ГЛАВА IV. РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ Отличительные черты региональных религий от религий мировых. 14 страница



4 Неоплатонизм - направление в античной философии, в основе которого было
представление о единстве бытия и его иерархической структуре.

5 Гностицизм - религиозно-философское течение, пытавшееся сочетать
основные христианские положения с элементами античного, языческого
миропонимания.


установок шариата. Внутренняя же, “тайная” доктрина весьма далеко отходит от мировоззренческих положений ислама. Бог-абсолют рассматривается как непознаваемая абсолютная истина. Он выделяет из себя мировой разум, который, в свою очередь, порождает мировую душу, а мировая душа творит первичную материю, создающую затем Землю, небесные светила и все живое. Мировой разум на Земле , считают исмаилиты, воплощали пророки: Адам, Ибрахим, Нух, Муса, Иса, Мухаммед и Исмаил. Имам рассматривается исмаилитами как воплощение мировой души.

От буддизма исмаилизм заимствовал учение о переселении душ.

Исмаилиты разделены на несколько ветвей, образовавшихся в результате расколов в их среде. В конце XI в. после смерти халифа аль-Мустансира (из исмаилитской династии Фатимидов) часть исмаилитов выбрала своим руководителем старшего сына халифа, Низара, другая часть - младшего сына, Мустали. Фатимидский халифат, в который в то время входили Египет и другие страны Северной Африки, а также Сирия, удалось удержать мусталитам, придерживавшимся более умеренных взглядов, низариты же, отличавшиеся нетерпимостью и использовавшие в борьбе с противниками методы террора, укрепились в некоторых горных районах Сирии, Ливана, Ирака и Ирана. Со второй половины XIII в. началась миграция низаритов в Индию, которая позже стала основным районом их расселения. С середины XIX в. имам низаритов, фактически почитаемый ими как живой бог, стал носить титул Ага-хана. Резиденция его находится в городе Бомбее. Низаритов в настоящее время называют также ходжа и агаханитами.

Мусталиты после падения Фатимидского халифата во второй половине XII в. мигрировали из Египта в Йемен. Часть из них затем переселилась из


Египта в Индию, где вела весьма успешную прозелитическую работу. В начале XVII в. их центром стал Гуджарат, где в городе Сурат живет их духовный глава.

Мусталиты в конце XVI в. разделились на две группы, между которыми, впрочем, практически нет каких-либо догматических различий. Это даудиты (бохра) и сулайманиты.

В XI в. от исмаилизма в Египте отпочковалась секта друзов, вероучение которой еще более отдалилось от догматов ортодоксального ислама, чем учение “классических” исмаилитов. В частности, в него вошли многие зороастрийские и христианские положения, а также элементы доисламских религиозных верований. Секта названа по имени фанатичного приверженца фатимидского халифа аль-Хакима - ад-Дарази, объявившего о божественности халифа. И хотя друзы до сих пор придерживаются положения о божественности аль-Хакима, к своему эпониму6 они относятся без какого-либо уважения и называют сами себя не друзами, а “аль-муваххидун” (араб. “исповедующие единобожие”).

Друзское вероучение в самом Египте не прижилось, зато обрело сторонников среди горцев Сирии и Ливана.

Так же как и у исмаилитов, у друзов есть несколько степеней посвящения. Они подразделяются на “неведающих”, “вразумленных” и “совершенных”, причем сокровенные доктрины друзского учения знают лишь лица, достигшие второй и третьей степени посвящения.

Друзы верят во второе пришествие аль-Хакима, который таинственным образом исчез. Среди них распространена вера в возможность воплощения Бога в человека и в переселение душ.

Эпоним - человек, дающий чему-либо свое имя.


Друзы не выполняют предписаний шариата, не совершают обрезания, едят свинину и пьют вино. Друзская обрядность очень проста. К покойным родственникам друзы не испытывают какого-либо почтения, и для их кладбищ характерно запустение.

Друзы в еще большей степени, чем остальные шииты, используют принцип “такия”.

