Научные традиции и научные революции и их роль в развитии наук.



 

Традиция – это придание, передача, форма научной организации, нацеленная на сохранение и воспроизводство существующих знаний. Через этот механизм осуществляется научное знание.

 

Научные традиции и научные революции.

 

Оба элемента являются необходимыми и без того и того наука существовать не может.

Мы должны освоить научную традицию и без этого нельзя состояться как учёному.

Наука –это всегда открытие, это движение вперед, места каждого учёного опровергнуть предшествующую традицию.

В развитии науки мы имеем дело с постоянной сменой революционных стадий и стадий традиционных.

Потребность в научной революции.

Для того чтобы возникла потребность в научной революции. Пересмотр фундаментальных, базовых положений той или иной науки, должна наука впасть в состоянии кризиса, пока кризиса нет, никто ничего нового не будет придумывать и создавать не начнёт.

Наука находится в постоянном кризисе, потому что она ставит себе высокий идеал постижения истины. Но этот идеал не достижим.

 

Учёный никогда не начнёт ничего менять, если все известные ему элементы мира так или иначе в предлагаемой картине мира учтены. Если у него есть методы, которые позволяют ему работать с этими элементами мира.

 

Если присутствует запрос со стороны общества, выражающийся в грантах, заказах на прорывы в каких-то областях.

 

Что может спроецировать изменения в науке?

Мы начинаем перестраивать науку, если в ее основании должны лежать какие то другие принципы. Если мы узнаем что-то новое о способах получения научного знания.

Когда меняются идеалы и нормы исследования. Когда процесс познания выглядит не так как мы его себе представляем. И тогда происходит революция в науке.

 

Научные революции могут происходить с большим количеством жертв и с малым количеством жертв.

Если частные вещи начинают трансформироваться без существенных идеалов и общих представлений, то это мягкая революция. Пример :перехорд от механической к электродинамической картины мира в конце 19 века.

 

Радикальные изменения:

Возникновение квантово-релятивисткой модели. Которая построена на иных основаниях.

Это большой прорыв, большое изменение в мировоззрении. Когда вместо жёстких закономерностей. Мы начинаем описывать мир вероятностными закономерностями заместо жестких закономерностей.

 

Причина революций:

Спровоцированы внутридисциплинарными изменениями. Внутри открытий совершенных внутри самой науки.

 

Междисциплинарный. Когда принципы одной науки начинают внедряться внутрь другой науки. Пример: Всегда считалось что для биологии характерно развитие (идея эволюции), то к космосу эта идея не применялась долгое время. Вселенная считалась стационарной. Теперь это теория эволюционирующей вселенной (расширяющейся вселенной).

 

 

Научная революция может произойти

- из-за накопившихся необъяснённых фактов. (Аномалий)

- из-за внутренней несуразности постулатов, принципов нашей научной картины мира.

 

Философия полезна в условиях научной революции.

- Философия призвана ставить под сомнения и оспаривать то что ученым в силу привычки или удобства может казаться очевидным.

Пример Юнг вдохновивший Эйнштейна на создании релятивисткой концепции мироустройства. 

Понятие научной картины мира и ее роль в научном познании.

 

Научная картина мира – целостная система знаний о мире, образованная на основе обобщения естественно научных понятий. Знания, которые добыты естественными науками в этот момент, взяты в своей целостности в системности и обобщённые (преобразованные) на основе конкретной науки (сейчас это Физика). Знания о других науках присутствуют, но они преобразованы через физику.

 

Картины мира:

 

Классическая картина мира - Ньютон

Неклассическая картина мира - квантовая механика (квантовая механика)

Пост-неклассическая картина мира складывается сейчас на новых принципах, который объединяет все науки в единое целое:

Признаки пост-неклассической картины мира такие как:

- Древовидная структура научных знаний (но присутствует детерменизм- т.е. она задана).

- Неопределённость, случайность индетерминизм, в отличии от детерминизма философские основания науки (этими основаниями являются основные философские понятия и принципы, которые существуют в антологическом, гносеологическом учение о мире)


 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 663; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!