Тема: скульптура как вид изобразительного искусства (самостоятельное изучение, семинарское занятие)



Рязанский Государственный университет им. С.А. Есенина

 

МЕЖСЕССИОННЫЕ ЗАДАНИЯ

 ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ПО КУРСУ

 

 "ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА"

 

 

Составлены канд. пед. наук., доцентом Ивкиной Т.В.

Рязань 2005

Тематика раздела: Искусствоведческие основы теории и методики развития детского изобразительного творчества

(темы изучаются студентами к зачету)

Теория изобразительного искусства, его виды и жанры

Краткий обзор истории изобразительного искусства

Живопись как вид изобразительного искусства

Графика как вид изобразительного искусства

Скульптура как вид изобразительного искусства

Архитектура как вид изобразительного искусства

Народное декоративно-прикладное искусство

Формы работы: лекции, самостоятельное изучение теоретического материала, написание реферата, семинарские занятия.

Тема: Теория изобразительного искусства, его виды и жанры (лекция)

Основные вопросы темы:

1. Искусство как социальное явление.

2. Полифункциональность искусства.

3. Художественный образ в искусстве – форма художественного мышления.

4. Специфика изобразительного искусства.

5. Виды и жанры изобразительного искусства.

6. Краткий обзор истории изобразительного искусства.

7. Основные направления в изобразительном искусстве.

Тема: Краткий обзор истории изобразительного искусства (самостоятельное изучение, написание реферата)

Основные вопросы темы:

1. Искусство доклассового общества.

2. Искусство древнего мира

3. Этапы развития зарубежного изобразительного искусства.

4. Русское изобразительное искусство.

5. Современные тенденции в изобразительном искусстве российских художников.

Литература

и указания к ее изучению

Афанасьева В. Искусство Древнего Востока. – М., 1976.

Борев Ю. Эстетика. – М.: Политиздат, 1988.

Ванслав В.В. Что такое искусство? – М.: Просвещение, 1979.

Виннер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М.,1972

Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. Т 1: Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. – СПб.: Лита, 1998.

Вощинина А. Античное искусство. – М., 1962.

Гомберг-Вержбинская Э.В. Передвижники. – Л., 1970

Ефименко П. Первобытное общество. – Киев, 1953.

Жидков Г. Русское искусство XVIII века. – М., 1951.

Западноевропейское искусство второй половины XIX века. – М., 1976

Зотов А.И. Русское искусство с древнейших времен до начала ХХ века. – М., 1971.

Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Искусство России /Под ред. В. Бутромеева. – М.: Современник, 1997.

Импрессионизм /Пер. с французского П.В. Мелковой. – Л., 1969.

История зарубежного искусства. – М., 1971.

История русского искусства. Учебник для художественных вузов /Под ред. Н.Г. Машковцева. в 2-х томах. – М., 1957-1970.

Косвен М. Очерки истории первобытной культуры. – М., 1957.

Лосев А. Эстетика возрождения. – М., 1978.

Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии. – М., 1976

Матье М. Искусство Древнего Египта. – М., 1970.

Мириманов М. Первобытное и традиционное искусство. – М., 1973.

Пикулев И.И. Русское изобразительное искусство. – М., 1977.

Пилипенко В.Н. Пейзажная живопись.– С.-Перербург, 1994

Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. – М., Пассим, 1995.

Популярная художественная энциклопедия: Архитектура, Живопись, скульптура. Графика. Декоративное искусство /Гл. ред. В.М. Полевой. – М., 1986.

Ракова М.М. Русское искусство первой половины XIX века. – М., 1975.

Ривкин Б. Античное искусство. – М., 1972.

Русские художники от "А" до "Я". – М.: Слово, 1996.

Художники-передвижники. – М., 1975.

По первому вопросу темы рассматривается первобытное искусство: время его происхождения (палеолит, мезолит); особенности графического искусства (рисунки на камнях и кости, стенах и потолках пещер); содержание и средства выразительности первобытных художников (ритм, симметрия); значение погребальных и культовых построек; связь искусства с практической деятельностью, религией и мифологией.

По второму вопросу темы необходимо рассмотреть развитие живописи, скульптуры, архитектуры в государствах Вавилона и Ассирии, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима.

