ГЛАВА IV. РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ Отличительные черты региональных религий от религий мировых. 8 страница
Несмотря на значительное упрощение службы, лютеране сохранили некоторые элементы католической мессы. Во время богослужения возжигаются свечи, в некоторых лютеранских церквах используется ладан. Не признавая икон, лютеранство разрешает наличие в церквах настенной живописи на библейские темы. В церквах имеется алтарь, крест признается официальным церковным символом. Сохранены и священные облачения, хотя и более скромные, чем в англиканской и особенно в католической церквах.
В лютеранстве нет единой системы церковного устройства. В разных церквах этого течения протестантизма существуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы организации. Глава церкви может иметь титул епископа, генерального суперинтендента или президента. Делами церкви управляют синоды, состоящие как из священнослужителей, так и из мирян. Как правило, лютеранские церкви в различных государствах совершенно независимы (в некоторых странах существует по нескольку лютеранских церквей). В 1947 г. была образована Всемирная лютеранская федерация, которая однако не обладает управленческими функциями, а призвана способствовать единению лютеранских церквей, оказывать помощь нуждающимся церковным организациям, содействовать миссионерской работе.
Общая численность последователей лютеранства достигает 76 млн. человек. Происходя из Германии, лютеранство распространилось и в других странах мира, тем не менее наибольшее число лютеран по-прежнему сосредоточено в Германии (27 млн. человек, или 35 % населения этого государства). Лютеране полностью доминируют в таких странах, как Дания (4,6 млн. человек ), Швеция (4,4 млн. ), Финляндия (4,2 млн. ), Норвегия (3,8 млн.), Исландия (около 250 тыс. человек). Их немало в Эстонии (около
|
|
600 тыс.) и Латвии (около 500 тыс.). Есть лютеране и в России (свыше 200 тыс.). В Азии наиболее крупные группы лютеран имеются в Индонезии (3,5 млн.) и Индии (1,2 млн.). Значительное число последователей лютеранства есть в таких странах Америки, как США (12 млн.) и Бразилия (1,1 млн.). В Африке много лютеран живет в Танзании (1,5млн.), Эфиопии (1 млн.), Намибии (около 1 млн.), на Мадагаскаре (свыше 850 тыс.), в ЮАР (около 750 тыс.). Велико число лютеран также в Папуа - Новой Гвинее (около 1 млн. человек).
Крупнейшими лютеранскими церквами являются следующие: самая многочисленная лютеранская церковная организация мира - Объединенная евангелическо-лютеранская церковь Германии (13 млн.), Евангелическо-лютеранская церковь в Америке (5,2 млн. последователей), Евангелическо-лютеранская народная церковь Дании (4,6 млн.), Финская евангелическо-лютеранская церковь (4,5 млн.), Шведская церковь (4,4 млн.), Норвежская церковь (3,5 млн.), объединяющая консервативных лютеран США Лютеранская церковь - Миссури Синод (2,6 млн.), действующая в Индонезии Батакская христианская протестантская церковь (2,5 млн.), Евангелическо-лютеранская церковь в Танзании (1,5 млн.), Объединенные евангелическо-лютеранские церкви в Индии (1,2 млн.), функционирующая в Эфиопии Евангелическая церковь Мекане Йесус (1 млн.). Из этих церквей датская, финская, шведская и норвежская имеют в своих странах статус государственных церковных организаций.
|
|
Еще одним течением раннего протестантизма стал кальвинизм.
Это течение было основано во Франции в 30-х годах ХVI в. Жаном Ковеном (латинизированная форма его фамилии - Кальвинус).
В конце XVI - начале XVII вв. с кальвинизмом слилось очень близкое к нему течение - цвинглианство, основателем которого был швейцарский религиозный деятель Ульрих Цвингли.
Основные положения кальвинизма были зафиксированы с небольшими вариациями в нескольких исповеданиях: Галликанском (1559 г.), Бельгийском (1561 г.), Втором гельветическом (1566 г.), Вестминстерском (1647 г.) и др.