Исмаилитские положения легли в основу вероучения еще одной шиитской секты - нусайритов. Однако вероучение это (как и вероучение друзов) носит синкретический характер, и в нем имеются также элементы гностического христианства и древневосточных астральных верований.

Наиболее принятое сейчас название секты - нусайриты - происходит от имени жившего в IX в. богослова Мухаммеда ибн Нусайра ан-Нумайри, выступившего с проповедью о божественности одиннадцатого шиитского имама Абу Мухаммеда аль-Хасана ибн Али аль-Аскари. Более позднее название секты - алавиты (араб. “аль-алавийун” сторонники Али).

Хотя эпоним секты жил в IX в., реально секта сложилась несколько позже - в X в.

Бог представляется нусайритам в виде неразрывной троицы: “Мана” (смысл), “Исм” (имя), “Баб” (врата). Троица эта периодически воплощается в пророках, и последним ее воплощением были Али, Мухаммед и Сальман аль-Фариси ( перс, один из сподвижников Мухаммеда). Главное положение в троице занимает Али.

Нусайриты почитают Солнце (ассоциируется с Али), Луну (ассоциирует­ся с Мухаммедом), звезды, утреннюю и вечернюю зарю, у них существует культ священных рощ и горных вершин. Имеется также вера в переселение душ,


причем считается, что души праведников после смерти уходят к звездам, а души грешников переселяются в тела животных.

В секте имеется две степени посвящения. В соответствии с этим все ее члены делятся на “простых” и “особых”, причем у последних есть свои священные книги, подлинный смысл которых не раскрывается “простым”. Женщинам посвящение недоступно, поскольку, по мнению нусайритов, у них нет души.

Нусайритская обрядность несколько напоминает христианскую. В богослужении используется Евангелие, верующие причащаются хлебом и вином. Отмечаются также некоторые христианские праздники, почитаются Иисус Христос (Иса) и ряд христианских святых. Вместе с тем священная книга нусайритов “Китаб аль-Маджму - составлена на основе Корана.

Нусайриты делятся на две основные группы, различающиеся между собой по деталям обрядности: северную - Шамалийя с религиозным центром в Киликии на юге Турции, и южную - Киблийя, резиденция главы которой находится в городе Кардах в Сирии.

Нусайритом является нынешний президент Сирии Хафез Асад.

Еще одной шиитской сектой, воспринявшей некоторые положения исмаилизма, является ахл-и хакк (араб. “люди истины”), начавшая складываться не позже XIV в. Большую роль в формировании секты сыграл живший в XV в. в Курдистане султан Сохак. У секты имеется и другое название - али-илахи (араб. “обожествляющие Али”), которое, однако, сами сектанты не употребляют. Из-за сходства второго названия с альтернативным наименованием нусайритов - алавиты - эти две секты порой отождествляют, что, конечно, неверно.


Помимо исмаилизма, на вероучение секты заметное влияние оказали христианство и доисламские древневосточные верования.

Ахл-и хакк не представляет собой целостности и скорее является не единой сектой, а рядом близких между собой конфессиональных групп, не имеющих общего вероучения, хотя и обладающих некоторыми сходными чертами.

В ахл-и хакк, как и в других “крайних” шиитских сектах, фактически обожествлен халиф Али. В то же время приверженцы секты считают, что существо Аллаха не может быть познано. Божество, согласно догмам ахл-и хакк, семь раз воплощалось в людях. Первым воплощением был творец мироздания Хавандагар, вторым - Али, третьим - шах Хошин, четвертым -султан Сохак и т. д. Сектанты ждут скорого пришествия “владыки времени”, который обновит мир.

В секте ахл-и хакк нет веры в загробную жизнь Вместе с тем сектанты верят в переселение душ, в связи с чем у них нет страха перед смертью.

Религиозные собрания в секте проводятся конспиративно и в ночное время. Они сопровождаются ритуальной трапезой и плясками. Совершаются также жертвоприношения и самоистязания.

