Воспитатель, о котором мы говорим
В этой книге мы подразумеваем под воспитателем человека, который занимается воспитанием, избирая для этого определённый путь. Это понятие включает, таким образом, родителей, наставников и учителей. И не имеет значения, где они осуществляют процесс воспитания — дома, в школе или в мечети. Это, однако, не исключает существование «косвенных воспитателей» — таких, у которых нет конкретной методики и которые не следуют определённому пути в воспитании. На них обычно обращают мало внимания, но они, как правило, оказывают немалое влияние на воспитание поколений — порой даже большее, чем непосредственные воспитатели.
Степень влияния воспитателя зависит от возраста воспитанника, а также от некоторых других факторов. В раннем Детстве, до поступления в школу и начала активного общения с внешней средой, главные воспитатели ребёнка — его родители, хотя и другие обитатели дома, в том числе братья и сестры, а также приходящие родственники также оказывают влияние на ребёнка и косвенным образом воспитывают его.
18 Введение
Когда ребёнок начинает ходить в школу, к этому списку добавляются учителя и одноклассники, а также окружающие — соседи, люди, с которыми ребёнок общается за пределами дома, поскольку в этом возрасте обычно начинается общение ребёнка с соседями и их детьми.
В более поздний, подростковый период к списку воспитателей добавляется и имам мечети, которую посещает ребёнок. В этот период влияние окружающих на ребёнка усиливается. Становится очевидным влияние СМИ, друзей, клубов и секций, которые ребёнок посещает, а также средств получения информации, которых день ото дня становится всё больше — книг, кассет, дисков, Интернета.
|
|
Таким образом, эти косвенные факторы оказывают немалое влияние на ребёнка, и их роль в его воспитании весьма значительна. А это возлагает на воспитателя огромную ответственность, обязывая его по возможности контролировать эти факторы, упорядочивать их влияние на ребёнка и помогать ему получать пользу от них и избегать их вредного воздействия.
На самом деле, воспитатель не в состоянии в одиночку противостоять великому множеству этих факторов, и было бы несправедливо вменять это в обязанность только ему. Принимать участие в упорядочивании влияния этих факторов на ребёнка должны все стороны и органы, которые так или иначе связаны с воспитанием ребёнка и в задачу которых входит предохранение общества от идейно-нравственного разложения и выраженных отклонений в поведении членов этого общества.
Они должны направлять указанные факторы таким образом, чтобы они не становились препятствием на пути правильного воспитания, а, напротив, способствовали ему, чтобы не получалось так, как сказал поэт, предостерегая от противоречащих друг другу дел, мнений и преставлений:
|
|
Воспитатель, о котором мы говорим 19
Как может быть завершено строительство,
Когда я строю, а другие разрушают?!
Общество, которое стремится к благополучию, стабильности и высокой нравственности, не может допустить, чтобы организации и структуры, основная задача которых состоит в воспитании и культурном просвещении — школы, университеты и прочие учебные заведения, различные средства массовой информации и организации, работающие с подрастающим поколением, — целенаправленно и умышленно занимались разрушением вместо созидания, искажая убеждения и представления, способствуя моральному разложению и побуждая к недостойному и неправильному поведению. К сожалению, именно такая ситуация сложилась сегодня во многих обществах мира, в том числе в мусульманских странах.
Области воспитания
Человек — это не только тело. Помимо тела у него есть ещё дух, сердце и разум и, как следствие, определённые чувства, эмоции, взгляды, представления, убеждения, связи и реакции. Всё это оказывает влияние на поведение и нравственность человека, а также на то, каким образом он старается удовлетворить свои человеческие потребности, и на его взаимоотношения с другими людьми. Исходя из этого, мы можем говорить о нескольких областях воспитания.
|
|
Физическое воспитание.Оно подразумевает питание, одежду и жилище, приобретённые благим, дозволенным образом, а также заботу о здоровье, гигиену и физическую активность. Главную роль в этом воспитании играют родители. Учёный-факых аш-Ширази, говоря о важности материнско-
20 Введение
го молока для младенца, отметил: «Вскармливание ребёнка молоком животного негативно отражается на его природе». Аль-Газали говорил: «Выкармливать ребёнка и заботиться о нём должна только религиозная, набожная женщина, которая питается дозволенным, потому что в молоке, которое образуется из запретного, нет благодати, и ребёнок, вскормленный таким молоком, портится и в будущем испытывает тягу к скверному». Он также сказал: «Нужно посвящать часть дня ребёнка приучению к ходьбе, движению и полезным упражнениям, дабы лень не овладевала им».
|
|
Воспитание сердца.Оно предполагает очищение души, призыв к благонравию и достойному поведению, поклонению Всевышнему и исполнению религиозных обязанностей.
