чувств у него нет и быть не может, или как к младенцу. Подоб­ное отношение, во-первых, негативно отражается на ребёнке, а во-вторых, заставляет его чувствовать себя неполноценным.

 


13 Речь идёт о пяти обязательных молитвах: фаджр (рассветная), зухр (полуденная), 'аср (предвечерняя), магриб (закатная), 'иша (ночная).

5. Советы и указания                     125

 

 


Посланник Аллаха ,общаясь с ребёнком, относился к нему как к полноценной личности. Сподвижник Сахль ибн Са'д рассказывал, что однажды Посланнику Алла­ха  принесли напиток и он попил. При этом справа от него сидел мальчик, а слева — взрослые мужчины. По­сланник Аллаха  спросил мальчика: «Разрешаешь ли ты мне отдать эту чашу им?»14Мальчик сказал: «Нет, клянусь Аллахом, я никому не уступлю то, что полагает­ся мне от тебя!» И Посланник Аллаха  отдал чашу ему [аль-Бухари; Муслим].

Подобные фразы дают ребёнку почувствовать, что он не пустое место, что его слова имеют вес. Посланник Алла­ха  показал мальчику (это был Ибн Аббас), что уважает его право, несмотря на то, что он ребёнок, и дал ему понять, что поступит так, как он скажет: если он разрешит отдать чашу взрослому, он так и сделает, а если он не разрешит, чаша бу­дет передана ему, поскольку это его право. А когда мальчик сказал, что не откажется от своего права, Посланник Алла­ха  поступил так, как он пожелал, то есть отдал чашу ему. У ребёнка, к которому относились с таким уважением, были все причины, чтобы быть уверенным в себе15. Стоит отме-

 

 


14 Поскольку мальчик сидел справа от Посланника Аллаха , Про­роке должен был отдать чашу ему, поскольку полагается давать сначала тому, кто справа.

15 Посланник Аллаха  не отказался соблюдать право мальчика под предлогом того, что на собрании присутствовали люди старшего возраста. Своим действием Посланник Аллаха  подал остальным пример уважения к людям и соблюдения их прав вне зависимости от возраста. Нетрудно представить, какой душевный подъём испы­тал мальчик, видя такое отношение к себе со стороны Посланника Аллаха . Очевидно, что такой подход самым благоприятным обра­зом сказывается на нравственности и поведении детей.

126   Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


тить, что Ибн 'Аббас проявил уважение к старшим, обосно­вав свою позицию и сказав в своё оправдание: «Я никому не уступлю то, что полагается мне от тебя!»

10. Удерживать от неправильного.Известно, что, со­гласно Шариату, ребёнок до достижения совершенноле­тия не несёт ответственности за свои поступки и что, ес­ли он совершит нечто запретное с точки зрения Шариата, это не запишется в его свитке с дурными делами. Несмо­тря на это, воспитатели должны стараться удерживать ре­бёнка от неправильных с точки зрения религии поступков. Если воспитатель закрывает глаза на то, что делает ребё­нок, под предлогом того, что он ещё несовершеннолетний и потому не отвечает перед Аллахом за свои поступки, ре­бёнок может привыкнуть делать то, что ислам запрещает или объявляет нежелательным, и оставшуюся часть жиз­ни проведёт без пользы, будучи не в состоянии избавить­ся от вредных привычек, приобретённых в детские годы, и они погубят его.

Ибн аль-Каййим сказал: «Когда ребёнок достигнет созна­тельного возраста, его следует держать подальше от собра­ний, участники которых предаются пустым и порицаемым развлечениям и делают неугодное Аллаху: слушают музыку, смотрят на непристойное, совершают нововведения и про­износят скверные речи, потому что, если он привыкнет ко всему этому в юности, ему трудно будет отвыкнуть от этого, и его покровителю будет очень трудно вытащить его отту­да, ведь изменение привычек — сложнейшее из дел, требу­ющее от человека изменить свою натуру, а освободиться из-под власти собственной натуры крайне сложно».

