ГЛАВА IV. РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ Отличительные черты региональных религий от религий мировых. 11 страница
Численность вальденсов в настоящее время лишь немногим превышает 45 тыс. человек. В сколько-нибудь значительном числе они живут только в Италии (23 тыс. человек), Уругвае (12 тыс.) и Аргентине (10 тыс.).
По национальной принадлежности большинство вальденсов относятся к особой этноконфессиональной группе итальянцев21.
В XIX и ХХ в. в некоторых странах мира были созданы так называемые объединенные протестантские церкви, в состав которых вошли
21 В быту вальденсы используют один из диалектов франко-провансальского языка.
представители ряда протестантских конфессий, порой заметно отличающихся друг от друга по вероучению.
Наметившиеся тенденции к объединению разных протестантских конфессий, придерживавшихся различных церковных традиций, были ранее всего реализованы в Германии, где в 1810 г. в независимом в те годы ганзейском городе Бремене местные лютеране и реформаты образовали объединенную Бременскую евангелическую церковь. В 1817 г. в осуществление специального декрета короля Пруссии произошло слияние лютеранских и реформатских церковных организаций прусских провинций, и была создана Евангелическая церковь в землях Прусского королевства (позже она несколько раз переименовывалась и с 1953 г. стала называться Евангелической церковью союза). В единые церкви объединились лютеране и реформаты и некоторых других германских государств. В 1945 г. было образовано, а с 1948 г. начало реально действовать другое, еще более широкое церковное формирование -Евангелическая церковь в Германии. Она охватывает подавляющее большинство территориальных церквей страны: объединенных, лютеранских и реформатских, и в настоящее время насчитывает 28,5 млн. сторонников.
|
|
В 1877 г. была образована Объединенная церковь Христа в Японии (свыше 400 тыс. последователей), в которую вошли различные кальвинистские церкви этой страны.
В 1901 - 1908 гг. объединились пресвитериане, реформаты и когрегацио-налисты в Южной Индии, к которым в 1947 г. присоединились методисты и англикане, создав Церковь Южной Индии (1,7 млн. приверженцев).
Несколько позже, с 1924 г. начали объединяться и протестанты Северной Индии. Вначале это были пресвитериане и конгрегационалисты, в 1929 г. к ним
примкнули сторонники 11 мелких протестантских церковных организаций, а в 1970 г. англикане, баптисты, методисты, данкеры и ученики Христа. В результате была образована Церковь Северной Индии (1 млн. последователей).
В 1970 г. была создана Церковь Пакистана (около 500 тыс. членов), в которой объединились англикане, большинство методистов и лютеран и часть пресвитериан.
В результате происшедших на Филиппинах в 1929 г. и 1948 г. слияний протестантских церковных организаций была организована Объединенная церковь Христа (более 300 тыс. человек), в которую вошли бывшие пресвитериане, конгрегационалисты, ученики Христа и перфекционисты.
|
|
Объединительный процесс затронул и американские церкви. В 1925 г. канадские методисты, конгрегационалисты и около 2/3 пресвитериан создали Объединенную церковь Канады, ставшую самой крупной протестантской организацией страны и насчитывающую в настоящее время более 3,6 млн. человек.
В США в 1934 г. произошло объединение реформатов с небольшой группой лютеран, а в 1957 г. к ним присоединились и конгрегационалисты, образовав Объединенную церковь Христа, которая имеет сейчас 2,4 млн. сторонников.
В 1977 г. 90 % австралийских методистов и конгрегационалистов, а также 70 % австралийских пресвитериан создали Объединяющуюся церковь в Австралии, в которую сейчас входит около 500 тыс. человек. Объединительные процессы затронули и некоторые страны Океании.
Произошло объединение многих церковных организаций также в некоторых странах Африки (в Нигерии, Замбии, на Мадагаскаре и т. д.).
От объединенных протестантских церквей отличаются так называемые межденоминационнные, или межвероисповедные, церкви. Это церковные организации, которые в противоположность объединенным церквам с самого начала не были связаны с какой-либо конкретной протестантской деноминацией. Межденоминационный характер особенно часто носили основывавшиеся миссионерские общества, и самостоятельные церкви, которые впоследствии отпочковывались от таких обществ, тоже приобретали межденоминационный статус. Некоторые из таких межденоминационных церквей весьма влиятельны. Например, общая численность приверженцев церквей, отколовшихся от межденоминационной Африканской внутренней миссии, составляет около 3,5 млн. человек, в Кении “дочерняя” Африканская внутренняя церковь имеет 2 млн. последователей, являясь самой крупной церковной организацией страны. Церкви, генетически связанные с этой миссией, достаточно многочисленны и в некоторых других странах.
|
|
Иногда выделяют еще безденоминационные протестантские группы. Это нецерковные, а иногда и антицерковные организации, которые отказываются называть себя церквами или деноминациями и не считают себя связанными с какими-либо церквами или деноминациями.