В отличие от других мусульманских течений, в ахл-и хакк отвергаются многоженство и разводы.

В секте, как и у других шиитов, действует принцип “такия”, и сектанты выдают себя окружающим за имамитов. Скрываются ими от окружающих и священные книги.


В разных странах секта ахл-и хакк известна под различными наименованиями: в Турции ее сторонников называют алеви, или кызылбаши, в Иране - курд-бача и иными наименованиями, в Ираке - шаббаки и т. д.

Особое положение в шиизме занимает основанная в конце XIII - начале XIV в. в Малой Азии секта бекташи, которую часто определяют как своеобразный суфийский орден. Эпонимом секты является ее полулегендарный основатель - Хаджжи Бекташ Руми.

Вероучение бекташи в своей основе шиитское, однако в нем присутствуют также христианские и языческие элементы.

В секте почитают двенадцать шиитских имамов, и особенно первого имама - Али. Большим уважением пользуется и шестой имам - Джафар ас-Садик. Для многих сторонников секты характерна вера в троицу, в составе которой Аллах объединен с Мухаммедом и Али.

В Коране последователи секты бекташи усматривают скрытый смысл, понятный лишь посвященным в тайны мистического пути.

Секта заимствовала от христиан причащение хлебом и вином (добавив в качестве элемента причастия еще сыр). Раз в год практикуется также исповедь религиозному наставнику, который отпускает грехи. От членов секты требуется безбрачие.

Посвященные члены секты освобождены от выполнения правил шариата. Полностью отвергается “салят” - пятикратная мусульманская молитва. Пост в секте отличается от поста у других мусульман и приходится не на девятый месяц мусульманского лунного календаря - рамадан, а на первые десять дней первого месяца этого календаря - мухаррама.


Хотя в вероучении бекташи преобладают шиитские элементы, сектанты, живя в суннитской среде, в целях защиты от преследований подчеркивали свою близость к суннизму, указывая на якобы существовавшую духовную связь своего основателя со вторым суннитским халифом Абу Бакром.

По числу последователей шиизм сильно уступает суннизму: к нему относится 16 % всех мусульман. Подавляющее большинство шиитов (около трех четвертей) являются имамитами. Что же касается других ветвей шиизма, то, по очень приблизительной оценке, исмаилитов насчитывается 20 млн., ахл-и хакк - 13 млн., зейдитов - 7 млн., нусайритов - около 2 млн., шейхитов - более 1 млн., друзов - 0,7 млн., нуктавитов - 0,4 млн., бекташи - свыше 0,2 млн.

Шииты численно преобладают в сравнительно небольшом числе мусульманских стран. Подавляющее большинство (семь восьмых) населения они составляют только в Иране. На Бахрейне шииты образуют три четверти населения, в Ираке - более трех пятых, в Азербайджане - четыре седьмых (70 % всех мусульман), в Ливане (вместе с друзами) - две пятых (две трети всех мусульман), в Йемене - около двух пятых (шиизм представлен здесь главным образом зейдитами), в Пакистане - свыше одной четверти. В большем или меньшем числе шииты имеются во всех мусульманских странах Юго-Западной Азии. Из двух шиитских богословско-правовых школ усули распространена прежде всего в Иране и северных районах Ирака, ахбари - в Индии, на Бахрейне, в южной части Ирака и в районе города Хорремшехр на крайнем юго-западе Ирана.

Что касается шиитов, принадлежащих к различным сектам, то они в настоящее время не находятся в большинстве ни в одной стране. Исмаилиты рассеяны по 25 странам, но больше всего их в Индии, Пакистане, Афганистане,


Иране, Таджикистане (там они сосредоточены в Горно-Бадахшанской автономной области, где образуют бóльшую часть населения) и Кении. Друзы живут в подавляющем большинстве в Сирии и Ливане, нусайриты - в Сирии и Турции, ахл-и хакк - в Турции, Иране и Афганистане. Зейдиты в основном сконцентрированы в Йемене, их ответвление - нуктавиты - в Иране.