К сожалению, сегодня ложное и неправильное может подобраться  к  ребёнку  тысячами  разных  путей.  Это мо­гут быть безнравственные, непристойные журналы, спут-

 

5. Советы и указания                     127

 

 


никовое телевидение, Интернет, низкосортная литература, «бульварная» пресса и так далее. Разумеется, воспитатель может следить за тем, чтобы в его доме ничего подобного не появлялось. Но он не должен забывать о том, что ребё­нок может ознакомиться с подобными материалами иным путём: например, отправившись в гости к другу, он может взять у друга журнал или диск и принести домой. Это под­тверждает необходимость контроля со стороны воспитате­ля. Воспитатель не должен пускать дело на самотёк, думая: «Он ещё мал и всё равно ничего не понимает. И вообще он хороший и воспитанный мальчик». Кроме того, воспитатель должен следить за тем, с кем дружит ребёнок.

11. Воспитывать снисходительность и справедливость.К хорошим качествам, которые необходимо прививать ре­бёнку, относятся снисходительность и умение прощать. В Коране и Сунне мы находим много указаний на то, что эти качества относятся к числу наиболее благих и достойных. Однако снисходительность не должна выливаться в попу­стительство, смиренное принятие несправедливости и при­теснения, привычку терпеть унижение, не пытаясь восста­новить справедливость.

Коран проповедует терпение и прощение. Всевышний Аллах сказал: «Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом»(сура 42 «Совет», аят 41). Все­вышний Аллах также: «А если кто-то проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять реши­мость»(сура 42 «Совет», аят 43).

Но в то же время Всевышний Аллах разрешил воздавать равным за зло, сказав: «Воздаянием за зло является рав­ноценное зло»(сура 42 «Совет», аят 40). Всевышний также сказал: «Нет укора тем, которые мстят после того, как с ни­ми поступили несправедливо»(сура 42 «Совет», аят 41).


128  Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


И Всевышний Аллах похвалил тех, кто стремится к восстановлению справедливости: «...которые мстят, когда против них поступают несправедливо»(сура 42 «Совет», аят 39).

Таким образом, человек должен быть великодушным и снисходительным и уметь прощать, однако в то же время он должен стремиться к торжеству справедливости. Меж­ду этими двумя качествами должно поддерживаться равно­весие. Сегодня многие воспитатели сосредотачиваются на снисходительности и умении прощать, забывая о том, что любовь к справедливости — также очень важное качество.

Однажды, когда Зайнаб рассердилась на 'Аишу и жёстко заговорила с ней в присутствии Посланника Аллаха ,Аи-ша отвернулась от неё и не стала отвечать ей. Но Послан­ник Аллаха  сказал ей: «К тебе обращаются, так ответь же». Аиша . рассказывает: «И я повернулась к ней и отве­чала ей до тех пор, пока она не замолчала, и я увидела, что Пророк  улыбается» [Ибн Маджа].

Посланник Аллаха  воспитывал в верующих это каче­ство, в том числе и в своих жёнах. Увидев, что Зайнаб раз­говаривает с Аишей жёстко, Посланник Аллаха  не велел той проявить великодушие и простить. Напротив, он обра­довался, когда Аиша дала Зайнаб достойный ответ, восста­новив справедливость.

Анас ибн Малик  передаёт, что, когда Посланник Алла­ха  находился у одной из своих жён, одна из матерей ве­рующих послала ему со слугой деревянное блюдо с едой. Та жена, у которой находился Посланник Аллаха ,ударила рукой по блюду и расколола его. Посланник Аллаха  сое­динил две половины блюда и положил на них эту еду, при­говаривая:  «Ваша  мать ревнует». И он задержал послан­ца, пока та, в чьём доме он находился, не отдала ему своё

 

5. Советы и указания                     129

 

 


блюдо, а потом отдал ему целое блюдо для той, чьё блюдо было разбито, а разбитое оставил в доме той, которая раз­била его [аль-Бухари].

12. Учить взаимодействовать с обществом.Воспитатель должен приучать ребёнка взаимодействовать с обществом, в котором он живёт, правильным образом, чтобы он не рос одиночкой — застенчивым, закомплексованным и не при­способленным к общению с людьми. А иначе может дойти до того, что ребёнок будет выходить из дома только в сопро­вождении отца, старшего брата или кого-то из родственни­ков. Однако и бесконтрольным и неограниченным это об­щение также не должно быть.

