Особенности и отличительные черты



 

Ниже перечислены некоторые особенности этого возраст­ного периода.

1. Различение.Имеется в виду, что в этом возрасте раз­ум ребёнка развит уже настолько, что он способен понимать некоторые вопросы и способен различать: он уже может от­личить то, что приносит ему пользу, от того, что причиня­ет ему вред, закрывает от других людей свои срамные места, может самостоятельно есть и очищаться, способен оцени­вать действия и представлять последствия. Однако в этом он значительно уступает взрослым, то есть достигшим со­вершеннолетия людям, способности которых достигли пол­ноты в своём развитии. А когда с ним разговаривают, он способен понять и дать разумный ответ.

На протяжении всего изучаемого нами периода умствен­ные способности ребёнка совершенствуются. Постепенно у ребёнка появляется логическое мышление, и способность связывать события с причинами и обнаруживать связи меж­ду явлениями и предметами. Он высказывает новые идеи. Однако во всём этом он уступает взрослым, поскольку его умственные способности ещё не так развиты, как способно­сти взрослых, и к тому же ему не хватает жизненного опыта.

С  момента  достижения  возраста  различения на ребён­ка распространяются нормы Шариата, которые не распро­страняются  на  более младших детей. Факыхи всех мазха-бов затрагивали нормы, связанные с ребёнком, достигшим возраста различения. Они говорили о принятии таким ре­бёнком ислама, о его вероотступничестве, о том, может ли он   руководить  молитвой,  засчитывается  ли  его  участие в пятничной молитве, принимается ли его свидетельство, если он утверждает, что видел народившийся месяц рама-
90   Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


дана, принимается ли клятва ребёнка, действительны ли его завещание, купля и продажа — и так далее. Это внимание со стороны учёных подчёркивает важность этого возрастного периода и его отличия от предыдущего. Это, в свою очередь, возлагает на воспитателя ответственность за коррекцию по­ведения ребёнка, потому что начиная с этого периода на не­го уже распространяются некоторые нормы Шариата.

2. Несколько источников воспитания и направления.В этом возрасте ребёнок уже чаще выходит из дома, и внеш­ние факторы оказывают на него всё возрастающее влияние. Важную роль в воспитании ребёнка начинают играть учи­теля, становится заметным влияние школьного обучения, а также общения с одноклассниками, друзьями и соседями. Проблема состоит в том, что все эти факторы оказывают на ребёнка разностороннее влияние и нередко противоречат друг другу. Воспитатели — родители и учителя — должны учитывать это и создавать у ребёнка «иммунитет» к вред­ным факторам. Они должны объяснить ребёнку, что он не должен бездумно повторять за другими их слова или дей­ствия, не посоветовавшись с воспитателем. Также ребё­нок должен твёрдо знать, что он не должен никуда идти или ехать с незнакомыми людьми, даже если они будут на­зываться друзьями его родителей или обещать отвезти его домой. Также воспитатель должен внимательно следить за изменениями в поведении ребёнка и знать источники и причины этих изменений. Если изменения положитель­ные, их следует поощрить, если отрицательные, их следу­ет по возможности устранить. Родители должны стараться уменьшать влияние вредных факторов на ребёнка и серьёз­но относиться к выбору школы для ребёнка и места житель­ства, поскольку окружение ребёнка также оказывает нема­лое влияние на его воспитание.

 

1. Особенности и отличительные черты            91

 

 


3. Совершенствование понимания и умственное разви­тие.В этом возрасте ребёнок понимает уже намного больше, чем в предшествующий ему возрастной период. Он уже по­нимает, что такое время, и способен отличить правую руку от левой. My'аз ибн 'Абдуллах ибн Хубайб аль-Джухани спро­сил свою жену: «С какого возраста ребёнок должен начать совершать молитву?» Она ответила: «Один наш соплеменник упоминал о том, что, когда Посланника Аллаха  спросили об этом, он ответил: "Когда научится отличать правую ру­ку от левой, велите ему совершать молитву"»[Абу Дауд].

