РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



 

2.1. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Технология целеполагания

В воспитательной работе

Автор технологии –Исламова З.И. профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования БГПУ им. М. Акмуллы.

Ключевые понятия

Цель – осознанный образ предстоящего результата, на достижение которого направлено воспитание, основным смыслом которого является создание благоприятных условий для гармоничного и духовного развития личности, способной свободно и творчески строить жизнь, достойную человека.

Целеполагание – процесс постановки стратегических целей и тактических задач воспитательной работы.

Ценностно-целевые установки

Целью воспитания профессиональной школы является гармонично развитая, духовно богатая личность компетентного специалиста. Восхождение к педагогически осмысленному образу воспитания обеспечивается посредством глубокого осознания таксономии целей и правильно сконструированного процесса постановки стратегических и тактических задач в воспитательной работе.  

 

Компетентностная направленность

Технология направлена на овладение будущими педагогами аналитическими и программно-моделирующими умениями самоанализа, целеполагания, проектирования и самопроектирования путей достижения жизненных и профессиональных целей и задач.

 

Основные идеи и принципы технологии

Процесс самовоспитания и самосовершенствования личности начинается с определения собственного образа цели, исходя из духовных, общественных, коллективных и других целей. «В чем мое предназначение в жизни?» – задаемся мы вопросом, не подозревая, что это уже попытка выстроить свой собственный образ цели, который является важнейшим ус­ловием духовной и социальной самореализации человека.

Выявляя специфику целеполагания в мусульманском контексте, мы исходим из того, что исламская религия основана на любви и верности к Творцу, а, следовательно, и целью деяний может быть только довольство Всевышнего, что ясно и четко прописывается в Коране: «Небольшое довольство Всевышнего – превыше всего». Поэтому в целеполагании важно четко осознавать дуальность (двойственность) постановки цели: временной и вечной. К примеру, люди, намереваясь построить мечеть, безусловно, преследуют промежуточную коллективную цель  (построенная мечеть), но это лишь временная цель (тактическая), конечной же целью для любого мусульманина является довольство Всевышнего.

Соответственно, критериями оценки  целеустремленности и воспитанности человека выступают:

    Иман – вера во Всевышнего Аллаха и его божественное послание. Вера включает в себя такие составляющие, как вера во Всевышнего Аллаха, Его ангелов, Его небесные книги и Его пророков, в Судный день и предопределение судьбы, в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха. Поверить изначально в правдивость божественного (религиозного) мироздания, это и сложно и просто. Здесь речь должна идти о приобщении человека с самого рождения к иману, обучение его основам ислама и шариата как истинных источников праведности и благочестия. 

Этот процесс осложняется тем, что за последнее столетие в силу объективных социально-исторических обстоятельств потерян уникальный опыт приобщения детей и молодежи к вере. Путь атеистического воспитания, более семи десятилетий насаждаемого в образовании, был пропитан духом  повсеместного экспериментаторства, который все сущее подвергал сомнению и необходимости проверки. Однако в духовно-нравственном воспитании этот принцип не всегда срабатывает. Нельзя проверить то, что должно быть принято без сомнения. Поэтому формирование вероспособности как духовно-эмоциональное и интеллектуально-волевое проявление сущностных сил человека должно быть одной из приоритетных целей воспитания и критерием эффективности воспитательной работы;

Доброта как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);

Истина как руководство при оценке действий и поступков;

Красота во всех формах ее проявления и созидания.

Восхождение к педагогически осмысленному образу цели воспитания обеспечивается посредством правильно сконструированного процесса постановки целей и задач – целеполагания. Четкому построению своих целей, безусловно, способствует ясное представление о таксономии целей в педагогике. Ниже представленная таксономия целей позволяет увидеть логику построения педагогических и жизненных целей (Рис. 3).

 

· Определение путей и средств достижения воспитательного результата · Примеры: организация и проведение коллективно-трудовых дел и др.

Рис. 3. Иерархия целей воспитания

 

Анализ истории целеполагания в образовании убедительно показывает, что российская профессиональная школа отличается большим разнообразием видов целей. Только за последние десятилетия профессиональная школа пережила целую палитру целей от знаниецентристской до личностно ориентированной цели воспитания (рис.4).

