ГЛАВА IV. РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ Отличительные черты региональных религий от религий мировых. 20 страница




Секта Онтакэ, созданная в первой половине XIX в., объявила своим важнейшим ритуалом восхождение на горы. Ее численность составляет около 700 тыс. человек.

Секта Синри откололась от Онтакэ и в конце XIX в. была признана как самостоятельная организация. В ней, как и в Онтакэ, распространено почитание гор. Объектами поклонения являются три космогонических божества и Аматэ-расу. Секта требует от своих адептов почтительного отношения к своим родителям и к императору. К Синри принадлежит около 600 тыс. человек.

Секта Синсю была основана в 1880 г. В ней существует культ сложного божества Хонти Тай син, которое совмещает в себе три космогонических божества, Аматэрасу и миллионы “ками” на небе и земле. Синсю учит о единстве видимого и невидимого и о мистическом соединении человека с божеством. Число сторонников секты превосходит 500 тыс. человек.

Весьма своеобразный характер имеет секта Конко (букв. “золотой цвет”), образованная в конце 50-х годов XIX в. В ней грозный бог народных верований Кон превращен в милосердное божество. Это достигнуто путем изменения интерпретации японского слова “кон”: вместо одного из его значений - “металл” - приняли другое его значение - “золото”. Все свои надежды сектанты возлагают на своего “бога золотого света”, который почитается как единственное божество (то есть секта фактически монотеистична). Численность приверженцев Конко -свыше 500 тыс. человек. Иногда эту секту причисляют к “новым религиям”.

“Новые религии”.В XIX и особенно XX вв. возник ряд новых вероисповеданий, в большинстве случаев синтезировавших положения существова-вших до этого религиозных учений. Одной из таких основанных в XIX в. “новых религий”, как их позже стали называть, был бахаизм.


Бахаизм возник как реформистский вариант бабизма - мусульманской щиитской секты, возникшей в Иране в шейхитской среде, но заимствовавшей идеи исмаилитского, нусайритского и друзского вероучений (см главу II. Ислам). Эта секта фактически отвергла Коран и шариат и призвала установить справедливость и равенство на земле. После того, как движение бабидов было разгромлено, в конце 50-х - начале 60-х годов XIX в. c проповедью нового учения выступил выходец из родовитой персидской семьи Мирза Хусейн Али Нури, принявший прозвище Баха-Улла (перс. “Блеск божий”). Он отказался от бабидских требований ведения вооруженной борьбы и призвал к равенству и братству всех людей и всех народов, к установлению мира между всеми слоями общества и к отказу от национальных границ. Баха-Улла объявил себя “скрытым” двенадцатым имамом, возвращения которого ждали мусульмане-шииты. В качестве посланников Бога были провозглашены Кришна, Авраам, Зороастр, Моисей, Будда, Иисус, Мухаммед, Баб (основатель бабизма) и сам Баха-Улла.

От бабизма в бахаизме остались лишь некоторые его элементы, в частности отказ от Корана и шариата, духовенства исламской обрядности.

Бахаистский культ включает молитвы, чтение отрывков из писаний Баха-Уллы, священных книг некоторых других религий, а также медитации.

Хотя бахаизм вышел из исламской среды, мусульмане категорически отказываются отводить ему место в исламе, в чем с ними солидарны и сами бахаисты, считающие свое вероисповедание самостоятельной религией. В мусульманских странах бахаизм неоднократно подвергался преследованиям, а после исламской революции 1979 г. в Иране десятки бахаистских руководителей были казнены.


Будучи религией синкретического типа, бахаизм впитал в себя некоторые элементы христианства (например, такой христианский моральный принцип, как любовь к ближнему) и ряда других религий. Вообще бахаисты объявили о своем стремлении объединить все религии мира.

