Воспитание с точки зрения языка
Nbsp; Мухаммад ибн Шакир аш-Шариф
Правильное
Исламское
Воспитание
С детства
До совершеннолетия
Москва | Умма | 2013
УДК 28-472-053.2
ББК 86.38
Ш25
Перевела с арабского
Умм Иклиль (Екатерина) Сорокоумова
Аш-Шариф, Мухаммад ибн Шакир
Ш25 Правильное исламское воспитание с детства до совершеннолетия / Пер. с араб. Е. Сорокоумовой. — М.: Умма, 2013. — 192 с. ISBN 978-5-94824-174-6
Воспитание — это правильный путь к формированию уравновешенной, полноценной и гармоничной мусульманской личности, к созданию поколения, понимающего свою религию, верного ей, исповедующего её должным образом и призывающего к ней.
Небольшое исследование, которое вы сейчас держите в руках, определяет воспитание и разъясняет его важность. В книге даётся педагогическое руководство, охватывающее три возрастных периода: период до вступления в сознательный возраст, период после вступления в сознательный возраст и совершеннолетие. В каждой главе раскрываются свойственные данному возрасту особенности и отличительные черты, анализируются возникающие трудности и проблемы, рассматриваются соответствующие воспитательные методы и средства, поощрения и наказания, а также даются советы и указания.
Книга предназначена для широкого круга читателей.
УДК 28-472-053.2
ББК 86.38
ISBN 978-5-94824-174-6 © Сорокоумова Е., перевод, 2013
© Оформление. ООО «Издатель Эжаев А.К.»,2013
|
|
Традиционные исламские формулы благопожелания в данной книге передаются как с помощью перевода, так и арабскими лигатурами:
да благословит его Аллах
и приветствует
салля Ллаху 'алейхи ва саллям
(после упоминания Пророка Мухаммада );
да будет доволен им Аллах
рады Аллаху 'анху
(после упоминания сподвижников Пророка );
да будет доволен ею Аллах
рады Аллаху 'анха
(после упоминания сподвижниц Пророка );
да будет Аллах доволен им и его отцом,
да будет Аллах доволен ею и её отцом
рады Аллаху 'анхума
(после упоминания сподвижников и сподвижниц
Пророка ,если отец тоже был сподвижником).
Предисловие
Хвала одному лишь Аллаху; благословения и приветствия Посланнику Аллаха Мухаммаду, последнему из пророков, а также его семье и всем его сподвижникам!
Всевышний Аллах запечатал Своё послание к человечеству посланием Своего благородного Пророка Мухаммада ибн Абдуллаха . А это означает, что возвышение человечества и развитие человеческой цивилизации неразрывно связано с тем, что принёс этот пророк. Это, в свою очередь, означает, что любые попытки возвышения и преображения, дабы они приносили пользу и не выходили за рамки благоразумия, должны быть неразрывно связаны с Божественным Законом и не должны противоречить ему. Люди должны стараться придерживаться этого Закона и следовать указаниям того, кто передал его человечеству.
|
|
Тема воспитания — очень важная, и важность её проистекает из важности самого воспитания. Эта тема нуждается в подробных разъяснениях и повторениях, дабы воспитатель действовал более эффективно, применяя различные методы воспитания успешно и почти инстинктивно, и был способен принимать решения в исключительных случаях и чрезвычайных ситуациях так, как если бы он заранее готовился к такому повороту событий и производил соответствующие расчёты.
5
Результаты воспитательной деятельности в большинстве случаев связаны со способностями воспитателя, с его опытом и познаниями, умением успешно применять воспитательные методы и средства в соответствующих обстоятельствах.
В современных обстоятельствах не требуется доказывать важность воспитания для мусульманской общины. А это, в свою очередь, предполагает, что воспитатели и все, кто имеет хотя бы косвенное отношение к воспитанию, должны исполнять свои обязанности наилучшим образом и вносить свой вклад в развитие и совершенствование воспитательного процесса.
|
|
Воспитание — это правильный путь к формированию уравновешенной, полноценной и гармоничной мусульманской личности, к созданию поколения, понимающего свою религию, верного ей, исповедующего её должным образом и призывающего к ней, и мусульманская община должна быть настолько благой, как о ней сказано в Коране, и должна обрести возможность преуспеть в обоих мирах. Отталкиваясь от такого понимания важности воспитания и необходимости заботы о нём и потребности в правильном отношении мусульманской общины к этому вопросу и правильном подходе непосредственно воспитателей к своей деятельности, я и решил представить вашему вниманию этот краткий труд под названием «Правильное исламское воспитание от детства до совершеннолетия» — с желанием внести свой вклад в эту область и в надежде, что моя скромная работа добавит что-то новое в исламское воспитание и принесёт пользу воспитателям.
О книге
Небольшое исследование, которое вы сейчас держите в руках, включает определение воспитания и разъяснение его важности и того, кому адресовано это послание, а также основ, на которые я опирался, описывая воспитательный процесс для каждой возрастной группы.
|
|
Книга состоит из введения и трёх глав.
Введение посвящено основным понятиям.
Глава первая рассматривает период до вступления в сознательный возраст.
Глава вторая охватывает период после вступления в сознательный возраст.