Духовное воспитание.Это воспитание осуществляется посредством питания духа верой и правильными убеждениями.
О воспитании сердца (души) и духа аль-Газали писал: «Ребёнок — драгоценность, доверенная родителям. Его чистое сердце — драгоценный камень, на котором ещё нет никакой гравировки и на котором можно выгравировать всё, что угодно, и он склоняется в ту сторону, в которую его склоняют. Если он будет приучен к благому, то и вырастет он благим, и будет счастлив в обоих мирах, и его отец и каждый из его учителей и наставников разделит с ним его награду. Если же он будет приучен к скверному и предоставлен самому себе, как животное, он будет несчастным, и его ждёт погибель, и на его воспитателя и опекуна ляжет грех, поскольку Всевышний Аллах сказал: "О вы, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня..."(66:6). Сколько бы ни старался отец уберечь ребёнка от огня мира этого, Огонь мира вечного более заслуживает того, чтобы оберегать от него ребёнка. А сохранить его и уберечь от гибели можно, воспитывая его и прививая ему нравственные достоинства и обе-
Области воспитания 21
регая его от скверных товарищей». «Его следует обучать Корану и хадисам и знакомить его с историями благочестивых, дабы посеять в его душе семена любви к праведным».
Умственное воспитание (развитие). Осуществляется посредством питания разума правильными представлениями и взглядами. Ребёнка учат размышлять, делать выводы, находить доказательства. Его знакомят с научными теориями, предоставляют ему возможность участвовать в интеллектуальной деятельности и приобретать полезные знания.
Если главная роль в физическом воспитании принадлежит родителям, то в воспитании души и духа обычно задействованы, помимо родителей, школьные учителя и имамы мечетей. В области же умственного воспитания главную роль играют учебные заведения.
Этапы воспитания
Жизнь человека можно условно разделить на два этапа.
Первый этап — невидимый для окружающих. Это период развития плода в материнской утробе. Начинается он с зачатия, в результате которого образуется сначала сгусток крови, потом — кусочек плоти, потом у плода появляются Кости и мышцы и он растёт и развивается вплоть до появления на свет.
Второй этап — видимый для окружающих. Этот этап человеческой жизни начинается с рождения. Его можно условно разделить на два больших периода.
Первый период — детство. Этот период начинается с рождения и заканчивается достижением совершеннолетия.
Второй период — взрослая жизнь. Этот период начинается совершеннолетием и заканчивается смертью человека, то есть
22 Введение
прекращением его земного существования. По окончании этого периода для человека начинается жизнь вечная, первым местопребыванием человека в которой становится могила.
Каждый из периодов детства и взрослой жизни делится на несколько подпериодов. Таким образом, человек на своём пути к миру вечному переходит от одного жизненного периода к другому, и каждый из этих периодов требует определённого воспитания и подготовки. Поэтому этапы воспитания неразрывно связаны с возрастом человека.
Если говорить о нормах, касающихся воспитания ребёнка, то период детства можно условно разделить на три подпериода.
Первый подпериод продолжается до сознательного возраста (возраста различения). Это подпериод с рождения до приблизительно семи лет, то есть это возраст дошкольника.
Второй подпериод — с момента вступления в сознательный возраст и почти до совершеннолетия, то есть примерно от семи до пятнадцати лет. Этот подпериод включает начальный и средний период обучения.
Третий подпериод — совершеннолетие. Это время, в которое появляются признаки полового созревания у представителей обоих полов. С момента достижения совершеннолетия на человека возлагаются религиозные обязанности и на него распространяются веления и запреты, содержащиеся в Шариате. Начинается этот подпериод с появления известных признаков, а в случае их отсутствия — с пятнадцатилетнего возраста (хотя среди учёных имеются разногласия относительно возраста, по достижении которого человека следует считать совершеннолетним). Начало этого периода совпадает с последними классами средней школы.
Это разделение основано на текстах Корана и Сунны. В Коране упоминается период детства до достижения со-
Этапы воспитания 23
знательного возраста, или возраста различения. Всевышний Аллах сказал: «...или детей, которые не постигли наготы женщин» (сура 24 «Свет», аят 31). Это аят о тех, кому разрешается входить к женщинам и видеть их красоту. Ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал: «Имеется в виду, что они ещё слишком малы и не понимают искушения, источником которого являются женщины, и их слова, походка и движения не производят на них такого впечатления, как на взрослых мужчин. Если ребёнок маленький и не понимает всего этого, то он может свободно входить к женщинам, и ничего предосудительного в этом нет. Если же речь идёт о подростке или о мальчике в возрасте, близком к подростковому, когда он уже всё это понимает, и без труда отличает красивую женщину от уродливой, то ему нельзя входить к женщинам».