Маргинальные протестанты.Маргинальным протестантизмом многие религиеведы обозначают разные религиозные течения, конфессии, церкви, секты и культы, которые вышли из недр протестантизма, но по своей догматике достаточно далеко отошли от основных доктринальных положений протестантизма и христианства в целом. Эти группы иногда также называют парахристианскими или квазихристианскими.
|
|
Маргинальные протестанты либо дополняют Библию собственными источниками “Божественного откровения”, либо вообще отвергают ее, заменяя своими писаниями.
Догматика всех этих групп включает (в том или ином соотношении) как некоторые христианские доктрины, так и положения, не совместимые с христианством (например, неприятие Божественной Троицы, а иногда и многобожие).
Называя себя в большинстве случаев христианами, маргинальные протестанты в то же время не полностью идентифицируют свои конфессии с христианством.
К маргинальному протестантизму относятся многие течения и деноминации, из которых мы здесь рассмотрим свидетелей Иеговы, мормонов, Христианскую науку, унитариев, сведенборгианцев, британских израилитов и так называемую Церковь объединения.
Численность маргинальных протестантов составляет 18 млн. человек. Группы маргинальных протестантов имеются в большинстве стран мира, но особенно широко представлены они в США.
Секта свидетелей Иеговы была основана в 1872 г. выходцем из конгрегационалистской семьи Чарлзом Тэйзом Расселлом в городе Питтсбурге.
Свидетели Иеговы отвергают христианский догмат о Святой Троице, считая Иисуса Христа не Богом, а лишь первым и лучшим Божьим творением. Святой Дух рассматривается ими как Божья невидимая сила. Последователи секты не верят в бессмертие души и загробную жизнь (рай и ад) и считают, что после смерти человек, лишенный сознательного состояния, ждет в могиле Страшного суда. Они утверждают также, что скоро должен наступить
армагеддон - война между Богом и сатаной, в ходе которой будут уничтожены все “плохие люди”, а для оставшихся наступит тысячелетнее Царство Божие.
Священства в обычном понимании у свидетелей Иеговы нет, так как они считают священниками всех крещеных членов секты. Крещение совершается в сознательном возрасте путем полного погружения в воду и считается лишь символом посвящения, а не таинством.
Для свидетелей Иеговы характерны крайняя антигосударственная позиция, любое государство они называют орудием Сатаны. Тем не менее секта призывает своих членов быть законопослушными.
Свидетели Иеговы очень враждебно настроены по отношению ко всем другим конфессиям, и особенно к католицизму.
Секта свидетелей Иеговы представляет собой централизованную организацию с жесткой дисциплиной. Низовой ячейкой у них является община. Несколько общин объединяются в участок, несколько участков - в округ. Округа подчиняются администрации ветвей, администрации ветвей - зональным управлениям. Весь мир поделен на 10 зон.
Численность свидетелей Иеговы (вместе с детьми) сравнительно невелика - 11 млн. человек, однако она быстро увеличивается, и сторонники этой секты очень широко рассеяны по миру. Это связано с чрезвычайно активной миссионерской деятельностью секты. Члены ее обязаны хотя бы 10 часов в месяц отдавать миссионерской работе “от двери к двери” (т.е. обходить дома незнакомых людей, пытаясь убедить их вступить в секту). Наибольшее число свидетелей Иеговы сосредоточено в США (2,3 млн.), где расположен их центр, есть они также в Бразилии (около 800 тыс.), Мексике (около 800 тыс.), Аргентине (свыше 200 тыс.), Венесуэле (более 200 тыс.), Канаде (свыше
300 тыс.), Италии (около 400 тыс.), Великобритании (более 200 тыс.), Испании (свыше 200 тыс.), Германии (около 200 тыс.), Франции (около 200 тыс.), Нигерии ( более 350 тыс.), Демократической Республике Конго ( свыше 200 тыс.), Замбии (около 200 тыс.), на Филиппинах (около 350 тыс.), в Японии (около 250 тыс.), на Украине, в России и во многих других странах.
Еще дальше, чем свидетели Иеговы, отошли от главных догматических положений христианства мормоны. Эта конфессия появилась в 1830 г. штате Нью-Йорк. Основателем ее был Джозеф Смит.
