ГЛАВА IV. РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ Отличительные черты региональных религий от религий мировых. 4 страница




С 1953 г. Болгарская православная церковь вновь возглавляется патриархом. При патриархе действует Священный синод.

Численность последователей Болгарской православной церкви составляет более 6 млн. человек.

В 1994 г. в церкви произошел раскол, в результате чего был образован параллельный синод, объявивший о низложении патриарха Максима, который был обвинен в сотрудничестве с бывшим коммунистическим режимом.

К числу очень старых православных церквей относится и Кипрская православная церковь. Первые христианские общины на острове были основаны еще в I в. Уже на III Вселенском (Эфесском) соборе, состоявшемся в 431 г., Кипрская церковь получила статус автокефальной, который ей удалось сохранить вплоть до настоящего времени, несмотря на неоднократные завоевания острова чужеземцами.

Церковь возглавляется архиепископом Кипрским.

Численность последователей Кипрской православной церкви составляет 500 тыс. человек. Это живущие на Кипре греки, а также греки-киприоты, мигрировавшие с острова.

На территории Греции в настоящее время действует Элладская (Греческая) православная церковь.

Христианство появилось здесь в I в., причем основную роль в его распространении сыграл апостол Павел. Церковь была образована во II в. К VI в. уже почти все население страны (за исключением некоторых горных племен) обратилось в христианство.


В первое время церковь подчинялась то Риму, то Константинополю, но в IX в. окончательно приняла восточную форму христианства и подчинилась Константинопольскому патриархату.

В период турецкого господства в Греции духовенство греческой церкви принимало активное участие в борьбе за независимость своей страны. В 1830 г. Греция добилась полной независимости. Вскоре после этого - в 1833 г. -греческие епископы объявили об автокефалии Элладской православной церкви в границах нового государства. В 1850 г. ее самостоятельность была признана Константинопольской церковью.

С 1923 г. Элладская православная церковь возглавляется архиепископом. Руководство церковью он осуществляет совместно со Священным синодом, находящимся в какой-то мере под контролем государства. Сама же церковь имеет статус государственной церковной организации. Хотя расположенные на севере страны епархии формально находятся в юрисдикции Константинопольской православной церкви, тем не менее они фактически управляются Элладской православной церковью.

Численность последователей Элладской православной церкви составляет 9,5 млн. человек.

Православная часть населения Албании имеет свою самостоятельную Албанскую православную церковь. Христианство на территорию этой страны проникло в первых веках нашей эры, однако в V - VI вв. его влияние резко упало. С середины VII в. албанские христиане находились под юрисдикцией Константинополя. После происшедшего в 1054 г. раскола на православие и католицизм часть албанских христиан (в северной части страны) подчинились Риму. С конца IX в. православные албанцы перешли под юрисдикцию


Болгарской православной церкви. После завоевания Албании в XI в. турками основной религией страны постепенно стал ислам. Тем не менее Албанская православная церковь продолжала функционировать, вновь подчинившись во второй половине XVIII в. Константинопольской православной церкви.

В 1913 г. Албания стала независимым государством, и в 1922 г. Албанская православная церковь объявила себя самостоятельной, однако Вселенский патриархат признал ее автокефалию лишь в 1937 г.

Тяжелые испытания пришлось пережить православным албанцам, как и другим верующим страны, после того как в ней к власти пришли коммунисты. А в 1967 г., когда албанское коммунистическое руководство заявило о всеобщей атеизации страны, все церкви в Албании были закрыты. Духовенство и верующие подверглись жестоким репрессиям, многие из них были казнены. Церковная жизнь в стране стала постепенно восстанавливаться лишь с 1990-х годов после падения тоталитарного режима. Поскольку ни один из албанских православных епископов в результате многолетних гонений на религию не остался в живых, Священный синод Константинопольской православной церкви временно назначил в Албанию своего экзарха.

По приблизительной оценке, численность последователей Албанской православной церкви составляет около 300 тыс. человек.

Хотя подавляющее большинство населения Польши придерживается католицизма, в ней имеются и последователи православия, объединенные в Польскую православную церковь. Православные епархии существовали на современной территории Польши с XIII в. На протяжении нескольких веков они находились под юрисдикцией Московского патриархата, однако в 1919 г. после достижения Польшей независимости вышли из подчинения Московскому


патриархату, образовав Польскую православную церковь. В 1924 г. ее автокефалия была признана Константинопольским патриархатом. Что же касается Русской православной церкви, то она признала самостоятельность Польской православной церкви лишь в 1948 г. Возглавляется эта церковь митрополитом Варшавским и всей Польши.

