Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст



 

 

Это период жизни ребёнка, предшествующий его поступле­нию в начальную школу. Начинается он с рождением ребён­ка и продолжается иногда до пяти, иногда до шести лет — то есть обычно он заканчивается до семи лет.

Этот период относится к числу очень важных периодов в жизни человека, поскольку служит своего рода фундамен­том для всех последующих периодов его жизни.

Посланник Аллаха  разъяснил это, сказав: «Каждый мла­денец рождается не иначе, как в своём естественном состоя­нии [фитра], и остаётся таким, пока не научится говорить, а уже потом его родители делают из него иудея или христи­анина...»[Абу Я'ля]. Когда ребёнок научится говорить, родите­ли приобщают его к религии, которую исповедуют сами.

Этот возрастной период крайне важен потому, что ма­ленький ребёнок легко поддаётся воспитанию и вырастает таким, каким сделали его в детстве. Как сказал поэт:

 

К чему приучили мы наших детей,

Такими и станут они...

 

Период детства важен ещё и в силу своей продолжительно­сти, ведь порой он занимает пятую часть жизни человека,
30 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


а иногда и больше, и в этот период он нуждается в особой заботе и уходе, соответствующим его возрасту, состоянию и развитию. Кроме того, ребёнок в этот период восприим­чив к направлению и указаниям, и это период подготовки к будущей жизни.

Многие современные исследования подтверждают важ­ность воспитания в первые годы жизни человека, поскольку оно играет важную роль в формировании его личности, его склонностей и взглядов на жизнь. Он приобретает множе­ство навыков, способствующих правильному и всесторон­нему развитию.

 

 

Особенности начального периода

 

Начальный возрастной период имеет несколько существен­ных отличий от последующих. Ниже перечислены важней­шие из них.

1. Единственный источник воспитания.В этот период основными воспитателями ребёнка являются, как прави­ло, его родители, поскольку именно они заботятся о ребён­ке, обеспечивают его питанием и всем необходимым, разви­вают его чувства и направляют его реакции в определённых ситуациях.

В  этот  период постороннее вмешательство в воспита­ние ребёнка, в отличие от последующих возрастных пе­риодов, сводится к минимуму, что даёт родителям воз­можность воспитывать ребёнка самостоятельно, и этой возможностью  следует  воспользоваться,  потому  что поз­же она уже вряд ли представится. Это самый подходящий период  для  воспитания  ребёнка  таким  образом,  как  хо­тят того сами родители, поскольку в этот период им, как

 

1.  Особенности начального периода             31

 

 


правило, никто не мешает и влияние других факторов на ребёнка остаётся достаточно слабым. Разумеется, это ут­верждение верно лишь в том случае, если родители не от­казываются от исполнения этой важнейшей задачи и не предоставляют воспитывать ребёнка его старшим братьям и сестрам, родственникам, приходящим няням и помощ­ницам по хозяйству, а также телевизору и другим сред­ствам массовой информации.

2. Привязанность ребёнка к родителям. В этом возрасте ребёнок сильно привязан к родителям. Для него они — ис­точник  безопасности и силы. Они олицетворяют для ребён­ка всё самое хорошее и правильное. Ребёнок ищет у родите­лей защиты от любой опасности, и они для него — пример во всём. Их решения, слова и действия для ребёнка — кри­терии, позволяющие ему отличать правильное от непра­вильного. Поэтому родители (особенно это касается отца) не должны показывать ребёнку свою нерешительность или страх в трудных ситуациях, потому что это может оказать негативное влияние на личность ребёнка.

Сказанное означает, что родители в этот период должны прилагать максимум усилий для того, чтобы вложить в ребёнка благие нравственные качества и отшлифовать его поведение. Их задача в этот период не ограничивается обеспечением ребёнка питанием, одеждой и жилищем или заботой о здоровье и гигиене. Заботясь о теле, нельзя пре­небрегать сердцем, духом и разумом ребёнка, потому что все животные кормят своих детёнышей, а в отношении че­ловека к своему ребёнку должно быть нечто отличающее его от животных...

3. Подражание взрослым.Маленький ребёнок склонен подражать взрослым, причём чаще всего мальчик копирует отца, а девочка — мать. В действительности это одно из про-

 

32 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


явлений привязанности детей к родителям в этом возрасте, и эту особенность можно успешно использовать в процессе воспитания ребёнка.

Если в действии нет ничего негативного и опасного, то воспитатель не должен препятствовать ребёнку повторять его, даже если очевидно, что тот ещё не может делать это должным образом. Порой ребёнок, видя, как мать соверша­ет молитву, пытается подражать ей. Не нужно удерживать его от этого, даже если он путает действия или делает то, че­го не следует делать во время молитвы. Позволить ему под­ражать взрослым — значит способствовать его приучению к совершению молитвы. Более того, хорошо бы купить ре­бёнку небольшой коврик, на котором он мог бы совершать молитву вместе с матерью и таким образом постепенно при­выкать к совершению пятикратной молитвы.

Также важно следить за тем, чтобы родители не соверша­ли неблаговидных поступков на глазах у ребёнка. Особен­но это касается дурных привычек — например, курения. От­цу ребёнка нужно как можно скорее покаяться и отказаться от вредной привычки, а до тех пор, пока он не сможет отка­заться от неё полностью, ребёнок ни в коем случае не дол­жен видеть его с сигаретой в руке.

Также родители не должны совершать в присутствии ребён­ка опасные действия, даже если в них нет ничего плохого и за­претного, потому что, оставшись без присмотра взрослых, ре­бёнок может попробовать сделать то же самое, и последствия могут оказаться печальными. В качестве примера таких дей­ствий можно привести зажигание конфорки газовой или элек­трической плиты, включение других электрических приборов, использование острых или горячих предметов и так далее.

Более того, родители должны стараться как можно чаще подавать ребёнку примеры хорошего поведения — например,

1. Особенности начального периода           33

 

 


выказывать уважение к своим родителям, чистить то, что нуж­дается в очищении, убирать вещи на место и поддерживать по­рядок, мыть руки перед едой, произносить «Би-сми Ллях», при­ступая к еде, и восхвалять Аллаха после еды — и так далее.

Воспитатель должен использовать эту возрастную осо­бенность для развития языка ребёнка: рассказывать инте­ресные увлекательные сказки и истории, которые ребёнок слушает охотно и внимательно, а потом просить ребёнка са­мостоятельно рассказать эту историю или даже разыграть её, подражая воспитателю. Здесь необходимо также поощре­ние других членов семьи.