Вследствие хорошо поставленной миссионерской работы, бахаизм вышел далеко за пределы мусульманского мира. Из 6,1 млн. имевшихся в 1995 г. бахаистов 3 млн. жило в Азии, 1,9 млн. - в Африке, 1,1 млн. - в Америке. Около 100 тыс. бахаистов имелось в Европе и 75 тыс. - в Австралии и Океании. Из отдельных стран значительные группы бахаистов есть в Индии (около 2 млн. человек), Иране (свыше 300 тыс.), Вьетнаме (более 200 тыс.), на Филиппинах (свыше 100 тыс.), Уганде (около 600 тыс.), Кении (более 300 тыс.), Заире (около 200 тыс.), Танзании (свыше 100 тыс.), США (более 100 тыс.).

Из других “новых религий” следует прежде всего упомянуть о нескольких японских религиях: тэнри, PL кёдан, сэкай кюсэй и сэйтё-но иэ.

Ранее всех из четырех перечисленных конфессий возникла тэнри (яп. “небесный разум”), которую некоторые исследователи до сих пор считают синтоистской сектой. Она была основана в 1838 г. Накаямой Мики (женщиной, пользовавшейся славой прорицательницы и целительницы), однако лишь через 70 лет получила официальное признание.

Накаяма Мики отказалась от японских канонических книг и создала собственное писание. Главным объектом почитания в тэнри служит божество Тэнри О-но Микото, которое считается создателем Вселенной и человечества. Последователи тэнри верят, что их божество указало Накаяме на определенный участок (“дзиба”), который является центром Земли и где был создан человек. Вокруг этого участка был построен главный культовый центр тэнри, а на самом


участке водружен священный столб (“канродай”). В тэнри разработан и свой ритуал, включающий, в частности, священный танец. Накаяма Мики также установила для своих последователей ряд этических норм, призвала их освободиться от зависти, вожделений, ненависти.

Численность последователей тэнри - свыше 2 млн. человек.

В 1912 г. бывшим членом секты Сингон была основана религиозная организация, получившая смешанное англо-японское название PL кёдан. “PL” представляет собой аббревиатуру слов “Perfect Liberty” (“совершенная свобо­да”), кёдан означает по-японски “религиозная организация”. Сторонники PL кёдан утверждают, что будда Вайрочана и Аматэрасу - символические источники всего сущего. Человек считается таким же духом, что и божество. Посредством определенных аскетических испытаний, включая восхождение на горы, он якобы может самостоятельно достичь состояния будды. Весь мир рассматривается PL кёдан как искусство, а религия считается средством реализации этой идеи через индивидуальный опыт верующего.

Число членов PL кёдан - около 3 млн. человек.

Две ныне значительные “новые религии” в свое время отпочковались от сравнительно малочисленной секты Омото, присоединившей к общесинтоист­скому канону свое собственное откровение. Речь идет о сэкай кюсэй и сэйтё-но иэ.

Сэкай кюсэй (“мировое мессианство”) была организована в 1928 г. бывшим членом секты Омото - Окада Мокити, выступившим с проповедью избавления от болезней и нищеты. В вероучении Сэкай кюсэй говорится о необходимости соединения человека с божественными существами. В этой “новой религии” практикуется лечение болезней с помощью движения рук.


Сэкай кюсэй решительно выступает против использования при обработке полей как естественных, так и искусственных удобрений.

Численность членов сэкай кюсэй стала быстро увеличиваться после окончания второй мировой войны, и сейчас она насчитывает около 1 млн. последователей.

Сэйтё-но иэ (яп. “дом роста”) основана бывшим приверженцем секты Омото - Танигути Масахару. Услышав в 1929 г. голос божества, якобы сообщи­вшего ему, что человек - дитя бога, Танигути в следующем году создал религиозную организацию сэйтё-но иэ (вначале она существовала как просветительское общество, но затем была официально признана религиозной организацией). “Новая религия” сэйтё-но иэ имеет ярко выраженный синкретический характер, в ней наряду с синтоистскими положениями есть элементы буддизма, христианства и других религий.

Согласно вероучению сэйтё-но иэ, человек родственно связан с боже­ством. Если кто-либо совершает грехи или болеет - это свидетельствует, что связь с божеством искажена. Вернувшись к своей сущности и живя как божье дитя, человек освободится от всех грехов и болезней.

Число последователей сэйтё-но иэ в Японии составляет 3,7 млн. человек.

Две довольно крупные по численности последователей “новые религии” имеются во Вьетнаме - каодай и хоахао.