Последователи Польской православной церкви составляет приблизительно 800 тыс. человек. Это в основном живущие в восточных районах Польши украинцы и белорусы.

Многие же украинцы, живущие в Словакии, так же как и представители некоторых других этнических групп Чехии и Словакии, относятся к Православной церкви Чешских земель и Словакии.

На территории Чехии и Словакии христианство восточного направления появилось в IX в. в результате миссионерской деятельности славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Однако после раскола христианства на православие и католицизм последний становится здесь преобладающей конфессией.

В 1947 г. разные группы православных верующих Чехословакии были объединены при содействии Московского патриархата в единую Чехословацкую православную церковь (причем два первых руководителя этой церкви были русскими). В 1951 г. автокефалия Чехословацкой православной церкви была подтверж-дена Московским патриархатом. Позже такой ее статус был признан и Вселенской православной церковью. После распада Чехословакии название церкви было изменено и она стала называться Православной церковью Чешских земель и Словакии.


Православная церковь Чешских земель и Словакии возглавляется митрополитом. Численность ее последователей - примерно 100 тыс. человек.

Самой молодой из пятнадцати автокефальных православных церквей является Православная церковь в Америке. Православие появилось в Америке в 1794 г., когда на о. Кадьяк (Аляску) прибыли для миссионерской работы среди алеутов восемь монахов и два послушника Русской православной церкви. В 1824 г. на Аляску был прислан священник Иоанн Вениаминов, назначенный позже первым епископом миссионерской епархии.

В 1840 г. для дальнейшего совершенствования миссионерской работы в периферийных областях России была образована Камчатская, Курильская и Алеутская епархия. После продажи в 1867 г. Аляски Соединённым Штатам находившиеся там православные приходы остались в ведении Русской православной церкви. В 1872 г. в связи с увеличением числа православных верующих на западном побережье США резиденция епископа была перенесена из г. Ситки (Аляска) в Сан-Франциско. С 1891 г. эта епархия распространила свою деятельность на Канаду и восточное побережье США. В 1905 г. глава епархии был возведен в сан архиепископа, и его администрация переместилась из Сан-Франциско в Нью-Йорк. Первым архиепископом стал выдающийся церковный деятель России Тихон (избранный позже, в 1918 г., патриархом Московским и всея Руси). Церковная организация получила название - Русская православная церковь, епархия Алеутских островов и Северной Америки.

После октябрьского переворота 1917 г. в России эта церковь оказалась оторванной от Русской православной церкви и в 1924 г. объявила себя самоуправляющейся. Она стала фактически независимой и приняла новое название - Русская православная греко-католическая церковь Америки.


Официально же статус автокефальной церкви она получила в 1970 г., приобретя тогда же свое современное название - Православная церковь в Америке. Возглавляется церковь архиепископом Нью-Йоркским, имеющим титул митрополита всей Америки и Канады. В управлении церковью участвует Священный синод.

Численность приверженцев Православной церкви в Америке составляет приблизительно 1 млн. человек, из них около 900 тыс. приходится на США.

Старообрядчество.Старообрядчество возникло в середине XVII в., отделившись от Русской православной церкви в результате раскола. Он произошел из-за непринятия частью православного духовенства и мирян церковных реформ, осуществлявшихся патриархом Никоном. Реформы Никона заключались в изменении некоторых церковных обрядов и в исправлении текстов богослужебных книг с целью приведения русской богослужебной практики в полное соответствие с греческой.

Поскольку догматических положений реформы не касались, различий в вероучении между православием и старообрядчеством практически нет. Для раннего старообрядчества, правда, были очень характерны эсхатологические представления2, однако впоследствии они перестали занимать в мировоззрении старообрядцев значительное место. Различия в обрядности (которой у старообрядцев, кстати, придается гораздо большее значение, чем у православных), тоже не очень существенны. Так, старообрядцы сохранили двуперстное крестное знамение (у православных же Никоном было введено трехперстное). Крест они признают только восьмиконечный, отвергая шести- и четырехконечный. Старообрядческая литургия совершается на семи просфорах

Эсхатология - религиозное учение о конце света и конечной судьбе человека.


(православная - на пяти). У старообрядцев принято отпускать во время богослужений только земные поклоны (в православной церкви после реформ Никона были разрешены и поясные поклоны). При совершении церковных обрядов старообрядческие священники ходят “посолонь” - по направлению движения солнца (у православных же движение по солнцу было заменено движением против солнца). Старообрядцы в конце молитвы произносят “Аллилуйя” (что значит “хвалите Господа”) два раза (православные - три раза). Богослужения у старообрядцев более продолжительные, чем у православных.