Воспитание в этом возрасте основывается главным обра­зом на личном примере, тогда как система побуждений и за­претов работает слабо: реплики типа «делай то» и «не делай этого» в этом возрасте мало эффективны. Личный пример оказывает на ребёнка гораздо более сильное воздействие, чем эти наставления и нотации, воспринимаемые им как давление, от которого он стремится избавиться.

Мы нередко можем наблюдать такую картину: девочка, которая каждый день видит, как мать моет посуду, спешит на кухню, чтобы заняться этим полезным делом без всяких побуждений и приглашений со стороны взрослых.

Однако привычка подражать окружающим имеет и свои отрицательные стороны, особенно в тех случаях, когда ребё­нок проводит много времени перед экраном телевизора без какого-либо контроля со стороны взрослых. У ребёнка неред­ко возникает желание проделать самому то, что он видит на экране. В этом заключается опасность фильмов с элементами фантастики, в которых люди могут летать или совершать дру­гие действия, которые в обычной жизни человек совершать не способен. Попытка повторить действия героев может при­вести к трагическим последствиям и даже к гибели ребёнка.

34 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


Опасность бесконтрольного просмотра телепередач и фильмов заключается ещё и в том, что ребёнок может уви­деть на экране действия, которых он видеть не должен, в тот числе и те, которые касаются взаимоотношений между муж­чиной и женщиной. Случайно увидев эти действия, смыс­ла которых он ещё не понимает, ребёнок может попытать­ся повторить их, например, с кем-то из братьев или сестёр. Опасность такого поведения очевидна, и воспитатель дол­жен быть бдительным и не допускать подобного. К сожале­нию, некоторые воспитатели, желая отдохнуть или заняться важными делами, не находят, чем занять ребёнка, кроме те­левизора, который он в таких случаях смотрит подолгу и без каких-либо ограничений. Это как раз то, чего сознательный воспитатель должен всеми силами избегать.

4. Неразвитость абстрактного мышления.В этом возрас­те ребёнок обычно опирается на своё чувственное восприя­тие, тогда как абстрактное мышление у него почти не развито. Ему требуется осязаемый пример, чувственный опыт — без этого ему трудно воспринять абстрактное понятие.

Для ребёнка в этом возрасте слова родителей «Я тебя лю­блю» могут ничего не значить. А если родитель обнимет его, поцелует, возьмёт на руки, даст ему что-то такое, что ему нравится, или выполнит какую-нибудь его просьбу, ребёнок действительно начинает чувствовать родительскую любовь, поскольку эти действия для него важнее и весомее ничем не подкреплённых слов.

И когда ребёнок видит огонь или, скажем, тлеющие угольки, они могут показаться ему красивыми и вызвать ин­терес. При этом предупреждения об опасности, которую не­сёт в себе огонь, ребёнок может пропустить мимо ушей из-за отсутствия соответствующего чувственного опыта. Но стоит ему коснуться огня или горящего предмета и обжечь-

 

1. Особенности начального периода           35

 

 


ся,как он понимает: это действительно может причинить вред. То есть у ребёнка появляется чувственный опыт.

5. Любознательность и стремление познавать окружа­ющий мир. Ребёнок в этом возрасте имеет довольно сла­бое представление об окружающем мире, учитывая слабую связь между мыслями и словами с одной стороны и реальным опытом — с другой. Поэтому ребёнок задаёт множе­ство вопросов о предметах, которые его окружают. Для ре­бёнка они представляют собой неведомый мир, который он стремится познать. Детские вопросы — признак живо­сти и гибкости ума, и воспитатель должен воспользоваться этой замечательной возможностью, чтобы передать ребёнку большой объём важной и полезной информации. Ни в коем случае нельзя ругать ребёнка за то, что он задаёт много во­просов. Напротив, нужно стараться отвечать на все вопро­сы. Ответы должны быть ясными, понятными и краткими, чтобыребёнку было легко понять их и запомнить. Это дей­ственный способ снабдить ребёнка полезной информаци­ей и связать его реальный опыт со словами и абстрактными понятиями, что способствует развитию речи и помогает ребёнку научиться составлять понятные и правильные пред­ложения и выражать свои мысли в устной форме. Воспита­тель должен стараться дать на вопрос ребёнка правильный, «Грамотный ответ и не думать, что достаточно сказать что-нибудь, лишь бы малыш перестал задавать вопросы.

Воспитатель может также предложить ребёнку состоящие из нескольких деталей игрушки, которые можно разбирать и собирать вновь. Ребёнок не только получит удовольствие от Занятий с такими игрушками, но и разовьёт мелкую моторику и удовлетворит своё любопытство в отношении этой игрушки.

6. Запоминание на слух. В этом возрасте ребёнок хорошо запоминает то, что слышит, и это облегчает воспитателю пе-
36 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


редачу ребёнку важной для него информации. Если малень­кому ребёнку старательно проговаривают то, что он должен запомнить, то усвоенное в детстве может отпечататься в его памяти и остаться с ним на долгие годы, особенно если вре­мя от времени он будет повторять заученное. Поэтому так важно не упустить время и начать заучивать с ребёнком ко­роткие суры Корана на слух. Тем более что в наше время для этой цели можно использовать проигрыватели, аудиомагнитофоны, компьютер и прочие технические достижения. Также в этом возрасте ребёнок может без труда запомнить на слух короткие хадисы, мольбы (дуа),основные догмы и столпы ислама, а также стихи.

Сегодня во многих обществах принято отдавать ребён­ка в детские сады для обучения чтению, письму и так далее. Несмотря на некоторую пользу, которую ребёнок получает в этих учреждениях, теряет он тоже немало. Его забирают из привычной среды, из лона семьи, в раннем возрасте, порой уже в три года. Поскольку ребёнок проводит много времени в саду, вне дома, это автоматически отдаляет родителей от его воспитания и подвергает его отрицательному влиянию внешних факторов раньше, чем это происходит в том слу­чае, если ребёнок в этот период воспитывается дома и успе­вает получить от домашнего воспитания то, что ему необ­ходимо. Нередко обнаруживаются противоречия между тем, что пытаются вложить в ребёнка родители, и тем, что ребё­нок видит и слышит в детском саду, что также негативно от­ражается на формировании личности ребёнка.