Каодай возникла в1919 г., но официально была зарегистрирована только в 1926 г. Догматические положения этой религии являются синтезом буддизма и христианства (в форме католицизма) с некоторыми элементами конфуцианства и даосизма. Сторонники каодай верят в возможность общения с божеством в состоянии транса. Каодаисты почитают Жанну д’Арк, Виктора


Гюго, Льва Толстого, Сунь Ятсена и ряд других выдающихся личностей. По своей организационной структуре каодай несколько напоминает Римско-католическую церковь. Численность каодаистов, расколовшихся на большое число сект, достигает 2 млн. человек. Основной оплот влияния каодай -расположенная на юге Вьетнама провинция Тэйнинь, где сторонники этой религии образуют большинство населения.

Другая “новая религия” Вьетнама - хоахао была основана 20 лет спустя выходцем из вьетнамской католической семьи Хьюинь Фу Шо, объявившего себя инкарнацией сразу нескольких известных исторических личностей. Судьба основателя этой новой религии, пытавшегося дать свою интерпретацию не очень характерной для Вьетнама формы буддизма - -тхеравады, была печальна: французские власти поместили его в психиатрическую больницу (позже, правда, стали держать под домашним арестом), а коммунисты - убили. Сейчас последователи хоахао, распадающиеся на ряд сект, насчитывают 1, 5 млн. человек и сосредоточены в основном в дельте Меконга.

Из “новых религий” европейско-американского происхождения отметим прежде всего так называемую Саентологическую церковь.

Саентология (сайентология) - весьма своеобразное движение, претенци­озно именующее себя религиозно-научным, - было основано в 1954 г. в Кали­форнии американским писателем-фантастом Лафайетом Роналдом Хаббардом. Еще до создания Саентологической церкви, как стало официально называться это движение, Хаббард издал в 1950 г. книгу “Дианетика - современная наука душевного здоровья”, в которой были изложены некоторые идеи, легшие позже в основу саентологии. В книге, в частности, говорилось о болезненных впечат­лениях опыта предшествующих лет(“энграмах”), записываемых в уме человека,


которые впоследствии обусловливают его иррациональное поведение и болез­ни. Хаббард предлагал в своей книге технические приемы избавления от “энграм” и улучшения таким путем психического здоровья человека. Саенто­логическая церковь также претендует на то, чтобы дать своим сторонникам некое скрытое от большинства людей эзотерическое знание. В системе ее доктрин есть положение о какой-то таинственной жизненной энергии (“тетан”), переселяющейся из тела в тело и совершающей путешествия по Вселенной. Это положение напоминает учение о реинкарнации, присутствующее в некоторых восточных религиях.

Следует отметить, что проводимая Саентологической церковью диагно­стическая и терапевтическая практика подвергается жесткой критике со стороны медицинских учреждений. С 60-х годов судебными органами США были возбуждены уголовные дела по обвинению Саентологической церкви в мошенничестве и других правонарушениях.

В 1996 г., по данным самой Саентологической церкви, у нее во всем мире насчитывалось свыше 8 млн. последователей, хотя эти данные и могут быть сильно завышенными. Ее организации имеются более, чем в 100 странах. Значительные группы сторонников саентологии имеются в Великобритании (600 тыс.), США и некоторых других странах Европы и Америки. Пытается действовать церковь и на территории России.

К “новым религиям” иногда относят и движение Новый век, но в действительности оно не представляет собой чего-то единого, а является совокупностью разных групп, в той или иной форме принимающих идеи


оккультизма10. По природе же эти группы очень разнообразны, и не все они (например, теософия, антропософия, розенкрейцерство) могут быть признаны религиями в обычном понимании этого слова. Да и по своим доктринальным положениям они очень сильно отличаются друг от друга. Часть из них признает христианскую Библию, хотя и трактует ее весьма своеобразно, другая часть -полностью отвергает. Тем не менее некоторые общие черты, объединяющие все или почти все эти группы, все же имеются. Такими чертами, помимо оккультизма, являются непризнание резкой грани между человеком и Богом, представление о возможности слияния человека с божеством, вера в реинкарнацию, практика медитации, стремление не придавать особого значения различиям между религиями и т. д.

