ГЛАВА IV. РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ Отличительные черты региональных религий от религий мировых. 1 страница
П.И. ПУЧКОВ, О.Е. КАЗЬМИНА
РЕЛИГИИ СОВРЕМЕННОГО МИРА
Москва 1997
Учебное пособие.
Пучков П.И., Казьмина О.Е. Религии современного мира. - М., 1997. - 286 с.
В книге дается общая характеристика всех более или менее значительных религий, их основных направлений и течений, важнейших деноминаций. Сообщаются достаточно подробные сведения о догматической и культовой специфике религиозных общностей, их организации, численности и распространении. Книга может быть использована для преподавателей и студентов высших учебных заведений. Она представит также интерес для всех интересующихся религиозной ситуацией в современном мире.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Христианство
Общая характеристика христианства
Православие
Старообрядчество
Духовные христиане и другие секты, вышедшие из Русской православной церкви
Римский католицизм
Неримские католики
Протестантизм
Маргинальные протестанты
Монофизитство
Несторианство
Глава II. Ислам
Общая характеристика ислама
Суннизм
Шиизм
Хариджизм
Ахмадие
Глава III. Буддизм
Общая характеристика буддизма
Тхеравада
Махаяна
Ваджраяна
Глава IV. Региональные религии
Отличительные черты региональных религий от религий мировых
Иудаизм
Мандеизм
Зороастризм
Йезидизм
Индуизм
Джайнизм
Сикхизм
Конфуцианство
Даосизм
Синтоизм
“Новые религии”
Родоплеменные культы
Глава V. Динамика религиозного состава населения и современное распространение религий
|
|
Изменение религиозного состава населения мира за два последних тысячелетия
Особенности современной географии религий
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире существует весьма большое число различных религий, их направлений и течений, деноминаций, сект, племенных культов. Они сильно отличаются друг от друга по времени, месту и условиям своего возникновения, по своим догматическим, культовым и организационным особенностям, по численности сторонников и широте распространения. Достаточно сложный конфессиональный состав населения характерен не только для мира в целом, но и для большинства отдельных стран.
Религиозная структура населения оказывает очень большое влияние на многие стороны жизни страны. Это влияние чувствуется сильнее всего в духовной культуре, общественном и семейном быте, но заметно также и в материальной культуре, традиционных хозяйственных занятиях, политической ориентации и т.д. Поэтому при достаточно глубоком изучении какой-либо страны непременно исследуется и религиозная структура ее населения, так как без знания этой структуры ситуация в стране не может быть оценена адекватно.
|
|
В России после Октябрьского переворота захватившая власть группировка хотела полностью пренебречь такой важной стороной духовной культуры людей, как религия. Более того, пришедшие к власти большевики во главе с В.И. Лениным, ненавидевшие религию и усматривавшие в ней одно из основных препятствий для проведения своих социальных экспериментов, развернули невиданные до того в истории человечества гонения на распространенные в стране вероисповедания (и прежде всего на православие), в результате которых были физически истреблены десятки тысяч священнослужителей и миллионы простых верующих людей.
Падение тоталитарного режима коренным образом изменило положение религии в нашей стране. Если ранее люди нередко боялись даже публично заявить о своей вере в Бога, так как за этим могли последовать дискриминационные меры, а иногда и репрессии, то теперь гражданам России представилась возможность открыто исповедовать свою религию. Кстати, выяснилось, что, несмотря на семьдесят с лишним лет гонений и неистовой атеистической пропаганды, большинство населения нашей страны осталось верным религии.
В последние годы рост интереса российского общества к религии стал очень большим. Существенно увеличилась и конфессиональная неоднородность населения. В стране начали действовать разные деноминации и секты, о которых прежде ничего не было известно. Характерно, что очень многие из них не пользуются каким-либо престижем даже в самих странах, откуда прибыли проповедники, а некоторые за свою противоправную и антигуманную деятельность даже преследовались по закону. У нас же в орбиту влияния таких сект нередко попадают слабо осведомленные о них легковерные люди.
|
|
Несмотря на резко усилившийся интерес российского общества к религии, в стране до сих пор нет трудов, в которых был бы систематически, объективно изложен материал о всех важнейших ныне существующих деноминациях. Более того, появляются работы, где фактически дается прежняя, лишь слегка “приглаженная” оценка религиозных верований, а в качестве основного авторитета приводится такой объективный “религиевед”, как В.И. Ленин. Все это ставит вопрос о настоятельной необходимости подготовки работ, посвященных обзору религиозной ситуации в современном мире.