Если обстановка спокойная и безопасная, можно при­учить ребёнка ходить в ближайший в магазин, который находится  возле  дома,  чтобы  покупать некоторые про­дукты  или вещи для дома, — так он научится самостоя­тельно  делать  покупки.  Действия  ребёнка,  который про­даёт  или  покупает  что-то,  имеют  юридическую   силу с точки зрения Шариата, если ребёнок осуществляет эти действия с разрешения своего опекуна. Прежде чем от­править  ребёнка  в  магазин,  нужно  научить  его    правиль­но  ходить по  улице  —  смотреть  под  ноги, не огляды­ваться без необходимости — чтобы с ним не произошло никаких неприятных происшествий. Также необходимо научить  ребёнка правильно переходить дорогу, если во время своих выходов из дома ему приходится пересекать шоссе: смотреть налево и направо, не разговаривать с то­варищами во время перехода через дорогу — а также не стоять на улице с приятелями, а быстро выполнить пору­чение и вернуться домой.

Если в гости к ребёнку приходит кто-то из однокласс­ников, не следует запрещать это общение. Нужно радушно

 

130  Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


принимать гостей и угощать их как положено. Также следует приучать ребёнка навещать больного соседа или однокласс­ника, однако при этом его должен сопровождать воспита­тель или старший брат, который покажет ему, как нужно ве­сти себя в подобных случаях.

Ребёнок должен чувствовать собственную значимость. Воспитатель должен показывать ребёнку, что полагается на него, доверяет ему и считает, что он способен выполнять разные поручения и обязанности и нести ответственность.

Мы уже приводили историю о том, как Абу Бакр и 'Умар послали мальчика к Пророку ,чтобы он спросил его о том, какая молитва называется средней. А Анас ибн Малик  прислуживал Посланнику Аллаха > когда ему было де­сять лет, и он давал ему разные поручения и доверял ему совершение важных дел. Сабит передаёт, что Анас  ска­зал: «Однажды, когда я играл с другими мальчиками, ко мне подошёл Посланник Аллаха ,который приветствовал нас и отправил меня с одним поручением. Из-за этого я позд­но вернулся к матери, а когда я пришёл домой, она спро­сила: "Почему ты задержался?" Я ответил: "Посланник Ал­лаха  поручил мне одно дело". Она спросила: "А что ему было нужно?" Я ответил: "Это тайна". Тогда она сказа­ла: "Ни в коем случае не выдавай тайны Посланника Ал­лаха !И Анас сказал: «Клянусь Аллахом, если бы я рас­сказал об этом хоть кому-нибудь, то рассказал бы об этом и тебе, о Сабит!» [Муслим].

13. Общениес взрослыми и посещение собраний,на которых присутствуют учёные. Многие люди продолжают смотреть на детей в этом возрасте, как на маленьких, и за­прещают им сидеть и общаться с взрослыми, не берут их с собой на важные собрания, опасаясь, что они будут вести себя неподобающим образом.

 

5. Советы и указания                     131

 

 


Некоторые родители, встречая гостей, выгоняют из ком­наты детей, уже достигших возраста различения, и не по­зволяют им общаться с гостем. Некоторые даже запирают детей в комнате на всё время пребывания гостя в их доме, считая это необходимой мерой для обеспечения спокой­ствия и тишины и проявлением вежливости и воспитанно­сти. Однако по-настоящему правильно поступает воспита­тель, который предоставляет детям возможность общаться с взрослыми гостями и посещать взрослые собрания, по­тому что во время этих встреч дети учатся правильно ве­сти себя, внимательно слушать собеседника и вести беседу, а также слышат и узнают много полезного для себя. Девоч­кам также полезно общаться с гостьями, которые приходят к их матери, или сопровождать её, когда она отправляется на встречу с другими женщинами.

Кроме упомянутой выше пользы, общение с взрослы­ми и посещение взрослых собраний оказывает положитель­ное влияние на психику и сознание ребёнка, давая ему воз­можность почувствовать, что он уже не маленький и что начинается новый этап в его жизни. Это общение помога­ет ребёнку приспособиться к особенностям нового периода своей жизни и комфортно чувствовать себя в обществе.