Разумеется, в некоторых случаях детский сад — вынуж­денная мера. Например, мать ребёнка работает вне дома и не может оставить работу в силу трудного материального положения семьи. В этом случае воспитатель должен очень серьёзно отнестись к выбору детского сада. Помните: в этом

 

1.Особенности начального периода           37

 

 


возрасте воспитание важнее обучения, поэтому лучше пред­почесть сад, в котором уделяют большое внимание воспита­нию, тому, в котором детей хорошо учат, но при этом не сле­дят за их воспитанием и поведением.

7. Активность и подвижность.Одна из особенностей ребёнка в этом возрасте состоит в его подвижности, кото­рая проявляется в течение всего периода бодрствования. Это один из признаков физического и психического здо­ровья ребёнка. Если не направить энергию ребёнка в нуж­ное русло, воспитателя может утомить его крайняя подвиж­ность. Однако нельзя вообще запрещать ребёнку двигаться. Нужно просто следить за тем, чтобы ребёнок был постоян­но занят чем-то полезным и его энергия не выплёскивалась беспорядочно. При этом лучше, если его активность будет разнообразной и вместо того, чтобы целыми днями гонять мяч, он будет ещё и бегать, кататься на велосипеде и играть в разные подвижные игры.

К сожалению, некоторые воспитатели предпочитают ре­гулировать активность ребёнка с помощью одних только Побуждений и запретов, не занимая при этом ребёнка ни­чем конкретным. Выслушав нотацию, ребёнок, возмож­но, и успокоится на несколько минут, но потом, когда не­подвижность начнёт тяготить его, снова вернётся к своим прежним забавам — воспитатель ничего не добьётся.

Если подобное повторяется раз за разом, некоторые вос­питатели прибегают к наказанию или запугиванию, кото­рое может оказывать влияние на ребёнка в течение многих лет, — например, пугают ребёнка джиннами, злыми духами И так далее. Подобные методы делают ребёнка трусливым, нерешительным, неуравновешенным и неуверенным в се­бе и заставляют его бояться темноты. А если бы воспитатель понимал, что подвижность ребёнка — всего лишь возраст-

 

38 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


ная особенность и ничего противоестественного в ней нет, он решал бы проблему иными путями, приносящими пользу ребёнку, — придумал бы для него полезные занятия, в том числе игры, способствующие правильному развитию. Мож­но также давать ребёнку несложные поручения и задания, соответствующие возрасту.

 

 

Трудности и препятствия

 

Воспитание детей сопряжено с определёнными трудностя­ми при любом возрасте ребёнка. Несмотря на то, что меж­ду возрастными периодами, о которых мы говорили вы­ше, трудно провести чёткие границы, на каждом таком отрезке воспитателю приходится преодолевать определён­ные препятствия и решать определённые проблемы. Сле­дует отметить, что трудности, о которых речь пойдёт да­лее, возникают не всегда, и в этой главе мы будем говорить о наиболее часто встречающихся трудностях воспитания ребёнка в каждый возрастной период.

Необходимо сказать, что проблемы, о которых мы будем говорить, в действительности представляют собой особен­ности ребёнка. Просто особенности, как и многие другие явления, бывают как положительными, так и отрицательны­ми. Этот раздел посвящен негативным особенностям, при­сущим детям в каждый возрастной период.

Ниже перечислены трудности, с которыми наиболее ча­сто сталкивается воспитатель в возрастной период, которо­му посвящена данная глава.

1. Ложь.Порой ребёнок прибегает ко лжи, чтобы добить­ся  исполнения своих желаний или скрыть свои проступки. Он поступает  так потому, что не находит иного способа до-

 

2.Трудности и препятствия                     39

 

 


стичь желаемого, и ложь кажется ему самым простым и дей­ственным средством. Воспитатель должен понимать это и не спешить отвергать слова взрослого человека, противореча­щие рассказу его ребёнка, под предлогом того, что «дети не лгут». Дети лгут с лёгкостью как раз потому, что ещё не по­нимают отвратительности лжи, и они отличаются от взрос­лого человека, которого Шариат предостерегает от лжи.

Воспитатель должен проверить, правду ли сказал ребё­нок, косвенными методами. В большинстве случаев дети врут достаточно неуклюже и обнаружить их ложь нетрудно.

Поняв, что ребёнок солгал, воспитатель должен сообщить ему об этом и объяснить, что это неправильно, и что хорошие, воспитанные дети так не поступают, и что Всевышний Аллах не любит тех, кто лжёт, а также Пророк  и он сам, то есть воспитатель, не любит тех, кто лжёт. Нужно также рассказать ребёнку какую-нибудь поучительную историю, показывающую вред, который приносит ложь, а также сказать ему, чтобы он попросил прощения у Аллаха и пообещал ни­когда больше не лгать. Воспитатель должен также призвать ребёнка впредь говорить только правду и сообщить ему, что Всевышний Аллах любит правдивых, а также Его Послан­ник  и он сам (то есть воспитатель) любит тех, кто говорит правду. Если ребёнок говорит правду, нужно поощрять его и давать ему что-нибудь из того, что он любит.

Однако нельзя сильно пугать ребёнка, если он солгал, или подвергать его болезненному наказанию, которое не соответ­ствует его возрасту, потому что подобное поведение может произвести обратный эффект, и ребёнок будет лгать раз за ра­зом в отчаянном стремлении избежать очередного наказания. Также не следует постоянно упрекать его за то, что он однаж­ды солгал, ибо это ранит его чувства и может стать причиной неадекватного поведения и закрепления вредной привычки.

40 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


Стоит также принять во внимание, что в этом возрасте ложь ребёнка бывает неумышленной. Он говорит нечто не соответствующее действительности не потому, что стремится солгать, а просто потому, что он ошибся или неправильно по­нял что-то. В этом возрасте детям свойственно делать непра­вильные выводы. Особенно когда речь идёт о происшествиях, все детали которых детям трудно понять. Кроме того, у ма­леньких детей весьма приблизительное представление о вре­мени, и они часто путают прошлое с настоящим, а взрослым кажется, что они лгут. Иногда детям трудно отличить сон от реальности, и они рассказывают сон как нечто происходив­шее в реальности, что порой ставит воспитателя в трудное положение, особенно если ребёнок упоминает о чём-то не­пристойном или неприемлемом с точки зрения религии.

2. Привычка что-нибудь теребить и трогать.Любопыт­ство и стремление познать окружающий мир присуще де­тям, и это позитивная возрастная особенность, которая за­служивает поощрения. Однако трудность заключается в том, что хорошее по сути качество может перерасти во вредную привычку теребить или даже ломать вещи. Это не только отвлекает ребёнка во время занятий с воспитателем. Сломавшись в руках ребёнка, вещь может поранить его или причинить иной вред, тем более когда ребёнок забавляется таким образом с вещью, об устройстве и назначении кото­рой имеет весьма смутное представление и потому не подо­зревает об опасности, которую она может таить в себе. По­этому воспитателю не следует оставлять ребёнка одного в месте, где есть подобные вещи, потому что у него может возникнуть желание поиграть с ними, особенно если он ви­дит, что остался без присмотра.