В своем вероучении кальвинисты исходят из интерпретации Библии, предложенной Ж. Кальвином, который рассматривал Священное Писание как слово Божие, записанное людьми по наитию Святого Духа и представляющее откровение Бога человеку. Как и другие протестанты, кальвинисты считают Библию единственным стандартом веры и полностью отвергают Священное Предание. Так же, как и лютеране, кальвинисты не верят в способность церкви содействовать спасению людей. В отличие от лютеран кальвинисты считают, что Бог еще до сотворения мира предопределил одних своих созданий к спасению, других же к вечным мукам в аду (впрочем, позже умеренные кальвинисты несколько смягчили это положение). По представлению кальвинистов, верующие должны совершать добрые дела, но это не путь к спасению, а лишь знак того, что Бог предопределил человека к спасению. Не имеют спасительной силы у кальвинистов и таинства (их в кальвинизме два: крещение и причащение), они являются только знаками спасения человека. Крещение означает в кальвинизме членство человека в церкви с освобождением его от грехов. На таинство причащения у кальвинистов взгляды менялись. Ж. Кальвин считал, что во время евхаристии тело и кровь Христовы присутствуют в элементах причастия, но не физически, а духовно. Позже многие кальвинисты приняли несколько отличную от представления Ж. Кальвина трактовку У.
|
|
Цвингли, согласно которой причащение - это лишь увековечивание памяти о Вечере Господней и воспоминание об искупительной жертве Иисуса Христа.
|
|
Если для лютеранства свойствен христоцентризм, то для кальвинизма -богоцентризм: некоторое преимущество среди трех ипостасей Троицы отдается Богу Отцу.
Обрядность в разных кальвинистских церквах несколько различается, но в целом для нее характерна бульшая простота по сравнению не только с англиканством, но и лютеранством. Настенная живопись в церквах не допускается, кальвинистские пасторы не надевают священных облачений. Во время богослужения не возжигаются свечи. В храмах нет алтаря. Крест не считается обязательным церковным символом. Богослужения совершаются на языке верующих.
В кальвинизме существуют три течения: реформатство, пресвитерианство и конгрегационализм. Первые два течения практически тождественны и отличаются в основном лишь местом своего формирования (реформатство сложилось в Швейцарии, пресвитерианство - в Шотландии и Англии).
Реформатство возникло в результате реформаторской деятельности швейцарца Ульриха Цвингли в Цюрихе и французов Гильома Фареля и Жана Кальвина в Базеле и Женеве. Вероучение реформатов близко вероучениям других форм кальвинизма. Вначале реформаты принимали Первое гельветическое исповедание, выработанное в Базеле в 1536 г. и носившее в основном цвинглианский характер. Сейчас большинство реформатских церквей в Европе придерживается Второго гельветического исповедания (1556 г.) Среди реформатов сейчас преобладает цвинглианская трактовка таинства причащения.
Реформатские церкви возглавляются старейшинами (пресвитерами), среди которых имеются проповедующие старейшины (пасторы и проповедники) и правящие старейшины из числа мирян (они помогают проповедникам в поддержании дисциплины и управлении церковью).
Возникновение пресвитерианства датируют 1560 г., когда шотландский парламент принял составленное известным церковным реформатором Джоном Ноксом и пятью другими священниками Шотландское исповедание, имеющее чисто кальвинистский характер. Позже оно было заменено близким к нему Вестминстерским исповеданием, принятым в 1647 г. в Шотландии и в 1648 г. в Англии. Пресвитерианское вероучение почти во всем сходно с вероучением реформатских церквей, но отличается от него некоторым смягчением доктрины о предопределении (признавая это кальвинистское положение, пресвитериане в то же время допускают наличие у человека свободной воли). Таинство причащения пресвитерианами обычно понимается в том смысле, который придавал ему Ж. Кальвин (т.е. они верят в духовное присутствие тела и крови Христа в элементах причастия).
