ГЛАВА IV. РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ Отличительные черты региональных религий от религий мировых. 10 страница



Для вероучения пятидесятников характерен так называемый духоцентризм: из трех лиц Божественной Троицы некоторое преимущество отдается Духу Святому.

Пятидесятники образуют несколько разновидностей: пятидесятники двух благословений, пятидесятники трех благословений, радикальные пятидесятники, апостольские пятидесятники, пятидесятники-унитарианцы.


Пятидесятники двух благословений признают Божьими благословениями обращение (принятие веры и освобождение в результате этого от индивидуального греха) и крещение Духом Святым. К этой группе пятидесятников относится наибольшее число пятидесятнических церквей, наиболее многочисленными и самыми известными из которых являются действующие в США и многих других странах Ассамблеи Бога, или Собрание Божье (22 млн. последователей) и Международная церковь четырехугольного Евангелия (около 2 млн.). В России и некоторых других странах бывшего СССР к этой ветви пятидесятничества относятся Епископальная церковь христиан евангельской веры (филиал Собрания Божьего). Многие пятидесятники двух благословений вышли из баптистских церквей, и поэтому их иногда называют баптиствующими пятидесятниками.

Пятидесятники трех благословений считают, что между двумя указанными выше благословениями должно быть еще одно - освящение (полное очищение от всех грехов: как от совершенных на протяжении жизни, так и первородного). Крупнейшими церквами этой группы являются негритянская Церковь Бога во Христе (около 5 млн. приверженцев) и Церковь Бога [Кливленд, Теннесси] (1,7 млн.). К этой же группе относятся субботствующие пятидесятники на западе Украины и небольшая Церковь Бога, объединяющая группу немцев в Казахстане. В значительной своей части пятидесятники трех благословений были прежде перфекционистами, и их порой называют пятидесятниками святости.

Радикальные пятидесятники добавляют к уже отмеченным благословениям и другие, в частности способность к исцелению, пророчество, вознесение и пр. Относящиеся к этой группе церкви довольно малочисленны, из


их числа отметим действующие в США Независимые ассамблеи Бога. На Украине, в Белоруссии, Молдавии, Казахстане также имеется одна организация этой разновидности пятидесятничества - евангельские христиане святые сионисты (мурашковцы).

Апостольские пятидесятники отличаются от пятидесятнических других групп тем, что ими руководят, как они сами считают, “пророки” и “живые апостолы”. Численность апостольских пятидесятников невелика. К этой группе, в частности, принадлежит Апостольская церковь Великобритании.

Наконец, пятидесятники-унитарианцы, в противоположность всем остальным пятидесятникам, придерживающимся доктрины о триединстве Бога, признают одно лицо Бога и крестят новообращенных только “во имя Иисуса Христа”. Самой крупной организацией пятидесятников-унитарианцев является Объединенная пятидесятническая церковь, международная (свыше 1,5 млн. последователей). Ее филиал действует и в странах бывшего СССР -Евангельские христиане в духе апостолов, или смородинцы.

Культовая практика в разных пятидесятнических церквах довольно сильно различается, хотя в целом близка к обрядности в методистских и баптистских церквах.

В настоящее время в мире насчитывается 84 млн. пятидесятников (не считая так называемых харизматов16), из них пятидесятников двух благословений - 48 млн., пятидесятников трех благословений - 8 млн., радикальных пятидесятников - 0,6 млн., апостольских пятидесятников - 5 млн., пятидесятников-унитарианцев - 5 млн. Вместе же с харизматами численность

16 Харизматами именуют приверженцев других церквей, в той или иной степени затронутых пятидесятническим влиянием.


пятидесятников, по подсчетам известного религиеведа Д.Б.Барретта, достигает 373 млн.

Пятидесятничество очень широко распространено по всему миру, и его сторонники имеются в подавляющем большинстве стран. Самые крупные группы их имеются в Бразилии (более 21 млн. собственно пятидесятников, а вместе с харизматами - 23,5 млн.), США (соответственно свыше 10 млн. и более 33 млн.), Чили (более 2 млн. и 3,3 млн.), Мексике (около 2 млн. и 2,3 млн.), Аргентине (приблизительно 1 млн. и 1,8 млн.), Гватемале (800 тыс. и 1,5 млн.).

Непосредственно из методистской среды вышла Армия спасения. Эта организация была создана в 1878 г. в результате преобразования Христианской миссии, основанной в 1865 г. евреем по происхождению Уильямом Бутсом и осуществлявшей благотворительную деятельность в Лондоне. Филантропическая работа наряду с проповедью Евангелия и сейчас является важнейшей функцией Армии спасения, которая придает моральной стороне христианства решающую роль.