По третьему вопросу следует изучить особенности искусства средневековой Европы: развитие готического и романского стиля в архитектуре; искусство эпохи возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан); европейское искусство XVII - XVIII вв. Особое внимание следует уделить созданию национальных художественных школ: голландской (Рембрандт ван Рейн, Сегерс, Вермеер Делфтский), фламандской (Петер Пауль Рубенс, Ван Дейк), испанской (Диего Веласкес, Рибера), французской (Давид, Шарден, Фрагонар). Изучая зарубежное искусство XIX - XX веков следует рассмотреть влияние Французской буржуазной революции на развитие искусства (Гойя, Делакруа, Руссо, Коро), а также появление новых течений – импрессионизма (Моне, Ренуар, Дега, Писсаро), постимпрессионизма (Сезанн, Матисс, Гоген, Ван Гог, Пикассо), абстракционизма, сюрреализма, экспрессионизма.

По четвертому вопросу необходимо изучить искусство Древней Руси (архитектура, иконопись); развитие русского искусства после реформ Петра I. Развитие классицизма в живописи, архитектуре, скульптуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Ф.И. Шубин, И.П. Мартос, А.П. Лосенко).

Особое внимание необходимо уделить влиянию отечественной литературы и музыки XIX века на художников.

Следует познакомится с творчеством русских художников разных направлений: романтизма (О.А. Кипренский, И.К. Айвазовский), реализма (А.Г. Венецианов, К.П. Брюллов), критического реализма (П.А. Федотов).

Важнейший этап в развитии русского изобразительного искусства – возникновение товарищества художников-передвижников (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.К. Саврасов, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи и др.).   

 

 Темы рефератов:

1. Первобытное искусство

2. Искусство древнего мира

3. Искусство средневековья

4. Искусство эпохи возрождения

5. Зарубежное искусство XVII- XVIII веков

6. Зарубежное искусство первой половины XIX века.

7. Зарубежное искусство второй половины XIX века (импрессионизм).

8. Искусство Франции в начале XX века (постимпрессионизм).

9. Современное зарубежное искусство.

10. Древнеруское искусство (иконопись).

11. Развитие русского искусства в XVII- XVIII веке.

12. Творчество русских художников-передвижников XIX века.

13. Пейзаж в творчестве русских художников.

14. Русское и советское искусство XX века.

 

Рефераты представляет обзорную характеристику изобразительного искусства в данный исторический период, основные направления, стили. Также кратко даются сведения о наиболее известных художниках данного времени и наиболее значительных произведениях. Обращается внимание на связь изобразительного искусства с общими тенденциями развития общества и другими видами искусства (литературой, музыкой, театром). Указываются наиболее известные музеи и картинные галереи, существующие в тот исторический период, история их возникновения.

Реферат должен содержать основные биографические сведения о наиболее известных художниках, творивших в данный исторический период, основных этапах их творческого пути, краткую характеристику наиболее значительных произведений, рекомендации к их использованию в работе с детьми дошкольного возраста.

Реферат должен содержать список литературы искусствоведческого характера и по возможности проиллюстрирован.

 

 Тема: Живопись как вид изобразительного искусства

(самостоятельное изучение, семинарское занятие)

Основные вопросы темы:

1. Понятие живописи. Выразительные средства живописи.

2. Виды живописи.

3. Материалы, используемые в живописи.

4. Жанры живописи и их характеристика.

5. Анализ живописного произведения.

 

Литература

Борев Ю. Эстетика. – М.: Политиздат, 1988.

Ванслав В.В. Что такое искусство? – М.: Просвещение, 1979.

Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. Т 1: Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. – СПб.: Лита, 1998.

Иллюстрированная энциклопедическая библиотека: Искусство России /Под ред. В. Бутромеева. – М.: Современник, 1997.

Костерин Н.П. Учебное рисование. – М., 1984.

Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. – М., Пассим, 1995.

Популярная художественная энциклопедия: Архитектура, Живопись, скульптура. Графика. Декоративное искусство /Гл. ред. В.М. Полевой. – М., 1986.

Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов худож.-граф. фак. Пединститутов /Сост.: Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В.Шорохов. – М.: Просвещение, 1989.

Русские художники от "А" до "Я". – М.: Слово, 1996.

Задания

1. Составить краткий словарь искусствоведческих терминов (атрибут, валер, дивизионизм, жанр, живопись, живопись по сырому, колорит, композиция, лессировка, мазок, миниатюра, натюрморт и т.д.).

2. Проанализировать живописное произведение (на выбор студента).