Конгрегационализм очень близок к первым двум течениям кальвинизма по вероучению, но имеет специфику в церковном управлении. Если у реформатов и пресвитериан несколько соседних общин возглавляются пресвитериями, состоящими из пасторов и старейшин-мирян этих общин, у конгрегационалистов каждая община (конгрегация) совершенно независима. Время возникновения конгрегационализма определяется по-разному:от середины XVI в. до начала XVII в., появилось это течение в Англии. Основным догматическим документом конгрегационалицма является принятая в 1658 г.
Савойская декларация, представляющая собой модификацию Вестминстерского исповедания.
Общая численность реформатов и пресвитериан - 59 млн., конгрегационалистов - лишь 3 млн. Основные страны распространения реформатства - Швейцария (2,8 млн.) и Нидерланды (3,7 млн.), в первой из них реформаты составляют несколько менее половины населения, во второй -четверть. Много реформатов в Венгрии (2 млн.), Германии (2 млн.), Румынии (свыше 700 тыс.), Франции (около 400 тыс. - потомки гугенотов), а также в Индонезии (около 5 млн.), ЮАР (более 3 млн.), Нигерии (1,5 млн.), Камеруне (500 тыс.), США (свыше 600 тыс.).
Пресвитерианство является государственной церковью в Шотландии (более 1 млн. сторонников), значительные группы пресвитериан имеются в Северной Ирландии (около 400 тыс.), США (5,2 млн.), Мексике (свыше 400 тыс.), Бразилии (более 400 тыс.), Республике Корея (около 5 млн.), Индии (свыше 500 тыс.), Новой Зеландии (более 500 тыс.), Малави (1,3 млн.), Гане (1,1 млн.), Кении (свыше 1 млн.), ЮАР (около 1 млн.), Демократической Республике Конго (более 600 тыс.).
Конгрегационализм, возникший в Англии, имеет сторонников в этой стране (более 200 тыс.), а также в США (свыше 600 тыс. вместе со сторонниками близких по вероучению церквей), Анголе (около 400 тыс.), ЮАР (более 300 тыс.), Республике Конго (свыше 300 тыс.), других африканских странах и на многих островах Полинезии (в Западном и Восточном Самоа, на Токелау, Тувалу, островах Кука, Ниуэ они образуют наиболее значительные конфессиональные группы) и Микронезии (в Кирибати, на Науру, Маршалловых Островах, в Федеративных Штатах Микронезии).
Среди реформатских церковных организаций своей многочисленностью выделяются следующие: Нидерландская реформатская церковь (3,4 млн. последователей), Федерация протестантских церквей Швейцарии (2,8 млн.), объединяющая 22 местные (в основном кантональные) протестантские церкви (причем все они, кроме одной, - реформатские), Реформатская федерация (2 млн.), представляющая собой объединение реформатских церквей и общин Германии, Реформатская церковь Венгрии (2 млн.) и Голландская реформатская церковь Южной Африки (1,4 млн.).
Наиболее влиятельной пресвитерианской церковной организацией является действующая в США Пресвитерианская церковь (3,6 млн. сторонников). Крупные пресвитерианские церкви функционируют в Южной Корее: Пресвитерианская церковь Кореи (Тонгхап), насчитывающая 1,7 млн. приверженцев, и отделившаяся от нее более консервативная Пресвитерианская церковь в Корее (Хаптонг), объединяющая 1,9 млн. последователей. Из африканских пресвитерианских церквей выделяются своей численностью Церковь Центральной Африки (1,5 млн.), являющаяся самой значительной протестантской церковью Малави, и Пресвитерианская церковь Восточной Африки (1,2 млн.), действующая в Кении. Старейшая пресвитерианская церковь - Церковь Шотландии насчитывает 1 млн. сторонников.
В 1970 г. был создан Всемирный альянс реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), к которому примкнуло большинство кальвинистов мира.
В эпоху Реформации возникло и такое течение протестантизма, как меннонитство.