Глава третья анализирует совершеннолетие.
В каждой главе раскрываются свойственные данному возрасту особенности и отличительные черты, возникающие трудности и проблемы, а также рассматриваются соответствующие воспитательные методы и средства, поощрения и наказания, даются советы и указания.
В книге говорится о воспитанниках обоих полов. Соответственно, адресована книга воспитателям обоих полов. Поэтому под словом «воспитатель», которое используется
7
в книге, не стоит понимать исключительно мужчин. Поистине, женщины — родные сестры мужчин.
Хотелось бы отметить, что воспитание не относится к числу точных наук, занимаясь которыми мы имеем дело с неизменными законами, распространяющимися на всех. Каждый человек уникален, у каждого свои особенности и обстоятельства. Более того, один и тот же человек меняется в течение жизни, теряя некоторые особенности и приобретая другие. Поэтому исследование в этой области трудно сделать всеобъемлющим, ибо охватить все эти особенности и индивидуальные различия крайне сложно.
Исследователю достаточно ограничиться несколькими явлениями, получившими широкое распространение, подвергнуть их тщательному и объективному анализу и предоставить ключ или образец, который другие исследователи смогут использовать в своих собственных исследованиях. Это поможет воспитателю правильно реагировать и принимать подходящие меры в каждой конкретной ситуации.
Также следует отметить, что эта книга не охватывает все области воспитания, поскольку тема содержит множество подтем, ответвлений и вопросов, которых я по мере возможностей постарался коснуться, но без излишне глубокого погружения, которое увело бы меня и читателя от первоначального плана нашего исследования, задуманного как практическое и потому краткое, а не как подробное теоретическое исследование.
Я старался, чтобы исследование было насыщенным, но не перегруженным ненужной информацией, чтобы у читателя сохранялся интерес к книге на протяжении всего чтения и чтобы чтение не утомляло его и не вызывало скуку.
8 О книге
А успех в благом дарует только Всевышний Аллах. Просим Всевышнего, чтобы Он по милости Своей помогал нам и вёл прямым путём. И да благословит Аллах и приветствует нашего господина Мухаммада, Посланника Господа миров, и его жён, матерей верующих, и славных и благородных членов его семьи, и его благих и благочестивых сподвижников!
Мухаммад ибн Шакир аш-Шариф
Введение
Это введение посвящено понятию воспитания и обучения, видам воспитателей, этапам воспитания, его областям и нормам.
Воспитание с культурной точки зрения представляет собой целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Таким образом, воспитание зависит от общества и существующих обстоятельств.
С практической точки зрения, воспитание — это активный процесс взаимодействия воспитанника и воспитателя, во время которого воспитателя можно считать отдающей стороной, а воспитанник — принимающей, находящейся под воздействием и реагирующей. Однако и воспитанник также направляет воспитателя и способствует коррекции методов и средств воспитания, которые тот применяет.
Воспитание, в основе которого не лежит взаимодействие между воспитателем и воспитанником, есть совокупность действий механических, лишённых духа и жизни. Такое воспитание неэффективно, не приносит пользы и не способствует развитию.
Трудно представить себе реальные положительные изменения в обществе без воспитания, которое представляет со-
10 Введение
бой настоящий двигатель реформирования и улучшения, потому что изменить общество в лучшую сторону и закрепить эти изменения может только изменение самих членов общества. Как сказал Всевышний Аллах: «Поистине Аллах не изменяет положение людей, пока они не изменят то, что в их душах...»(сура 13 «Гром», аят 11).
Изменить то, что в душах людей, можно только посредством постоянных и целенаправленных усилий, то есть правильного воспитания. Воспитание — важнейший инструмент изменения обществ, из которого остальные инструменты черпают свою действенность и эффективность. Отсюда становится понятно, насколько важно правильное воспитание.
Воспитание с точки зрения языка
Слово тарбийа — — в арабском языке связано с тремя корнями.
1. Ра-ба-ба — Значения этого глагола и его форм сводится к следующим: 'делать прочным; заботиться, улучшать, развивать, увеличивать; неотлучно находиться рядом; заботиться наилучшим образом в течение всего периода детства'.
2. Ра-ба-ва— Помимо значений 'расти' и 'разви-ваться' имеет значение 'выкармливать'.
3. Ра-ба-йа— Имеет значение 'расти, воспитываться среди каких-то людей, в определённой среде'.
Отсюда понятно, что с точки зрения языка понятие воспитания включает следующие значения.
1. Улучшение отдельного человека и его подготовка (и, как следствие, общин) к самостоятельному независимому существованию.
Воспитание с точки зрения языка 11
2. Постепенное прививание хороших качеств и привычек должным образом и подходящими способами.
3. Постоянное развитие, сопровождаемое необходимой заботой и вниманием.
Воспитание распространяется на дух, сердце, разум и тело.
Шариатское определение воспитания в целом соответствует общему определению воспитания, которое приводится выше. Мусульманские специалисты в области воспитания говорят, что воспитание — это формирование личности отдельного человека и его полноценная подготовка во все областях — идеологической, культурной, нравственной, психической и физической, а также упорядочивание его поведения и эмоций в рамках исламского Шариата, с использованием путей и методов, приемлемых с точки зрения Шариата.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 328; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!