Общехристианское Священное Писание - Библию мормоны дополняют своей особой Книгой Мормона. Мормоны отошли от христианского понимания Троицы, считая три ее ипостаси отдельными сущностями. Святой Дух представляется им как энергия, исходящая от Бога Отца и Иисуса Христа. Мормонское вероучение вобрало в себя ряд элементов ислама и буддизма. В некоторых мормонских организациях допускается многоженство. Функции священнослужителей у мормонов может выполнять большинство мирян, хотя у них имеется и священство, подразделяющееся на две степени. Основная организация мормонов - Церковь Иисуса Христа святых последних дней -фактически отошла от христианского монотеизма, ответвившаяся же от нее менее многочисленная Реорганизованная церковь Иисуса Христа святых последних дней (основана в 1860 г.) ближе стоит в этом вопросе к ортодоксальному христианству.
Мормонов насчитывается более 8 млн., они сосредоточены преимущественно в США (60 % общей численности), прежде всего в штатах Юта и Айдахо. Имеются мормоны также в Мексике (около 600 тыс.), Бразилии (свыше 300 тыс.), Чили (около 300 тыс.), Аргентине (около 200 тыс.), Канаде (более
200 тыс.), на Филиппинах (свыше 200 тыс.), в ряде стран Океании, куда мормонство проникло в результате миссионерской деятельности.
Мало общего с подлинным христианством имеет и деноминация, известная под названием Христианская наука (официальное же наименование этой конфессиональной организации - Церковь Христа-ученого), основанная в 1879 г. в Бостоне (США).
Библия в Христианской науке хотя и признается, но ей отводится менее значительное место, чем трудам основательницы деноминации Мэри Бейкер Эдди.
Бог последователями Христианской науки понимается как божественный разум. В ее вероучении утверждается, что только мысль или дух являются вечными и реальными, материя же не существует реально. Бог, по представлениям приверженцев Христианской науки, создал только хорошее, а грех, страдания, болезни и смерть являются плодом неправильного мышления. Выработка правильного мышления, молитва, дисциплинированное поведение могут исцелить любую болезнь и устранить другие отрицательные явления. Спасение же людей достигается постижением ими иллюзорности смерти.
Строгие приверженцы Христианской науки не обращаются за помощью к врачам, не принимают лекарства. Сторонникам этой конфессии также не разрешается употреблять спиртные напитки, курить, играть в азартные игры.
Христианская наука - централизованная организация. Все региональные отделения подчинены так называемой Материнской церкви в Бостоне, где находится главный штаб Христианской науки.
Данные о числе сторонников Христианской науки, в соответствии с существующим в этой организации положением, не публикуются, однако по
приблизительным оценкам оно составляет примерно 1,4 млн. человек. Большинство последователей этой конфессии живут в США (около 1 млн.), остальные разбросаны по многим странам мира - Великобритании, Канаде, Австралии и др.
Еще одной формой маргинального протестантизма является унитарианство. Его истоки восходят к арианству и другим раннехристианским ересям, оспаривавшим христианский догмат о Божественной Троице. С антитринитарианских позиций выступали и некоторые видные религиозные деятели и ученые эпохи Реформации.
Главной доктриной вероучения современных унитариев является положение о полном единстве Бога (который определяется ими как мировой разум) и связанный с этим отказ от принятия Божественной Троицы. Унитарии признают лишь человеческую природу Иисуса Христа, отвергая Его Божественное естество. Они считают, что Иисус Христос был лишь возвышен Богом до божественности.
Унитарии верят, что спасутся все люди (включая и лиц, не придерживающихся христианства), поскольку они считают человека добродетельным, а не греховным. Исходя из этого, они не принимают христианское положение о грехопадении и не верят в искупительную жертву Иисуса Христа.
У современных унитариев нет какого-либо зафиксированного вероучения и допускается свобода мнений по догматическим вопросам. Библию разрешается свободно толковать, так как критериями веры и практики выступает, согласно унитарианству, не Священное Писание, а разум. Из-за
рационалистических взглядов, характерных для этого течения, некоторые религиеведы считают его чем-то средним между религией и философией.
Каждая церковная община унитариев полностью самостоятельна.
Во всем мире насчитывается приблизительно 700 тыс. последователей унитарианства. Больше всего их в США (около 200 тыс. человек), есть они также в Германии, Румынии, Великобритании и некоторых других странах.
Своеобразную секту маргинального протестантизма представляют сведенборгианцы. Ее основателем был крупный математик, естествоиспытатель и философ Эмануэль Сведенборг, который с середины 1740-х годов стал утверждать, что ему удалось установить прямой контакт с ангелами и духовным миром, и изложил свою интерпретацию христианства в трех десятках сочинений.
Догматика сведенборгианцев включает элементы христианства, теософии22, пантеизма, неоплатонической философии и протестантских мистических учений XVII в. Христианское положение о Божественной Троице сведенборгианцами фактически отвергается.
Секта сведенборгианцев очень малочисленна и насчитывает всего 80 тыс. человек. Половина последователей этой секты живут США и ЮАР. Сведенборгианцы есть также в Великобритании и некоторых других странах.