Следует отметить, что к Новому веку часто причисляют и деноминации, которые правильнее относить к маргинальному протестантизму (например, сведеборгианцев) или к неримскому католицизму (например, либеральных католиков).

К сожалению, само понятие “новые религии” пока не приобрело достаточной определенности. Так, во многих религиеведческих работах термин “новые религии” толкуют расширительно, считая ими некоторые маргинальные протестантские деноминации (мормонов, мунистов и даже свидетелей Иеговы), метабуддийские секты (Нитирэн сёсю, Рэй ю кай, Риссё косэй кай), неоиндуист­ские секты (Брахмо кумарис, Ананда марг, Трансцендентальная медитация, Международное общество сознания Кришны).

10 Оккультизм - учение о наличии в космосе и у человека скрытых сил, которые могут быть реализованы только с помощью магической и мистической практи­ки, доступной ограниченному кругу посвященных лиц.


Наконец, с “новыми религиями” порой сближают синкретические культы на Яве (агама Джава, представляющая собой смесь ислама, индуизма, буддизма и местных верований, и агама Джава-Сунда, в вероучении которой есть элементы католицизма), разные секты в Гонконге, возникшие под влиянием даосизма, афро-христианские культы и т. д.

Общая численность сторонников новых религий (без последователей бахаизма) - 121 млн. человек. Подавляющее большинство из них сосредоточены в Азии - 119 млн. (98 % общего числа). Кроме того, 1,9 млн. приверженцев этих религий имеется в Америке и 0,8 млн. - в Европе.

Родоплеменные культы.Наряду с рассмотренными выше достаточно развитыми мировыми и региональными религиями, большинство из которых имеет значительное число последователей, в некоторых районах земного шара еще сохранились довольно примитивные родоплеменные культы. Этих культов даже сейчас тысячи, причем каждый из них по-своему уникален, и описать их, естественно, нет никакой возможности. Поэтому мы остановимся здесь не на самих культах, а на формах религиозных верований, наиболее часто являющихся составными элементами этих культов.

Одной из очень рано появившихся форм таких верований является тотемизм, представляющий собой довольно сложное явление. О сущности тотемизма в науке до сих пор ведутся дискуссии, и многие религиеведы вообще не считают его религией, а видят в нем средство организации общества либо попытку классифицировать вещи и явления. Однако полностью согласиться с этим трудно. Несмотря на бесспорную социальную значимость тотемизма, в нем несомненно присутствует и религиозный аспект. В тотемистических предста-влениях хорошо заметна вера в сверхъестественное, таинственное


родство конкретной группы людей с каким-то видом животных, растений, минералов или определенным явлением природы. Тотемизм тесно связан с родовым строем: нередко род является одновременно и отдельной тотемической группой, называясь по имени тотемного животного, растения и т. п.

Весьма древней является и такая форма религии, как магия. Согласно магическим верованиям, человек способен влиять сверхъестественным путем на других людей и природу. Для этого нужно только знать верные средства: определенными действиями, заклинаниями можно добиться желаемого. В зависимости от объекта магических действий и их искомого результата магию подразделяют на несколько видов: вредоносную (ведовство) и противоположную ей предохранительную, лечебную (знахарство), любовную (приворот), военную, метеорологическую и несколько разновидностей промысловой. Иногда магические приемы представляют своего рода имитацию того, что нужно достичь: так, с целью вызывания дождя разбрызгивается вода, для победы над врагом протыкается копьем его изображение и т. д.

Одна из самых распространенных форм родоплеменных верований -анимизм, представляющий собой веру в души, духов и всеобщую одухотворен­ность природы. Духами населяется весь окружающий человека мир, души, по анимистическим представлениям, имеют не только люди, но и животные, растения, явления и предметы природы. Анимистические верования могут быть очень разнообразными: порой они смутны и нечетки, в других же случаях представляют собой сложную, хорошо структурированную систему. Нужно отметить, что нередко в зарубежной научной литературе термин “анимизм” толкуется весьма широко, и под ним понимают вообще все родоплеменные верования.