Единственным источником веры последователи Армии спасения -сальвационисты - считают Библию. Они, как и большинство методистов, признают наличие у человека свободной воли. Сальвационисты также верят в возможность достижения человеком святости еще при жизни. Основные положения вероучения Армии спасения содержатся в опубликованном в 1878 г. Деле об основах, где, в частности, сказано, что главной целью этой организации является приведение людей к правильному отношению с Богом.

Армия спасения построена на военный лад, в ней поддерживается строгая дисциплина, во время богослужений играет оркестр. Сальвационисты


отказались от всех принятых в христианстве таинств и обрядов. Вместо них были введены свои особые ритуалы, например церемония зачисления в солдаты (то есть прием в церковь) и церемония посвящения детей, сопоставимая с крещением.

Армия спасения представляет собой жестко централизованную организацию. Во главе ее стоит генерал (первым был У. Бутс), ему подчинены офицеры, выполняющие функции священнослужителей. Офицерами могут быть и женщины. Сальвационисты носят форму, похожую на военную.

Армия спасения - международная организация. Она подразделяется на “территории”, каждая из которых охватывает одну и или несколько стран. “Территории”, в свою очередь, состоят из регионов и дивизионов.

Число сторонников этой конфессиональной организации - 5 млн. человек. Они имеются в США (около 450 тыс.), Индии (около 300 тыс.), Индонезии (200 тыс.), Республике Корея (150 тыс.), Кении (150 тыс.), Зимбабве (150 тыс.), Великобритании (около 100 тыс.) и многих других странах.

Еще одна из протестантских конфессиональных групп - плимутские братья - была создана в 1826 г. в Дублине бывшим англиканским священником Джоном Нелсоном Дарби. Первая же конгрегация сторонников этой группы была организована в 1831 г. в английском городе Плимуте, откуда и происходит ее название. Правда, сами приверженцы конфессиональной группы это название не употребляют, предпочитая называть себя христианскими братьями или просто братьями.

Плимутские братья считают своей основной целью возврат к принципам раннего христианства, простоте жизни и культу апостольских времен.


Их вероучение сочетает в себе элементы кальвинизма и пиетизма17. В нем, кроме того, значительное место занимает концепция диспенсационализма. Согласно ей, вся история человечества делится на периоды (диспенсации), в каждый из которых люди заключали с Богом договоры, а затем их нарушали, из-за чего приходилось заключать новые договоры. Плимутские братья также верят во второе пришествие Иисуса Христа до наступления Его тысячелетнего царства. В отличие от некоторых других протестантов плимутские братья не допускают критического анализа Библии. Принимая кальвинистскую доктрину предопределения, они считают, что признаком предопределения человека к спасению является его истинная вера в Бога.

Таинств плимутские братья не признают. Основными же их обрядами являются крещение, совершаемое путем погружения в воду, и хлебопреломление, для которого используются обычная буханка хлеба и вино или виноградный сок. Эти обряды могут совершаться любым верующим. Духовенства у плимутских братьев нет. Плимутским братьям разрешается заниматься только теми видами деятельности, которые сравнимы с занятиями людей новозаветного времени. Они не должны употреблять спиртные напитки, не одобряются также занятия спортом и азартные игры.

В мире насчитывается 2,4 млн. плимутских братьев. Больше всего их в Великобритании (около 400 тыс. человек), Индии (более 200 тыс.), Германии (около 100 тыс.), США (свыше 100 тыс.), а также на Тайване, в Аргентине,

17 Пиетизмом называют течение в протестантизме, последователи которого делали акцент на благочестии и глубине веры, не придавая особого значения церковным обрядам.


Демократической Республике Конго (приблизительно по 100 тыс. в каждой из этих стран).

Единая прежде деноминация сейчас распадается на две основные ветви: плимутские братья (открытые) и плимутские братья (замкнутые). Эти ветви появились в результате раскола, происшедшего в 1848 г. Группа, оставшаяся верной Джону Нелсону Дарби, образовала ветвь плимутских братьев (замкнутых). Перешедшие же в оппозицию к Дж. Н. Дарби основали новую деноминацию плимутских братьев (открытых). Сторонники ее считают, что молитвенные собрания должены быть открытыми, за что и получили свое название. В целом же две указанные ветви близки между собой. Плимутские братья (открытые) позже раскололись на ряд отдельных групп. Они в целом насчитывают около 2 млн. человек, численность же плимутских братьев (замкнутых) составляет приблизительно 400 тыс. человек.

