ГЛАВА IV. РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ Отличительные черты региональных религий от религий мировых. 17 страница
Иудаизм.Одной из очень древних религий, сохранившихся до нашего времени (хотя в несколько измененном виде), является национальная религия евреев - иудаизм. Истоки ее относятся ко II тысячелетию до Р. Хр. Зародившись как политеистическая религия, иудаизм к середине I тысячелетия до Р. Хр. трансформировался в религиозную систему с достаточно строгим единобожием.
Первоначально область распространения иудаизма была весьма узкой и почти не выходила за пределы такой небольшой страны, как Палестина. Содержавшееся в иудаистском вероучении положение о религиозной исключительности евреев не способствовало распространению иудаизма среди других народов: истории известны лишь несколько случаев принятия этой религии значительными группами нееврейского населения, и фактически она осталась религией одних евреев. Вместе с тем своеобразие исторических судеб этого народа, несколько раз изгонявшегося со своей территории, привело к широкому расселению иудаистов по разным странам мира.
Важнейшим догматом иудаизма является вера в единого бога Яхве (Иегову). Иудаисты верят также в богоизбранность евреев. Согласно иудаистскому вероучению, Яхве заключил с еврейским народом особые договоры - заветы, в соответствии с которыми передал им власть над Палестиной, а евреи обязались почитать только Яхве и выполнять его заповеди.
Веря в бессмертие души, иудаисты ждут приход небесного избавителя мессии, который должен сотворить праведный суд над живыми и мертвыми, и
|
|
привести праведников в землю “обетованную”. Грешники же будут брошены в ад.
Священным писанием иудаистов является Танах1. Эта священная книга в основном идентична христианскому Ветхому Завету, хотя традиция деления ее на части у христиан и иудаистов разная.
Иудаисты обычно делят книги Ветхого Завета на три отдела. Первый отдел - Тора (Закон) - состоит из пяти книг (почему и называется также Пятикнижием): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Второй отдел -Небиим (Пророки) - содержит 21 книгу: Иисуса Навина, книгу Судей израилевых, первую и вторую книги Самуила (соответствуют в православной традиции первой и второй книгам Царств), первую и вторую книги Царей (у православных - третья и четвертая книги Царств), книги Исаии, Иеремии и Иезекииля и 12 книг так называемых малых пророков. Третий отдел - Кетубим (Писания) - включает 13 книг: Псалмы (у православных - Псалтирь), Притчи Соломоновы, книгу Иова, Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Проповедник (у православных - Екклезиаст), Эсфирь (Есфирь), книги Даниила, Эзры (Ездры) и Неемии, первую и вторую книги Хроник (у православных - первая и вторая книги Паралипоменон).
|
|
Большое значение придают иудаисты и письменно оформленному в III -V вв. Талмуду, в котором дается толкование содержащихся в Танахе, и прежде всего в Торе, религиозно-этических, правовых и бытовых предписаний. Талмуд делится на две части: Мишну и Гемару. Мишна непосредственно толкует Тору, а Гемара разъясняет Мишну.
1 Танах - аббревиатура названий трех отделов священного писания: Тора, Небиим, Кетубим.
В обрядах иудаизма важное место занимают молитва, обрезание, омовение.
Для иудаизма характерно большое число этических предписаний верующим (включая разные запреты). Это, в частности, строгие требования к выбору и приготовлению пищи. Иудаист может есть только определенные виды мяса (не разрешены свинина, конина , зайчатина и др.), причем мясная пища должна быть особым образом приготовлена. Запрещается смешивать мясные и молочные продукты ( в соответствии с заповедью “не вари козленка в молоке матери его”). Иудаист не может работать в субботу, дотрагиваться перед субботой до металлических предметов, зажигать и гасить свет, ему запрещено одевать одежду из разных тканей, носить карманы выше пояса. Мужчины должны всегда покрывать голову.