Исключение из этого правила — собрания, которые пред­назначены для определённого круга людей. Например, люди собираются, чтобы поговорить о чём-то тайном, о чём нель­зя говорить во всеуслышанье. Это подтверждает хадис, в ко­тором упоминается о том, что перед переселением в Медину Посланник Аллаха  пришёл к Абу Бакру в такое время, в ко­торое обычно никогда не приходил, и сказал: «Вели тем, кто у тебя сейчас, выйти». Абу Бакр сказал: «Здесь только мои дочери Аиша и Асма». Тогда Посланник Аллаха  сказал: «Мне было дано разрешение переселиться...»[аль-Бухари].

 

132  Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


Наши праведные предшественники старались брать с со­бой своих детей на взрослые собрания, на которых можно было услышать много полезного. И дети сидели так, как по­лагается сидеть в присутствии взрослых, внимательно слу­шали и не заговаривали, даже если знали ответ на задавае­мый вопрос, если только этот вопрос не был обращен к ним. Самура ибн Джундуб  рассказывал: «Во времена Послан­ника Аллаха  я был мальчиком, и я запоминал то, что он говорил, и мне мешало заговорить лишь присутствие людей, которые были старше меня...» [Муслим].

Вспомним историю, переданную 'Абдуллахом ибн "Ума-ром (да будет доволен Аллах им и его отцом): «Однажды, когда мы сидели у Пророка ,принесли съедобную сердце­вину пальмы, и Пророк  сказал: "Поистине есть среди де­ревьев одно, похожее на мусульманина". И я хотел сказать, что это пальма, но, увидев, что я самый младший из присут­ствующих, промолчал. Тогда Пророк  сказал: "Это паль­ма"» [аль-Бухари; Муслим].

Увидев, что он самый младший из присутствующих и что Абу Бакр и 'Умар молчат, он не решился заговорить, хотя и знал правильный ответ.

14. Обретение профессиональных навыков.К сожа­лению,  в  большинстве  семей дети только ходят в школу, не приобретая других полезных навыков, которые могут пригодиться  им  в  будущем.  И  это  притом, что дома мно­го работы, которую дети и подростки могли бы выполнять хорошо  и  без  особых  усилий,  если  бы  их  только научи­ли этому. Бывает, что молодые люди заканчивают вуз, им исполняется  двадцать три года, а потом обнаруживается, что  помимо  того, чему их научили там, они не умеют де­лать  абсолютно ничего. А если ещё и учились они неваж­но... В некоторых случаях это становится причиной труд-

 

5. Советы и указания                     133

 

 


ностей при устройстве на работу, и родители вынуждены содержать «ребёнка» до тех пор, пока он не найдёт себе ка­кой-нибудь источник доходов.

Поэтому воспитатель должен помогать ребёнку приобре­тать полезные навыки и учиться какому-нибудь ремеслу, ко­торое в будущем может стать подспорьем для него в трудное время и одновременно принести пользу обществу.

Чему именно учить ребёнка в первую очередь, зависит от особенностей и потребностей общества, уровня его разви­тия и требований эпохи. Наши праведные предшественни­ки, например, учили своих детей плавать, стрелять из лу­ка, ездить верхом и так далее. Мы же должны идти в ногу со временем и смотреть, какие умения могут оказаться для на­ших детей наиболее полезными16.

15. Не оставлять без присмотра.Настоящий воспитатель постоянно наблюдает за ребёнком. Однако некоторые вос­питатели оставляют ребёнка без контроля, считая при этом, что они заботятся о нём. Речь идёт о родителях, которые от­дают ребёнка в школы-интернаты и пансионаты, в которых ребёнок находится пять или даже шесть дней в неделю. У та­кого образования есть свои достоинства, однако и недостат­ков, увы, немало. Дети постоянно находятся вместе, и пере-

 

 


16 В наше время помимо изучения языков, освоения компьютера, раз­ных полезных курсов и спортивных секций это может быть ещё и обучение ремёслам. Подростка можно научить разбираться в тех­нике, ремонтировать электроприборы и сантехнику, делать ремонт в квартире, помочь ему освоить дело плотника, столяра, строите­ля — хотя бы основы, а если ребёнок живёт за городом, то можно помочь приобрести ему разные навыки, связанные с сельским хо­зяйством — земледелием, животноводством и так далее. Если речь идёт о девочке, то её можно научить готовить, шить, вязать, чинить одежду, ухаживать за маленькими детьми...

