ГЛАВА IV. РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ Отличительные черты региональных религий от религий мировых. 2 страница



Кроме того, в христианстве есть конфессии, которые трудно отнести к какому-либо из пяти основных его направлений.

Христианство исповедовало в 1995 г., по данным известного английского религиеведа Дэвида Б. Барретта, 1928 млн. человек, т.е. 34 % населения мира. Таким образом, каждый третий человек - христианин. По численности приверженцев христианство почти вдвое превосходит вторую по влиянию мировую религию - ислам.

Христианство является основной конфессией во всех странах Европы, кроме Албании и европейской части Турции, во всех странах Америки, Австралии и Океании, во многих государствах Центральной, Восточной и Южной Африки, а также в четырех государствах Азии - в Грузии, Армении, на


Кипре и Филиппинах (еще в двух азиатских странах - Ливане и Южной Корее -христиане образуют более трети населения).

Несмотря на то, что раньше христианство считалось преимущественно европейской религией, сейчас наибольшее число христиан сконцентрировано не в Европе, а в Америке - 697 млн. человек в 1995 г. (что составляло 36 % всего христианского населения земного шара). В Европе в 1995 г. жило 552 млн. христиан (29 % всех приверженцев этой религии), в Африке - 348 млн. (18 %), в Азии - 307 млн. (16 %), в Австралии и Океании - 24 млн. (1 %).

Православие.Одним из пяти основных направлений христианства
является православие. В I тысячелетии обе ветви христианства - и восточная и
западная, принявшие постановления Халкидонского собора, называли себя
православными, или ортодоксальными (от гр.               - православие). Однако

после происшедшего в 1054 г. раскола название “православная” закрепилось за Восточной церковью.

Считается, что православие было основано самим Иисусом Христом в 33 г. христианской эры в Иерусалиме. Из всех христианских направлений именно православию в наибольшей степени удалось сохранить черты и традиции раннего христианства.

Главные положения православного вероучения содержатся в Никео-Константинопольском, или Никео-Царьградском, символе веры. Он был принят на I и II вселенских соборах, проходивших соответственно в 325 г. в Никее и в 381 г. - в Константинополе (Царьграде). Два других христианских символа веры - Апостольский и Афанасьевский - православные не отвергают, однако считается, что эти два символа веры покрываются Никео-Царьградским символом. Он состоит из 12 членов и подробно отражает те вопросы, из-за


которых возникали споры и появлялись ереси. На II вселенском соборе было решено впредь не вносить в принятую на двух первых вселенских соборах формулу символа веры никаких изменений и дополнений, чтобы не исказить веру. И православные не нарушили это решение. Символ веры у православных звучит так: “Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым (то есть сотворившего все видимое и невидимое). И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век (то есть прежде всякого времени): Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша (то есть через Него все произошло). Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны (то есть за нас) при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день, по Писанием (то есть как было предсказано в Писании). И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца (то есть справа от Отца). И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым (то есть Он опять придет во славе, чтобы судить живых и мертвых), Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима (то есть Которому поклоняемся и которого славим вместе с Отцом и Сыном), глаголавшаго пророки (то есть Который говорил через пророков). Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение, во оставление грехов. Чаю (то есть жду) воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь”.

Таким образом, православные верят в единого Бога, выступающего в трех лицах - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа - Божественную Троицу.


Первый член символа веры посвящен Богу Отцу, который сотворил из ничего весь существующий мир. Далее - со второго по седьмой члены символа веры -говорится о Сыне Божьем - Иисусе Христе. По православному учению, Иисус Христос имеет два естества: божественное и человеческое. Он рожден (а не сотворен) Богом Отцом до сотворения мира. В своей земной жизни Иисус Христос был рожден Девой Марией в результате непорочного зачатия от Святого Духа. Важное место в христианском вероучении (как и в вероучениях многих других христианских конфессий) занимает вера в искупительную жертву Иисуса Христа - мученическую смерть на кресте, - принесенную Им ради спасения людей. Православные верят также в воскресение Иисуса Христа и вознесение Его на небо. Согласно православной догматике, обязательно произойдет второе пришествие Иисуса Христа, когда же оно случится, известно только Богу. После второго пришествия будет совершен Страшный суд и для праведников установится на земле Царство Божье. Восьмой член символа веры сообщает о Святом Духе, который, по православному вероучению, исходит только от Бога Отца. В девятом члене символа веры речь идет о Церкви, которая является единой, святой, соборной и апостольской. Единство церкви заключается в том, что Бог един и что единый глава Церкви - Иисус Христос. Святость церкви исходит от Бога. Церковь считается соборной (или кафолической), поскольку она полная, законченная и не нуждается в дополнениях. Церковь называется апостольской, так как она основана на Иисусе Христе и Святом Духе, посланных Богом Отцом, а также на апостолах, посланных Иисусом Христом для распространения его веры. Приобщение к Церкви происходит через крещение, о котором говорится в десятом члене символа веры. Православные считают, что в этом члене подразумеваются также


и шесть других таинств. В одиннадцатом и двенадцатом членах символа веры сообщается о вере в воскресение из мертвых и в вечную жизнь.

