ГЛАВА IV. РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ Отличительные черты региональных религий от религий мировых. 19 страница



8 В действительности же большинство сектантов полностью обнажаются лишь во время предусмотренных ритуалом совместных трапез.


подсекта Терапантхи. Различия между ними заключаются в том, что вторая из них использует в качестве аксессуаров культа цветы, фрукты и сандал. В Шветамбаре раскол возник, когда группа Муртипуджак в середине XVII в. ввела ритуал поклонения идолам. Не принявшие этот ритуал, а также выступившие против начавших практиковаться храмовых служений образовали подсекту Штханакваси, от которой, в свою очередь, в XVIII в. ответвилась подсекта Терапантхи (не путать с одноименной подсектой секты Дигамбара!), которую создал один из религиозных деятелей, недовольных руководством Штханакваси. Шветамбара гораздо влиятельней Дигамбары, превосходя ее по численности последователей в несколько раз. Что касается отмеченных выше подсект Шветамбары, то наиболее многочисленной из них является Муртипуджак, ей существенно уступает Штханакваси, а последняя, в свою очередь, намного больше отколовшейся от нее Терапантхи.

Общая численность джайнов составляла в 1995 г. 4,9 млн. человек (по другим, менее заслуживающим доверия данным, их было вдвое больше -10 млн.). Из этого числа на Азию приходится свыше 4,8 млн. (98 %), на все остальные регионы мира - менее 0,1 млн. человек. Подавляющее большинство джайнов - около 4,8 млн. - сосредоточено в Индии (в основном в штатах Махараштра, Раджастхан, Мадхья-Прадеш, Гуджарат, Карнатака, Уттар-Прадеш). В Раджхастане, Гуджарате и других северных штатах преобладает секта Шветамбара, в Карнатаке и прочих районах Южной Индии - секта Дигамбара. Небольшое число последователей джайнизма живет также в Кении, Великобритании, США и некоторых других странах.

Сикхизм.Сопротивление широких масс Индии кастовой системе, дополненное борьбой с иноземными завоевателями, привела в конце XV -


начале XVI в. к появлению еще одной индийской религии - сикхизма. Возникнув на первых порах как реформаторская секта в индуизме, сикхи (от санскр. “шишья” - ученик) весьма сильно отдалились от него по своему вероучению, что вскоре привело к фактическому превращению новой секты в самостоятельную религию.

Основателем сикхизма был выходец из семьи мелкого торговца Нанак. Отказавшись продолжить дело своего отца, он роздал все свое имущество беднякам и покинул отцовский дом. В отличие от Джины и Будды, Нанак не стал отшельником, ищущим уединения, а сразу же начал вести активную пропаганду своего учения, странствуя по городам и деревням.

Учение это представляет собой в определенной степени синтез индуизма и ислама. В нем провозглашается строгое единобожие, признается равенство всех людей вне зависимости от религии, касты и пола. Сикхизм запрещает создавать изображения божества, он враждебно относится к жертвоприношениям. Не практикуются у сикхов посты и паломничества.

Большим почитанием (но не поклонением) пользуются у сикхов десять наставников - гуру, в особенности основатель сикхской религии Нанак и последний, десятый гуру, религиозный реформатор Гобинд Сингх. Единственным объектом поклонения в сикхизме является их священная книга Ади Грантх (букв. “Изначальная книга”), которая в основном содержит сочинения сикхских гуру и считается источником божественной мудрости. Сикхи отпускают поклоны Ади Грантх подобно тому, как в некоторых других религиях кланяются изображениям божества.

Последователи сикхизма рассматривают общение с Богом как сугубо личный процесс, не требующий каких-либо посредников, у них нет ни


священнослужителей, ни монахов, хотя и имеются молитвенные дома -гурдвары.

Религиозные обряды в сикхизме сильно упрощены, публичные богослужения отсутствуют. Вместе с тем от сикхов требуется, чтобы они постоянно думали о Боге, повторяли его имя.