Основателем его был Менно Симонс, по имени которого это протестантское течение сейчас и называется. Начав свою церковную службу как католический приходской священник во Фрисландии, он в 1536 г. порвал с Римско-католической церковью и примкнул к анабаптистам15, которые подвергались в те годы жестоким преследованиям. Восприняв анабаптистские положения о сознательном крещении (так называемое крещение по вере) и полной самостоятельности отдельных церковных общин, Менно Симонс вместе с тем, в отличие от анабаптистов, призвал и отказу от участия верующих в государственном управлении. Несмотря на свое миролюбие, сторонники Менно Симонса не избежали преследований и часть из них была вынуждена переселиться в Пруссию. В XVII - XVIII вв. меннониты становятся довольно многочисленной группой как в Голландии, так и в некоторых районах Германии. Когда в конце XVIII в. положение меннонитов в Пруссии стало ухудшаться, они в 1788 г. и в последующие годы по приглашению Екатерины II частично переселились в Россию. Позже большое число меннонитов эмигрировали в Америку.
Меннонитам свойственно убеждение в том, что главное - это не догматические положения, а личная святость и жизнь по христианским заповедям. Поэтому у них нет единого доктринального стандарта, и разные меннонитские группы могут довольно сильно отличаться друг от друга по своему вероучению. Однако, несмотря на существенные различия по отдельным
15 Анабаптизм - радикальное протестантское течение, возникшее в 1520-е годы в Швейцарии и Германии, а затем распространившееся в Нидерландах, став там на короткое время основным протестантским учением. К настоящему времени анабаптистское течение в чистом виде не сохранилось.
вопросам догматики, большинство меннонитов придерживаются Дордрехтского исповедания, окончательно выработанного на проходившей в 1632 г. в голландском городе Дордрехт (Дорт) конференции.
Крещение у меннонитов считается не таинством, а обрядом, и совершается (у большинства групп путем обливания) в возрасте от 12 до 18 лет. Помимо крещения меннониты практикуют хлебопреломление (так они называют причащение, тоже считающееся у них обрядом). В реальное присутствие при причащении Иисуса Христа меннониты не верят. Весьма характерен для меннонитства также обряд взаимного омовения ног. Обязательной церемонией считается и обмен братскими поцелуями. Большинство меннонитов по религиозным убеждениям отказываются от военной и государственной службы, запрещают давать клятвы.
Для части меннонитов характерны замкнутость и стремление избегать контактов с окружающим миром. Большинство меннонитов требуют, чтобы верующие носили простую одежду, а женщины покрывали голову во время богослужения. У меннонитов, как правило, поддерживается строгая церковная дисциплина.
Меннониты не признают властных функций церкви. Каждая их община независима и сама выбирает своего священника. Проповедовать у меннонитов могут как мужчины, так и женщины. Общины одной деноминации объединяется в конференции, однако последние не обладают правом контроля над общинами.
Общая численность меннонитов составляет (вместе с детьми) 1,4 млн. человек. Самая большая группа последователей меннонитства сосредоточена в США (свыше 400 тыс. человек). Немало их и в соседней Канаде (более
130 тыс.). Существенные группы меннонитов есть в Демократической Республике Конго (150 тыс.) и Индии (свыше 130 тыс.).
В России, Казахстане и Киргизии живут 140 тыс. сторонников меннонитства. Имеются они и в Нидерландах, Германии, Швейцарии, однако во всех этих странах их численность невелика.
Среди российских меннонитов в 60-е годы XIX в. произошел раскол. От основной их массы откололись так называемые братские меннониты. Остальных приверженцев меннонитства после раскола стали называть церковными меннонитами, так как они в отличие от братских поддерживали Церковный конвент, образованный в 1851 г. Братские меннониты приблизились к баптистам, в частности, они заменили крещение обливанием на крещение погружением.
В Америке меннониты раздробились на большое число подразделений, крупнейшим из которых являются Меннонитская церковь (ее последователей часто называют также староменнонитами).