При подготовке к занятию студент должен дать характеристику живописи как иллюзорно-пространственному изображению предметов и явлений окружающего мира на плоскости посредством цветных материалов. Необходимо охарактеризовать основные изобразительно-выразительные средства живописи: цвет, колорит, композиция, техника мазка и т.д. Студент должен различать виды живописи: монументальную, декоративную, театрально-декорационную, миниатюру, станковую, знать и различать жанры станковой живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр, исторический, мифологический).

Необходимо изучить следующие виды живописи по разнообразию материалов: масляную, темперную, фресковую, мозаичную, витраж, восковую. Знать особенности акварельной, гуашевой живописи.

В пейзажной живописи, опираясь на творчество русских художников живописцев XIX - XX веков (И.К. Айвазовский, А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев, И.И. Шишкин, В.Д. Поленов, А.И. Куинджи, И.И. Левитан, К.А. Коровин, А.А, Рылов, К.Ф. Юон, И.Э. Грабарь) следует охарактеризовать разновидности пейзажа: сельский, городской, архитектурный, индустриальный, марина и др.

Следует охарактеризовать разновидности портрета: парадный, интимный, психологический, социальный, автопортрет. Студент должен привести конкретные примеры.

Рассматривая жанр натюрморта следует выделить и охарактеризовать природный, тематический, символический натюрморт.

В сюжетно-тематической живописи следует выделить и дать характеристику живописным произведениям исторической, бытовой, сказочно-мифологической тематики.

Изучая искусство миниатюры, следует обратить внимание на историю развития этого жанра живописи, особенности данного жанра. Особое внимание следует уделить портретной миниатюре.

Примерный план анализа живописного произведения:

1. Жанр картины.

2. Тема, идея, настроение.

3. Художественное направление.

4. Сюжет.

5. Характер композиционного построения картины (композиционный центр, уровень горизонта, ритмический строй, формат).

6. Цветовое решение, колорит.

7. Атрибуты.

Примерный перечень живописных произведений:

Пейзажи: И. Айвазовский. Черное море; Девятый вал; В. Бакшеев. Голубая весна; Л. Бродская. Внсенние сумерки; Ф. Васильев. Мокрый луг; Перед дождем; В. Верещагин. Мавзолей Тадж-Махал в Агре; И. Грабарь. Февральская лазурь; К. Коровин. Париж. Бульвар Капуцинов; А. Куинджи. Лунная ночь на Днепре; После дождя; Б. Кустодиев. Масленица; И. Левитан. Золотая осень; Март; Весна. Большая вода; Березовая роща; Свежий ветер; В. Поленов. Московский дворик; А. Пименов. Новая Москва; А. Рылов. В голубом просторе; Зеленый шум; А. Саврасов. Грачи прилетели; И. Шишкин. Полдень; К. Юон. Купола и ласточки; Зима;

Натюрморты:П. Кончаловский. Сухие краски; Сирень; И. Машков. Фрукты на блюде;Снедь московская; М. Сарьян. И. Хруцкий. Цветы и плоды;Ж.Б.С. Шарден. Натюрморт с атрибутами искусств;

Портреты:И. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки;В. Боровиковский. Портрет вице-канцлера, кн. Куракина;Портрет М.И. Лопухиной;К. Брюллов. Автопортрет;И. Вишняков. Портрет кн. Ф.Н. Голицина в детстве; О. Кипренский. Портрет поэта А.С. Пушкина; И. Крамской. Портрет писателя Л.Н. Толстого; Неизвестная; В. Перов. Портрет писателя А.Н. Островского; Портрет писателя Ф.М. Достоевского; И. Репин. Портрет композитора М.П. Мусоргского; Стрекоза; В. Серов. Девочка с персиками; З. Серебрякова. За туалетом; В. Тропинин. Кружевница; Портрет А.В. Тропинина, сына художника;

Сюжетно-тематические картины:

бытовой жанр:В. Маковский. На бульваре; Свидание;В. Перов. Тройка А.Пластов. Весна;В. Пукирев. Неравный брак;И. Репин. Крестный ход;П. Федотов. Завтрак аристократа; Сватовство майора; "Свежий кавалер";

исторический жанр:К. Брюллов. Последний день Помпеи; В. Верещагин. Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой;Н. Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича; И. Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года; В. Суриков. Боярыня Морозова; Утро стрелецкой казни; Меньшиков в Березове

мифологический жанр:В. Васнецов. Аленушка; Богатыри; Три царевны подземного царства; Ковер-самолет; Иван-Царевич на Сером Волке; М. Врубель. Царевна-Лебедь; Пан; А. Иванов. Явление Христа народу; М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею;

Тема: графика как вид изобразительного искусства

(самостоятельное изучение теоретического материала, семинарское

Занятие)

Основные вопросы темы:

1. Понятие графики. Материалы, выразительные средства графики.