Старообрядцы сочли недопустимыми внесенные во время никоновских реформ изменения в богослужебные книги. У противников реформ неприятие вызвала не сама идея исправления текстов (так как некоторые поправки делались и раньше), а то, что тексты исправлялись по новопечатным киевским и греческим книгам. А поскольку порабощенные турками греки своих типографий не имели, греческие книги издавались в то время в основном в Венеции и других итальянских городах, и их западное происхождение вызывало опасения католического влияния. Увидев в исправлении книг попрание святой старины и русских традиций, старообрядцы отвергли и чисто орфографические поправки (“с душею” вместо “з душею” и другие), а также исправления в ударении (“во вйки, во днъ, по чъну” вместо “ву веки, ву дни, пу чину” и т.д.). Не приняли они и новое написание имени Иисус (вместо Исус), заявив, что вторая буква “и” от дьявола.

Старообрядцы сохранили старое знаменное пение. Для них вообще очень характерны преданность старым заветам, равно как приверженность традициям в быту.


В мире насчитывается свыше 2 млн. старообрядцев. Большинство из них живет в России (1,7 млн.). Значительные группы старообрядцев имеются и на Украине (400 тыс.). Помимо России и Украины старообрядцы расселены небольшими группами в Белоруссии, Литве, Латвии, Молдавии, Казахстане, а также в Румынии, Польше, США, Канаде, Бразилии, Австралии. Новой Зеландии. Небольшие группы старообрядцев есть и в других странах.

По национальной принадлежности старообрядцы преимущественно русские. Однако встречаются среди них также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и представители других некоторых народов.

Старообрядчество не представляет собой единого течения. Довольно рано старообрядцы разделились на поповцев (имеющих духовенство) и беспоповцев (у которых институт священства отсутствует). И поповское, и беспоповское направления, в свою очередь, распались на целый ряд церквей, согласий и толков. Разделение на поповцев и беспоповцев произошло из-за того, что уже вскоре после раскола старообрядцы стали испытывать нехватку священников, поскольку своих епископов у них не осталось (одни были убиты в ходе развернувшейся из-за реформ борьбы, другие умерли в заточении, третьи вернулись в лоно господствующей церкви) и некому было рукополагать новых пастырей. В такой ситуации часть старообрядческих общин стали принимать священников, перебегавших из православия (за что получили название беглопоповцев), другие же решили отказаться от церковной иерархии (получив название беспоповцев). Впрочем, беспоповцы долго надеялись, что где-то в глухих труднодоступных местах сохранилось истинное священство, и вплоть до середины XVIII в. большинство беспоповцев рассматривали отсутствие у себя священников как временное явление.


Поповское направление окончательно сложилось в последнее десятилетие XVII в. Позже часть старообрядцев-беглопоповцев, сохранив дореформенную обрядность, перешли под юрисдикцию Русской православной церкви, другие после ряда неудачных попыток все же создали свои собственные иерархии, третьи же из-за постоянной нехватки священников вынужденно превратились в беспоповцев.

Старообрядцы-поповцы в настоящее время делятся на три основные ветви: единоверцев, приверженцев Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) и приверженцев Русской древлеправославной церкви.

Единоверческая церковь была образована из части поповцев, перешедших под юрисдикцию Русской православной церкви (епископы которой стали рукополагать для нее священников), но сохранивших дореформенную обрядность и продолжавших совершать богослужения по старым книгам. Единоверие стало формироваться в 1780-е годы, официально же Единоверческая церковь была учреждена в 1800 г. по представлению митрополита московского Платона. В настоящее время Единоверческая церковь весьма малочисленна. Ее сторонники есть в Москве и Подмосковье, Нижегородской и Брянской областях, Иванове, а также на востоке Латвии (в Латгалии) и некоторых других местах. При этом надо отметить, что лишь две из ныне существующих единоверческих общин имеют давнюю историю, а их храмы никогда не закрывались. Это приход в селе Малое Мурашкино Нижегородской области и приход в селе Злынка Брянской области. Большинство же современных единоверческих общин были созданы в последние годы в местах исторического проживания старообрядцев (в основном


последователей Белокриницкой иерархии), где их храмы в годы советской власти были закрыты. В Нижнем Тагиле единоверческий приход образовали бывшие часовенники (беспоповцы), получившие священство от екатеринбургского епископа. Небольшая группа единоверцев (из бывших поморцев) имеется в штате Пенсильвания в США. Фактически единоверческими стали отдельные общины Русской православной церкви, перешедшие в конце 1980-х - 1990-е годы к старой обрядности. Организационно единоверческие приходы между собой не связаны. Правда, в московской епархии Русской православной церкви имеется должность благочинного единоверческих храмов епархии.