Настоящая работа представляет собой попытку дать краткую объективную характеристику функционирующих ныне в мире религий, их направлений и основных течений, а также достаточно широко распространенных деноминаций и сект. Хотя в книге будут даны и краткие сведения по истории некоторых из этих конфессий, основное внимание будет все же обращено на их современное состояние. Естественно, что несколько более подробно, чем другие конфессии, будет рассмотрено преобладающее в России православное направление христианства.
|
|
Книга написана двумя ее авторами на основе тех курсов по религиям мира, которые они в течение нескольких лет читают в трех столичных университетах: Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Московском государственном лингвистическом университете и Российском университете дружбы народов.
Однако работа эта не может рассматриваться только как учебное пособие для высших учебных заведений. Ее смогут использовать для ознакомления с религиозной ситуацией в современном мире учителя школ, общественные и политические деятели, дипломатические работники и все лица, проявляющие интерес к религии.
х х
х
Перед тем как приступить к характеристике религий и их подразделений, полезно остановиться на некоторых терминологических вопросах, и прежде всего сказать несколько слов о терминах, используемых в данной работе для определения религиозных образований разного иерархического уровня.
Сам термин “религия” полисемантичен, он может пониматься как в широком, так и в узком смысле. Под религией в широком смысле этого слова понимается важнейший и наивысший элемент духовной культуры человека, выражающий его отношение к божественному, его веру в единого Бога (монотеизм) или несколько божеств (политеизм). Религия в узком смысле слова (конкретная религия) - это своего рода социальный организм, имеющий общее происхождение, характеризующийся определенной догматической, культовой, организационной спецификой и не сводимый к более крупным организмам подобного же характера.
Таких основных конкретных религий сравнительно немного. Это христианство, ислам, буддизм, иудаизм, мандеизм, зороастризм, йезидизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, а также несколько так называемых новых религий, возникших, в отличие от перечисленных, сравнительно недавно - в XIX - XX вв. (бахаизм и др.). Впрочем, далеко не все указанные “старые” религии безоговорочно признаются в качестве самостоятельных, не сводимых к образованиям более высокого иерархического уровня. Так, мандеизм считается некоторыми исследователями либо иудаистской, либо раннехристианской сектой, йезидизм - ответвлением зороастризма или даже мусульманской сектой (последнее, конечно, явно ошибочно), сикхизм - индуистской сектой. Рассматривается иногда ветвью индуизма и джайнизм, хотя существует также точка зрения, что это вариант буддизма. Отвергается иногда и “самостоятельность” новых религий, например, бахаизм, порой называется одной из сект шиитского ислама.
Для второго иерархического уровня можно предложить термин “направления”. Это крупные, достаточно давно образовавшиеся, имеющие свою
четкую специфику ветви основных религий. Так, в христианстве выделяются пять направлений: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство, несторианство. В исламе имеются три направления: суннизм, шиизм, хариджизм. Три направления есть и в буддизме: тхеравада, махаяна, ваджраяна. Индуизм также подразделяется на три основных направления: вишнуизм, шиваизм, шактизм.
Третий иерархический уровень назовем “течениями”. Следует, впрочем, отметить, что далеко не все направления имеют четко обособленные подразделения. Так, католическое направление христианства на течения, на наш взгляд, не делится (униатство, о котором будет сказано в разделе “Католицизм”, представляет собой нечто иное). Протестантизм же объединяет очень большое число течений: англиканство, лютеранство, кальвинизм, меннонитство, баптизм, адвентизм, реставрационизм, методизм, перфекционизм, пятидесятничество, сальвационизм и др.
Каждое из течений обычно включает по нескольку деноминаций (подразделений четвертого иерархического уровня). Например, к адвентизму принадлежат адвентисты седьмого дня, адвентисты-реформисты и др.
Если направление объединяет группы, не очень сильно различающиеся между собой, то их тоже лучше называть не течениями, а деноминациями (конфессиями, вероисповеданиями). Иногда небольшие обособившиеся религиозные группы называют не деноминациями, а сектами. Впрочем, отличие между деноминацией и сектой носит скорее не количественный, а аксиологический характер: деноминацией обычно обозначают пользующееся достаточным авторитетом религиозное объединение с хорошо разработанной
догматикой, сложившимся культом, четкой системой организации, а под сектой подразумевается что-то менее солидное.