Направлена на развитие индивидуально-личностных потребностей и способностей человека, его субъектных и социальных позиций
Направлена на развитие индивидуально-значимых особенностей человека в ущерб его социально-значимым проявлениям
Направлена на формирование знаний, умений и навыков интеллектуально-познавательной деятельности в ущерб другим сферам развития человека
Направлена на формирование коллектива и коллективных отношений, умаляющая индивидуально-личностную ценность человека

 

 

Рис. 4. Цели воспитания

Здесь уместно подчеркнуть, что в отличие от светского целеполагания, в исламской педагогике образ цели изначально задан, определен и обоснован священным писанием. Смысл жизни, цель и предназначение мусульманина заключаются в постоянном приближении к духовно-нравственным эталонам веры, поклонения и искренней любви к Аллаху, его пророкам и праведным людям.

Следуя общепринятой в педагогической науке таксономии целей (идеальные, глобальные, стратегические, тактические и др.), мы предполагаем, что в мусульманской педагогике под идеальной целью подразумевается образ бога как абсолюта и идеала совершенства. Исходя их этого, одной из актуальных стратегий современной педагогики является направленность на развитие духовно развитой, самоактуализирующейся личности в процессе его самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования.

Важно подчеркнуть, что именно на тактическом уровне целеполагания, в рамках которого выстраивается индивидуальный образ цели, человек должен построить программу конструктивной самореализации и восхождения к высшим духовным образцам.

Особенности содержания и процессуальная характеристика«Создать свой собственный образ цели» – звучит красиво, но осуществить это нелегко. На технологическом уровне создание образа цели можно подразделить на несколько этапов.

Первый этап начинается с ознакомления с духовными сверхцелями, жизненными и профессиональными целями и рекомендациями (правилами, наставлениями) по их достижению.

Второй этап связан с накоплением у студентов знаний и представлений о своих потребностях и способностях, обеспечивающих достижение избранных целей и задач. Ниже представлена таблица, где отражены образы возможных целей в соответствии с выделенными группами потребностей человека.

 

Таблица 1

Образы цели в соответствии

с личностнообразующими потребностями

Группа потребностей Образ цели
Психофизиологические потребности Приобретение чувства сытости, ощущений телесного комфорта и сексуального удовлетворения
Потребности безопасности и защиты Достижение чувства комфорта и защищенности.
Потребности принадлежности и любви Достижение ситуаций, в которых можно испытать ощущения «принятости», «понятости», «любимости», «почитаемости»
Потребность самоуважения Приобретение ощущений собственной силы, уверенности, ума, способностей, возможностей. Переживание чувства «нужно­сти», «востребованности»
Потребность в знаниях Переживание ощущения постижения нового, важного; при­обретение чувства ясности, понятности, объяснимости явления; переживание ощущения соприкосновения с Истиной
Эстетические потребности Переживание ощущения красоты и гармонии
Потребности духовного и личностного совершенствования, самоактуализации Переживание чувства высокой одухотворенности, внутренней гармонии, выполненного Долга, проявление искренней веры и сильной воли в процессе реализации собственных способностей и возможностей

 

Из данной таблицы видно, что все потребности продуцируют образ цели, связан­ный с переживанием определенного состояния – состояния удовлетворенно­сти. Именно оно является показателем того, что цель достигнута. Здесь уместно отметить, что высокое чувство удовлетворенности, как правило, мусульмане испытывают после молитвы, выполненной на высоком уровне одухотворенности, самозабвения и долга.

Для каждой группы потребностей – свое состояние удовлетворенности. Понят­но, для того чтобы прийти к цели, необходимо построить программу ее достиже­ния. При этом, чем ниже в иерархии стоит определенная потребность, тем легче построить программу достижения образа цели, сформированного ею. Поэтому многие люди ограничивают себя реализацией образов цели, сформированных пер­выми тремя группами потребностей. Между тем, самого большого напряжения сил, духа и воли требует последняя группа потребностей. Именно она вызывает по достижению цели-результата наибольшее удовлетворение и наивысшее наслаждение.

Третий этапхарактеризуется глубоким осознанием образа цели. Осознаваемый образ цели имеет три аспекта: личный, социальный и духовный.