С анимизмом не следует путать другую, значительно реже встречающую-ся форму верований - аниматизм. Это вера в некую сверхъестественную безличную силу (“мана” у народов Океании, “оренда” у североамериканских индейцев и т. д.), которая якобы рассредоточена по всей природе, но неравномерно: одним людям, животным и предметам она может быть присуща в большей степени, другим - в меньшей, третьи ею могут совсем не обладать.

С анимизмом связаны своим происхождением, с одной стороны, культ предков-покровителей и культ племенных вождей, с другой - культ природы и ответвившиеся от него различные промысловые культы, с третьей -нагуализм, под которым понимается культ личных духов-покровителей.

Много споров велось вокруг такой формы родоплеменных верований, как фетишизм - почитание неодушевленных материальных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства. Высказывалось мнение, что эта форма чуть ли не древнейшая, однако большинство исследователей не относят возникновение фетишизма к столь раннему времени. Крупнейший российский этнограф и религиевед С.А.Токарев вообще считал фетишизм одной из разновидностей нагуализма.

Особое положение среди религиозных культов занимает шаманизм -вера в возможность человека, войдя в экстатическое состояние, общаться с духами и использовать их силу для врачевания, вызывания дождя и других целей. Известно, что шаманизм, как форма религии, свойствен для ряда сравнительно развитых обществ. Тем не менее его зачатки известны и народам, живущим родоплеменным строем.


Следует подчеркнуть, что все формы родоплеменных верований, не существуют изолированно друг от друга, а тесно переплетаются. Верования каждого конкретного племени, сохранившего традиционную религию, предста­вляют собой сложный комплекс различных религиозных форм. У одного и того же племени могут одновременно бытовать анимистические и магические веро­вания, культ предков и т. д. Такие комплексы обычно и называют родоплеменными культами.

И все же у племен в разных регионах мира можно наблюдать бóльшую или меньшую приверженность тем или иным формам родоплеменных культов. Так, для аборигенов Австралии особо характерны тотемизм и магия, для африканских племен - культ предков и нагуализм; среди же индейцев Северной Америки культ предков распространен мало (только у так называемых индейцев пуэбло), зато у них широко бытуют различные анимистические верования и тотемизм и т. д.

В настоящее время лиц, официально признающих себя приверженцами родоплеменных культов, сравнительно немного. В 1995 г. их насчитывалось во всем мире 112 млн. человек (2 % всего населения земного шара). 72 млн. последователей родоплеменных культов (65 % общего их числа) жило в Африке, 37 млн. (33 %) - в Азии, 1,5 млн. (1,4 %) - в Европе, включая азиатскую часть России (преимущественно в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке), 1,1 млн. (1 %) - в Америке (главным образом в Южной). В Африке доля сторонников родоплеменных верований наиболее высока в следующих странах: Бенине (55 % населения), Либерии (49 %), Гвинее-Бисау (48 %), Сьерра-Леоне (48 %), на Мадагаскаре (45 %), в Мозамбике (40 %), Ботсване (37 %), Того (36 %), Буркина-Фасо (33 %), Зимбабве (33 %), Кот-д’Ивуаре (30 %). Следует,


однако, помнить, что эти цифры носят в определенной мере формальный характер. На деле же значительная часть населения как этих, так и других стран Африки к югу от Сахары, являясь официально христианами (или мусульманами), одновременно придерживаются традиционных культов (то есть в этом регионе широко распространено двоеверие). В Азии высокой долей в населении последователей родоплеменных верований выделяется Лаос (33 %). Абсолютная же численность приверженцев традиционных культов наиболее значительна в Китае (около 30 млн.), где родоплеменные религии исповедуют представители многих национальных меньшинств, живущих в основном на юге страны: мяо, и, буи, дун (кам), яо, туцзя, хани и др. Немало сторонников родоплеменных верований и в Индии, где эти культы распространены среди так называемых зарегистрированных племен.

Что же касается последователей высокоразвитых форм шаманизма, которых обычно не объединяют с приверженцами родоплеменных верований, то их насчитывалось в 1995 г. 11 млн. человек (это прежде всего часть корейцев).


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!