Экологическая проблема и роль экологической культуры в ее решении. Понятие экологической этики.



В истории европейской культуры наблюдались два типа взаимоотноше-

ний общества и природы, две парадигмы развития этих взаимоотношений.

Антропоцентристскаяпарадигма культуры, ставящая человека в центр ми-

роздания возникла на базе мировоззрения гуманизма периода Возрожде-

ния. Ее сторонники (от Декарта до Канта) считали человека господином и

хозяином природы. Утилитаризм как частный случай антропоцентризма,

утилитарное отношение к природе, утилитарная этика и мировосприятие,

вообще признают только объекты и ценности, которые находятся в пре-

делах интересов человека. Они существуют и преобладают и сегодня, но в

конце ХХ столетия начала утверждаться альтернативная антропоцентризму

и экономически-утилитарному подходу к природе парадигма, получившая

название экологической, или экоцентристской парадигмы.

Применительно к экологии понятие «парадигма» в дальнейшем бу-

дет нами определяться как некая познавательная матрица, включающая

совокупность мировоззренческих принципов, категорий, исследователь-

ских установок и методов, с помощью которых осуществляется познание

окружающего мира неким научным сообществом в определенный период

истории общества.

 

Экологическая культурасегодня стала необходимым компонентом

управленческих решений в области охраны природы и снижения накала

экологического кризиса. Экологические императивы – жесткие ограни-

чения в отношении природы стали одним из условий выживания челове-

чества, человеческой цивилизации. Экологическая культура как неотъем-

лемая часть общей культуры общества и индивида охватывает те стороны

мышления, деятельности и чувств человека, которые соотносятся с при-

родной средой. Она предполагает не противопоставление социального и

природного, не выпячивание их различий, а признание их неразрывного

единства и взаимозависимости.

 

Фундаментом экологической культуры, ее стержнем является экологи-

ческая мораль(этика). В самом широком смысле, экологическая этика – это

этика, обращенная к решению экологических проблем. Она вводит в сферу

человеческой этики мир природы, который прежде считался лишенным

ценностных характеристик. Это означает также, что экологическая этика

(мораль) прежде всего антропологична и лишь во вторую очередь эколо-

гична. Она основана на планетарном мышлении, на восприятие мира как

целостной системы, и предполагает выход за пределами антропоцентризма,

распространение нравственных оценок на природу, на все живое. Эколо-

гическая культура как составная часть новой парадигмы имеет в своем

основании новый тип морали, новый тип отношений к природе. Поэтому

представляется важным анализ философско-этических основ экологиче-

ской морали как необходимый шаг в изучении экологической этики.

 

 

Суммируя все идеи и принципы, содержащиеся в философско-этиче-

ских учениях прошлого и настоящего, можно выделить следующие основ-

ные принципы экологической морали:

–– признание неразрывной взаимосвязи и единства человека, природы и

космоса; как частица природы человек должен жить в условиях коэ-

влюции природы и общества;

–– распространение морально-этических оценок (бережливости, уваже-

ния, ответственности и др.) не только на отношения людей друг к другу,

но и на природу – флору, фауну, на все живое;

–– обязанность предвидения положительных и отрицательных, ближай-

ших и отдаленных последствий своих действий, научно-технических

нововведений и проектов для здоровья человека и природы;

–– императив моральной ответственности нынешнего поколения людей

за состояние окружающей среды перед будущими поколениями, что

предполагает жесткое самоограничение своих потребностей.


Наука в условиях общества знаний: новые порядки знаний.

В современную эпоху развития науки – постнеклассической или по-

стакадемической, – множество факторов меняют характер научной дея-

тельности, всей науки.

Первый из них связан с возникновением разных «порядков знаний».

Они представлены в недавней работе Л.Г. Ионина [49, с.29-50], в которой

кратко рассматриваются идеи немецкого исследователя Г.Шпинера, изло-

женные им в работе «Порядок знания. Организующая концепция третьего

фундаментального порядка информационной эпохи» (1994). Главная идея

немецкого ученого состояла в том, что в эпоху общества знаний (т.е. в пе-

риод информационного общества), наряду с правовым и хозяйственным

порядками существует еще один фундаментальный порядок современного

общества – порядок знаний. Порядок знаний, по его мнению, существовал

всегда, но раньше он не являлся фундаментальным. Классический, или

старый порядок был представлен тремя формами:

а) академическое научное сообщество (в виде «республики ученых»

Х1Х столетия или «научного сообщества» ХХ в., которые оказали

огромное влияние на социально-политическую жизнь, став как бы

образцом формирования демократических принципов в обществе);

б) буржуазная модель либеральной общественности, положившая начало

формирования принципов свободы слова, веры, прессы и т.д.;

в) принцип свободного развертывания личности на базе обоснованных

основных прав и свобод, которые обеспечиваются каждым более или

менее демократическим государством [49, c.30-31].

Этот старый порядок знания не был всегда и всюду реализован пол-

ностью. Он существовал как в качестве идеального типа, являясь мето-

дологическим орудием исследования науки, но и в качестве идеальной

регулятивной идеи, на которую ориентировалась практическая деятель-

ность конкретных ученых и деятельность научных организации. «Форми-

рование этого порядка знания, сосредоточенного в основном на науке,

но являющегося вместе с тем одним из проявлений общей тенденции к

свободе,… стало проявлением того самого процесса онаучивания, который

был сердцевиной социального развития в эпоху модерна. Именно тогда

сложилось существующее и поныне теснейшее взаимодействие между

научным прогрессом и общественным развитием» [там же, c.32]. Но по-

степенно, вследствие развития информационных технологий, возникно-

вения информации как новой формы опыта, т.е. формирования новых

технологий знания значительно разрушается и ослабевает классический

порядок знания, возникает новый порядок знаний.В новом порядке, по

мнению Г. Шпинера, возникают восемь более или менее автономных обла-

стей регулирования знания:

«- Академический порядок знания, где реализуются классические прин-

ципы свободы знания и преподавания.

–– Архивно-библиотечный порядок знания для сохранения задокумен-

тированного знания.

–– Конституционно-правовой порядок знания, ориентированный на обе-

спечение свободы мнения, информационных и прочих, связанных с

знаниями прав личности.

–– Экономический порядок знания, где знания коммерциализированы и

рассматриваются в качестве товара.

–– Технологический порядок знания, где обеспечивается техника изго-

товления и «процессирования» знаний.

–– Бюрократический порядок знания, где сосредоточены документы и

данные, управляемые в согласии с определенными принципами, кото-

рые локализованы где-то «между служебной тайной и демократической

открытостью».

–– Военно-полицейский порядок знания для особого рода знания, свя-

занного с проблемами безопасности, – техническое, бюрократическое,

тайное полицейское знание для потребностей правительства, военных

ведомств, секретных служб.

–– Интернациональный порядок знаний, обеспечивающий внутриго-

сударственный и соответственно международный поток новостей,…

прежде всего через массмедия» [там же, c. 33-34].

Этот подход к современному этапу развития общества представляется

более содержательным, чем абстрактное понятие «информационное об-

щество». Концепция нового порядка знаний, хотя и пользующаяся тради-

ционным немецким словом «новый порядок», открывает для социологии

науки и знаний возможность получения более адекватных представлений

о новой ситуации в современном исследовательском мире, о субъекте

науки, в частности. Этот подход подтверждает и высказанную нами точку

зрения в первой главе книги о сосуществовании разных этапов развития

науки, понятых как доминирующую тенденцию ее развития на данном

отрезке времени.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 415; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!