1.Воспитатель должен быть внимательным и осторожным при обращении с подобными предметами в присутствии ре-
2. Трудности и препятствия                     41

 

 


бёнка и не давать ребёнку возможности прикасаться к этим предметам, даже если ему случится остаться одному в месте их нахождения. Можно поставить пароль, включить блоки­ровку кнопок, поставить обычный или кодовый замок или принять иные меры, чтобы не допустить контакта ребёнка с такими предметами. И не стоит ограничиваться одними лишь предупреждениями и увещеваниями, ибо для ребёнка они значат гораздо меньше, чем для взрослого.

Также неплохо положить перед ребёнком что-нибудь такое, чем он мог бы играть без какой-либо опасности для се­бя и не пачкая при этом пол и окружающие предметы. Это могут быть, например, пластмассовые кубики. Такие игруш­ки полезны с воспитательной точки зрения и способствуют развитию воображения ребёнка, который может строить из них что-нибудь.

Если говорить о вещах, которые легко разбить или сло­пать, то их нужно убирать подальше от ребёнка. Причём убирать нужно не только сами предметы, но и средства, которые ребёнок может использовать, чтобы добраться до них, ибо эти средства представляют несомненную опас­ность для ребёнка.

3. Упрямство. Некоторым детям родители уделяют чрезмерное внимание. Это может быть старший сын, или единственный ребёнок  в  семье, или единственный маль­чик, у которого несколько сестёр. Подобное отношение заставляет  ребёнка  почувствовать,  что  он  — особенный. А  такое  представление  о себе нередко становится причи­ной  упрямства  и  непослушания.  Или  же  ребёнок,  захо­тев чего-нибудь, начинает добиваться своего всеми до­ступными способами — плачет, кричит, молотит кулаками по  двери,  топает  ногами  или пытается что-нибудь сло­мать. Причём чаще всего подобные сцены разыгрывают-

 

42 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


ся в присутствии гостей или посторонних людей: ребёнок пытается поставить родителей в неловкое положение, что­бы заставить их выполнить его требование.

Иногда ребёнок, чувствуя слабость одного из родителей, пытается использовать его, чтобы получить желаемое. По­этому у родителей должна быть выработана стратегия дей­ствий в подобных случаях. А иногда ребёнок обращается с той же целью к бабушке или дедушке.

Воспитатель должен проявить мудрость и стараться первым делом устранить причины упрямства, а уже потом искать лекарство от последствий. Не нужно баловать ре­бёнка или показывать ему, что он лучше других, и не нуж­но приучать его к тому, что все его требования непремен­но удовлетворяются. Также не следует запрещать ему то, в чём нет ничего предосудительного. Кроме того, воспи­татель не должен ставить всё, что он запрещает ребёнку, в один ряд, потому что очевидно, что одни вещи оказы­вают лишь незначительное негативное влияние на поведе­ние ребёнка, тогда как другие становятся непосредствен­ной причиной выраженного изменения поведения ребёнка в худшую сторону.

Запрещая что-то, воспитатель должен твёрдо стоять на своём и не поддаваться на уловки ребёнка, который будет пробовать разные средства, чтоб добиться отмены запрета, потому что стоит ребёнку осознать, что он может оказывать влияние на воспитателя и заставлять его изменять свои ре­шения, как он начнёт использовать эту тактику при каждом удобном случае. Этот стиль поведения может закрепиться в его сознании, и позже, в школе и даже на работе, он будет применять ту же тактику, чтобы добиться своего. Воспита­тель, стремящийся правильно воспитать ребёнка, должен быть упорнее и упрямее ребёнка, которого он воспитывает...

 

2. Трудности и препятствия                     43

 

 


4. Неправильное восприятие вещей.Вэтом возрасте мыслительные способности ребёнка ограничены и он ещё не способен хорошо понимать абстракции, что ограничива­ет усвоение ребёнком полезной информации, которой вос­питатель старается питать его разум и мышление. Поэтому вэтом возрасте воспитатель должен по возможности избе­гать абстрактных понятий. Однако если без них не обойтись, воспитатель может помочь ребёнку в усвоении этих поня­тий, приводя разъясняющие примеры, используя понятия, близкие для ребёнка и доступные его пониманию.

Также важно помнить о том, что ребёнок в этом возрас­те имеет лишь приблизительное представление о расстоя­нии. Поэтому многие дети без особого страха высовывают­ся из окна поглядеть, что творится на улице, несмотря на то, что живут на верхних этажах и окно находится очень высо­ко от земли.

В подобных ситуациях самая большая ошибка, которую может допустить воспитатель, — резкий окрик. Испугав­шись, ребёнок может задёргаться и вывалиться из окна или даже умышленно выпрыгнуть из него, стремясь избежать наказания, и произойдёт трагедия, которой воспитатель от­чаянно стремился избежать.

Увидев ребёнка сидящим или стоящим на подоконни­ке или сильно высунувшимся из окна, воспитатель должен неслышно подойти к нему, стараясь, чтобы ребёнок не уви­дел его, и снять его с подоконника или оттащить от окна. Ес­ли же ребёнок всё-таки увидел воспитателя, тот должен ве­сти себя как можно естественнее и не показывать, что имеет что-то против действия ребёнка. Напротив, он должен дер­жаться спокойно, чтобы ребёнок не чувствовал угрозы в его поведении. Тогда он сможет приблизиться к нему и снять с опасного места. Только после этого можно начать объяс-

 

44 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


нять ребёнку, что так поступать нельзя, или применять со­ответствующее ситуации наказание.

Кроме того, в этом возрасте дети любят выбрасывать на улицу разные предметы, в результате чего могут пострадать прохожие. Ребёнок также может выбросить ценный или нужный предмет, в результате чего он испортится или ра­зобьётся. Учитывая эту возрастную особенность, лучше по возможности поставить решётки на окна, которые помеша­ют ребёнку выпасть из окна, а также выбрасывать предме­ты на улицу Это, разумеется, всего лишь одно из решений, и каждый воспитатель должен самостоятельно оценивать ситуацию и действовать в соответствии со своими обстоя­тельствами.