Хариджизм.Хариджизм (араб. “аль-хаваридж” - “выступающие”) - срав­нительно мало известное третье (помимо суннизма и шиизма) направление ислама. Сложилось в конце 50-х годов VII в. в процессе развернувшейся в Халифате борьбы за власть. Его образовала часть сторонников двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда - Али после того, как он проявил нерешительность в своем противостоянии с шурином Мухаммеда - Муавией, согласившись на третейский суд. Хариджиты повели вооруженную борьбу как против Муавии, так и против Али.

В отличие от шиитов, выступавших за наследование власти в имамате (халифате), и суннитов, стоявших за условную выборность власти, хариджиты утверждали, что имамом-халифом может стать любой член религиозной общины, хорошо знакомый с догматами ислама, причем в случае обнаружившегося несоответствия имама занимаемой должности он может быть смещен и даже казнен.

Хариджиты быстро раскололись на несколько сект, из которых до настоящего времени сохранилась только одна, наиболее умеренная - ибадиты. Она была основана в 80-х годах VII в. Абдаллахом ибн Ибадом в городе Басра. В начале VIII в. за свои оппозиционные выступления основная часть ибадитских вождей была выслана в Оман, где ибадизм добился больших успехов.


Ибадиты требуют чистоты ислама, строгого следования всем религиозным предписаниям. Вместе с тем, по их мнению, вера человека должна подкрепляться добрыми делами на пользу общины.

В отличие от суннитов и шиитов хариджиты признают лишь двух первых халифов - Абу Бакра и Омара. Для них характерны призывы к социальной справедливости, осуждение роскоши. Запрещаются музыка, игры, курение табака. Ибадитские мечети существенно отличаются по своему внешнему виду от суннитских и шиитских. В них нет вздымающихся ввысь минаретов, их стены не украшает вязь.

В настоящее время в вопросах вероучения ибадиты во многом сблизились с суннитами. Ибадитская богословско-правовая школа сходна с ханафитским мазхабом суннизма.

Численность ибадитов невелика - немногим более 1 млн. человек (0,1 % всех мусульман). Основной район концентрации ибадитов - Оман, где они образуют большинство населения. Кроме Омана, ибадиты имеются в Объединенных Арабских Эмиратах, странах Магриба (Алжире, Тунисе, Ливии, Марокко) и на острове Занзибар в Танзании, однако во всех этих местах численность ибадитов невелика.

Ахмадие.Совершенно особое место занимает в исламе секта ахмадие, которую основные исламские направления не признают мусульманской (а в Пакистане последователям ахмадие даже запрещено называть себя мусульманами).

Секта возникла в конце 80-х годов XIX в. в суннитской среде в провинции Пенджаб, входившей тогда в состав Британской Индии. Ее основателем был Мирза Гулам Ахмад Кадиани.


Ахмадие носит синкретический характер. Наряду с положениями суннитского ислама в ее вероучении немало элементов христианской и индуистской религий. Примирение ислама с христианством и индуизмом было одной из основных целей секты.

Гулам Ахмад рассматривается большинством сектантов как последний пророк, посланный Богом всему миру. В нем , по их представлениям, одновременно воплотились мусульманский махди, христианский мессия и одна из аватар индуистского бога Кришны.

В качестве своей священной книги ахмадие признает Коран, однако ему дается далеко не традиционная интерпретация. Много в секте и других новаций. Так, хаджж ее члены совершают не в Мекку, а в Кадиан в Пенджабе, где жил Гулам Ахмад, и в Сринагар в Кашмире, где, по мнению ахмадие, похоронен Иисус Христос. Сектанты считают, что Христос, когда его сняли с креста, не был мертвым и через какое-то время выздоровел. Они также верят, что Христос затем переселился в Кашмир и долго там прожил.

В отличие от других мусульман ахмадие отвергает джихад - священную войну против неверных.

Так же как мусульмане и христиане, члены секты верят в загробную жизнь, рай и ад, однако допускают возможность перехода из ада в рай раская­вшихся грешников.

