Основные проблемы этики науки конца ХХ — начала ХХ вв.



Этика наукипредставляет собой философское и социологическое из-

учение взаимоотношений науки и морали: а) в плане воздействия науки

на мораль, знаний и научного прогресса на моральность, нравы людей и

нравственный прогресс общества, влияния ценностей науки на мораль соотношения истины и добра, истинности моральных явлений и б) в плане

воздействия морали на науку, ценностей и норм морали на отношения в

науке и ее результаты, мировоззренческих установок ученого на познание,

действия морали как регулятора научной деятельности и научного обще-

ния, раскрытия содержания гражданской и моральной ответственности

ученых. Этика науки должна органично соединить науку и мораль и ос-

новой здесь выступает идея единства научного познания и ценностных

подходов, идея о науке как социальном институте, существенное предна-

значение которого определяется гуманистическими идеалами.

 

Этика науки должна изучать про-

шлые (традиционные) этические проблемы науки, сегодняшние отноше-

ния и нравы науки и делать обобщения, касающиеся тенденций развития

взаимоотношений науки и морали на будущее.

 

1.

гуманистические проблемы науки,

на биоэтику, т.е. на этические проблемы генетики и на двойственный ха-

рактер генной инженерии.

 

с помощью генной инженерии можно

в неограниченном количестве получать новые, труднодоступные раньше

медикаменты и избавить людей от наследственных болезней путем замены

патологических генов нормальными генами. Но генная инженерия содер-

жала одновременно потенциальную угрозу для человечества, поскольку

манипуляции генами затрагивали самые интимные механизмы генети-

ческих саморегулирующихся процессов, что, в конечном счете, могло

привести к созданию организмов с совершенно новыми генетическими

качествами, эволюционно не обусловленными

Атомная энергия

Научные открытия не должны вести к ухудшению положению человечества. И его исчезновению.


Гражданская и нравственная ответственность ученых в современном мире.

Научная и публицистическая литература последнего десятилетия сви-

детельствует об усилении внимания к проблеме гражданской, особенно

нравственной ответственности ученых, названной в последние годы «эти-

кой ответственности».

Гражданская (социальная) ответственность принимает форму юри-

дической, политической, нравственной (этической) ответственности и

отражает различные типы социальных связей между людьми в обществе.

Специфика нравственной ответственности состоит в том, что она харак-

теризует отношение личности к обществу, социальной или профессио-

нальной группе с точки зрения степени осуществления ею определенных,

конкретных нравственных требований (долга, чести и т. д.).

Грани ответственности разные, но нравственно-психологическое ос-

воение ответственности характеризуется:

1) личностной мотивацией, определяемой ценностными ориентациями

субъекта;

2) определенной избирательностью в спектре избираемых возможностей;

3) организацией внутриколлективной деятельности и формами общения

и обособления.

 

Действительно, проблема гражданской и нравственной ответственности

ученыхв современном мире, которой посвящено наибольшее количество

работ, как в отечественной, так и зарубежной литературе является стерж-

невой проблемой этики наукикак в интранаучном, так и экстранаучном

аспектах. Это не дает, однако, основание, как считают некоторые авторы,

подменять ею всю этическую проблематику науки.

В теоретическом плане, с точки зрения этики, в структуре ответствен-

ности можно выделить субъект ответственности(кто отвечает?), предмет

(за что отвечает?) и инстанцию ответственности(перед кем отвечают).

С точки зрения субъекта ответственности можно выделить два уровня

ответственности: индивидуальную и групповую. Поскольку современная

наука представляет собой, по преимуществу, форму групповой, органи-

зованной деятельности, то есть основание говорить об ответственности

науки в целом. Но групповая ответственность невозможна без наличия

индивидуальной ответственности, т.е. без индивидуальной нравственной

профессиональной совести и ответственности.

Предметже ответственности охватывает не только собственные дей-

ствия субъекта науки или то, что он делает «в соавторстве», но и то, что

делают или делали все, к кому он хоть как-то причастен. Наука, как из-

вестно, не может развиваться без опоры на достижения предшественников

и без обобществления своих результатов, поэтому специфика предмета

ответственности в науке такова, что он не существует без гражданской и

нравственной ответственности науки в целом.

Ответственность ученого (и науки) как форма проявления его про-

фессиональной совести, чести и достоинства, профессионального долга

имеет и в ХХI в. конкретные формы воплощения в зависимости от уров-

ня субъекта науки и касается как внутринаучных,так и внешних аспектов

функционирования науки.

Внутринаучная нравственная ответственность ученого и исследова-

тельского коллектива (команды, группы) принимает по прежнему следу-

ющие формы:

–– за «качество» результатов экспериментов, опытов, информации о них,

воплощенной в научных докладах, статьях, монографиях, патентах;

–– за качественное рецензирование и экспертизу научных работ, проектов

в статусе рецензента журналов, эксперта фондов, проектов, советника

при том или ином уровне государственной власти.

–– за степень обоснованности, проверенности и объективности получен-

ных новых данных, знаний;

Экстранаучная ответственность как индивидуальная, так и коллектив-

ная, имеет свои формы в рамках научной дисциплины. В сжатой форме

можно перечислить ее конкретные выражения. Это ответственность:

а) за выбор направлений, темы научных исследований в рамках своей

дисциплины или программы;

б) за социальное применение своих знаний, открытий во благо общества;

в) за социальные последствия научного прогресса для человеческой ци-

вилизации;

г) за экологические последствия реализации своих идей и за экологиче-

ское воспитание молодого поколения ученых;

д) за обеспечение приоритета отечественной науки на международной

арене;

е) за подготовку и воспитание научной молодежи в духе гуманизма, вы-

соких идеалов науки, воплощенных в этосе науки.

Возникновение новых этических проблем в науке обусловлено двумя

характерными чертами современной науки – неопределенностью и ри-

ском. Например, в изучении различных аспектов охраны окружающей

среды мы имеем дело с чрезвычайно сложными системами.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 504; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!