5. Эгоизм и нежелание делиться с другими.Стремле­ние владеть вещами у людей врождённое, и эту особенность нужно развивать и направлять, выделяя ребёнку вещи, ко­торые будут считаться принадлежащими ему. Давая ребён­ку вещи, воспитатель должен побуждать его беречь эти ве­щи и заботиться о них. Нет причин бороться с инстинктом владения вещами. С чем действительно нужно бороться, так это с привычкой отбирать вещи у других. В этом возрасте дети часто не отличают своё от чужого и пытаются завла­деть понравившейся вещью любым способом, в том числе и «незаконным» — например, потихоньку стащить её или попросту отобрать у другого ребёнка, а потом настаивать на том, что она принадлежит ему.

Иногда причиной подобного поведения ребёнка стано­вится то, что родители чрезмерно балуют его. Он привык получать всё, что хочет, и потому осуществляет свои жела­ния подобными способами. Другая причина — подражание детям, которые поступают так. То есть ребёнок просто дела­ет то, что делают его товарищи.

 

2. Трудности и препятствия                     45

 

 


В подобной ситуации простых объяснений и увещеваний может оказаться недостаточно, и абстрактные рассужде­ния лучше подкрепить чем-то осязаемым — например, инс­ценировкой. Воспитатель может спрятать одну из любимых игрушек ребёнка. Тот будет искать её и, не найдя, огорчит­ся. Это самое подходящее время для того, чтобы сказать ре­бёнку: «Тот мальчик (девочка), у которого ты утащил / ото­брал игрушку, расстроился так же, как ты сейчас». Вполне Возможно, что такое объяснение чувств другого в подобной ситуации окажется действеннее всяких слов.

6. Агрессивность. Ребёнок склонен к самоутверждению, И делает он это несколькими способами. Например, упрямо стоит на своём, требует предоставить ему самому выбирать то, что ему нужно, или добивается, чтобы его слово в таких во­просах имело решающее значение, или проявляет инициати­ву в новой для него ситуации. Само по себе это явление нель­зя считать проблемой или отклонением, однако его опасность кроется в том, что некоторые дети пытаются самоутвердиться с помощью агрессивности. Это может выражаться в агрессии по отношению к другим детям или в том, что ребёнок бросает и ломает вещи, порой и принадлежащие ему самому.

Иногда ребёнок ломает что-то в гневе, ссорясь с други­ми детьми. А иногда он ломает вещь, потому что не может понять, как нужно обращаться с ней, или не знает её назна­чения. Подобное часто происходит с детьми: устав от бес­плодных попыток и не в силах понять, что нужно делать с игрушкой, ребёнок, которому становится скучно, в конце концов начинает бросать и ломать её.

Мудрый воспитатель знает, что многие негативные про­явления в поведении ребёнка могут казаться незначитель­ными, пока ребёнок маленький и слабый физически, но при отсутствии должной коррекции растут вместе с ним. Поэто-
46 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


му в подобных случаях воспитатель должен проявлять ре­шительность. Если говорить о рассматриваемом нами слу­чае, то задача воспитателя — наглядно показать ребёнку, что быть агрессивным — скверное качество. И ни к чему хоро­шему агрессивность не приводит. Для этого можно исполь­зовать истории, повествующие о печальной участи тех, кто агрессивно относится к другим. Можно использовать и ви­деосюжеты и прибегнуть к помощи компьютера, подобрав подходящий материал, рассказывающий о подобных по­ступках и их негативных последствиях.

7. Скука и нетерпение.В этом возрасте ребёнок может сохранять сосредоточенное внимание на чём-то всего не­сколько минут, поэтому процесс воспитания или обучения очень скоро наскучивает ему, и он перестаёт слушать воспи­тателя и переключается на что-то другое — начинает тере­бить вещи, разговаривать с другими детьми. Проблема за­ключается в том, что, когда воспитатель говорит о чём-то долго, ребёнок просто перестаёт его слушать. Учитывая эту возрастную особенность, лучше не пытаться сосредоточить внимание ребёнка на чём-то одном в течение долгого време­ни и стараться говорить короче. Кроме того, нужно следить за тем, чтобы ребёнку было интересно, ибо это помогает ему сконцентрировать своё внимание на предмете, о котором говорит воспитатель. Также нужно по возможности исклю­чить отвлекающие факторы и убрать подальше от ребёнка вещи, которые могут привлечь его внимание во время урока.

Также полезно менять место занятий и положение, то есть учиться иногда стоя, иногда сидя, а иногда и в движении, сле­дя, однако, за тем, чтобы это согласовывалось с уроком. Вос­питатель может также разделить урок на три-четыре части, а в перерывах предлагать детям что-нибудь интересное для них, чтобы им не становилось скучно во время обучения.

2. Трудности и препятствия                     47

 

 


Порой воспитатель пускается в пространные объяснения или раскрывает новую для ребёнку тему, а тот вдруг задаёт ему вопрос, не имеющий никакого отношения к тому, что он говорил. Это не повод для раздражения. Вполне возможно, что косвенной причиной вопроса стали всё-таки слова вос­питателя. Они напомнили ребёнку о чём-то, и он задал вос­питателю соответствующий вопрос.

Подобное случается часто, и ни в коем случае нельзя ругать ребёнка и тем более наказывать его только потому, что он заговорил о чём-то таком, что, по мнению воспи­тателя, не имеет никакого отношения к теме урока. Также не следует игнорировать вопрос ребёнка и считать его чем-то второстепенным, неважным, не заслуживающим того, чтобы терять время на ответ. Воспитатель должен понимать: если он не удовлетворит его любопытство сейчас, то ребёнок продолжит думать о том, что его взволно­вало или заинтересовало, и не будет слушать воспитателя, хотя воспитатель может и не заметить этого. Более того, воспитатель должен поощрять ребёнка задавать вопросы, принимая при этом меры для того, чтобы не терять вре­мени даром. Вне всяких сомнений, воспитатель должен оттачивать своё умение быстро реагировать на вопросы и реплики ребёнка.

 

 

Методы и средства

 

Основа в поклонении, как известно, состоит в том, что оно должно быть взято только из признаваемых Шариатом ис­точников и совершаться только способом, описанным в этих источниках. Если же говорить о других делах, то их человек, напротив, может совершать их, основываясь на их
48 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


разрешённости с точки зрения Шариата при условии, что они приносят пользу и не приносят вреда или же польза их перевешивает вред.