Ребёнок всё больше понимает, и это особенно заметно ближе к середине, а особенно к концу этого возрастного пе­риода. Он обретает способность понимать доказательства исамостоятельно доказывать что-то. Он уже не принима­ет бездоказательные утверждения и замечает ошибки и про­тиворечия в сведениях, которые получает. Поэтому нель­зя пренебрегать мыслительными способностями ребёнка и считать, что если он ребёнок, то ничего не понимает. У не­которых детей в этом возрасте возникают уникальные пред­ставления и идеи, и они порой задают вопросы, на которые даже взрослый не может дать ответ.

В этом возрасте у детей возникают вопросы, которых не возникало раньше... А что делать, если воспитатель не зна­ет ответа?

Некоторые воспитатели отвечают, зная, что отвечают не­правильно. А другие отвечают, сами не зная, правильно они ответили или нет. А некоторые, не зная, что сказать, дела­ют вид, что у них возникли непредвиденные обстоятельства иони заняты, или пытаются отвлечь ребёнка, чтобы он за­был про свой вопрос, А другие отвечают: «Я сейчас очень устал. Спроси потом, хорошо?» — в надежде, что потом ре­бёнок уже не вспомнит об этом.

92   Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


Гораздо правильнее ведёт себя воспитатель, который, столкнувшись с вопросом ребёнка, на который он не может ответить, реагирует примерно так: «Хороший вопрос... Да­вай предложим твоим товарищам (если речь идёт об учи­теле и учениках) ответить на него. Может быть, кто-нибудь из них знает ответ?» Возможно, что версии, высказываемые другими детьми, приведут воспитателя к правильному от­вету. Или же воспитатель может сказать, что даёт детям вре­мя (например, один день), чтобы найти ответ на этот вопрос, и что тот, кто даст правильный ответ, получит приз. Это по­может воспитателю выйти из трудного положения, и у него будет возможность найти правильный ответ.

Воспитатель также может воспользоваться подобной си­туацией, дабы показать ребёнку, что всё на свете знает толь­ко Всевышний Аллах, тогда как у людей знания различны, и что, сколько бы знаний человек ни приобрёл, он никогда не будет знать всё, а если он не знает чего-то, он должен сказать: «Я не знаю» — вместо того чтобы давать неверный ответ.

Поступая так, воспитатель подаёт ребёнку хороший при­мер и учит его, как нужно вести себя в подобной ситуации. Воспитатель может сказать детям о том, что «Не знаю» — треть знания, и что величайшие мусульманские учёные не стеснялись сказать: «Я не знаю», когда они действитель­но чего-то не знали. Истории об этом известны, и воспита­тель может выбрать те, которые кажутся ему подходящими, и рассказать детям. Искренний и мудрый воспитатель спо­собен выбрать наилучшее для своих воспитанников, и он понимает, что подходит именно им.

А что если воспитатель знает ответ, но тема слишком ин­тимная или вопрос щекотливый? Например, ребёнок задаёт вопрос, касающийся взаимоотношений мужчин и женщин. Что делать воспитателю? Выходы из положения могут быть

 

1. Особенности и отличительные черты            93

 

 


разные, но есть пределы, которые воспитатель не должен преступать. Например, он не должен давать заведомо непра­вильный ответ. И он ни в коем случае не должен ругать ре­бёнка за то, что он задаёт подобные вопросы. И он не должен откладывать ответ на потом, особенно если видит, что этот вопрос прочно засел в голове ребёнка. Не получив ответа от воспитателя, ребёнок пойдёт искать его у кого-то друго­го, так что воспитателю, безусловно, лучше ответить на этот вопрос самому, чем потому обнаружить, что кто-то уже опе­редил его и дал такой ответ, который заставит воспитателя схватиться за голову... Лучше всего ответить на вопрос ре­бёнка — кратко и понятно, не вдаваясь в подробности. Или прибегнуть к метафорам. В Коране этот метод использован не раз. Например, половое сношение названо прикоснове­нием: «И не прикасайтесь9 к[жёнам], когда вы пребываете в мечетях...»(сура 2 «Корова», аят 187). В том же аяте сно­шение названо близостью: «Вам дозволено вступать в бли­зость с вашими жёнами в ночь поста»(сура 2 «Корова», аят 187). В Сунне также много примеров подобных метафор. И по возможности лучше отвечать аятом или хадисом.