Помимо ортодоксального сикхизма (хальса, или кешдхари) существуют еще сикхские секты (сахадждхари, или нанакпантхи): Удаси, Ниранкари, Намдхари и др.

Удаси представляет собой аскетическую секту, основанную в первой половине XVI в. и не признавшую реформ десятого гуру Гобинда Сингха. Она довольно близка по обычаям и обрядам к индуизму.

Секта Ниранкари, созданная в середине XIX в., призвала вернуться к сикхизму первых гуру и, так же как и Удаси, отвергла реформы Гобинда Сингха. Она выступила против воинственности хальсы, и в отличие от ортодоксальных сикхов, считающих единственным гуру в настоящее время книгу Ади Грантх, признает собственных живых гуру. В 70-х годах XIX в., вскоре после того, как новый гуру этой секты решил ввести в ее ритуальную практику большинство сикхских обрядов, в ней произошел раскол, и были созданы две подсекты: Миссия Ниранкари, признавшая нововведения, и Ниранкари Дарбар, занявшая консервативную позицию (вторая подсекта весьма малочисленна).

Реформаторская секта Намдхари, возникшая во второй половине XIX в., призвала к очищению сикхизма от индуистских элементов Она, кроме того, потребовала от своих членов строго придерживаться вегетарианства, не допускать какого-либо насилия в отношении животных. Намдхари также


решительно выступила против браков в детском возрасте. Характерной особенностью этой секты являются принятые в ней белые одеяния из домотканного полотна, а также белые тюрбаны.

Общая численность сикхов во всем мире составляла в 1995 г. 19 млн. человек. 18 млн. из них (95 %) живут в Азии, по 0,5 млн. - в Америке и Европе, совсем небольшие группы - в Африке и Австралии с Океанией. Подавляющее большинство сторонников сикхизма сосредоточено в Индии, причем основная их часть живет в штате Пенджаб, очаге сикхизма, где образует две трети населения. Довольно много сикхов в штате Харьяна, есть они также в штатах Раджастхан, Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Химачал-Прадеш и др. Вне Индии последователи сикхизма живут в Великобритании (около 500 тыс., главным образом в Лондоне, а также в Бирмингеме, Ливерпуле и других городах), США (около 300 тыс.), Канаде (свыше 200 тыс.), в ряде стран Юго-Восточной Азии (Малайзии, Сингапуре, Таиланде и др.) и Восточной Африки (Кении и др.), в Австралии и т. д.

Конфуцианство.Конфуцианство возникло в VI - V вв. до Р. Хр., но в то время оно представляло собой не религию, а философско-этическое учение, которое лишь более тысячелетия спустя трансформировалось в религию.

Основоположником конфуцианства был знаменитый китайский философ Конфуций (латинизированная форма его имени Кун-фуцзы; китайцы чаще употребляют краткую форму - Кун-цзы). Странствуя по Китаю, он проповедовал свое учение о мудром правителе, являющимся связующим звеном между небесами и землей. Конфуций призывал всех людей проявлять гуманность (принцип “жэнь”) и придерживаться установленных норм взаимоотношений (принцип “ли”). Разработанная им система была


консервативной: она предусматривала сохранение существующих устоев. Гарантию порядка философ видел в активном, неукоснительном соблюдении норм поведения, существующих законов.

В VI в. по Р. Хр. конфуцианство, впитав в себя китайские народные верования, и прежде всего культ предков и культ природы, превратилось в религию.

Став религией, конфуцианство9 все же сохранило ряд черт, отличающих его от большинства других религий. Прежде всего в нем главное внимание уделяется этическим мотивам, мирозданческие же сюжеты разработаны довольно слабо. В конфуцианстве нет священнослужителей (хотя и имеются храмы), и все религиозные обряды выполняют главы семей и старейшины родов (а раньше выполняли также и чиновники). Некоторые исследователи не считают конфуцианство и в его теперешнем, трансформированном виде религией, но это, конечно, ошибочная позиция. Конфуцианство в настоящее время, бесспорно, представляет собой политеистическую религию, в пантеоне которой в качестве верховного божества выделяется небо. Обожествлены также сам Конфуций, его ученики и верные последователи, народные герои. Если Конфуций не верил в загробную жизнь, то позже в конфуцианстве появилась вера в посмертное существование душ, для умилостивления которых было предписано совершать жертвоприношения.