Православные верят в посмертное воздаяние: праведники, по православному учению, попадут в рай, а грешники - в ад.

Символом у православных является крест, причем признается и четырех-, и шести-, и восьмиконечный крест.

У православных существует семь таинств (священнодействий, во время которых под видимым знаком получается невидимая Божественная благодать). Это крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), исповедь (покаяние), брак, священство, елеосвящение (соборование). Крещение и причащение считаются евангельскими таинствами, поскольку они были установлены непосредственно Иисусом Христом. Крещение рассматривается как духовное рождение, во время которого умирает природный человек с его первородным грехом и рождается новый. В православной церкви крещение обычно совершается путем троекратного погружения крещаемого в воду. Причащение - это приобщение Тела и Крови Христовых, в которые, как считается, во время таинства прелагаются подаваемые для причащения хлеб и вино. Евхаристия имеет значение бескровной жертвы. Сразу же после крещения в православной церкви совершается таинство миропомазания. Оно означает всеобщее рукоположение в звание мирян, во время которого человек призван получить дар Святого Духа. Миропомазание совершается священником или епископом, а миро для него освящается собором епископов. Таинство исповеди (покаяния) имеет целью примирить человека с Богом. Если при крещении человек освобождается от первородного греха, то на исповеди человеку отпускаются личные грехи, допущенные человеком после крещения.


Покаяние иногда называют вторым крещением. Таинство елеосвящения у православных имеет двоякую направленность: в результате его, считают православные, человек освобождается от частных нераскаянных грехов и ему дается оздоровление и исцеление от болезни либо даются силы для христианской смерти. Таинства брака и священства совершаются не над всеми членами церкви. Таинство брака освящает супружеский союз мужчины и женщины. Считается, что христианский брак заключается силою Святого Духа и не прекращается со смертью, а продолжается в Царстве Божьем. Священство - это таинство передачи через епископское рукоположение даров Святого Духа священнослужителям. Таинство священства неизгладимо и не может быть отменено, недостойного иерарха можно лишь отлучить от служения. Все православные таинства, кроме крещения и священства, могут совершаться иереями и архиереями. Крещение - единственное таинство, которое при исключительных обстоятельствах может быть совершено мирянином как мужчиной, так и женщиной, исповедующими христианство. Таинство священства совершает архиерей, причем по традиции в рукоположении епископа должны участвовать не менее двух архиереев (хотя в истории православия известны исключения из этого правила).

В раннем христианстве таинствами считались также погребение и пострижение в монашество.

Православные признают как Священное Писание (Библию), так и Священное Предание. Православная церковь считает подлинными не только канонические книги Ветхого Завета, но и книги, не вошедшие в канон, рассматривая их как добавление к Священному Писанию. Священное Предание в широком смысле слова - это живая память Церкви. В более же узком смысле


Священное Предание понимается как постановления вселенских соборов и учения Отцов Церкви II - VIII вв. Православная церковь признает лишь семь первых вселенских соборов, состоявшихся до отделения западной ветви: I Никейский (325 г.), I Константинопольский (381 г.), Эфесский [Ефесский](431 г.), Халкидонский (451 г.), II Константинопольский (553 г.), III Константинопольский (680 г.), II Никейский (787 г.). Позже во вселенских соборах, созывавшихся католической церковью, православная церковь не участвовала.

Как учит православная догматика, для спасения человеку необходима помощь духовенства. Начало православному духовенству было положено апостолами, которые через рукоположение передали верующим дары Святого Духа и таким образом создали церковную иерархию. Сила этой иерархии, считают православные, заключается в ее непрерывной апостольской преемственности. В настоящее время у православного духовенства существуют три иерархические степени рукоположения. Первую степень этой иерархии имеют диаконы, вторую - иереи (священники), третью, высшую степень -архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи). В харизматическом отношении все архиереи равны. Священный сан у православных могут иметь только мужчины. В православии практикуется монашество (существуют мужские и женские монастыри). В зависимости от пострижения или непострижения в монашество православное духовенство делится на черное (монашествующее) и белое. Представители белого духовенства могут стать лишь диаконами и священниками. Высшая иерархическая степень - архиерейская - доступна только монашествующим


священникам. Черное духовенство дает обет безбрачия, белые же священники до принятия сана имеют право жениться.