Генетически связана с плимутскими братьями (открытыми) возникшая в России в 70-х годах XIX в. деноминация евангельских христиан, позже объединившаяся с баптистами.

Сходное название - братья - имеет и другая конфессиональная группа (ее сторонников называют также данкерами, тункерами или немецкими баптистами), возникшая в 1708 г. в Германии, в Пфальце, в реформатской среде и возглавленная Александром Маком.

Данкеры выступили против огосударствления церкви, секретных обществ, клятвенных заверений (в том числе присяги), судебных тяжб, мирской одежды. Они резко осуждают любое насилие и являются убежденными пацифистами.


Крестятся данкеры во взрослом возрасте путем троекратного полного погружения лицом вперед, откуда и происходит само их название. Из обрядов, помимо крещения, ими практикуются причащение, омовение ног, братский поцелуй, помазание больных маслом и возложение рук для христианского служения.

За свою антигосударственную позицию данкеры подвергались преследованиям властей, что заставило их эмигрировать в Нидерланды, а оттуда в США.

Дискуссии по вопросам образования, оплаты труда священников, создания руководящих церковных органов и одежды верующих привели к разделению данкеров на три основные группы: ультраконсерваторов, умеренных консерваторов и прогрессистов.

Общая численность данкеров - около 700 тыс. человек. В результате миссионерской деятельности представителей этой конфессии сейчас можно встретить не только в США (где их насчитывается несколько менее 300 тыс.), но и в ряде других стран. В частности, значительная группа данкеров имеется в Центральноафриканской Республике (около 300 тыс.).

Пацифизм свойствен и квакерам - одной из протестантских деноминаций, относящихся к радикальному крылу английского пуританства. Официальное название этой конфессии, принятое с конца XVIII в., -Религиозное общество друзей. Конфессия была основана в 1652 г. (по другим данным - в 1648 г.) жителем северной Англии сыном ткача Джорджем Фоксом.

У квакеров нет жесткого, строго зафиксированного вероучения, вследствие чего сторонники этой конфессии могут придерживаться сильно различающихся взглядов по догматическим вопросам, в частности таким, как


доктрины о триединстве Бога и о природе Иисуса Христа. Весьма характерной чертой учения квакеров является их вера в возможность непосредственного общения с Божественным Духом в результате внутреннего озарения человека. По представлениям квакеров, Божественное откровение не ограничивается Библией, а продолжается в постоянном общении верующих с Богом, причем это общение они считают не менее важным, чем Священное Писание. Основные религиозные воззрения квакеров изложены в опубликованном в 1676 г. сочинении одного из их духовных руководителей Роберта Барклая - “Апология истинного христианского богословия”.

Квакеры отвергли не только таинства, но и многие религиозные обряды. Они отказались также от рукоположенных священников, и проповедовать у них может любой человек (как мужчина, так и женщина), на которых снизойдет озарение. Иногда молитвенные собрания квакеров проходят в полном молчании (если никто не ощутит внутреннего озарения для проповеди). Собираются верующие в обычных комнатах.

Квакеры считают, что учение Христа должно быть приложено ко всем сторонам жизни человека, и поэтому являются убежденными пацифистами. Раньше они категорически отказывались от прохождения военной службы, теперь же верующим разрешено самим решать вопрос о службе в вооруженных силах. Квакеры не должны давать клятвы, им предписывается носить лишь простую одежду (в настоящее время это требование несколько смягчено), просто держать себя и просто говорить.

В настоящее время численность квакеров составляет 500 тыс. человек. Больше всего их живет в США (130 тыс.) и Кении (свыше 100 тыс.), есть они также в Боливии, Великобритании и некоторых других странах.


Самая крупная квакерская организация - Объединенное собрание друзей. Центр ее находится в США в г. Ричмонде (штат Индиана). По своим позициям к ней близко действующее в Англии Религиозное общество друзей (с центром в Лондоне).

Как уже отмечалось, существуют протестантские по духу деноминации, возникшие, однако, еще до Реформации. К таким дореформационным протестантским деноминациям принадлежат, в частности, моравские братья (Моравская церковь). Время возникновения деноминации относят к 1457 г. Ее создали последователи Яна Гуса, вдохновленные новаторскими идеями другого церковного реформатора Петра Хельчицкого, решительно выступившего против власти римского папы и католической обрядности. На первых порах эта конфессиональная группа называлась богемскими братьями, но после разгрома во время контрреформации значительная часть их переселилась в Моравию. Долгое время это религиозное объединение действовало в условиях глубокого подполья. В 1722 г. из-за преследований со стороны властей богемские братья мигрировали в Саксонию, где сочувствовавший им немецкий пиетист18 граф Николаус Людвиг Цинцендорф предоставил им для поселения свои земли. Переселенцами был основали город Гернгут (что означает “Владение Господне”). В Саксонии эта конфессиональная группа стала называться моравскими братьями или гернгутерами. Под влиянием Цинцендорфа в вероучении церкви появились сильные пиетистские элементы.