Аль-Багави сказал в своём тафсире: «Согласно версии Муджахида, имеется в виду, что эти дети настолько малы, чтоещё не отличают места, которые должны быть закрыты отчужих взоров, от других».
Факых Абу Бакр аль-Джассас сказал: «Версия Муджахида ближе к истине, потому что речь идёт о детях, которые не понимают разницы между соответствующими местами женщин и мужчин по причине своего малолетства и отсутствия знания. Всевышний Аллах повелел ребёнку, который уже понимает это, спрашивать разрешения, прежде чем войти, втри периода времени. Всевышний Аллах сказал: "Пусть невольники, которыми овладели ваши десницы, и те, кто не Достиг половой зрелости, спрашивают у вас разрешения войти ..." (сура 24 "Свет", аят 58). Здесь подразумевается ребёнок, который уже постиг наготу женщин. А ребёнку младше не требуется спрашивать разрешения, прежде чем войти».
В Коране также встречаются упоминания детей, достигших сознательного возраста, или возраста различения. Так,
24 Введение
Всевышний Аллах сказал: «Пусть невольники, которыми овладели ваши десницы, и те, кто не достиг половой зрелости, спрашивают у вас разрешения войти в покои в трёх случаях: до рассветной молитвы, когда вы снимаете одежду в полдень и после вечерней молитвы»(сура 24 «Свет», аят 58). В данном случае веление спрашивать разрешения, прежде чем войти в комнату в периоды, когда мужчина остаётся наедине со своей женой, касается детей, которые уже вступили в возраст различения. Это дети, которые понимают то, что касается женщин, однако ещё не достигли совершеннолетия. Абу ас-Су'уд пояснил в своём тафсире: «Это дети, которые ещё не достигли совершеннолетия, а поллюция упоминается как один из наиболее явных признаков вступления в совершеннолетия». Таким образом, подразумеваются дети, которые уже вступили в сознательный возраст, когда они уже многое понимают, но ещё не достигли совершеннолетия.
Указания на такое разделение можно обнаружить и в Сунне. Например, Посланник Аллаха сказал: «Обучайте своих детей молитве с семи лет и ударяйте их за отказ совершать её с десяти лет» [Абу Дауд, Ахмад; аль-Хаким].
Исходя из этого, ребёнок вступает в возраст различения примерно к семи годам. В действительности нельзя точно определить возрастные границы для каждого из указанных периодов, потому что приходится учитывать различия среды и индивидуальные различия людей. Хадис же называет нам примерную цифру. То есть в большинстве случаев возраст различения приходится примерно на семь лет, и чем старше ребёнок, тем больше он знает и понимает. В этом возрасте ему уже велят, и запрещают, и наказывают его за некоторые проступки. А по достижении совершеннолетия он отвечает за свои поступки, как и любой взрослый, и его дела уже записываются.
Этапы воспитания 25
Так становится ясно, откуда взято это разделение. И нет никаких сомнений в том, что разделение, опирающееся на Шариат, лучше классификаций, которые не имеют к Шариату никакого отношения или даже противоречат ему.
Важно отметить, что названные периоды тесно связаны между собой и чётких границ между ними нет — за исключением разве что совершеннолетия. Многое зависит от природных условий, а также от индивидуальных особенностей и развития. Как бы там ни было, упомянутое разделение достаточно точно отражает реальность, просто нужно принимать во внимание возможные колебания.
Общее назначение воспитания
Общество складывается из нескольких человеческих единиц, из народов и племён. Как сказал Всевышний Аллах: «...и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга»(сура 49 «Комнаты», аят 13).
Наименьшая из этих единиц — семья, которая состоит из родителей и детей. Таким образом, семья — это группа людей, тесно связанных между собой, и если эта ячейка общества получает правильное воспитание, это способствует благополучию общества в целом. Поэтому мы можем сказать, что общая цель воспитания состоит в превращении человека в достойного члена общества, способного понять культуру своего общества, воспринять её и извлекать из неё пользу для себя, а также стремящегося к прогрессу своего общества, дабы претворить теории в жизнь.
Если говорить о мусульманском обществе, то цель исламского воспитания — превращение человека в подходящий кирпичик для строительства общества, правильно по-
26 Введение
нимающего истины ислама и действующего в соответствии с ними. Член мусульманского общества должен принимать активное участие в преображении и процветании этого общества и донесении до людей послания Всевышнего, поскольку именно с этой целью он был сотворен. Каждый должен делать это в соответствии со своими возможностями и способностями, которыми наделил его Аллах. Из этой главной цели вытекают другие, второстепенные цели, соответствующие временному периоду и дополняющие друг друга, чтобы в конце концов сформировать гармоничную исламскую личность.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 278; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!