134  Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


нимают друг от друга разные привычки, причём зачастую не самые лучшие, и приобретают друзей, о которых родители ровным счётом ничего не знают. Как бы ни старались учите­ля и воспитатели подобных заведений, их опека никогда не заменит детям родительской заботы. Кроме того, длитель­ное пребывание вне дома ослабляет связь ребёнка с родите­лями и остальными членами семьи и лишает его возможно­сти нормального общения с обществом, делая это общество чужим для него. Даже если предположить, что качество об­разования в таких школах лучше, — качество образова­ния — не главное в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребёнок рос при родителях в тёплой домашней атмосфере. К тому же среди тех, кто получает образование в других школах, также немало преуспевающих в учёбе.

16. Контролировать влияние внешних факторов.В этом возрасте усиливается влияние на ребёнка внеш­них факторов, поскольку он начинает ходить в школу, ре­гулярно выходит на улицу и активно общается с окружа­ющими, среди которых вполне могут оказаться люди, не получившие достойного воспитания. Под влиянием этих факторов поведение ребёнка начинает меняться, и очень часто далеко не в ту сторону, в которую желает направить его воспитатель, а в прямо противоположную. Появляют­ся новые мысли, идеи, содержание которых спровоциро­вано обществом, а многие общества сегодня постигло мо­ральное разложение.

Разумеется, для того чтобы исправить сложившую­ся ситуацию, требуются совместные усилия семьи, шко­лы, СМИ и официальных учреждений. Однако у воспита­теля нет времени: он не может ждать, пока все названные стороны договорятся и начнут плодотворное сотрудни­чество. Ведь главная ответственность возложена на него,

 

5. Советы и указания                     135

 

 


воспитателя. Поэтому он, зная о том, что происходит в об­ществе, должен внимательно следить за ребёнком, чтобы иметь возможность предотвратить нежелательные изме­нения в его поведении и склонностях. Заметив то, что яв­ляется основанием для беспокойства, воспитатель должен по возможности выяснить источник этого нежелательного веяния и избавить ребёнка от его влияния до того, как оно полностью завладеет им, после чего будет уже трудно что-нибудь изменить.

17. Воспитывать ответственность.В этом возрасте ре­бёнку необходимо давать поручения, возлагать на него от­ветственность. Нельзя продолжать относиться к нему, как к маленькому, особенно в последние годы возрастного пе­риода, которому посвящена эта глава. Если, почти достиг­нув совершеннолетия, он не участвует ни в какой деятель­ности вместе с взрослыми, не имеет никаких обязанностей и не приучен к ответственности, то когда же ему будет нако­нец предоставлена такая возможность?

Воспитатель должен помочь своему воспитаннику по­чувствовать, что он уже почти взрослый и способен делать многое из того, что делают взрослые. Так, вместо того чтобы каждый день давать ребёнку деньги на карманные расходы, воспитателю лучше взять за правило выдавать ребёнку опре­делённую сумму раз в неделю, чтобы он сам учился правиль­но распоряжаться этими средствами и рационально распре­делять их. Воспитателю остаётся лишь наблюдать за ним.

Кроме того, воспитателю следует советоваться с ребён­ком в некоторых делах и выслушивать его мнение, знако­мить его со своим мнением, не перебивать его и не возра­жать ему, когда он говорит. Нужно позволять ему выбирать из нескольких вариантов, давать ему задания, поручать не­которые домашние дела.

 

136  Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


При этом сложно ожидать, что у ребёнка получится без­упречно сделать то, о чём его попросили, с первого раза, и воспитатель должен быть готов к тому, что ребёнок будет действовать неуверенно и неуклюже и может допустить ка­кие-нибудь ошибки. Это не должно раздражать воспитателя и становиться поводом для наказания ребёнка и отказа от возложения на него подобной ответственности впредь. Вме­сто этого воспитатель должен спокойно помочь ребёнку ис­править допущенные ошибки, не задевая ребёнка за живое и не преуменьшая ценности его усилий. Нужно вместе с ре­бёнком разобраться, почему он ошибся или у него не полу­чилось что-то, и устранить эти ошибки и недочёты, а также затруднения, ставшие их причиной.