Местом собрания иудаистов является молитвенный дом - синагога. Возглавляет религиозную общину (также называемую синагогой) раввин -учитель религиозного закона, выполняющий, кроме того, судейские функции. Священников и храмов (в строгом значении этих слов) в иудаистской религии сейчас нет.
|
|
Иудаизм, в зависимости от степени следования его сторонниками традиции, делится в настоящее время на несколько ветвей: ортодоксальную, стремящуюся сохранить иудейскую религию со всеми ее средневековыми традициями; консервативную, предлагающую сочетать соблюдение положительных элементов иудаистской традиций с приспособлением к современным условиям; реформированную, призывающую к замене иврита в молитвенниках на языки, являющиеся родными для верующих, к ликвидации перегородок, отделяющих в синагогах мужчин от женщин, к отказу от жестких
правил, касающихся пищи, и к другим новациям (вплоть до посвящения женщин в раввины); реконструктивистскую, объявившую своей целью возрождение иудаизма в его первоначальном виде и придающую большое значение не только религии, но также этике и культуре.
Особое место среди течений иудаизма занимает хасидизм, возникший в первой половине XVIII в. Основатель хасидизма Израиль Бешт2 говорил, что главное не в скрупулезном изучении Библии и Талмуда, а в благочестии и молитве, и требовал отказаться от мелочной регламентации жизни верующего. Вместе с тем для хасидизма стал весьма свойствен крайний мистицизм, его возглавили цаддики, претендовавшие на посредничество между Богом и людьми.
|
|
Хасидизм отличается большой консервативностью. В частности, он требует от своих сторонников одеваться в лапсердаки3 и носить пейсы4.
На первых порах между хасидами и раввинистами развернулась борьба, но позже антагонизм был преодолен.
Хасиды делятся на большое число “дворов”, обычно называемых по местожительству основателей. Наиболее известны из них Любавичский, Бобовский, Гурский, Белзский, Вижницкий, Сатмарский, Цанз-Клойзенбургский.
2 Прозвище Бешт представляет собой аббревиатуру от слов “баал”, “шем” и
“тов”, что в совокупности означает: “обладатель этого имени”.
3 Лапсердак - еврейский черный длиннополый сюртук старинного покроя.
4 Пейсы - длинные, неподстриженные пряди волос у висков, носившиеся
евреями, придерживавшимися патриархальных традиций.
Общая численность иудаистов во всем мире составляла в 1995 г. более 14 млн. человек. По частям света эта численность распределялась следующим образом: Америка - 7 млн., Азия - 4,3 млн., Европа (включая всю Россию с ее азиатской частью) - 2,5 млн., Африка - менее 0,2 млн., Австралия с Океанией -около 0,1 млн. Основная масса иудаистов сосредоточена в США (5,6 млн.) и Израиле (4,1 млн.). Крупные группы последователей иудаизма имеются также во Франции (свыше 500 тыс.), России (более 400 тыс.), на Украине (свыше 300 тыс.), в Канаде (более 300 тыс.), Великобритании и Северной Ирландии (300 тыс.), Аргентине (свыше 200 тыс.), Южно-Африканской Республике (более 100 тыс.), Бразилии (100 тыс.). Живут иудаисты и во многих других странах.
По этноязыковой принадлежности 84 % иудаистов являются ашкеназами, 4 % - сефардами, 10 % - представителями разных восточных групп (арабоязыч-ные, персоязычные и др.).
Тремя иудаистскими сектами являются караимы, самаритяне и дёнме.
Наиболее известна из них секта караимов. Она сложилась в VIII в. по Р. Хр. среди евреев, живших в те годы в Двуречье и Персии. Основатель секты -Анан бен Давид - отверг Талмуд и раввинистические писания.
В числе важнейших положений караимизма, помимо веры в единого Бога-творца, также уважение Торы, обязательство знать иврит, ожидание прихода мессии, признание божественного предопределения.
Караимы соблюдают иудаистские предписания относительно ритуального заклания животных и отказа от употребления в пищу животных, запрещенных Торой, однако, в противоположность большинству иудаистов считают возможным смешивать в пище мясо и молоко, если они от разных животных (например, коровье молоко и баранину).