3. Установление связей.Ребёнок в этом возрасте часто выходит из дома, посещая школу, мечеть и другие обще­ственные  места,  в которых он общается с другими детьми, и если раньше ребёнок общался в основном с родителями, братьями, сестрами и родственниками, то теперь круг его общения расширяется. У ребёнка появляется желание знако­миться с другими детьми и заводить друзей, создавая новые связи. Ребёнок попадает под влияние новых друзей, ему хо­чется добиться их любви и расположения. Дети обменивают-


9 Имеется в виду половая близость.

 

94   Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


ся с друзьями личными вещами и ходят друг к другу в гости. Это общение ни в коем случае нельзя запрещать. Напротив, его нужно поощрять, чтобы ребёнок привыкал общаться с людьми. Этому лучше учиться в детстве, чтобы, став взрос­лым, он имел достаточный опыт в области общения и не ис­пытывал трудностей при контактах с людьми. Вместе с тем воспитатель должен обращать внимание на степень воспи­танности друзей ребёнка, потому что в этом возрасте они оказывают непосредственное влияние на него. В этом воз­расте ребёнок быстро меняет своё мнение и его способ­ность отличать хорошее от плохого ещё далека от совершен­ства: если вчера какое-то действие казалось ему зазорным, то сегодня, посмотрев на друга, он может изменить своё мне­ние и сделать то же самое. Поэтому и говорят, что друг тянет за собой. И поэтому Посланник Аллаха  сказал: «Человек становится таким же, как и его друг, а потому смотрите, кого берёте в друзья!»[ат-Тирмизи; Абу Дауд; Ахмад].

 

Трудности

 

В этот возрастной период ребёнок сталкивается примерно с теми же трудностями, что и в предшествующий ему. И если воспитатель прикладывает достаточно усилий, то чаще все­го с возрастом эти негативные явления исчезают сами собой. Однако в этом возрасте появляются новые трудности и про­блемы, основной причиной которых становится общение ре­бёнка вне дома. Наибольшую опасность представляет попада­ние ребёнка в плохую компанию, следствием чего становится, как правило, появление целого ряда вредных привычек, и в их числе курение, просмотр непристойных журналов, фильмов и другой подобной видео- и компьютерной продукции.

2. Трудности                                    95

 

 


Необходимо объяснить ребёнку, что дружить нужно с те­ми, от кого можно получить пользу и благо, тогда как дру­гая дружба бесполезна и нередко становится причиной ра­зочарования. Следует привести соответствующие примеры и веление Посланника Аллаха  выбирать для дружбы ве­рующих людей10. Кроме того, воспитателю следует побли­же познакомиться с друзьями своего ребёнка, чтобы знать, с кем он дружит, а также научить его, что он не должен без разрешения воспитателя брать у друга книги, журналы, ди­ски и так далее.

Воспитатель также должен время от времени посе­щать школу, в которой учится его ребёнок, и разговаривать с учителями, спрашивая о поведении и успеваемости ребён­ка. Воспитатель также должен стараться, чтобы ребёнок ви­дел его во время его визита в школу, и знал, что воспитатель интересуется его делами и спрашивает о нём учителей. Од­нако при этом воспитатель должен остерегаться шпионить за ребёнком под предлогом того, что он желает знать о ре­бёнке всё, дабы контролировать и корректировать его по­ведение. Привычка шпионить за людьми порицаема, и Все­вышний Аллах запретил это, и Его Посланник  запретил это, а то, что запрещено Шариатом, не может быть полез­ным — напротив, оно несёт в себе вред или же вред от него больше пользы.