Важнейшими книгами конфуцианства являются “Пятикнижие” (“У цзин”) и “Четверокнижие” (“Сы шу”). Бóльшая часть этих книг прямого

9 В китайском языке есть несколько вариантов названий конфуцианской религии: “жуцзяо” - букв. “религия ученых”, “кунцзяо” - “религия Конфуция” и “лицзяо” - “ритуальная религия”.


отношения к религии или философии не имеет. Так, “Пятикнижие” объединяет “Книгу истории” (“Шу цзин”), где излагаются события древней истории Китая, “Книгу стихов”, или “Книгу песнопений” (“Ши цзин”), являющуюся сборником древней китайской поэзии, “Книгу перемен” (“И цзин”), представляющую собой сборник магических формул и заклинаний, “Книгу церемоний” (“Ли цзи”), в которой сообщаются правила поведения, и книгу “Весна и осень” (“Чунь-цю”) - хронику событий в одном из китайских княжеств. Первые четыре книги, являю-щиеся произведениями древнекитайской письменной культуры, были тщательно отредактированы Конфуцием, книга же “Весна и осень” написана им лично. Иногда к “Пятикнижию” добавляют еще “Книгу о музыке” (“Юэ цзи”), также отредактированную Конфуцием, и тогда говорят уже о “Шестикнижии” (“Лю цзин”).

Что же касается “Четверокнижия”, то в нем говорится главным образом о нормах поведения. Оно включает книгу “Великое учение” (“Да сюэ”), написан­ную одним из учеников Конфуция в соответствии со взглядами учителя и дающую указания о путях самосовершенствования человека, “Книгу о середине” (“Чжун юн”), в которой рекомендуется соблюдать во всем гармонию и избегать крайностей, “Беседы и суждения” (“Лунь юй”), занимающую, бесспорно, центральное место и содержащую изречения и афоризмы Конфуция и его главных учеников, имеющие характер наставлений, и книгу “Мэн-цзы”, которая принадлежит одному из наиболее выдающихся последователей Конфуция и в которой обосновывается тезис о неизменности деления людей на управляющих и управляемых.

Конфуцианство требует безоговорочного подчинения старшему, вышестоящему. Считается, что различия в социальном положении людей


предначертаны небом, и никто не должен сопротивляться этому. Каждый человек обязан соразмерять свои амбиции с тем положением, которое он занимает в обществе. Если у человека завышенные претензии, то, в соответствии с принципом “чжэн мин” (кит. “исправление имен”), выскочку следует осадить.

Положение о “чжэн мин” получило еще большее развитие в возникшем в Китае в XI - XIII вв. неоконфуцианстве. На него оказали большое влияние другая местная религия Китая - даосизм и проникший в Китай на рубеже христианской эры буддизм. В результате в конфуцианской религии появляются некоторые элементы пантеизма и другие новации.

Численность приверженцев конфуцианства определить чрезвычайно трудно. Дело состоит в том, что, хотя конфуцианство и является наиболее влиятельной религией Китая, в этой стране распространен феномен поликон-фессиональности, когда один и тот же человек может посещать храмы и отправлять культы двух, а то и трех религий (обычно конфуцианства, буддизма и даосизма). Поэтому в Китае часто определяют в целом численность лиц, придерживающихся китайских народных верований, в которых конфуцианство только одна, хотя и самая важная составляющая. Последователей этих верований, по очень приблизительной оценке, насчитывалось в 1995 г. во всем мире 225 млн. человек, причем 99,9 % данного числа сосредоточено в Азии, и прежде всего, конечно, в самом Китае. В дополнение к этому определяется численность конфуцианцев-некитайцев (в основном корейцев), у которых сплетение разных религий не выражено так сильно. Число таких конфуцианцев в 1995 г. составило 5,3 млн. человек, из них свыше 99 % приходилось на Азию.