2. Виды графики.

3. Особенности детской книжной графики.

4. Творчество художников-иллюстраторов детской книги.

Литература

Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. Т 1: Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. – СПб.: Лита, 1998.

Давай учиться рисовать /Под ред. Е.М. Золотарева. – М., 1993.

Костерин Н.П. Учебное рисование. – М., 1984.

Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. – М., Пассим, 1995.

Популярная художественная энциклопедия: Архитектура, Живопись, скульптура. Графика. Декоративное искусство /Гл. ред. В.М. Полевой. – М., 1986.

Рисование.Для обучения детей в семье, детском саду и так далее… Изд.: У- Фактория, Екатеринбург, 1996.

Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов худож.-граф. фак. Пединститутов /Сост.: Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В.Шорохов. – М.: Просвещение, 1989.

Задания

1. Подобрать иллюстративный материал, касающийся творчества художников-иллюстраторов детской книги.

2. Подготовить реферат о творчестве художника иллюстратора детской книги (на выбор студента – Ю. Васнецов, Е. Рачев, В. Конашевич, А. Пахомов, В. Лебедев, Е. Чарушин).

3. Проанализировать творчество художников-иллюстраторов детской книги и заполнить следующую таблицу:

 

Ф. И. художника Литературные произведения Материал, формат Колорит, цвет Особенности изображения растений Особенности изображения животных и человека Индивидуальные особенности творческого почерка художника

 

Раскрывая содержание первого вопроса, необходимо выделить основные изобразительные средства графики: линия, штрих, тон.

Материалы графики разнообразны: карандаши различного вида (простой, цветной, "Живопись"), фломастеры, восковые мелки, пастель, акварель, гуашь, тушь, уголь. Следует знать особенности данных материалов и технику их использования, включая смешивание техник.

Изучая основные виды графики: станкóвую, плакатную, газетно-журнальную, книжную, промышленную, учебно-оформительскую, необходимо обратить внимание на характерные особенности каждого вида.

Виды рисунка по использованию изобразительных средств можно условно разделить на линейные и тоновые. Тоновые рисунки в свою очередь можно разделить на светотеневые, тональные, силуэтные. Следует понимать специфику каждого вида и определять к какому виду относится тот или иной рисунок.

Необходимо знать и уметь показать особенности оформления детской книги: суперобложку, переплет, форзац, корешок, фронтиспис, титульный лист; использование заставок, концовок, полосных, полуполосных, оборочных иллюстраций; особенности шрифта, расположения текста и иллюстраций.

 

Тема: скульптура как вид изобразительного искусства (самостоятельное изучение, семинарское занятие)

Основные вопросы темы:

1. Характеристика скульптуры как вида искусства, выразительные средства.

2. Материалы скульптуры, техника работы с различными материалами.

3. Виды скульптуры по содержанию.

4. Круглая скульптура и рельеф.

5. Жанры скульптуры.

6. Специфика скульптуры малых форм.

Литература

Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. – М., Пассим, 1995.

Популярная художественная энциклопедия: Архитектура, Живопись, скульптура. Графика. Декоративное искусство /Гл. ред. В.М. Полевой. – М., 1986.

Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. Т 1: Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. – СПб.: Лита, 1998.

Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.С. Лепка в детском саду. – М., 1986.

Задания

1. Подобрать иллюстративный материал к теме занятия.

Данная тема предполагает знание следующих понятий: скульптура – пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных передать жизненный облик явлений; средства выразительности скульптуры, виды скульптуры: монументальная, декоративная, станковая; скульптура малых форм. Рассказывая о каждом из видов скульптуры, следует дать характеристики каждого вида и привести примеры.

Студент должен иметь представление о технике и материалах скульптуры, способах обработки различных материалов, взаимосвязи материала и техники обработки.

Необходимо различать Круглую и рельефную скульптуры, знать основные виды рельефа: горельеф, барельеф, контррельеф, уметь привести примеры.

Рассматривая жанры скульптуры, особое внимание нужно уделить портрету, знать, в каком виде может быть представлен портрет в скульптуре (голова, бюст, торс и т.д.).

Отдельно рассматривается скульптура малых форм. Обращается внимание на разнообразие материалов и жанров этого вида скульптуры.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 837; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!