На молитвенных собраниях ахмадие мужчины и женщины свободно общаются между собой, во время богослужений звучит музыка. Иногда в храмах устраиваются лотереи.

В 1914 г. секта раскололась на две ветви: более многочисленную кадиани, признающую Гулама Ахмада последним пророком, и сравнительно


небольшую группу лахори, в которой основатель секты рассматривается лишь как реформатор ислама.

Общая численность последователей ахмадие - 12 млн. человек. Самые крупные группы сторонников секты имеются в Пакистане - 4 млн., и Гане - 1 млн. Приверженцы секты есть также в других странах Азии (Индии, Афганистане, Иране, Сирии, Ливане, Иордании, Израиле, Малайзии, Сингапуре, Индонезии и т. д.) и Африки (Сенегале, Гамбии, Мали, Сьерра-Леоне, Либерии, Нигерии, Кении, Уганде, Танзании, Джибути и т. д.), некоторых странах Европы, Америки и даже Океании.


ГЛАВА III. БУДДИЗМ

Общая характеристика буддизма.Буддизм - первая по времени возникновения мировая религия. Основателем ее был Сиддхартха (имя, букв. -“тот, чья цель достигнута”) Гаутама (фамильное имя), индийский царевич, родившийся в небольшом поселении Лумбини в Непале в VII в. до Р. Хр.(по другим данным - в VI в. до Р. Хр.). Его отец Суддходхамма стоял во главе небольшого государственного образования, расположенного в приграничных районах Индии и Непала. Воспитанный в роскоши, огражденный от превратностей житейских невзгод, Сиддхартха Гаутама однажды случайно увидел мрачные стороны жизни: старость, болезни, смерть. Все это глубоко потрясло впечатлительного молодого человека, который в 29-летнем возрасте навсегда ушел из дома, покинув жену и сына. Вначале он искал пути к спасению в аскетизме, но затем разочаровался в нем. Погрузившись на несколько недель в медитацию, Сиддхартха Гаутама, согласно буддийскому канону, достиг просветления, став Буддой (“просветленным”). Ему было тогда 35 лет, и после этого он вместе с появившимися у него учениками 45 лет странствовал по Индии, проповедуя свое учение. В 80-летнем возрасте Будда умер в небольшом поселении Кушинагара.

Буддизм сложился как реформационное движение, направленное против господствовавшего в Индии в ту пору брахманизма, как своего рода антитеза этой религии с ее жестоким кастовым строем и произволом жрецов-брахманов. Следует отметить, что в раннем буддизме основной упор делался не на мировоззренческие вопросы, а на этическую сторону, нормы поведения человека. Возникнув в недрах брахманизма, буддизм сохранил некоторые


положения этой религии, однако категорически отверг кастовые различия и признал равные возможности всех людей к спасению.

Буддизм иногда называют атеистической религией. Такой алогизм связан с тем, что в ортодоксальном буддизме нет божеств, создавших мир и управляющих им. Вместе с тем буддисты признают наличие некого высшего духовного начала, которое, по их мнению, распылено по всему миру и находится в состоянии постоянного покоя, называемом буддой в себе.

Сущность буддийской религии изложена в учении о четырех благородных истинах (санскр. - арья-сатья, пали - арья-сачча), которое было сформулировано самим Буддой в его первой, так называемой Бенаресской проповеди (то есть проповеди, прочитанной в городе Варанаси).

Первая из этих истин гласит, что жизнь - это страдание, поскольку элементы страдания присутствуют во всех без исключения сторонах жизни.

Вторая благородная истина заключается в том, что причиной страданий является жажда жизни. Человек стремится к обладанию материальными и духовными ценностями, чувственными наслаждениями, что обусловливает его тягу к продолжению жизненного процесса.

Третья благородная истина предупреждает: человек должен осознать, что необходимо прервать круговорот жизни. Нужно подавить в себе любые желания, вне зависимости от того, являются ли они плохими или хорошими.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 333; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!