И вместо того чтобы рыться в школьном портфеле ре­бёнка в его отсутствие, попросите его, как только он придёт домой, когда рядом нет его братьев и сестёр, открыть порт­фель и показать вам, что там. Это в случае, если у воспитате­ля есть основания для подозрений. Если в более раннем воз-

 


10 Хадис об этом приводит Ахмад.

 

96   Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


расте ребёнок привык говорить правду, он не станет лгать и теперь, став старше. Возможно, что, почувствовав искрен­ность вашей заботы о нём, он не только покажет вам книги, журналы и диски, которые взял у друзей, но и попросит вас высказать своё мнение: стоит ему это читать или смотреть или лучше сразу вернуть всё это владельцам?

Однако что делать воспитателю, если он действитель­но нашёл у ребёнка книги и журналы, которые совершенно не подходят для детей? Лучше всего ограничиться увещева­нием, ясно и доходчиво объяснив ребёнку, какой вред за­ключает в себя вся эта продукция. Ни в коем случае нель­зя ругать его или бить, тем более если ребёнок принёс домой нечто подобное впервые. Важно отметить, что воспитатель должен не просто запретить ребёнку смотреть подобные фильмы или читать подобные книги, но и предложить до­стойную замену.

 

 

Методы и средства

 

В дополнение к упомянутым в предыдущей главе воспита­тельным методам и средствам — разумеется, с учётом воз­раста — можно использовать следующие.

1. Воспитание посредством событий.Это один из ос­новных методов исламского воспитания. Происходящие со­бытия используются для закрепления определённых цен­ностей, связанных с ними. Этот метод воспитания даёт глубокое понимание и производит сильное впечатление. Многие коранические аяты были ниспосланы после опреде­лённых событий и являются, по сути, комментариями к ним. Эти аяты можно считать наглядным примером воспитания посредством событий.

 

3. Методы и средства                             97

 

 


Вспомним одно из важных событий в жизни Посланни­ка Аллаха  и сподвижников — клевету, которую распро­странили лицемеры об 'Аише (да будет доволен ею Аллах). Это событие стало часть воспитания исламского общества, поскольку способствовало закреплению важных ценностей, и если бы веления и запреты не были связаны с событием, то и воздействие их на души верующих не было бы столь сильным. Поэтому Всевышний Аллах и сказал об этом про­исшествии, несмотря на то что оно было тяжким для веру­ющих: «Не считайте это злом для вас. Напротив, это благо для вас»(сура 24 «Свет», аят 11).

И если мы обратимся к Сунне, то увидим, что Посланник Аллаха  также часто применял этот метод. Он не просто го­ворил о бренности мира и о том, что в действительности он не имеет никакой ценности, но и использовал разные происше­ствия, чтобы приблизить эту истину к пониманию верующих.

Сподвижник Джабир ибн Абдуллах (да будет доволен Ал­лах им и его отцом) передаёт, что однажды Посланник Ал­лаха  в окружении людей проходил через рынок и увидел валявшегося там дохлого козлёнка с очень маленькими уша­ми. Он взял его за ухо и сказал: «Кто из вас купит это за дирхем?» Люди ответили: «Мы бы нисколько не заплатили за него, что нам с ним делать?» Посланник Аллаха  спро­сил: «А хотели бы вы заполучить его даром?»Люди ответи­ли: «Клянёмся Аллахом, даже если бы он был живой, он был бы с изъяном из-за своих маленьких ушей, а что говорить о мёртвом?» Посланник Аллаха  сказал: «Клянусь Аллахом, мир этот значит для Аллаха ещё меньше, чем этот козлё­нок для вас»[Муслим].

И подобных примеров из Сунны можно привести очень много. Воспитатель должен использовать в педагогических це­лях события, которые происходят с ребёнком или на его глазах.