х х
х
Книга подразделена нами на пять глав. Первые три главы посвящены трем мировым религиям: христианству, исламу и буддизму. В четвертой главе дается краткая характеристика всех основных региональных религий. Пятая глава рассказывает о динамике религиозного состава населения и современном распространении религий. Наконец, в заключении сообщается о возможных изменениях религиозной ситуации в мире в ближайшие 30 лет.
Все разделы книги написаны двумя ее авторами совместно, главным образом на основе тех лекционных курсов, которые читались ими в московских высших учебных заведениях.
ГЛАВА I. ХРИСТИАНСТВО
Общая характеристика христианства.Христианство - крупнейшая по числу последователей мировая религия. Оно возникло в Палестине. Основателем его был Иисус Христос, по имени которого и была потом названа эта религия. Время возникновения христианства обычно относят к 33 г. христианской эры - году распятия Иисуса Христа, а Рождество Христово считается в христианском мире началом летоисчисления.
Сразу после возникновения христианство стало быстро распространяться по разным странам. В год распятия Христа первые христиане появились в Палестине, Египте, Ливии, Сирии (включая Ливан), Италии и некоторых других странах. Несколько позже, но тоже в I в. новая религия последовательно распространилась по современной территории Турции, Армении, Судана, Эфиопии, Греции, Кипра, Ирана, Ирака, Индии, Мальты, Хорватии, Югославии, Британии, Испании, Македонии, Албании, Туниса, Франции, Германии, Алжира, Румынии, Шри-Ланки, а также на Аравийском полуострове. В первом же веке апостол Андрей Первозванный проповедовал на современной территории России и Украины. Во II в. сторонники христианства появились на современной территории Марокко, Болгарии, Португалии, Австрии, Швейцарии и Бельгии, в III в. - на современной территории Венгрии и Грузии, в IV в. - в Ирландии, в VII в. - на современной территории Нидерландов, в VIII в. - в Исландии, в IX в. - в Дании, Чехии, Швеции и Норвегии, в X в. - в Польше, в XI в. - в Финляндии. С конца XV в. европейские миссионеры начали обращать в христианство население Америки, в XVI в. было христианизировано большинство жителей Филиппин. С XV в. христианские миссионеры пытались обратить в свою веру народы Африки, жившие к югу от Сахары, однако им
удалось добиться значительных успехов в этом деле лишь в ХХ в. В XVII в. была начата прозелитическая работа и на некоторых островах Океании, но основная часть населения этого региона была обращена в христианство лишь в XIX - XX вв.
Священной книгой подавляющего большинства христиан (за исключением некоторых маргинальных групп) является Библия, состоящая из двух частей: Ветхого и Нового Заветов. Впрочем, первая из этих частей принимается представителями различных направлений христиан в различном объеме.
Ветхий Завет, записанный еврейскими хранителями предания -масоретами - и тождественный Танаху иудаистов, состоит из 39 книг (их названия даются в христианском варианте): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Книга Иисуса Навина, Книга судей израилевых, Книга Руфи, Первая, Вторая, Третья и Четвертая книги Царств (у католиков соответственно -Первая и Вторая книги Самуила, Первая и Вторая книги Царей), Первая и Вторая книги Паралипоменон (у католиков - Первая и Вторая книги Хроник), Первая книга Ездры, Книга Неемии (у католиков - Вторая книга Ездры), Книга Есфири, Книга Иова, Псалтырь, Притчи Соломона, Книга Екклезиаста, или Проповедника, Песнь песней Соломона, Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Плач Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила, книги 12 так называемых малых пророков (Оссии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии).
В III -II вв. до Р. Хр. Ветхий Завет (Танах) был переведен на греческий язык в связи с массовым переходом на него евреев диаспоры. В этом переводе, который стали называть Септуагинтой (поскольку его выполняли 70
толковников), оказалось на 10 книг больше (очевидно, переводчики работали с какими-то другими, отличными от масоретских рукописей, текстами). Этими 10 книгами были Вторая книга Ездры (у католиков - Третья книга Ездры), Книга Товита, Книга Иудифи, Книга Премудрости Соломона, Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Книга Пророка Варуха, Первая, Вторая и Третья книги Маккавейские. В сделанном в конце IV - начале V в. переводе Библии на латинский язык имеется еще Третья книга Ездры (у католиков она разбита на две части - Четвертую и Пятую книги Ездры), которой нет ни на еврейском, ни на греческом языках. К перечисленным книгам, которые отсутствуют в масоретской Библии, различные направления христианства относятся по-разному. Последователи Римско-католической церкви ввели их в канон, православные, хотя и включили их в Библию, но выделили как неканонические книги (полезные, назидательные, но не богодухновенные), протестанты же вообще их не признали и в Библию не включили.