Весьма специфично и такое течение маргинального протестантизма, как британские израилиты. Это группа достаточно различающихся между собой конфессий, общей чертой которых является утверждение, что британцы являются потомками десяти колен израильтян, взятых в плен в 722 - 721 гг. до Р. Хр. ассирийским царем Саргоном II и с тех пор не упоминаемых в еврейской
22 Теософия - мистическое учение, претендующее на богопознание.
истории. Самой крупной конфессией британских израилитов является созданная Гербертом У. Армстронгом в Америке Всемирная церковь Бога.
Общая численность британских израилитов составляет около 300 тыс. человек, из них свыше 200 тыс. живут в США, остальные расселены в Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии.
Значительно позже чем все перечисленные течения маргинального протестантизма возникла Церковь объединения. Эта религиозная организация, именуемая также Обществом Святого Духа по объединению мирового христианства, была основана в 1954 г. в Южной Корее выходцем из пресвитерианской среды Сан Мьян Муном (последователей церкви поэтому часто называют мунистами).
Мунисты, хотя и признают Библию, но не считают ее высшим авторитетом истины и дополняют книгой “Божественный принцип”, написанной Муном якобы на основе полученных им откровений. Мун утверждал, что будто бы он разговаривал с Моисеем, другими ветхозаветными пророками, Буддой, Иоанном Крестителем, Иисусом Христом.
Церковь объединения по своим догматическим положениям весьма далеко отошла от христианского вероучения. В частности, мунисты не признают Божественную Троицу. Иисуса Христа они считают не Богом, а только ценным человеком, единым с Богом, причем не полностью выполнившим миссию, возложенную на него Богом.
Эта церковная организация относится к так называемым тоталитарным сектам: в ней поддерживается железная дисциплина, ее сторонники должны беспрекословно выполнять указания “преподобного” Муна. Члены секты
обязаны оставить свои семьи, отказаться от своей собственности в пользу церкви.
Численность последователей Церкви объединения составляет около 3 млн. Больше всего мунистов сосредоточено в Южной Корее (около 500 тыс.), имеются они в США и в ряде других стран. В последние годы мунисты создали свою организацию в России.
Некоторые религиеведы относят к маргинальным протестантам и так называемых апостольских католиков. Впрочем, как отмечалось, их положение среди других вероисповеданий очень спорно, и иногда их относят к неримским католикам или к пятидесятникам.
Апостольские католики представлены двумя основными церквами. Это Католическая апостольская церковь и Новоапостольсккая церковь.
Католическая апостольская церковь возникла в 1832 г. Основой своего вероучения ее последователи считают Апостольский, Афанасьевский и Никейский символы веры. Они верят в бессмертие души, искупительную жертву Иисуса Христа, Его воскресение и вознесение, придерживаются положения о наличии у человека свободной воли. В Католической апостольской церкви практиковались глоссолалия, пророчества, одним из даров Святого Духа считалась возможность исцеления. Приверженцы этой церкви верят в скорое второе пришествие Иисуса Христа еще до установления тысячелетнего Царства Божьего на земле. Проповедуя скорое второе пришествие, они избрали 12 живых апостолов, которые возглавили церковь. По мнению сторонников Католической апостольской церкви, эти 12 апостолов вместе с 12 апостолами -учениками Христа должны занять 24 места вокруг Божьего престола. Кроме апостолов в иерархию церкви входят пророки, евангелисты, пасторы, учителя,
ангелы (епископы), диаконы, иподиаконы. Приверженцы Католической апостольской церкви верили, что хотя бы один их живой апостол доживет до второго пришествия. После того же, как в 1901 г. умер их последний апостол, началось неуклонное сокращение численности последователей церкви. Сейчас их насчитывается всего несколько десятков тысяч, живут они в Германии, Великобритании, США.
В 1863 г. от Католической апостольской церкви отделилось ее реформаторское крыло, образовав Новоапостольскую церковь. В отличие от Католической апостольской церкви в ней взамен умерших апостолов стали назначать новых. Старшего же апостола начали рассматривать как видимое воплощение Иисуса Христа на Земле. Второму пришествию в Новоапостольской церкви уделяется значительно меньшее внимания, чем в Католической апостольской церкви. Церковь высоко централизована.
В отличие от Католической апостольской церкви Новоапостольская церковь быстро растет и представлена во многих странах мира. В настоящее время ее численность составляет свыше 7 млн. человек. Наибольшее число последователей этой церкви имеется в Замбии (несколько менее 500 тыс.), ЮАР (свыше 450 тыс.), Германии (более 400 тыс.). В последнее время Новоапостольская церковь начала проводить активную миссионерскую работу в России.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 354; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!