Разумно не поручать ребёнку сразу очень важные и труд­ные дела, ошибки в которых могут нанести ущерб или стать причиной непредвиденных расходов. Нужно начинать с от­носительно лёгких дел, а когда ребёнок привыкнет совер­шать их, постепенно усложнить ему задачу и перейти к бо­лее ответственным поручениям. Это поможет ему вырасти человеком ответственным, не боящимся трудностей, на ко­торого можно положиться.

Давая ребёнку поручения, воспитатель должен приучать его  самостоятельно  принимать  решения,  а не обращаться к нему по любому поводу. Воспитатель должен ограничиться указаниями, без которых, как ему кажется, ребёнок не смо­жет выполнить данное ему поручение. Привычка обращать­ся к воспитателю по любому вопросу, от действительно важ­ных до самых незначительных, и в точности следовать его указаниям, без осмысления того, что он делает, и не прила­гая никаких самостоятельных усилий для того, чтобы найти самое лучшее и правильное решение, оказывает негативное влияние на личность ребёнка. Если никогда не предоставлять

 

5. Советы и указания                     137

 

 


ребёнку выбора и не давать ему свободы для самостоятель­ных действий, он вырастет неуверенным в себе и неспособ­ным принимать решения и поручение ему разных дел и воз­ложение на него ответственности окажется бессмысленным.

18.      Упреждать проблемы.Дело воспитателя — воспитывать ребёнка, то есть методично и упорядоченно строить, созидать, гармонично формируя личность ребёнка. И вос­питатель не должен ждать, когда ребёнок допустит ошибку или в его поведении и развитии появятся отклонения, что­бы потом приступить к исправлению. Профилактика, как известно, лучше лечения. И воспитатель должен предвидеть возможные негативные изменения в поведении ребёнка — для этого часто достаточно просто понаблюдать за его свер­стниками и их поведением — и принять меры для предот­вращения нежелательных явлений. С этой целью незадолго до совершеннолетия отцу стоит побеседовать с мальчиком, а матери — с девочкой о признаках совершеннолетия (половой зрелости). Однако не стоит заговаривать об этом, если ребёнку едва исполнилось девять.

Такое воспитание можно назвать созидательным. Пра­вильное воспитание требует методики, упорядоченности и постепенности. Действия воспитателя должны соответ­ствовать возрасту воспитанника. Этим описанный метод воспитания отличается от метода, в основе которого лежит исправление уже допущенных ребёнком ошибок: это воспи­тание применяют, когда ребёнок совершает проступок или допускает ошибку.

19.      Обеспечивать необходимым.Очень важно воспи­тывать в ребёнке такие качества, как честность, верность слову, привычка полагаться на собственные силы и стрем­ление сохранить достоинство. Но скупость воспитателя может перечеркнуть всё это.

 

138  Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


Видя, что другие дети покупают сладости, сок и другие вещи, а он не может, и не потому что его отец беден, а пото­му что он скупой, ребёнок может попытаться решить про­блему собственными способами. Например, он может на­чать воровать вещи или деньги из своего дома или у друзей. Или же он начнёт выпрашивать деньги или вещи у своих од­ноклассников и друзей и будет расти слабовольным и бесха­рактерным, привыкнув подчиняться своим «благодетелям».

Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «Его опекун должен стараться, чтобы он ничего не брал у дру­гих, потому что, если он привыкнет брать у других, это ста­нет частью его натуры, и он вырастет привыкшим брать, а не отдавать».

Скупость порицаема и может оказать негативное влия­ние на ребёнка. Однако другая крайность — расточитель­ность — также осуждаема. Если воспитатель позволяет ре­бёнку расходовать без счёта, да ещё и на ненужные вещи, ничего хорошего в этом нет. Недаром Всевышний Аллах за­претил и скупость. И расточительность, сказав: «Не позво­ляй своей руке быть прикованной к шее[не будь скуп] и не раскрывай её во всю длину[не расточительствуй], а не то останешься порицаемым и опечаленным»(сура 17 «Ночное путешествие», аят 29).

