Понятие науки. Наука как познавательная деятельность и как социальныйинститут.



Наука - есть особая деятельность, деятельность теоретическая основанная на логических принципах и осуществляется на логических принципах и методах, выражая свои знания в различных понятиях направлена на сущности вещей.

Деятельность приносит знания

В науку приходят научные знания

Научные знания - это знания, которые обладают рядом своих признаков, эти признаки отличают от обыденных знаний от нравственных эстетических но и выражены эти знания в определенных понятиях и суждениях.

 

Науки сами по себе развиваться не могут!

Философия есть методология научного познания!

Философия и другие науки связанны.

Наука есть социальный институт.

Социальный институт - это определяющий элемент, определяется по существу, он вычленяемый.

Наука система научных организаций

Институты кафедры, обеднения, объединяющие ученых своей деятельностью.

 

Наука как определенная формальность.

Наука оформлена в своих образованиях:

- Кафедры,

- НИИ,

- научные организации, если взятые организации включены а систему общественных отношений.

 

существует связь:

Научные знания - деятельность - общественные отношений

 

Научная деятельность – это не только чисто интеллектуальные действия в рамках чистой мысли, но и умение работать руками с научными приборами и инструментами. В связи с этим научная деятельность требует знания определенных приемов, навыков, средств исследования, теорий.

 

 


 

Основные этапы исторического развития науки.

 

Вячеслав Семёнович Степин (1934-…) – советский и российский философ и организатор науки.

Выделил три этапа развития науки каждому из которых соответствует свой тип научной рациональности.

Научная рациональность — это способ научного мышления.

Этапы:

1) Классическая наукавозникла в начале 17го века и была до конца 19го века. Для неё характерны строгость, четкость, полная согласованность с эмпирическим фактами, изучались простые системы, научные теории понималась как неизменные. Классической науке соответствует классический тип научной рациональности, для которой характерна исключение из науки всего, что относиться к субъекту те исследователю.

2) Неклассическая наука (с конца 19го века до 1960 годов). Здесь истина понималась как относительное явление, зависящее от исследователя и условий. Возможно существование нескольких истинных описаний реальностей. Учёный изучает не саму реальность, а ее проекцию. Для неклассической науки характерны такие понятия как вероятность, случайность, неопределённость. Мир и наука перестали пониматься как вечность и неизменность. В основном наука изучала сложные системы. Для неклассической науки характерен тип неклассический тип научной рациональности, для которой характерен учёт связей между субъектом и объектом, а также обращение внимания на способы исследования.

3) Пост неклассическая наука (с 1960х годов) для неё характерны изучение уникальных развивающихся сложным систем. Сближение эмпирических и теоретических методов. Сближение фундаментального и прикладного знания. Междисциплинарность. Примером такой науки является синергетика (это наука о процессах и законах самоорганизации сложных нелинейных динамических неравновесных систем, она представляет весь мир как единую самоорганизующуюся систему. Основная идея синергетики заключается в том, что соприкосновение системы с хаосом не разрушает ее, а переводит на новый более сложный уровень развития). Для такой науки характерен пост неклассический тип научной рациональности, в которой субъект включается в объект исследования, познания зависят от целостно целевых постановок исследователя и существует связь между научными теориями и гуманитарными знаниями.


Научная рациональность и ее типы.

 

Научная рациональность – это способность мышления человека, основанная на научном разуме. Движение рациональностей, раскрывает новые знания.

Научная рациональность — это способ научного мышления.

 

Характеристики включают в себе объект научного познания, субъект научного познания и те методы на которые они опираются через выделения этих фактов получаем общую характеристику.

----из инетнета

Научная рациональность: в широком смысле - стиль мышления, в узком - логико-методологические представления. Точка отсчета – деятельность, которая рациональна, если люди друг друга понимают и если она эффективна. В науке не всегда понятно, где эффект, важнее социальный аспект. Нормы, правила, стандарты; метод как стандартизированная процедура.

Три крупных стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная революция, м. охарактеризовать как три исторических типа научно рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это – классическая рациональность; неклассическая рациональность и постнеклассическая рациональность. Между ними существует своеобразные перекрытия. Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на пост. рост объективно-истинного знания. Если схематично представить эту деятельность как отношения субъект-средства-объект, то описанные этапы эволюции науки, выступающие в качестве разных типов научной рациональности, характеризуются различной глубиной рефлексии по отношению к самой научной деятельности.

Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия. При решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, и исследователь мог ориентироваться на традиционно классические образцы (например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать нормы квантово-релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования). Точно так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений и познавательных установок неклассического и классического исследования. Они будут использоваться в некоторых познавательных ситуациях, но только утратят статус доминирующих и определяющих облик науки.

Когда современная наука на переднем крае своего поиска поставила в центр исследований уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек, то требование экспликации ценностей в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке на получение объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки. Есть все основания полагать, что по мере развития современной науки эти процессы будут усиливаться. Техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска.

Основные этапы развития НР берут начало с 17в. историческая картина развития науки и соответствующей ей филолофия выглядит так:


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1051; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!