Не приходится сомневаться в том, что Посланник Алла­ха  применял самые совершенные и эффективные методы воспитания. Что же касается воспитательных средств, ко­торые он использовал, то они, разумеется, соответствова­ли особенностям эпохи и места, в котором он жил, а также уровня развития материальной культуры. Соответственно, сегодня нет никаких препятствий тому, чтобы использовать современные средства для применения воспитательных ме­тодов Посланника Аллаха .

В своих занятиях с детьми начальной возрастной груп­пы воспитатель нуждается в применении определённых ме­тодов воспитания и использовании воспитательных средств, которые помогут ему справиться со стоящими перед ним за­дачами. Никто не оспаривает роль традиционных и хорошо зарекомендовавших себя методов воспитания и обучения, основанных на восприятии ребёнком информации от учи­теля, особенно в этом возрасте, когда ребёнок может толь­ко заучивать, повторять и вспоминать, но ещё не способен к более совершенным операциям с информацией — анализу, систематизации и коррекции. Однако ничто не мешает вос­питателю добавлять к этому проверенному багажу новые методы и воспитательные средства. Ниже упомянуты неко­торые из них.

1. Воспитание посредством реальных поучительных историй.К методам, которые преподавателю следует при­менять, относятся увлекательные истории. Воспитатель вы­бирает реальные истории, то есть истории из жизни, кото­рая даёт воспитателю богатейший материал, помогающий привить ребёнку прекрасные нравственные качества —

 

3. Методы и средства                           49

 

 


правдивость, честность, обязательность, смелость, привыч­ку помогать нуждающимся, сострадание и жалость к неиму­щим, уважение к старшим и так далее. Воспитатель, желая вложить в ребёнка что-то хорошее, приводит одну-две исто­рии на соответствующую тему, и эти истории помогают за­крепить в сознании ребёнка нужное качество.

Полезно обратиться к жизнеописанию Пророка  и био­графиям выдающихся мусульман, в первую очередь спод­вижников: в этих источниках можно без труда обнаружить множество реальных историй, прекрасно способствующих закреплению качеств, которые мы как воспитатели желаем ' видеть в своём ребёнке. Реальные истории всегда оказывают на человека более сильное воздействие, нежели вымышлен­ные, — как раз потому, что они реальные и их герои — жи­вые люди.

Всевышний Аллах приводит в Коране множество раз­ных историй, имеющих огромное воспитательное значение. Посланник Аллаха  также рассказывал своим сподвиж­никам много историй. Супруга Пророка  Аиша . так­же рассказывала ему историю о взаимоотношениях супру­гов в прошлые времена, и когда она закончила рассказывать, Пророк  сказал: «Я для тебя как Абу Зар' для Умм Зар'»[аль-Бухари; Муслим].

Воспитательное значение историй очевидно. Их расска­зывают не только для развлечения или чтобы скоротать время, но, как сказал Всевышний Аллах: «В повествова­нии о них содержится назидание для обладающих разу­мом. Это — не вымышленный рассказ»(сура 12 «Юсуф», аят 111). Это подтверждает важность использования исто­рий в качестве воспитательного средства.

Некоторые воспитатели используют не только реальные, но и вымышленные истории. Однако такие истории долж-

 

50 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


ны быть написаны таким образом, чтобы повышать нрав­ственность и вкладывать в сознание и сердце ребёнка одо­бряемые и проповедуемые исламом убеждения и моральные нормы и побуждать к достойному поведению. Если же гово­рить об историях, которые пропагандируют противореча­щие исламу убеждения и навязывают чуждые ему обычаи и традиции, то таких историй следует избегать, даже ес­ли они интересно написаны и несут в себе мощный эмоци­ональный заряд. Не стоит говорить: мол, возьмём то полез­ное, что есть в этой истории, а потом объясним ребёнку, что в ней неправильно и ошибочно. Потому что в этом возрас­те ребёнок подобен чистому листу, и записывать на этом ли­сте нужно только хорошее и правильное, а иначе для него всё смешается.

Также необходимо избегать фантастических историй, вроде историй про человека, который забрался в чрево пти­цы и перемещался таким образом с места на место, подгля­дывая за людьми в их дворцах и домах. Во-первых, это дей­ствие — подглядывание за другими — порицаемо само по себе. А во-вторых, подобные истории отдаляют ребёнка от реальности и уводят его в выдуманный мир, заставляя его представлять то, чего на самом деле не бывает, а это порой оказывает негативное влияние на ребёнка.

Что же касается вымышленных историй без элемен­тов фантастики, то есть историй о том, чего не было, но что в принципе возможно и не противоречит устройству нашей Вселенной, то их вполне можно использовать в воспитании ребёнка, если эти истории подтверждают исламские ценно­сти и не противоречат им.

2. Воспитание посредством целенаправленной игры.Ребёнку нужно доставлять радость и удовольствие, ему нужно расслабление и веселье, и это бесспорно. И целена-

 

3. Методы и средства                           51

 

 


правленные игры с ребёнком — одно из лучших средств для достижения этой цели. Однако роль игры не должна сво­диться только к расслаблению и веселью. Игра имеет боль­шое воспитательное значение, поскольку способствует правильному формированию личности ребёнка. Игра укре­пляет и оздоравливает тело ребёнка, развивает его мышле­ние, расширяет горизонты общения и социального взаимо­действия, приучает ребёнка к коллективной деятельности, терпеливому преодолению трудностей и препятствий, спо­собствует формированию некоторых полезных навыков. Известно, что, постепенно приучая подросших детей к по­сту, первые мусульмане давали им игрушки, чтобы отвлечь их от мыслей о еде и помочь им перетерпеть голод.

Передают, что ар-Рубаййи' бинт Му'аввиз сказала: «Однаж­ды утром в День 'Ашура Посланник Аллаха  отправил в на­ходившиеся вокруг Медины селения ансаров глашатая возве­стить: "Пусть тот, кто постился с утра, доведёт пост до конца, а тот, кто с утра не постился, пусть соблюдает пост до конца Дня". И после этого мы соблюдали пост в этот день сами и за­ставляли поститься наших детей. Мы делали для них игрушки из шерсти, а когда кто-нибудь из них начинал плакать, требуя еды, мы давали ему такую игрушку, которая отвлекала ребён­ка, пока не наступало время разговения» [аль-Бухари].

А в другой версии говорится: «Мы делали для них игруш­ки из шерсти и брали их с собой, и, когда они просили еды, Мы давали им игрушку, и они занимались ею, пока не закан­чивалось время поста» [Муслим].