20. Уделять время.В середине рассматриваемого на­ми возрастного периода у ребёнка увеличивается желание участвовать в происходящем вокруг, высказывать мнения и предложения. У него возникает много новых вопросов, которые он должен кому-то задавать.

Некоторым воспитателям время не позволяет обсто­ятельно отвечать на все вопросы ребёнка и уделять ему много внимания, и им кажется, что наилучший выход — сказать, что они заняты и у них нет времени отвечать на

 

5. Советы и указания                     139

 

 


эти вопросы или обсуждать эти темы. Или же они дают ребёнку какие-то обрывки разъяснений, эдакий полуот­вет, то есть отвечают поверхностно и нередко обрыва­ют ответ на полуслове. Это огромная ошибка. Ведь ре­бёнок взирает на воспитателя с уважением и почтением, и он уверен, что воспитатель может ответить ему на все вопросы и решить все его проблемы. И если воспитатель отталкивает его подобным образом, он начинает искать других собеседников, чтобы обсудить с ними волнующие его вопросы. Результатом становится ослабление эмоцио­нальной связи и мысленного контакта между воспитате­лем и ребёнком. Поэтому воспитатель должен найти вре­мя для удовлетворения потребностей ребёнка, даже если ему самому придётся в чём-то ограничить себя или сде­лать свой рабочий график очень жёстким. Ведь эти по­требности на самом деле важнее большинства дел, кото­рые мы привыкли считать важными. И не нужно спешить. Следует дать ребёнку возможность выговориться и вни­мательно выслушать его, обсудить с ним сказанное и дать необходимые разъяснения... Это путь к формированию личности, способной принести пользу себе, своему обще­ству и своей религии.

21. Использовать шариатские термины.Если в более раннем возрасте воспитатели вполне могут обходиться фра­зами вроде «Это — хорошо» и «Это — плохо», то после всту­пления в возраст различения следует начать использовать шариатские термины — например, халялъ, харам и так далее. Это важная часть подготовки к следующему этапу его жиз­ни, который начнётся' когда ребёнок достигнет совершен­нолетия. В некоторых случаях употребление этих терминов следует сопровождать соответствующими аятами или хади-сами. Это позволит связать ребёнка с Шариатом и поможет

 

140  Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


ему научиться правильно относиться к законам Всевышнего, уважать их и не нарушать. Это поможет ребёнку в будущем, когда он станет совершеннолетним.

При этом воспитатель должен остерегаться возводить ложь на Аллаха и Его Посланника, называя запретным то, что в действительности не запрещено исламом, для того чтобы удержать ребёнка от какого-то действия. Также нель­зя объявлять обязательным то, что, с точки зрения Шариата, таковым не является только потому, что нам хочется, чтобы ребёнок совершал это действие. Воспитатель также должен остерегаться говорить без знания, произвольно называя до­зволенным или запретным то, о чём он сам не знает, к какой категории оно относится.

22. Учить размышлять.Для любого воспитателя очень важно научить ребёнка думать, размышлять о причинах яв­лений и их следствиях, потому что умственная деятельность такого рода помогает ребёнку приобрести точное и пра­вильное знание.

Ребёнок взаимодействует с окружающим миром. Напри­мер, он каждый день видит, как солнце встаёт и садится, од­нако вполне возможно, что он не задумывается о природе этого явления, и о том, Кто установил такой порядок во Все­ленной, и почему мы каждый день видим, как солнце дви­жется по небу, и почему оно даёт нам тепло и свет, и так да­лее. Чтобы понять природу различных явлений и механизм происходящих во Вселенной процессов, необходимо раз­мышлять и анализировать.

Вокруг нас столько интересного: моря, реки и океаны, луна, небесный свод, не поддерживаемый никакими опо­рами, — и если воспитатель учит ребёнка смотреть на то, что окружает его, размышлять об увиденном, стараться понять причины и смысл тех или иных явлений, это ока-

 

5. Советы и указания                     141

 

 


зывает глубокое воздействие на формирование лично­сти ребёнка. Он учится правильно понимать происходя­щее вокруг него, делать правильные выводы и добиваться результатов, которые принесут ему благо и преуспеяние в обоих мирах.