В караимских молитвенных домах - кенасах, в отличие от синагоги, мужчины и женщины молятся вместе. В этих домах нет скамей, и верующие, входя в них, снимают обувь. Раньше караимам запрещалось зажигать свечи и огонь перед субботой, но теперь этот запрет снят.
Браки между несектантскими иудаистами и караимами редки.
Несмотря на свою малочисленность (25 тыс. человек), караимы подразделяются на несколько отдельных групп: греко-турецкие караимы из Стамбула; арабские караимы, родиной которых являются прежде всего Египет, а также Сирия, Ливан, Ливия и другие арабские страны; тюркские караимы из Крыма, с Украины, из Литвы. Иногда к караимам причисляют и эфиопских иудаистов - фалаша - на основании того, что последние также отвергают Талмуд и раввинистические писания.
Подавляющее большинство караимов (20 тыс. человек) сосредоточено сейчас в Израиле. В России живут около 700 караимов (в том числе в Москве -около 300), на Украине с Крымом - 1,4 тыс., в Литве - около 300 человек (живущие в России и других странах, входивших в состав СССР, караимы не отождествляют себя с евреями и считают самостоятельным народом). В Польше живет 1 - 3 тыс. караимов, в США, главным образом в Калифорнии, - 1,5 тыс. 100 караимских семей до сих пор остались в Стамбуле, и совсем небольшие группы имеются в Египте (в городе Каире) и Франции.
Секта самаритян имеет еще более древнее происхождение, чем караимы. Это группа древних евреев, которой во время первого изгнания еврейского народа из Палестины удалось остаться а родине и которая затем, в конце VI в. до Р. Хр. при возвращении евреев из первой диаспоры не была принята в восстановленную религиозную общину, так как иудейское духовное
руководство опасалось, что она смешалась с соседями. Отвергнутым пришлось создать отдельную общину.
В отличие от караимов самаритяне не признают не только Талмуд, но и часть книг Танаха. Обязательными они считают лишь Тору и книгу Иисуса Навина. Богослужение у самаритян совершается на самаритянском варианте иврита или (реже) на самаритянском диалекте арамейского языка.
Численность самаритян очень мала - всего около 500 человек. Две трети их сосредоточены в Холоне, к югу от Тель-Авива, в Израиле, одна треть живет около города Наблуса в Палестине. Живущие в Палестине самаритяне некогда перешли на арабский язык, обитающие в Израиле говорят сейчас на иврите.
Особое положение занимает криптоиудаистская секта дёнме (тур. “ренегаты”), образовавшаяся во второй половине XVII в. в результате формального перехода части живших в Османской империи евреев в ислам. Оставшись скрытыми иудаистами, дёнме до сих пор живут в Турции. Численность их неизвестна , ориентировочно она оценивается в 20 тыс. человек. Часть дёнме говорят на ладино (спаньоле), другая часть - на турецком языке.
Мандеизм.Мандеизм (от восточноарамейск. “мандá” - “знание”), как и иудаизм, относится к числу древних восточных религий. Сторонников ее называют по-разному: мандейцы, последователи святого Иоанна, назореи, сабии и т. д. Мандеизм скорее всего появился в Двуречье в I - II в. по Р. Хр., хотя некоторые исследователи относят время возникновения этой религии к более раннему времени. Многие религиеведы считают ,что мандеизм возник в результате эволюции какой-то раннехристианской секты или иудаистской секты гностического происхождения.
Вероучение мандеизма синкретично, в нем присутствуют элементы древневосточных верований, зороастризма, иудаизма, христианства.
Большим почитанием у мандейцев пользуется Иоанн Креститель. Представления о нем весьма сильно отличаются от принятых в христианстве. У мандейцев имеется также понятие о высшем существе (Боге), который посылает людям своего спасителя - Мандá-да-Хайе (восточноарамейск. “Знание жизни”), носителя божественного откровения.