В других частях света число как последователей китайских народных верований, так и “чистых” конфуцианцев очень невелико.

Даосизм.Даосизм, так же как и конфуцианство, возник вначале как философская система и лишь потом превратился в религию.

Время возникновения философского даосизма сейчас обычно относят к IV - III вв. до Р. Хр. Его основателями были выдающиеся китайские философы Лао-цзы (Ли Эр) и Чжуан-цзы (Чжуан Чжоу), перу которых принадлежат трак­таты, названные их именами (трактат “Лао-цзы” известен также под иным, более ранним наименованием - “Дао дэ цзин”, что в переводе означает “Канон о пути и добродетели”).

В центре философского даосизма лежит понятие “дао”, считающееся основой возникновения, изменения и конца всех вещей. Некоторая расплывча­тость этого понятия позволяла толковать его по-разному: одни полагали. что “дао” означает естественный ход жизни, другие истолковывали его метафизи­чески.

Согласно философскому даосизму, все в мире находится в постоянном изменении, и со временем все вещи, явления и качества переходят в свою противоположность: из несовершенного происходит ценное, из кривого -прямое, из углубленного - гладкое, из старого - новое и т. д.

Что же касается морально-этических взглядов Лао-цзы, то он, хотя и осуждал притеснение, угнетение, лучшим способом борьбы со злом считал бездеятельность, уход от мирских бед. Достижение гармонии, согласно даосизму, заключается в слиянии человека с природой.

В I - II вв. по Р. Хр. даосизм, в который вплелись китайские народные верования, превратился из философского учения в политеистическую религию.


В даосский пантеон вошло большое число божеств, гениев, святых. Во главу пантеона была поставлена божественная триада: Юйхуан Шанди, считающийся божеством неба, Паньгу - божество, изображаемое в виде черепахи, и обоже­ствленный Лао-цзы. Часть из введенных в пантеон божеств была заимствована из других религий.

Большое значение в даосизме придается поиску элексира (“золотой пилюли”) бессмертия.

В даосской религии есть храмы и многочисленное жречество, причем некоторые из их священнослужителей соблюдают безбрачие, другие же имеют семьи. Возглавляет жречество даосский патриарх “тяньши” (букв. “небесный учитель”), иногда называемый “даосским папой”. Он является потомком основа-теля даосской жреческой иерархии Чжан Даолина, жившего в I - II вв. по Р. Хр. Даосские жрецы занимаются гаданиями, предсказаниями судьбы, выполняют разные магические обряды, торгуют амулетами. Практикуются ими и обряды шаманского типа.

Даосская религия разделилась на большое число сект. Одна из наиболее известных и влиятельных из них - секта Учение совершенной истины, возник­шая в VII в. и сохранившаяся вплоть до настоящего времени.

Численность последователей даосизма, как и сторонников других религий Китая, определить очень трудно по причине поликонфессиональности значительной части китайского населения. Тем не менее, по оценке некоторых религиеведов, наиболее ревностных приверженцев даосской религии насчиты­вается примерно 30 млн. человек. Они сосредоточены в подавляющем большин­стве в Китае. Последователи даосизма имеются также среди китайцев, живущих за рубежом. Распространен даосизм и среди небольшой части вьетнамцев.


Синтоизм.Если конфуцианская и даосская религии выросли из философских систем, то истоками местной религии Японии - синтоизма - были древние религиозные верования японцев, прежде всего культ умерших предков и культ природы. Несмотря на последовавшее с образованием японской государственности и под влиянием других азиатских религий (в первую очередь буддизма и конфуцианства) усложнение синтоизма, многие элементы ранних родоплеменных верований (культ природы, культ предков, магия, шаманизм и т. п.) в этой религии сохранились.

Синтоизм сформировался в VII - VIII вв., хотя само название “синто” (яп. заимствование из кит. “путь богов”) появилось значительно позже.