Пророк Ибрахим  выбрал именно этот путь. Всевыш­ний Аллах сказал: «Когда ночь покрыла его своим мра­ком, он увидел звезду и сказал: "Вот мой Господь!" Когда же она закатилась, он сказал: "Я не люблю тех, кто зака­тывается",  Когда он увидел восходящую луну, то ска­зал: "Вот мой Господь!" Когда же она закатилась, он ска­зал: "Если мой Господь не наставит меня на прямой путь, то я стану одним из заблудших людей",  Когда он уви­дел восходящее солнце, то сказал: "Вот мой Господь! Оно больше других". Когда же оно зашло, он сказал: "О мой народ! Я непричастен к тому, что вы приобщаете в сото­варищи"»(сура 6 «Скот», аяты 76-78).

Можно предложить ребёнку подумать о том, как устро­ен тот или иной механизм или прибор из имеющихся в до­ме или за пределами дома. Цель подобных размышлений не в том, чтобы ребёнок, размышляя, действительно понял, как устроен этот механизм, а в том, чтобы он задействовал своё мышление и воображение и постарался добиться результа­тов и сделать выводы из того, что ему известно об этом ме­ханизме или приборе.

23. Воспитывать независимость.В конце возрастного периода, которому посвящена данная глава, дети часто под­даются искушениям, демонстрируя слабость личности, ме­няя мнения и привязанности, и их уважение к исламским ценностям нередко ослабевает. Вероятнее всего, причина в том, что в этом возрасте на ребёнка оказывают влияние одновременно множество различных факторов. Они чита-

 

142  Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


ют, смотрят, слушают, общаются — и воспринимают, даже против своей воли, очень много самой разной информации. Следствием этого нередко становится желание подражать кому-то из тех, кого ребёнок видит или слышит, причём объект подражания чаще всего далёк от идеала: им впол­не может оказаться человек, далёкий от веры и праведно­сти. Ребёнку хочется делать всё точь-в-точь, как выбран­ный им объект подражания: так же одеваться, так же есть и пить, так же стричь волосы, так же выглядеть, так же хо­дить. Воспитатель должен вовремя обращать внимание на поведение ребёнка и остерегаться появления у ребёнка по­добных привычек.

Любая община теряет свою силу, когда её сыны становят­ся слабыми личностями и перестают гордиться своим насле­дием, «растворяясь» в других общинах. К сожалению, очень часто воспитатель сам подталкивает своих детей к такому подражанию своими словами или действиями. А ведь По­сланник Аллаха  предупреждал: «Кто подражает каким-то людям, тот из них»[Абу Дауд].

А халиф 'Умар ибн аль-Хаттаб  написал 'Утбе ибн Фаркаду в Азербайджан: «Остерегайтесь роскоши, изнеженно­сти и ношения нарядов язычников...» [Муслим].

К порицаемым и вредным привычкам относится так­же подражание мальчика девочкам и наоборот, посколь­ку для достигших совершеннолетия вести себя подобным образом — значит навлекать на себя проклятие. Абдул-лах ибн Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Посланник Аллаха  проклял мужчин, кото­рые подражают женщинам, и женщин, которые подража­ют мужчинам» [аль-Бухари].

Воспитатель должен учить ребёнка быть самим собой, а не чьей-то копией, и объяснять ему, что мусульманин,

 

5. Советы и указания                     143

 

 


где бы он ни был, сам подаёт людям благой пример — сво­им нравом, поведением и поступками, — а также укре­плять приверженность ребёнка религии. В исламской истории можно найти множество достойных примеров для подражания, а потому у мусульманина нет никаких оснований подражать тем, кто не сравнится с ним в ве­личии, благородстве, праведности и благонравии. Нужно напомнить ребёнку о том, что человек в Судный день бу­дет собран вместе с теми, кого он любил в земной жизни, и объяснить ему, что бездумное подражание, копирование других свидетельствует о слабости личности и неразвито­сти мышления.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 336; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!