В те времена мусульмане также использовали игрушки, когда учили девочек заботиться о детях. Аища  передаёт: «Однажды Пророк  зашёл ко мне, когда я играла с игрушка-ми. Приподняв занавеску, он спросил: "Что это, о 'Аиша?" Я ответила: "Игрушки, о Посланник Аллаха..."» [Ибн Хиббан].

52 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


Ибн Хаджар сказал: «Этот хадис приводят в качестве до­казательства того, что разрешается изготавливать куклы и игрушки в виде живых существ, чтобы девочки играли с ними. Это исключение из общего запрета создавать изо­бражения живых существ. Этого мнения твёрдо придер­живался 'Ияд, передавая его от большинства учёных. Они также разрешили продавать игрушки с целью приучения де­вочек с малых лет к домашним делам и заботе о детях».

Наши праведные предшественники осознавали важность игры в жизни детей и не мешали им играть. Передают что однажды аль-Хасан, направляясь к своему дому, увидел, как мальчики играют на крыше дома. А с ним был его сын Аб-дуллах, который запретил им делать это. Но аль-Хасан ска­зал: "Оставь их, ибо игра — их весна"» [Ибн Абу ад-Дунья].

Посланник Аллаха ,проходя мимо играющих детей, приветствовал их и не запрещал им играть.

Анас  передаёт, что Посланник Аллаха ,проходя мимо играющих детей, приветствовал их [Муслим].

Бесспорно, игр, которые противоречат исламу или вну­шают ребёнку негативное отношение к религии, следует из­бегать, даже если они интересны и нравятся детям. Кроме того, следует остерегаться опасных игр, в результате кото­рых ребёнок может получить травму.

Необходимо правильно планировать активность ребён­ка. Игра не должна занимать время, отведённое для других ежедневных занятий. Особую осторожность нужно прояв­лять в отношении компьютерных игр, в которые дети мо­гут играть часами, что крайне негативно отражается на их здоровье, ослабляя зрение и портя осанку. Кроме того, про­сиживая дни напролёт перед экраном компьютера, ребёнок лишает себя необходимой физической активности, движе­ния, не говоря уже о том, что многие из этих игр губитель-

 

3. Методы и средства                            53

 

 


но влияют на психику ребёнка, являются аморальными по своей сути, не способствуют формированию у ребёнка пра­вильных убеждений, хороших привычек, высокой нрав­ственности и не учат ребёнка достойному поведению.

Не  во  все  игры ребёнок  может  играть дома, посколь­ку некоторые из них требуют пространства, которое най­дётся не в каждом доме. Следовательно, чтобы поиграть в такие игры, ребёнку нужно отправиться в подходя­щее место — на площадку, стадион, корт и так далее. Та­кие игры требуют наблюдения взрослых, потому что ни один воспитатель не знает, что может случиться с ребён­ком в его отсутствие. И история Юсуфа  наглядно под­тверждает это. Братья Юсуфа пришли к отцу и попроси­ли: «Отпусти его завтра с нами, пусть он позабавится и поиграет, а мы будем оберегать его»(сура 12 «Юсуф», аят 12). Все мы знаем, с каким умыслом это было сказано и чем всё закончилось...

Важно отметить, что детская речь несовершенна и дети часто ошибаются — неправильно произносят буквы или, за­путавшись, меняют их местами и произносят слово непра­вильно. Многие воспитатели поддразнивают ребёнка и под­шучивают над ним, повторяя за ним эти исковерканные слова. Это несомненная ошибка, особенно если воспитатель делает это часто. Реагировать подобным образом — значит усиливать негативное явление, и желание пошутить и по­смеяться вместе с ребёнком в данном случае не может быть оправданием. Напротив, воспитатель должен произнести букву или слово правильно, чтобы помочь ребёнку сделать свою речь правильной.

Если ребёнку ещё нет пяти лет и он допускает подобные Ошибки не часто, то это не следует считать отклонением от нормы. Если же ребёнок старше и по-прежнему делает мно-

 

54 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


го ошибок в своей речи, то, это может свидетельствовать о каком-нибудь отклонении в развитии ребёнка, поэтому лучше показать его логопеду.

3. Воспитание посредством опыта.Многие думают, что ставят опыты и проводят эксперименты только в лабора­ториях, и используются они лишь для проверки или под­тверждения научных теорий. В действительности же опыты можно успешно использовать и в воспитании детей, то есть в том, что имеет отношение скорее к миру эмоций и чувств, а не к миру материальному. В связи с этим уместно будет вспомнить историю отца, который посредством опыта до­казал сыновьям, что единство — это сила. Он дал им пру­тья и велел им попробовать сломать один прут, что они без труда сделали. А потом он велел им сломать пруты, собран­ные в пучок, и они не смогли сделать этого. Подобный опыт можно провести и в наше время, позволив ребёнку сделать соответствующие выводы. Предлагая ребёнку проделать по­добный опыт, воспитатель достигает сразу двух целей. Во-первых, он доносит до ребёнка важную информацию: «Си­ла — в единстве, и слабый человек может обрести силу, если объединится со своими братьями». Во-вторых, воспитатель приучает ребёнка анализировать разные явления и делать выводы. Подобные опыты помогают воспитателю закрепить в сознании ребёнка определённые ценности. Однако необ­ходимо избегать опасных предметов и веществ, потому что иначе ребёнок может попробовать повторить опыт в отсут­ствие воспитателя, и эта попытка повлечёт за собой нега­тивные последствия.

4. Воспитание посредством приучения.Частое повторе­ние каких-то слов или действий делает их привычными для человека. Привычка — вторая натура, и привычное действие уже не кажется сложным. Как сказал поэт:

 

3. Методы и средства                           55

 

 


Привыкай к благонравию, ибо поистине

Видел я: человек любит то, что привычно...

 

Поэтому приучение относится к числу важных воспитатель­ных средств. Оно требует от воспитателя терпения и настой­чивости, поскольку приучение предполагает многократ­ное повторение и требует наблюдения и контроля. Когда действие превращается в привычку, ребёнок совершает его в нужное время без напоминаний и побуждений. Мусуль­манин, привыкший говорить «аль-хамду ли-Ллях» после то­го, как чихнёт, делает это всякий раз, когда чихает, даже если при этом он думает о чём-то другом. Поэтому в хадисе ска­зано: «Добро привычка, а зло проникает в сердце только [через наущения Шайтана и собственной души], и кого Ал­лах любит, тому Он даёт понимание религии»[Ибн Хиббан].

А сподвижник Ибн Мас'уд  сказал: «Следите за те, что­бы ваши дети совершали молитву и приучайте их к благому, ибо, поистине, благо требует приучения» [аль-Байхакы].