Для мандеизма, как и для зороастризма, характерно дуалистическое противопоставление доброго и злого начал - света и тьмы. Свет ассоциируется с душой, а тьма с телом. Спасение, считают они, заключается в освобождении пришедшей из царства света и заточенной против своей воле в теле души.
Священными книгами мандейцев являются написанные на арамейском языке Гинза (“Сокровище”) и ряд других сочинений.
Из практикуемых мандейцами обрядов наиболее примечательно крещение в проточной воде, которое, в отличие от христиан, совершается многократно. Мандейское богослужение заключается в чтении молитв.
Среди мандейцев получила распространение полигамия. Брак и рождение детей считаются священной обязанностью.
Численность мандейцев составляет в настоящее время лишь 44 тыс. человек. Они сосредоточены в нескольких деревнях, расположенных в болотистой местности на юге Ирака, а также в соседних районах Ирана. Говоря на арабском языке, мандейцы выделяются среди окружающего мусульманского населения некоторыми культурными особенностями и образуют особую этноконфессиональную группу.
Зороастризм.Весьма древней религией является и зороастризм, возникший в первой половине первого тысячелетия до Р. Хр. О месте зарождения этой религии ученые спорят, помещая ее очаг либо на северо-запад Персии (Ирана), либо на северо-восток этой страны, либо в Среднюю Азию. Основателем зороастризма являлся Заратуштра (Зороастр), по имени которого религия и названа. Еще недавно Заратуштра рассматривался как легендарная личность, однако сейчас возобладала точка зрения, что такой пророк действительно существовал.
После того, как зороастризм стал государственной религией Персии, он широко распространился не только в этой стране, но и во многих завоеванных ею землях: в Средней Азии, восточном Закавказье, на территории, ныне занимаемой Афганистаном. С завоеванием самой Персии, а также покоренных ею стран арабами позиции зороастризма в этих регионах начали постепенно ослабевать. Новая власть стала преследовать зороастрийцев, что обусловило их миграцию в Индию, продолжавшуюся несколько столетий (VII - XII вв.). Особенно жестоким преследованиям подверглись зороастрийцы в Персии после установления там в конце XVIII в. власти Каджарской династии: бóльшая часть оста-вшихся в этой стране последователей зороастрийской религии была истреблена.
Зороастрийская религия имеет ярко выраженный дуалистический характер: в основе ее лежит представление о противоборстве светлого и темного начал. Доброе начало олицетворяется Ахура-Маздой (перс. “Владыка-мудрость”) - всезнающим богом-творцом, сотворившим небесный свод, Землю, человека, полезных животных и т. п., злое начало - Анхра-Майнью, который создал болезни, смерть, зиму, холод, пустыню, зной, вредных животных и т. д.
Согласно зороастрийскому вероучению, каждый человек сам способен сделать выбор между силами добра и зла. Если он встает на сторону добра, то его деятельность должна основываться на триаде: добрая мысль, доброе слово, доброе дело.
Зороастрийцы верят в приближающийся конец света, когда Ахура-Мазда придет судить живых и мертвых: души праведников попадут в его царство - рай, души грешников будут отправлены в царство Анхра-Майнью - ад.
Большим почитанием пользуется у зороастрийцев огонь, которому приписывается очищающая сила. В связи с этим их иногда называют огнепоклонниками. В зороастрийских храмах всегда горит священный для них огонь.
Еще одной спецификой зороастрийской религии является ее крайне отрицательное отношение к человеческим трупам. Закапывание в землю покойников, их водяное погребение (спуск в реку) или кремация не дозволяются, так как это осквернит почитаемые зороастрийцами землю, воду и священный огонь. Поэтому тела умерших выносятся на особые “башни молчания”, где их расклевывают птицы-стервятники.