98   Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


2. Библиотеки.В этом возрасте ребёнок, как прави­ло, уже умеет читать и писать, и, становясь старше, он со­вершенствуется в этих своих умениях. Поэтому этот воз­раст отлично подходит для того, чтобы начать составлять библиотеку для ребёнка из полезных книг, подходящих для его возраста. Конечно, многое зависит от финансовых воз­можностей воспитателя. Но, как бы там ни было, к выбору книг нужно относиться очень внимательно, и если у воспи­тателя есть возможность посоветоваться с более опытные человеком в данной области, то лучше сделать это. Ни в ко­ем случае нельзя брать с книжных полок всё без разбору. Также очень хорошо, если ребёнок принимает участие в вы­боре книг, поскольку это способствует правильному фор­мированию его личности и помогает ему почувствовать собственную значимость и способность к принятию ре­шений. Разумеется, воспитатель должен помогать ребёнку и оценивать его выбор.

Библиотека создаётся для того, чтобы пользоваться ею, а не для того, чтобы пускать пыль в глаза гостям, чтобы они, переступив порог, ахнули: «Сколько у вас книг!» Также не следует держать книги под замком, ребёнок должен иметь доступ к ним в любое время, а не только, скажем, в выход­ные. Пусть ребёнок сам выбирает для себя книги, которые ему нравятся и которые вызывают у него интерес. Воспита­тель должен лишь следить за тем, какие именно книги бе­рёт ребёнок, а также смотреть, выполнил ли ребёнок зада­ния, если книга с заданиями. А если книга рассчитана на совместную работу ребёнка и воспитателя, он должен найти время, чтобы помочь ребёнку.

У ребёнка должно быть подходящее место для чтения — удобное, тихое, с хорошим освещением, чтобы ему ничто не мешало сосредоточиться и получать пользу от чтения.

 

3. Методы и средства                             99

 

 


В наше время благодаря техническому прогрессу книги бывают не только напечатанные, но и аудио-, и электронные, что создаёт дополнительные удобства для ребёнка и взрос­лого. Разумеется, многое зависит от финансовых возможно­стей воспитателя.

3. Исследования.К важным методам воспитания ребён­ка относится приучение его к самостоятельному поиску ин­тересующей его информации в имеющихся у него книгах. Когда ребёнок задаёт вопрос, ответ на который есть в этих книгах, воспитателю лучше вместо мгновенного ответа под­сказать ребёнку, в какой книге или книгах можно найти от­вет, и предоставить ему самостоятельно найти его, чтобы он учился извлекать из источников нужную информацию и осознавал важность источников.

Кроме того, самостоятельно найдя то, что искал, ребёнок радуется своим успехам. Воспитателю же остаётся только проверить, действительно ли ребёнок нашёл то, что нужно.

Многим воспитателям не хватает терпения, и они, стре­мясь сэкономить время, сразу же дают ребёнку готовый от­вет или объясняют что-то своими словами, не отсылая ре­бёнка ни к каким источникам и лишая его возможности самостоятельного исследования. Такой подход гасит огонёк любопытства и отбивает у ребёнка желание к самостоятель­ному поиску ответов на возникающие у него вопросы, а это огромная потеря для самого ребёнка и для общества, частью которого он является.

Случается, что родители помогают ребёнку ответить на вопросы детских викторин или конкурсов. Они пишут от­веты вместо него, чтобы ребёнок мог получить приз. По­ступая так, они, даже получив приз, лишают своего ребёнка важной части воспитания и делают напрасными усилия ор­ганизаторов этих конкурсов и викторин.

 

100   Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


4. Еженедельные познавательные собрания.К сожа­лению, многие воспитатели упускают такую возможность.
А ведь это очень полезно — собираться вместе детям и ро­дителям, беседовать, получать и передавать знания. Эти
мероприятия помогают укрепить связь между братьями
и сестрами с одной стороны и между детьми и родителями — с другой. Дети получают много новой полезной ин­формации, проводят время в обществе родителей и друг
друга приятно и с пользой, а родители получают возмож­ность оценить знания, способности, поведение и воспита­ние своего ребёнка и заметить пробелы и упущения, кото­рые необходимо исправить и восполнить.

