А) Общая характеристика развития западноевропейской живописи второй половины 19 века.



Общие характеристики направления «реализм» (1840-1870). Репрезентант: «Сборщицы колосьев» Милле.

-смена иерархии жанров (если в романтизме еще исторический сюжет, то в данном случае бытовой жанр занимает ведущее место);

-этюды создаются маслом – художник схватыват не контур, а свет, что возможно осуществить только посредством краски;

-происходит слияние христианской мифологии с низким бытовым жанром, и тем самым, тяжелый повседневный труд обожествляется, монументализируется;

-огромное значение приобретает пейзаж, даже если это жанровая картина – природа и человек – равноправны;

-единство плоскостности и глубинности, и вообще, во многом равноправие формальных признаков: смутность на ряду с ясностью, живописность и линейность, множественность и единства.

Последним ярким этапом живописи 19 столетия обозначено таким явлением как импрессионизм. Репрезентант: «Вокзал Сен-Лазар» Клода Моне (1877).

-стремление атомизировать реальность;

-рассмотрение каждого элемента мира в отдельности и в совокупности с другими элементами.

-каждая частица мира самооутверждается в своем Бытии, и тем самым соучаствует в самоутверждении Всеобщего Бытия. Это достигается тем, что работа полностью заканчивается непосредственно а природе. Абсолютируется принцип серийности.

-используются чистые краски и эффект оптического смешения, а следовательно, зритель – со-творец.

Совмещение всех традиций: классицизма, романтизма. Импрессионизма и реализма в произведениях преимпрессионистов (Мане и Коро).

Реалистический метод в живописном искусстве явился следующим логическим этапом идеалообразования, в котором предлагается искать идеал и кристаллизовать эталонные формы в окружающей действительности, поскольку нет ничего абсолютного, есть лишь самоценные индивидуумы, составляющие полноту мироздания; именно в них может быть растворена божественная сущность. Развитие в философии позитивистской концепции, а в науке – открытие атомарного устройства вещества породили развитие реалистической концепции в русле углубления в раскрытие объективных форм, в саму их природу и сущность. Мир стал пониматься как царство неповторимых моментов, достойных детального, даже фрагментарного запечатления, в связи с чем стала развиваться новая импрессионистическая техника отдельного мазка, утверждающая концепцию расчленения материи на множество отдельных, но взаимопроникающих элементов. Преимпрессионизм, в свою очередь, явился переходным этапом к высшей форме реализма – импрессионизму, объединив в себе основные концептуальные и содержательные стороны живописных направлений, утвердив концепцию двуемирия, подобного романтическому, но при этом с классицистической трактовкой идеала (системность, устойчивость, структурированность) и реалистическим подходом к объективному анализу действительности и нахождению в ней достойных образцов. Другими словами мир мыслится наполненным индивидуальными сущностями, наделенными качеством эталонности, избранности, в которых раскрывается потенциальная возможность достижения идеала, диктатно растворенного в действительности. Импрессионизм же, максимально развивая логику реализма, приводит идеалообразующую сторону живописи к осмыслению, что мироздание представляет собой сплавленную, взаимоперетекающую посредством природной (например, солнечной) энергии структуру, мельчайшие элементы которой (поры материи) взаимоотражены друг в друге (в том числе, человек – является растворяющим в себе природной качество, принимающим энергию земли, неба, солнца в себя), являя единую систему.

Б) Творчество Франсуа Рюда

1784, Дижон — 1855, Париж. Французский скульптор, крупнейший представитель романтизма в пластике. В юности работал кузнецом, помогая отцу, и одновременно занимался в Художественной школе Дижона под руководством Ф. Девожа. С 1807 в Париже, учится у скульптора Э. Голля, который поручает Рюду выполнение деталей военного снаряжения для рельефов Вандомской колонны, затем переходит в мастерскую П. Картелье.

1) 20-е гг. брюссельский период: восемь барельефов для дворца Тербюэрен. Наиболее совершенная работа - «Охота Мелеагра»,

- стремление передать жизнь природы и человека в динамике развития, ввести в пространственное искусство категорию времени.

-естественность поз,

- торжественность,

- четкость изгибов рук,

2) 30-е… зрелый период, выполнение работ для Триумфальной арки. «Выступление 1792 года», «Свобода», «Марсельеза» (Триумфальная арка обращающаяся со страстным призывом ко всем, кто считает себя французскими гражданами.

Эмоциональность и экспрессия никого не оставляют безучастными. Воздействие оказывает не только порыв движения, а в сочетании с ним лица реальных людей и фигуры-аллегории: опыт, зрелость, юность, свобода).

- Тема революции. Свободы, идеи романтизма,

- доминанта действия в произведениях,

- динамическое равновесие скульптурных масс,

- приоритет актуально-исторической тематики.

- масса фигур образует единое целое,

- диагональная связь в построении скульптуры,

- сила собственного Я, противостоящего смерти,

- визуализация героических порывов, идущих из человеческой души, способных преобразовать мир,

- связь между частями фигуры или персонажами через жесты и взгляды,

- идея продления мгновения в вечности,

- восприятие смерти как борьбы, атаки,

3) поздний период творчества, памятник маршалу Нею (1852-1853),

- порыв, который был присущ и памятникам зрелого периода творчества,

- отказ от античных аксессуаров,

- одновременное использование нескольких поз и жестов как трактовка нескольких этапов действия, процессуальность,

Билет 14.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 617; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!