Весьма своеобразна меннонитская секта амишей, представляющая собой особенно консервативный вариант меннонитства. Большинство амишей по возможности отказываются от любых контактов с внешним миром. Они придерживаются старого традиционного образа жизни и заключают браки только со своими единоверцами. Основная часть амишей сосредоточена в США. С меннонитами иногда объединяют гуттерцев (гуттеритов), также ведущих свое происхождение от анабаптистов. Эта группа, сложившаяся в конце 1520-х - начале 1530-х годов в Моравии, проповедует так называемый христианский коммунизм. Живут гуттерцы главным образом в Канаде и США.
Многие из меннонитских подразделений входят во Всемирную меннонитскую конференцию, которая собирается раз в пять лет.
Перечисленные “исходные” течения протестантизма, возникшие в ХVI в. (англиканство, лютеранство, кальвинизм и меннонитство), дали многочисленные ответвления. Мы остановимся на наиболее распространенных из них.
В 1609 г. в результате своего рода синтеза меннонитства и конгрегационализма в Амстердаме в среде английских эмигрантов возник баптизм, ныне играющий весьма видную роль среди протестантских конфессий. Основателем баптизма считается Джон Смит - бывший англиканский проповедник, пришедший к убеждению в необходимости сознательного крещения во взрослом возрасте. В 1608 г. крестил самого себя и своих ближайших сподвижников. В 1611 или 1612 гг. часть последователей Дж. Смита поссорилась с ним из-за его намерения вторично креститься у меннонитов и вернулась из Амстердама в Лондон. В Лондоне один из них -Томас Гелвайс создал группу общих (генеральных) баптистов, заимствовавших у меннонитов арминианскую доктрину о наличии у человека свободной воли. Они придерживались точки зрения, что искупительная жертва Иисуса Христа была принесена ради спасения всех людей, а не только ради избранных.
Однако преобладающая часть современных баптистов происходят не от этой группы, а от двух других, возникших в Лондоне в 1633 и 1638 гг. в кальвинистской среде. В 1638 г. эти группы слились и образовали церковь частных баптистов, которая тоже ввела сознательное крещение по вере, однако сохранила кальвинистское положение о предопределении, в соответствии с которым искупительная жертва Иисуса Христа была принесена лишь для
ограниченного числа людей. В 1639 г. Роджер Уильямс основал в городе Провиденс (на территории современного штата Род-Айленд) церковь, также стоящую на принципах, характерных для частных баптистов.
В XVII в. появилась еще одна разновидность баптистов - церковь баптистов седьмого дня, празднующих не воскресенье, а субботу.
Большинство баптистских церквей разделяет основные положения ортодоксального протестантизма. Бульшая часть баптистов верят, что человек духовно свободен и может трактовать Библию, полагаясь на свое сознание. В баптистских церквах принято несколько исповеданий, наиболее известны из которых Лондонское (1689 г.), Филадельфийское (1748 г.) и Нью-Гэмпширское (1832 г.). Первые два близки к Вестминстерскому исповеданию (1643 г.) кальвинистов Великобритании, в третьем же кальвинистское положение о предопределении несколько смягчено. Следует, однако, подчеркнуть, что абсолютным авторитетом для баптистов является только Священное Писание, а все принятые ими исповедания написаны скорее для того, чтобы показать, во что они верят. Главной особенностью баптистской догматики, отличающей ее от учения многих других протестантских деноминаций, является так называемое сознательное крещение, или крещение оп вере. Оно совершается по воле самого человека, готового принять веру (обычно это происходит по достижению 12 - 14 лет). Крещение у баптистов считается не таинством, а обрядом, символизирующим твердость веры человека. Второй баптистский обряд - хлебопреломление (так у баптистов именуется причащение). Причащаться в большинстве баптистских церквей разрешается и лицам, еще не принявшим крещение. По представлению баптистов, хлебопреломление
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 494; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!