Синтоистская религия политеистична. По представлениям синтоистов, весь мир населен миллионами “ками” - божеств и духов. Особое место среди них занимают три космогонических божества: Амэ-но Минакануси-но Ками, Таками Мусуби-но Ками и Ками Мусуби-но Ками. Во главе же всего пантеона стоит солнечная богиня Аматэрасу Омиками. Считается, что внук Аматэрасу -Ниниги, посланный ею на землю, основал японскую императорскую династию, сохранившую и поныне свою власть. Вплоть до окончания второй мировой войны синтоисты обожествляли особу японского императора. И несмотря на то, что после окончания второй мировой войны японский парламент специальным актом отменил доктрину божественного происхождения императора, многие синтоисты до сих пор продолжают считать умерших императоров богами. Специфичен для синтоизма и культ погибших на войне солдат, которые после смерти становятся, по синтоистским представлениям, “ками”. С этим культом, в частности, связан и обычай самопожертвования добровольцев-смертников, принявших решение отдать жизнь за родину, - “камикадзе”.


Священными книгами синтоизма считаются Кодзики и Нихонги, напи­санные в первой половине VIII в. Кодзики содержит мифы космогонического и героического характера. В ней в мифологической форме повествуется о происхождении мира, Японии и японцев, а также описывается созидательная деятельность богов и культурных героев. Нихонги представляет собой в основном японские исторические хроники, есть там и мифы о происхождении мира и Японии, частично повторяющие сюжеты Кодзики.

Синтоистские обряды довольно просты и легко выполнимы. Они преимущественно состоят из молитв и жертвоприношений, которые совершаются в храмах (“дзиндзя”).

Для Японии с ее поликонфессиональностью весьма характерно посещение одним и тем же верующим и синтоистских и буддийских храмов, Причем нередко бывает, что для одних обрядов выбираются синтоистские храмы, для других - буддийские. Так, обряды, связанные с рождением ребенка, обычно совершают в синтоистских храмах, а похоронные ритуалы - в буддийских. Что касается свадебных церемоний, то их чаще проводят в синтоистских храмах, хотя иногда пользуются и буддийскими.

Для синтоизма весьма характерны красочные храмовые праздники “мацури”, собирающие большое число людей.

Определить численность приверженцев двух основных распространен­ных в Японии религий - синтоизма и буддизма - почти столь же трудно, как выяснить число сторонников разных религий в Китае. И синтоистская, и буддийская церковная статистика указывают в качестве своих адептов бóльшую часть жителей Японии, что, принимая во внимание феномен поликонфессио-нальности, в общем-то не должно удивлять. И все-таки при постановке во время


социологических обследований прямого вопроса о том, какой религии верующий отдает предпочтение, подавляющее большинство японцев отвечают, что считают себя в первую очередь буддистами. Ревностными сторонниками синтоизма, отдавшими предпочтение именно этой религии, оказались лишь примерно 3 млн. японцев, то есть немногим более 2 % общего их числа. По-видимому, это в подавляющем большинстве случаев приверженцы синтоистских сект, о которых будет сказано ниже.

За пределами Японии синтоизм почти не встречается, если не считать небольшой части японцев, живущих за рубежом (всего 4 тыс. человек, так как большинство поселившихся за границей японцев исповедуют буддизм либо христианство).

Синтоизм дал большое число сект, из которых мы отметим лишь наиболее значительные по числу последователей.

Самой крупной из синтоистских сект (не считая Тэнри, которая очень далеко отдалилась от синтоизма и которую поэтому мы будем рассматривать в разделе “Новые религии”) является Идзумо оясиро, основанная в 70-х годах XIX в. синтоистским жрецом Сэнге Такатоми и провозгласившая своим главным божеством Окунинуси-но Ками, мифического правителя преисподней. Окунинуси рассматривается как “ками” - хранитель разных элементов материальной культуры (жилища, одежды, пищи), а также как покровитель земледелия и рыболовства. Верховная же богиня синтоистского пантеона Аматэрасу и другие “ками” почитаются как нижестоящие божества. Число последователей Идзумо оясиро превышает 1 млн. человек.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 333; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!