Православные почитают Богородицу, ангелов и святых, а также поклоняются святым мощам и священным реликвиям. У православных принято общение с Богом и святыми перед иконами.

Богослужебная практика в православной церкви сложная и очень торжественная. Богослужения у православных более длительные, чем в большинстве других христианских конфессий. Главным из богослужений является литургия. Чин литургии состоит из трех частей: проскомидии (во время которой священник или архиерей готовит хлеб и вино для причастия), литургии оглашенных (оглашенными в православной церкви называются люди, готовящиеся принять таинство крещения) и литургии верных. Раньше на литургии оглашенных могли присутствовать все желающие, а на литургию верных допускались только крещеные. В настоящее время на литургии верных разрешили присутствовать даже нехристианам, причащаются же лишь православные, причем только те, кто перед этим исповедался. Без исповеди причащаются дети до семи лет.

Во время богослужения возжигаются свечи, употребляется ладан, духовенство одето в нарядные облачения. Православное богослужение сопровождается хоровым пением.

В православном мире нет жесткой церковной централизации. Крупные поместные церкви полностью самостоятельны, или автокефальны. Все они равноправны независимо от того, как именуется глава той или другой церкви: патриарх, митрополит или архиепископ. В настоящее время действует 15 автокефальных церквей: Константинопольская (Вселенская), Александрийская,


Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, Американская. Именно в таком порядке - по преимуществам чести - их предстоятели по сложившейся традиции перечисляются во время торжественных богослужений. Кроме автокефальных церквей, есть автономные православные церкви, которые находятся в подчинении от какой-то из автокефальных церквей. В последнее время значительную автономию получили Украинская православная церковь Московского патриархата и Белорусская православная церковь. Некоторые православные церкви (например, Македонская православная церковь, Украинская православная церковь Киевского патриархата, Украинская автокефальная православная церковь) провозгласили себя независимыми, но их самостоятельность не была признана автокефальными церквами. Есть также православные церковные организации, вышедшие из определенной автокефальной церкви, но не претендующие на свою автокефальность. К таким церковным организациям относится, в частности, Русская православная церковь за границей, отделившаяся от Русской православной церкви.

У православных нет единого календаря. Большинство поместных православных церквей перешли на григорианский календарь. Юлианским календарем продолжают пользоваться Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская церкви. Однако почти во всех церквах, принявших григорианский календарь, есть группы духовенства и верующих, которые по-прежнему придерживаются в церковной жизни юлианского календаря.

Православие широко распространено по разным странам мира. Общая численность последователей этого направления христианства составила в 1995


г. 184 млн. человек. Таким образом, православные образуют 3 % населения мира и 10 % всех христиан. Наибольшее число православных сосредоточено в России - по разным оценкам, 60 - 70 млн. Православные живут также на Украине (около 26 млн.), в Румынии (17 млн.), Греции (около 10 млн.), Белоруссии (около 9 млн.), Югославии - Сербии и Черногории (около 7 млн.), Болгарии (6 млн.), Молдавии (около 3 млн.), Боснии и Герцеговине (1,2 млн.), Македонии (1,2 млн.), Германии (около 600 тыс.), Польше (около 600 тыс.), Хорватии (более 500 тыс.), Албании (свыше 350 тыс.), Великобритании (350 тыс.), Эстонии (более 300 тыс.), Франции (около 300 тыс.), Латвии (200 тыс.), Литве (свыше 100 тыс.), Швеции (100 тыс.) и в других странах. В России православие исповедуют прежде всего подавляющее большинство русских верующих. Православия придерживаются также основная часть карелов, вепсов, ижорцев, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов, бесермян, марийцев, мордвы, чувашей, нагайбаков, осетин, цыган, кумандинцев, телеутов, чулымцев, хакасов, якутов, камчадалов. Православными считаются большинство ненцев, манси, ханты, селькупов, кетов, тубаларов, шорцев, нанайцев, ульчей, ороков, орочей, алеутов, ительменов, юкагиров, чуванцев, хотя православие нередко сочетается у них с пережитками родоплеменных верований. Православную веру исповедуют и бóльшая часть живущих в России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар, гагаузов, греков. Православными являются и многие западные буряты, часть калмыков, татар (кряшены), кабардинцев (моздокские), долган, чукчей, коряков, алюторцев, нивхов.