Му'авия  сказал: «Приучайте себя к благому» [Ахмад].

И в своих фетвах Посланник Аллаха  побуждал взрос­лых приучать детей к благому. В одном из хадисов говорит­ся, что женщина подняла ребёнка, показав Посланнику Ал­лаха ,спросила: «Зачтётся ли ему хадж?» Он ответил: «Да. А тебе будет награда» [Муслим].

Это был маленький ребёнок, который, возможно, вообще не понимал, что такое хадж, и не имел представления о его обрядах. Тем не менее Посланник Аллаха  одобрил его при­учение к благому делу и поощрил мать ребёнка, сообщив, что её ждёт награда за то, что она делает для своего ребёнка.

Во времена Посланника Аллаха  женщины приходили в мечеть вместе с детьми, и, хотя те порой начинали плакать во время молитвы, Посланник Аллаха  не запрещал им
56 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


приводить детей в мечеть. Вместо этого он заботился о них и старался не затягивать молитву, чтобы не причинять неу­добств матерям этих детей. Вероятнее всего, целью в данном случае было как раз приучение детей к посещению мечети.

5. Воспитание посредством личного примера.Нагляд­ный пример, как известно, лучших всяких слов и эффек­тивнее всех наставлений, потому что он подтверждает ска­занное на деле. Поэтому если воспитатель будет воплощать ценности, которые желает привить ребёнку, это избавит его от необходимости в долгих разъяснениях, побуждени­ях, уговорах и так далее. Неизменная правдивость воспита­теля значит для ребёнка больше, чем целые лекции на тему «Правдивость и её ценность», особенно если читающий ему эту лекцию сам далёк от правдивости или не даёт ребёнку возможности увидеть, как он, воспитатель, применяет это качество на практике.

Имам аш-Шафи'и (да помилует его Аллах) подчёрки­вал важность личного примера в воспитании детей. Об­ращаясь к Абу Абд-ас-Самаду (воспитателю детей Хару-на ар-Рашида), он сказал: «Пусть первым, с чего ты начнёшь исправление детей повелителя верующих, будет исправле­ние тобой самого себя, потому что они смотрят на мир тво­ими глазами, и им будет казаться благим то, что ты счита­ешь благим, и им будет казаться скверным то, что кажется скверным тебе...»

Мусульманский учёный Ибн аль-Джаузи сказал, разъяс­няя, насколько важно, чтобы слова воспитателя совпада­ли с его делами: «Я встречал шейхов, уровень знаний кото­рых был различным, однако самым полезным оказывалось для меня общение с тем из них, кто поступал согласно сво­ему знанию, даже если другие знали больше, чем он. Мне доводилось встречать знатоков хадисов, которые знали

 

3. Методы и средства                           57

 

 


наизусть много хадисов, но при этом позволяли себе злос­ловить о людях под предлогом заключений о степени их на­дёжности как передатчиков, и брали плату за чтение хади­сов, и спешили ответить на вопрос, чтобы сохранить свой авторитет, даже если ответ их был ошибочным. И мне до­велось встретить 'Абд-аль-Ваххаба аль-Анматы, который придерживался пути наших праведных предшественников. На его собраниях я никогда не слышал злословия, и он ни­когда не требовал платы за чтение хадисов, и, когда я чи­тал ему хадисы, смягчающие сердца, он подолгу плакал. А я тогда был совсем молод, и плач его делал своё дело в мо­ём сердце... Он был похож на тех шейхов, сообщения о ко­торых дошли до нас. И мне довелось встретить Абу Ман-сура аль-Джаваликы. Он был молчаливым, а когда говорил, тщательно подбирал слова, и знания его были основатель­ными и глубокими. Бывало, ему задавали простой вопрос, ответить на который мог даже юнец, а он не отвечал на не-го до тех пор, пока не убеждался в правильности ответа, ко­торый собирался дать. Он много постился и много молчал. И знакомство с этими двумя принесло мне больше пользы, -чем знакомство с другими. И я понял, что действие — луч-шее доказательство, чем слова».

Если слова воспитателя всегда подтверждаются его делами, это приносит огромную пользу ребёнку, даже когда речь идёт о мирских делах. В наше время, если воспитатель посто­янно останавливается на красный свет светофора, это оказывается более действенным воспитательным средством, чем долгие речи, разъясняющие важность следования сиг­налам светофора, особенно когда разъяснения эти даёт вос­питатель, который сам этим сигналам не следует. И если ре­бёнок видит, что воспитатель помогает бедным и старается облегчить положение нуждающихся, это побуждает его под-

 

58 Глава первая. Период до вступления в сознательный возраст

 

 


ражать воспитателю и производит на него больший воспита­тельный эффект, чем наставление о важности и пользе ми­лостыни, не подкреплённое действиями самого воспитателя.

Более того, воспитатель должен подавать ребёнку при­мер. Собираясь подать милостыню бедному человеку, он может, например, дать эти деньги ребёнку и сказать: «Пой­ди и подай милостыню тому бедному человеку». Посту­пая так, воспитатель достигает сразу нескольких целей. Го­воря «бедный человек», он объясняет ребёнку причину, по которой даёт деньги этому человеку: тот беден и нужда­ется в помощи и средствах к существованию. Таким обра­зом воспитатель прививает ребёнку щедрость и альтруизм. Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «…и при­учать его к щедрости и даянию. Когда опекун желает дать что-нибудь, он должен позволить ему самому сделать это, чтобы ощутить сладость даяния». Кроме того, эти действия воспитателя учат ребёнка быть смелым и общаться: с окру­жающими. Возможно именно поэтому, когда к сподвижни­ку Ибн 'Умару пришёл человек просящий подаяния, он ве­лел сыну: «Подай ему динар».

Возможно, что ребёнок, видя, что воспитателе» пода­ёт бедным, сам обратится к нему с просьбой дать ему что-нибудь, чтобы и он мог подать милостыню. В этом случае не следует отказывать ребёнку, даже если воспитатель считает, что человек, которому ребёнок собирается подать милостыню, не заслуживает этого, — поскольку речь в данном слу­чае идёт о приучении ребёнка к совершению благого дела, а не о том, заслуживает ли этот конкретный человеке подая­ния. Очень важно дать ребёнку понять, что ценности, кото­рые старается привить ему воспитатель, — не просто теория, но они имеют практическое выражение, и, чтобы подтвердить это, воспитатель должен подавать ребёнку призер.

3. Методы и средства                           59

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 304; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!