Замечательно, если во время этого семейного общения воспитатели будут уделять некоторое время чтению Корана, таджвиду и краткому разъяснению смысла прочитанных ая-тов. Также можно читать книгу, а потом совместно обсуж­дать прочитанное, предоставляя детям возможность уча­ствовать в дискуссии и задавать вопросы.

Общение воспитателей с детьми не должно сводиться к приготовлению уроков. К сожалению, некоторые воспита­тели считают, что главное — чтобы ребёнок сделал домаш­нее задание; если у него не получается, ему нужно помочь, и на этом обязанности воспитателя заканчиваются, всё оставшееся время ребёнок должен быть предоставлен само­му себе — играть, гулять, спать и так далее.

5. Соревнование без зависти и обид.К важным воспи­тательным методам, помогающим сформировать у ребёнка
серьёзное отношение к учёбе и сделать его усердным и внимательным, относятся соревнования.

Са'ид ибн Джубайр передаёт: «Однажды, когда Ибн 'А6-бас уже ослеп, к нему пришла женщина с письмом, и он дал его своему сыну, однако тот, вместо того чтобы прочесть,

 

3. Методы и средства                             101

 

 


передал его мне, и я прочитал его, а Ибн 'Аббас сказал сы­ну: "Ну что? Неужели ты не мог прочитать его так же, как этот юноша-египтянин?!"»

Этот метод подходит не только для возраста, которому посвящена эта глава. Он отлично подходит и для малень­ких детей, и для подростков. При организации состязания учитывается возраст участников. В Сунне можно найти не­мало примеров.

 

Поощрение и наказание

Поощрение

Поощрение радует и ободряет человека, делая его ещё более активным и старательным. Сказанное относится как к мате­риальному вознаграждению, так и к символическому. По­ощрение играет важную роль в воспитании вообще и в ис­ламском воспитании в частности.

Воспитатель должен поощрять ребёнка за слова и дела, до­стойные похвалы. Однако по достижении ребёнком возраста, о котором мы сейчас говорим, становится очень важным свя­зать в его сознании благие слова и дела с довольством Алла­ха, Его любовью, наградой и так далее. Если же ограничить­ся материальным вознаграждением, то это может оказаться вредным, потому что вместо того, чтобы совершать хорошие дела с чистым, искренним намерением, ребёнок будет совер­шать их только из-за награды, которую он получает от вос­питателя. То есть его побуждения станут корыстными.

Аль-Газали сказал: «Если ребёнок хорошо ведёт себя или совершает похвальный поступок, ему нужно воздать за это достойным образом, одарив его тем, что он любит, и похва­лив его при людях».

102   Глава вторая. Период вступления в сознательный возраст

 

 


Однако при всей своей значимости награда не должна пре­вращаться в непременное условие самого действия. Награда будет играть отведённую ей роль в воспитании ребёнка лишь до тех пор, пока не превратится в непременное условие. Если же это происходит, награда из воспитательного средства пре­вращается в фактор, оказывающий противоположное, вред­ное влияние на воспитание ребёнка, поскольку ребёнок не будет ничего делать без вознаграждения. Поэтому воспита­тель должен быть бдительным и не злоупотреблять этим важ­ным, но неоднозначным воспитательным средством.

Наказание

Когда ребёнок начинает ходить в школу и, как следствие, со­стязаться с товарищами в получении хороших и отличных оценок, многим воспитателям начинает казаться, что теперь воспитание должно ограничиваться помощью в приготов­лении уроков, а также в усвоении и повторении перед эк­заменами информации, которую ребёнок получает в школе. Хорошие оценки в школе становятся для них показателя­ми того, что с воспитанием ребёнка всё в порядке, даже ес­ли эти оценки не оказывают никакого положительного вли­яния на его поведение.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!