На Украине православие исповедуют, кроме большинства украинцев, живущие в стране русские, белорусы, молдаване, болгары, румыны, греки, цыгане. В Белоруссии православия придерживаются, помимо основной части


белорусов, русские и украинцы, в Молдавии, кроме молдаван, - украинцы, русские, гагаузы и болгары. В Румынии, Болгарии, Греции православие в первую очередь исповедуют представители основных этносов этих стран, в Югославии - сербы и черногорцы, в Боснии и Герцеговине - сербы, в Хорватии -также сербы, в Македонии - македонцы, в Албании - албанцы. В Латвии и Литве подавляющее большинство православных - русские, в Эстонии же, кроме русских, православия придерживаются и многие эстонцы, в частности представители этнографической группы эстонцев - сету. В Польше православными являются часть украинцев и белорусов, а также русские, в Германии и Швеции к ним принадлежат в первую очередь мигрировавшие на работу греки и сербы, в Великобритании - греки, часть украинцев и русские, во Франции - русские и греки.

Достаточно много православных и в Америке, особенно в США (около 6 млн.). Есть сторонники православия и в других американских странах: Канаде (более 400 тыс.), Бразилии (около 200 тыс.), Аргентине (около 150 тыс.). В США православие исповедуют прежде всего греки (свыше 2 млн.) и русские (более 1 млн.), а также часть украинцев и карпатороссов, сербы, часть арабов, болгары, часть албанцев, румыны, часть белорусов, небольшая группа эстонцев и др., в Канаде - греки, часть украинцев, русские, часть арабов, румыны, сербы и др., в Бразилии - русские, часть арабов и украинцев и др., в Аргентине - часть арабов, греки, русские, часть украинцев, румыны и др.

В Азии православные сконцентрированы либо в странах, ранее входивших в состав СССР, либо в государствах Ближнего Востока. Они преобладают в Грузии (4,1 млн.) и составляют значительные меньшинства в Казахстане (1,6 млн.), Киргизии (около 300 тыс.), Узбекистане (250 тыс.), Таджикистане (100


тыс.), Туркмении (100 тыс.), Азербайджане (100 тыс.) и сравнительно небольшую группу населения Армении. Если в Грузии основная масса православных - грузины (3,6 млн.), то в других странах это преимущественно русские, украинцы и белорусы.

В азиатских ближневосточных странах довольно значительное число православных сосредоточено на Кипре (550 тыс.), а также в Сирии (около 250 тыс.), Ливане (около 200 тыс.), причем на Кипре это греки, а в остальных странах - часть арабов.

В Африке существенная группа православных имеется в Кении (около 500 тыс.). Это часть кикуйю и лухья.

В Австралии живущие там православные (около 500 тыс.) - в первую очередь греки, а также сербы, русские, часть украинцев, македонцы и др.

Старейшими из автокефальных православных церквей являются Константинопольская (Вселенская), Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская, называемые иногда восточными. Все они на IV Вселенском (Халкидонском) соборе (451 г.) получили статус патриархатов. На этом же соборе патриарх Константинопольской православной церкви формально был приравнен к папе Римскому, а в 588 г. Константинопольский патриарх получил титул архиепископа Константинополя - Нового Рима и Вселенского патриарха Востока. После же раскола христианства в 1054 г. на православие и католицизм Константинопольский патриарх стал первым среди равных в православном мире.

В 1453 г. Византийская империя пала под ударами турок. После установления турецкого господства многие старинные православные церкви, в том числе  и такая святыня, как знаменитый храм Святой Софии в


Константинополе (переименованном после захвата турками в Стамбул), были превращены в мечети. Патриарху пришлось перенести свою резиденцию в Фанар, ставший греческим кварталом Стамбула.

Константинопольская православная церковь возглавляется патриархом. При патриархе действует Священный синод.

Численность последователей Константинопольской православной церкви составляет около 3 млн. человек. Вследствие массового исхода греков из Турции после первой мировой войны и в последующие годы в этой стране в настоящее время осталось лишь 7 тыс. приверженцев Константинопольской православной церкви. Основная же масса их сосредоточена сейчас в США (1,8 млн.). Немало сторонников этой церкви имеется в Канаде (более 200 тыс.), есть они также в Аргентине, Бразилии и некоторых других латиноамериканских странах. Значительное число последователей Константинопольской православной церкви живет в Австралии (свыше 300 тыс.), маленькая группка -в Новой Зеландии. Из европейских стран наибольшей численностью сторонников Константинопольского патриархата выделяются Германия (350 тыс.) и Великобритания (200 тыс.), есть они также во Франции, Швеции и некоторых других странах. По этнической принадлежности это в подавляющем большинстве греки, встречаются также русские, украинцы, сербы, болгары, албанцы и др.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 540; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!