Зороастрийцев в 1995 г. насчитывалось во всем мире 189 тыс. человек, из них 184 тыс. находилось в Азии. Большинство последователей зороастрийской религии - свыше 100 тыс. человек - живет сейчас в Индии. Они сосредоточены преимущественно в штатах Махараштра (особенно в городе Бомбее) и Гуджарат. В Иране в настоящее время находится только 21 тыс. зороастрийцев (в городах Тегеран, Исфахан, Йезд, Керман, Шираз, Ахваз, Хорремшехр), в Пакистане (прежде всего в городе Карачи) - 6 тыс. Небольшое число сторонников зороастризма есть в Шри-Ланке, Афганистане, Йемене, Канаде (в
Торонто, Монреале, Ванкувере), США (в Чикаго, Нью-Йорке, городах Калифорнии), Великобритании (преимущественно в Лондоне), Австралии и некоторых других странах.
Зороастрийцев Индии и Пакистана (так же как и зороастрийских эмигрантов из этих стран) обычно называют парсами, зороастрийцев Ирана -гебрами (последнее наименование имеет уничижительный оттенок). Иранские зороастрийцы говорят на персидском языке, парсы - на индоарийском языке гуджарати.
Йезидизм.Зороастризм оказал большое влияние на возникшую в конце XI в. еще одну ближневосточную религию - йезидизм (езидизм, йазидизм). Ее основал шейх Ади, почитаемый йезидами как святой и пророк.
Помимо зороастризма на йезидизм повлияли и другие распространенные в регионе религии - ислам, христианство (в его несторианской форме), иудаизм. В частности, йезиды почитают Мухаммеда, Иисуса Христа, Моисея. В качестве обрядов они совершают как заимствованное от христиан крещение, так и иудаистско-мусульманское обрезание. Наряду со своими особыми священными книгами - Книгой откровения и Черной книгой, они признают и священные книги своих соседей - Библию и Коран.
Будучи , как и зороастрийцы дуалистами, йезиды, в отличие от них, почитают как светлое, так и темное начало, причем особый акцент делают на поклонении темному, отрицательному началу (дьяволу), которого называют Мелек-Таузом и изображают в виде красавца-павлина. Они при этом подчеркивают, что Мелек-Тауза необходимо почитать, в противном случае он может причинить зло. Не любят они также, когда в их присутствии темное начало ругают. Что же касается светлого, положительного начала - Езда, то оно
, как полагают йезиды, полно одних лишь добрых помыслов и поэтому не нуждается в умилостивлении.
Специфика религиозных взглядов йезидов всегда вызывала ярость у фанатично настроенных соседей, называвших их “чертомолами” и подвергавших жестоким преследованиям. Все это заставило йезидов как-то приспосабливаться к враждебному окружению, скрывать свои взгляды. Так, чтобы избежать осквернения могил своих близких, они пишут на надгробных плитах изречения из Корана, выбирая из них те, что не противоречат их вере.
Йезидов насчитывается, по разным оценкам, от 300 тыс. до 500 тыс. человек. Они живут в Ираке (170 тыс.), Турции, Иране, Сирии, Армении и некоторых других странах.
Индуизм.Хотя индуизм обычно и не считают мировой религией, он является одним из наиболее многочисленных вероисповеданий земного шара, сильно превосходя по численности последователей даже одну из мировых религий - буддизм.
В своем историческом развитии основная религия Индии прошла три стадии, каждая из которых имеет свое особое наименование, однако историческая преемственность между этими стадиями , безусловно, прослеживается. Первой стадией были верования, принесенные арийскими племенами в середине II тысячелетия до Р. Хр. при их вторжении в Южную Азию. Эти верования называют ведическими, поскольку вероучение ариев было изложено в канонических текстах, именовавшихся Ведами. Веды состоят из четырех книг: Ригведы, представляющей собой сборник гимнов, Самаведы и Яджурведы, содержащих молитвы и обряды, и Атхарваведы, включающей песнопения и магические заклинания. Ведическая религия носила
политеистический характер, важной чертой ее был культ предков. Широко практиковались жертвоприношения богам.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 423; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!