Игры на выявление лидеров и на сплочение отряда.



 

В первые минуты работы важно запомнить одно правило: « Никогда не делай то, что дети могут или хотят сделать сами ».

         Внимание! Во время выполнения заданий внимательно наблюдайте за ребятами. Не всегда конечный результат соответствует истине.

Цыганская повозка.

         Воспитатель (вожатый) предлагает ребятам построить цыганскую повозку. Состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колёс, кучера, пассажиров, жеребёнка на привязи. Время на подготовку задания 3 – 5 минут.

Интерпретация:

 Кучер на данный момент – главный лидер, организатор в отряде. (следите за тем кто руководит построением)

Стены и крыша – те, на кого можно положиться, хорошие исполнители.

Колёса, лошади – те, на ком все стремятся «ехать», и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга.

Жеребёнок – «выпавший», но с претензиями на лидерство.

Пассажиры – основная масса.

      По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.

Различные перестройки.

Отряд целиком или, разбившись на микрогруппы, пробует построить, взявшись за руки в круг, различные буквы и цифры. Задание усложняется тем, что необходимо построить фигуры с углами (звезду, квадрат, треугольник) с запретом на разговоры.

Скала.

  Отряд выстраивается на скамейке или на стульях в ряд вплотную друг к другу. Рассчитывается по порядку номеров. Затем предлагается поменяться местами так, чтобы первый стал последним, а последний первым. (Т.е. номер первый становится последним, аккуратно переходя и держась за ребят. Затем номер два, и так далее).

Сделай шаг вперёд.

Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперёд, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры – организаторы сразу хорошо выявляются.

Положи руку.

 Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в отряде, который им более всего симпатичен (душа отряда), а левую руку на плечо тому, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый определяет кто есть кто подсчётом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в конце организационного периода.

Большая семейная фотография.

(Эту игру можно проводить как для выявления лидера, так и для отслеживания групповой динамики.)

Предлагается, чтобы ребята представили, что они всё – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Больше никаких установок ребятам не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Взрослый может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Воспитателям (вожатым) будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе местоположения.

После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Другой вариант игры на выявление лидеров, состоящий из нескольких заданий:

    Для этого ребята делятся на две – три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: «Сейчас команды будут выполняться, после того как я скомандую «начали» ! выигравшей будет считаться команда, которая точнее и быстрее выполнит задание». Таким образом, создаётся дух соревнования, который является немаловажным для ребят.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором, какое нибудь одно слово. «Начали!»

 Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

 Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем, не договариваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!» Интерпретация этой игры: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры, «заяц». «Итак, кто быстрее!? Начали!». Обычно, функции организатора опять же берёт на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого нибудь другого.

Задание четвёртое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!»

           Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным».

Предложенное количество номеров и комнат в них для команды, состоящей из 8участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трёхместные, двухместные и один одноместный.

Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить её можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.

Игры на сплочение.

Паутина.

      Каждый берёт за руки двух разных людей стоящих, желательно, не рядом. Задача – не разнимая рук распутаться в новый круг.

Башня.

   Необходимо: набор для каждой группы: 1 пачка скрепок, 2 набора соломки для коктейля, 10 листов бумаги, 1 скотч.

Группам выдаётся одинаковый набор материалов для строительства «башни». Группе необходимо построить башню из данного материала. Башня должна быть устойчивой. 10 минут даётся на обсуждение задания, 10 минут на постройку башни, при этом все члены группы должны сохранять молчание. Затем идёт представление моделей башни.

 

Машина.

        Вспомогательного материала нет. «Машина» строиться из членов группы. Необходимо построить любой действующий механизм, при чём все члены группы должны быть в нём задействованы. 10 минут даётся на обсуждение задания, 10 минут на постройку модели машины, при этом все члены группы должны соблюдать молчание. Затем идёт представление моделей действующих механизмов.

Слово.

              Необходимо: 5 коробков спичек (по числу групп).

Группа выстраивается в линию. Члены группы действуют поочерёдно. Необходимо написать слово, используя как можно больше спичек. Время работы не оговаривают. Каждый пишет только одну букву, при чём о том, какое слово будет написано, члены группы заранее не договариваются.

Горящая земля.

Группе предлагается за ограниченное количество времени так расположиться на земле (полу), чтобы на ней оказалось как можно меньше ног участников группы.

Монстр.

     Задача группы состоит в том, чтобы переправить всю команду от этой линии до той. При этом все стартуют одновременно, но по команде ведущего. Причём вся группу может иметь пять точек касания с землёй.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1349; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!