Что касается Нового Завета, то он безоговорочно принимается подавляющим большинством христиан (за исключением нескольких достаточно обособившихся групп). Новый Завет был написан намного позже Ветхого Завета - в I в. христианской эры учениками Иисуса Христа - апостолами - после его мученической смерти на кресте. В Новом Завете 27 книг. Это четыре Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния апостолов, 21 соборное послание апостолов (Послание Иакова, Первое и Второе послания Петра, Первое, Второе и Третье послания Иоанна, Послание Иуды, 14 посланий апостола Павла: к Римлянам, Первое и Второе к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, Первое и Второе к
Фессалоникийцам, Первое и Второе к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям), Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис).
Вопреки положению о единой церкви, которое содержится в Никео-Константинопольском символе веры, принимаемым большей частью христиан, в настоящее время христианство не представляет собой единого целого, распадаясь на большое число отдельных направлений, течений и деноминаций. Основных направлений пять: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство и несторианство.
Из-за этой дробности дать общую характеристику вероучения, обрядности и организации христианства в целом очень трудно. Тем не менее есть ряд черт, присущих большинству его направлений и течений. В догматике к таким общим чертам относится вера подавляющего большинства христиан в единого Бога, выступающего в трех лицах: Бога Отца, Бога Сына (Иисуса Христа) и Бога Духа Святого, составляющих Божественную Троицу. Большинство последователей христианства считают Иисуса Христа Богочеловеком (т.е. имеющим два естества: божественное и человеческое). Важным положением христианства является вера в искупительную жертву Иисуса Христа, согласно которой Он сошел на землю, чтобы своей мученической смертью на кресте искупить грехи людей. Христиане верят также в воскресение Христа, вознесение Его на небо и в грядущее второе пришествие для свершения праведного суда над людьми. Для подавляющего большинства направлений христианства характерна, кроме того, вера в бессмертие души и посмертное воздаяние.
В краткой форме главные догматы христианства изложены в трех исторических символах (исповеданиях) веры: Апостольском, Никейском (или
Никео-Константинопольском) и Афанасьевском. При этом одни христианские конфессии признают в равной мере все три символа, другие отдают предпочтение конкретно какому-то из них, некоторые же протестантские деноминации не придают особого значения ни одному из символов. Древнейший из символов - Апостольский - был впервые сформулирован ранее середины II в. Этот символ пользуется большим авторитетом во многих христианских конфессиях, прежде всего в протестантских. В православии Апостольский символ практически вытеснен Никео-Константинопольским (принятым на двух первых вселенских соборах: I Никейском в 325 г. и I Константинопольском в 381 г.), который близок к Апостольскому, но более четко формулирует сущность христианского вероучения. Третий исторический символ веры - Афанасьевский (названный так по имени александрийкого епископа св. Афанасия Великого, жившего в конце III - IV в., которому приписывается его авторство1) - от двух других отличается строгим догматизмом и краткостью. В нем дана лишь сжатая формулировка двух важнейших положений христианского вероучения: о трех лицах Божества при единстве существа и о двух естествах Иисуса Христа при единстве лица.
Большинство христиан признают необходимость совершения таинств -особых священных действий, призванных под видимым знаком дать верующим Божью благодать. Однако в вопросе о числе таинств, их понимании, форме и времени совершения разные направления христианства сильно расходятся, а многие протестантские конфессии вообще отказались от признания таинств, назвав их простыми обрядами.
1 Сейчас, правда, полагают, что этот символ был составлен гораздо позже - в V или VI вв., когда Афанасия уже не было в живых.
Культовая практика у христиан разных направлений тоже очень сильно различается. Наиболее торжественно богослужения проводятся в православных и других восточных церквах, а также у католиков. В большинстве протестантских деноминаций богослужебная практика, наоборот, отличается простотой (англикане в этом отношении занимают промежуточное положение).
Разные христианские конфессии сильно различаются и по своей церковной организации. Только Римско-католическая церковь и несторианская Церковь Востока едины (каждая в отдельности) в организационном плане. И православие, и монофизитство делятся на значительное число самостоятельных поместных церквей. Протестантизм же не представляет собой единого целого не только в организационном, но и в доктринальном отношении и распадается на большое число течений (англиканство, лютеранство, кальвинизм, меннонит-ство, методизм, баптизм, пятидесятничество и др.), которые, в свою очередь, подразделяются на отдельные деноминации и церкви.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2320; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!