Таблица 2

Работа с осознаваемым образом цели

 

Аспекты Вопросы для размышления Собственные формулировки образа цели
Личный Каким я хочу стать? Какие черты характера хочу развить, сформи­ровать? Какие уязвимые или теневые аспекты собственной личности хочу проработать? Хочу стать более внимательным, прозорли­вым, уравновешенным, сдержанным, оба­ятельным, уверенным в себе. Хочу не трево­житься по мелочам, быть дисциплинирован­ным в мыслях и чувствах
Социаль-ный Чего я хочу добиться в социальном плане? Какой уровень доходов мне небходим? Какие социальные при­обретения мне нужны (дом, маши­на, самолет и пр.). Уваже­ние и признание какого круга лю­дей мне необходимо? Хочу жить в собственном доме, иметь машину для всех членов семьи, катер, сне­гоход. Хочу приз­нания со стороны наиболее успешных бизнес­менов и быть принятым в правительственных кругах. Хочу давать интервью на телевидении как успешный руководитель и бизнесмен
Духовный В чем я вижу, ощущаю свое предна­значение? Какие мои таланты и способности уже востребованы, а какие еще нет? То, чем я люблю заниматься, то, что приносит ра­дость моей душе, востребовано в моей работе? Я окружен людьми, близкими мне по духу, ритму, устремлениям? Что для меня явля­ется самым главным в жизни в дан­ный момент? Я ощущаю собственное предназначение в том, чтобы вести за собой людей, делать для них что-то хорошее. Я хочу окружить себя и других красотой и удоб­ством, чтобы у них проявились их лучшие качества. Сейчас не все люди, которые меня окружают, близки мне по духу, но, думаю, я смогу добиться духовной близо­сти. Сейчас немало времени уходит не на главное, но я уже чувствую свой путь и знаю пути духовного самосовершенствования

Четвертый этап характеризуется сопоставлением собственных образов цели с образами сверх-целей (высокодуховные, сверхдуховные) и коллективными (социально-коллективные) образами целей.

Пятый этапсвязан с разработкой программы достижения образа целей. В исламской педагогике цели воспитания представляются как ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Гармоничное развитие личности предполагает гармоничное развитие сознания, чувств и привычек поведения в личностном становлении человека, триединство «души, разума и тела» в процессе формировании здорового образа жизни, гармонию личности с самой собой и обществом («самостью» и «социумностью»), гармонию всех воспитательных воздействий на личность человека, сочетание в организуемой педагогической деятельности религиозных, общечеловеческих, национальных и личностных ценностей.

Технологические этапы целеполагания в образовательном учреждении (ОУ) представлены в следующей последовательности:

– изучение и принятие перспективной воспитательной цели учреждения;

– участие в выдвижении стратегических (перспективных) задач ОУ;

– конкретизация общих целевых установок с учетом возрастных особенностей воспитанников группы;

– выдвижение воспитательных задач по направлениям содержания воспитания (нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, физическое) с учетом индивидуально-коллективных особенностей воспитанников и условий, в которых протекает воспитательный процесс;

– постановка конкретных организационно-практических задач, которые отвечают на вопросы, что обеспечить, как использовать, где организовывать, каким образом стимулировать студентов и т.п.;

– продумывание приемов и способов трансформации педагогических задач в задачи практической деятельности студентов;

– выдвижение совместно с воспитанниками задач практической деятельности и самовоспитания.

Критерии эффективности

Модель идеала самовоспитывающейся, самосовершенствующейся, саморазвивающейся личности характеризуют:

– одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;

– устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;

– владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования;

– осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;

– высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность;

– творческий характер деятельности человека;

– результативность, эффективность самоформирования личности.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение сущности цели и целеполагания в воспитании.

2. Каковы функции цели воспитания?

3. Отразите в схеме таксономию целей.

4. Назовите основные этапы целеполагания в области духовного воспитания.

 

 

Практикум

Ознакомьтесь с перспективным планом профессионального образовательного учреждения (с конфессиональным уклоном) и определите уровень соответствия профессиональным целям, возрастным особенностям воспитанников, особенностям группового взаимодействия по курсам и т.д.

Желательно, чтобы планы были из реальных образовательных учреждений, содержали достоверную информацию, не были лишены типичных недостатков для критического анализа и конструктивных предложений по их содержанию и оформлению. В ходе анализа планов на содержательном и организационно-техническом уровнях, определите критерии планирования, предложите структуру (схему) плана воспитательной работы, разработайте памятку по планированию воспитательной работы в ДОУ.

Если хотите знать больше

1. Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М., 1987.

2. Легенький Г.И. Цель и способы воспитания. – М., 1990.

3. Система учебно-воспитательной и внеучебной работы со студентами в БГПУ// Сост. Р.Х.Хайретдинова, Л.М. Вырыпаева. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. – 176с. 

4. Технология планирования // Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. – М.: Школа-Пресс, 1998. – Гл. 19.

5. Титова Е.В. Если знать, как действовать. – М., 1993.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!