Самой крупной организацией старообрядцев-поповцев является Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия). Белокриницкая иерархия была основана в 1846 г., когда босносараевский митрополит Амвросий согласился перейти в старообрядчество и возглавить старообрядческую иерархию. Возведение Амвросия в руководство старообрядческой церковью проходило в селе Белая Криница (на территории Буковины, принадлежавшей тогда Австрии), откуда и происходит название иерархии. Часть поповцев новую иерархию не признали из-за того, что по церковным канонам рукоположение епископов должно осуществляться не менее чем двумя архиереями, а Амвросий первых епископов рукоположил единолично. Австрийское правительство пыталось ограничить деятельность белокриницкого митрополита только рамками своей страны, и широкое распространение Белокриницкой иерархии в России началось только с 1853 г. В России центром старообрядцев Белокриницкой иерархии стало Рогожское кладбище. В 1860 г. здесь был создан Духовный освященный собор (или совет),


а с 1863 г. в России церковь начала самостоятельно управляться московским архиепископом.

С 1988 г. церковь Белокриницкой иерархии в России возглавляется митрополитом Московским и всея Руси, с этого же года она получила официальное название Русская православная старообрядческая церковь. Другая митрополичья кафедра Белокриницкой иерархии находится в г. Браиле в Румынии. Румынская старообрядческая церковь возглавляется архиепископом белокриницким и митрополитом всех древлеправославных христиан Белокриницкой иерархии в зарубежных странах.

Живущие в России последователи Белокриницкой иерархии (около 400 тыс. человек) сосредоточены в Московской, Калужской, Брянской, Ярославской, Костромской, Нижегородской, Саратовской, Волгоградской, Астрахан-ской, Свердловской, Оренбургской, Новосибирской, Томской областях, Ставропольском, Краснодарском, Хабаровском и Приморском краях, Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане и некоторых других местах. За пределами России основными местами сосредоточения приверженцев Белокриницкой иерархии являются Одесская, Черновицкая, Киевская, Винницкая, Кировоградская и Черниговская области Украины, Молдавия, город Алма-Ата и некоторые области Казахстана, Киргизия. Немало сторонников Белокриницкой иерархии живут в Румынии (так называемые липоване). Имеются они также в США, Австралии, Канаде и Болгарии.

Собственная иерархия Русской древлеправославной церкви была создана лишь в 1923 г. (до этого она оставалась беглопоповской), когда в


старообрядчество перешел бывший обновленец3 - архиепископ Саратовский и Петровский Николай (Позднев), который начал рукополагать для своей церкви священников. В 1929 г. в эту церковь перешел также Свердловский епископ Стефан (Расторгуев), после чего у церкви появилась возможность хиротонисать своих епископов.

Духовным центром Русской древлеправославной церкви является город Новозыбков Брянской области. Возглавляется церковь архиепископом Новозыбковским, Московским и всея Руси древлеправославных христиан-старообрядцев. Живут последователи Русской древлеправославной церкви в Читинской области и Бурятии (где они представлены так называемыми семейскими - этнографической группой русских), в Волгоградской, Саратовской, Самарской, Пензенской, Нижегородской, Костромской, Пермской, Оренбургской, Брянской, Курской, Московской и Ленинградской областях, Краснодарском и Красноярском краях, Удмуртии, а также в Гомельской области Белоруссии, Уральской области Казахстана и Грузии. Сторонники этой церкви имеются и в Румынии (в городе Тульча и нескольких селах).

Беспоповское направление тоже окончательно сформировалось в последнее десятилетие XVII в. Старообрядцы-беспоповцы по сравнению с поповцами дальше отошли от Русской православной церкви. В отличие от поповцев, признающих все семь православных таинств, беспоповцы отказались от совершения большинства из них (а некоторые небольшие группы и от всех), а оставленные таинства совершают миряне. Литургии у беспоповцев нет.

3 Обновленчество - возникшее в 1920-е годы в Русской православной церкви движение, поддерживавшее советскую власть и выступавшее за реформирование православия


Руководство беспоповскими общинами осуществляют миряне: наставники, уставщики и начетчики.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 483; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!