В настоящее время вероучением моравских братьев считается лютеранское Аугсбургское   исповедание, принятое ими, правда, с

18 Пиетизмом называют мистическое учение в протестантизме, придающее наибольшее значение личному благочестию.


определенными оговорками, так моравские братья всегда с недоверием относились к любым доктринам.

Как и лютеране, моравские братья считают Священное Писание единственным источником веры. Они признают таинства крещения и причащения.

В богослужении в Моравской церкви сочетаются упрощенный вариант литургии со свободной импровизированной молитвой.

Эта конфессиональная группа далеко не всегда создает свои самостоятельные церкви и часто предпочитает быть церковью внутри церкви (обычно в составе лютеранской церкви).

Моравские братья имеют духовенство трех степеней: епископов, пресвитеров (священников) и диаконов. В отличие от лютеран священники у моравских братьев не носят священных облачений и лишь для совершения причащения надевают белый стихарь19.

В церковном устройстве сочетаются епископальная и пресвитерианскя формы. Церковь делится на четыре так называемые домашние провинции: Европейскую, Британскую, Северо-Американскую и Южно-Американскую. Существуют также миссионерские провинции, постепенно переходящие к автономии. Внутренние же церковные дела решаются самостоятельно каждой церковной общиной в русле политики, проводимой провинцией.

Миссионерская работа привела к распространению деноминации далеко за пределы Европы. Общая численность ее последователей составляет около 600 тыс. человек. Из них 230 тыс. приходятся на Танзанию, несколько более 100 тыс. - на ЮАР около 60 тыс. - на США. Имеются моравские братья в

19 Стихарь - длинная одежда с широкими рукавами.


Суринаме, Никарагуа, Германии и некоторых других странах. В Чехии же в настоящее время живет лишь 5 тыс. сторонников этой деноминации.

Другая дореформационная протестантская конфессия - вальденсы -возникла еще раньше, чем Моравская церковь. Она была основана в 1173 г. (по другим данным в 1170 г.) богатым лионским торговцем Пьером Вальдом20. Призвав, следуя Христу, жить в бедности и осудив богатство и распущенность католического духовенства, Пьер Вальд отказался от всего своего имущества и стал нищенствующим проповедником. Вплоть до эпохи Реформации вальденсы формально не порывали с католической церковью. Тем не менее в их вероучении было много идей, с которыми в XVI в. выступили протестанты. На протяжении многих веков вальденсы подвергались жестоким гонениям, что заставило их поселиться в труднодоступных районах на границе современных Италии и Франции.

На вероучение вальденсов после 1532 г. (именно в этом году вальденсы окончательно порвали с Римско-католической церковью и превратились в самостоятельную церковную организацию) сильное влияние оказал кальвинизм. Вальденское вероучение целиком основывается на Священном Писании. Вальденсы не верят в существование чистилища. Они сохранили лишь два таинства: крещение и причащение, хотя и не верят в истинное присутствие тела и крови Христа в элементах причастия. Вальденсы не поклоняются Богородице, хотя и почитают ее, не обращаются к святым с просьбой о заступничестве перед Богом, не молятся за умерших. Они отказались от культа святых мощей.

20 Сами вальденсы, а также некоторые протестантские историки религии называют более раннее время возникновения этой конфессии, однако их версии носят полулегендарный характер.


Сохранили вальденсы и некоторые черты, отличающие их от более поздних протестантов. В частности, они не разделяют распространенную в протестантизме доктрину оправдания одной верой. Приняв догмат о предопределении, они тем не менее считают, что для спасения необходимо совершение добрых дел. Вальденсы отказались от клятв, запрещают любые убийства (в том числе на войне или совершаемые по судебному приговору), отрицают целесообразность праздников.

Богослужение у вальденсов состоит из чтения отрывков из Библии, молитвы Господней (Отче Наш) и проповеди. В их церквах отсутствуют священные изображения.

У вальденсов имеется духовенство трех степеней: епископы, пресвитеры, диаконы, и все они могут вступать в брак. Епископы избираются, причем в голосовании участвует духовенство всех трех степеней.

Высшим церковным органом у вальденсов является ежегодно созываемый генеральный синод, избирающий на семилетний срок модератора (председателя на официальных церковных собраниях).


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 522; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!