ГЛАВА V. ДИНАМИКА РЕЛИГИОЗНОГО
СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ
РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕЛИГИЙ
Изменение религиозного состава населения мира за два последних тысячелетия.Религиозный состав населения не является статичным и подвержен с течением времени существенным, а иногда и коренным изменениям. Динамика эта вызывается комплексом причин довольно различного характера: миссионерской деятельностью, разочарованием людей в ранее исповедовавшейся ими конфессии, переселениями и завоеваниями, различием в естественном приросте у различных религиозных групп (вследствие их неодинакового отношения к деторождению, абортам, безбрачию и т. п.), религиозными гонениями и др.
Не имея возможности в рамках данной книги проследить все изменения, происшедшие в религиозном составе населения мира, мы остановимся здесь лишь на самых важнейших этапах трансформации религиозной структуры за последние две тысячи лет.
К моменту Рождества Христова в стране, где родился Иисус Христос, -Палестине - прочно утвердился иудаизм, строго следовавший к тому времени монотеистическим принципам. В расположенной по соседству с Палестиной Сирии, а также в Двуречье, Малой Азии, на Кипре, в странах Северной Африки, Греции и некоторых других областях, входивших в то время в состав Римской империи, были распространены различные, достаточно высокоразвитые и структурированные политеистические религии, причем некоторые из них претендовали на выход за пределы территории, где они возникли. В Персии и районах, примыкающих к ней на востоке (теперешний Афганистан), а также в
|
|
Средней Азии и восточном Закавказье преобладал зороастризм. В Южной Азии (включая остров Шри-Ланку) больших успехов достигла в эти годы возникшая в VI - V вв. до Р. Хр. религия - буддизм, сильно потеснившая господствовавший здесь ранее брахманизм, который, кстати, к тому времени, в свою очередь, проник в некоторые районы Юго-Восточной Азии. В крупнейшей стране Восточной Азии - Китае в ту эпоху были распространены довольно развитые верования, в которых важное место занимал культ предков. Во всех остальных районах Евразии и Африки, а также в Америке, Австралии и Океании - в областях, где еще существовал родоплеменной строй, - продолжали исповедоваться различные местные родоплеменные культы.
Уже вскоре после мученической смерти Иисуса Христа начала делать свои первые шаги великая религия современности - христианство. Если в первые дни после смерти Христа его последователями были лишь 4 тыс. человек, то через три года христиан, как позже стали называть сторонников новой религии, насчитывалось уже 800 тыс. человек1. Учение Христа начало свой триумфальный марш по миру, о котором подробнее сказано в главе I -“Христианство”.
|
|
Однако на первых порах успехи новой религии были не столь внушительными. Через 100 лет после Рождества Христова христианство исповедовало 0,6 % населения мира (причем 70 % из них были неевропейцами и только 30 % - европейцами).
1 Эти и все последующие цифры в данном разделе являются приблизительными оценками крупнейшего специалиста по конфессиональной статистике Дэвида Б. Барретта.
Через 500 лет после Рождества Христова религиозная картина претерпела существенные изменения. Во многих районах, недавно входивших в состав Западной Римской империи и завоеванных германцами (бывшие провинции Италия, Испания, Галлия, Британия и др.), широко распространилось христианство. Его приняли также многие оставшиеся на территории Германии германские племена, жители Ирландии. Христианство заняло господствующие позиции на всей территории Восточной Римской империи (Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет и ряд других областей), где в 380 г. оно было объявлено государственной религией. Еще ранее христианство стало государственной религией в Армении (в 301 г.) и Грузии (в Картлийском царстве - в 337 г.). Но и в некоторых из тех районов, где у власти стояли нехристианские правители (например, в Двуречье, входившем тогда в состав Персидской империи, на Малабарском берегу в Индии), христиане составляли значительную часть населения, хотя и подвергались преследованиям. Серьезные позиции новая религия завоевала в африканском государстве Аксум (на современной территории Эфиопии и Эритреи).
|
|
Следует отметить, что христианство к тому времени еще не разделилось на восточную и западную ветвь (православие и католицизм), хотя некоторая отчужденность уже наметилась. Вместе с тем от ортодоксального христианства уже откололся ряд групп, и некоторые из них приобрели существенное влияние. Речь идет о монофизитстве, несторианстве, арианстве2 и донатизме3.
2 Арианство - еретическое направление, возникшее в христианстве в IV в. и названное по имени своего основателя александрийского пресвитера Ария. Арий отвергал доктрину о единосущии Бога Отца и Бога Сына, утверждая, что
Монофизитство получило распространение в Армении, внутренних районах Сирии, Египте и Эфиопии, несторианство - в Двуречье и на Малабарском берегу, донатизм - в странах Северной Африки. Весьма влиятельным было арианство, которое приняли вестготы и свевы, завоевавшие Пиренейский полуостров, остготы, покорившие Италию и области, лежащие к северо-востоку от нее (современную территорию юго-восточной Швейцарии, Австрии, Словении, западной Венгрии, Хорватии, Боснии и Герцеговины), вандалы, создавшие свое королевство на Сардинии, Корсике, Балеарских островах и в прибрежных районах современных Туниса и восточного Алжира, а также лангобарды и гепиды.
|
|
В основной части Персии и соседствующих с ней на востоке районах продолжает в эти годы господствовать зороастризм. В Индостане буддизм начинает постепенно терять свои позиции и в то же время идет возрождение древних брахманистских верований, подвергшихся определенной трансформации. На острове же Шри-Ланка буддизм по-прежнему занимает преобладающее положение. Он также приобретает влияние в Бирме (Мьянме) и южном Сиаме (Таиланде). Проникает эта религия и на Суматру и Яву, причем в последней сохраняется и внедрившийся туда ранее брахманизм. Заносится
Сын Божий сотворен Богом Отцом и не является Богом. На Никейском соборе 325 г. учение Ария было осуждено как ересь.
3 Донатизм - еретическое направление христианства, созданное в начале IV в. карфагенским епископом Донатом. В направлении культивировались идеи непременного мученичества и обязательной смерти за веру. Ересь просуществовала до VII в. и исчезла после завоевания Северной Африки арабами.
буддизм и в Китай, где до этого в первых веках христианской эры сложилась местная даосская религия, Корею, где ему также приходится сосуществовать с местными верованиями, и в некоторые районы Центральной и Средней Азии. В Японии утверждается религиозная система синтоизма.
В остальных регионах мира по-прежнему продолжают сохраняться родоплеменные верования.
В 500 г. по Р. Хр. христиане составляли уже 22 % населения мира, однако среди них, как и прежде, европейцы составляли меньшинство (38 % общей численности).
К 1000 г. по Р. Хр. география религий вновь претерпевает серьезные изменения. Бóльшая часть Европы становится к этому времени христианской. Христианство широко распространяется по всей Германии, Балканскому полуострову, проникает в Данию, на Скандинавский полуостров, в Польшу и Россию (в 988 г. происходит крещение Руси). Местные культы продолжают еще господствовать на европейской периферии: в Исландии, Финляндии, Прибалтике, в регионах, примыкавших с севера и востока к Древнерусскому государству и позже вошедших в состав России.
В это время христианство хотя бы формально продолжает сохранять единство (если не считать монофизитов и несториан). Периодически возникающие в некоторых районах ереси в большинстве случаев не получают сколько-нибудь широкого распространения и не завоевывают значительного числа сторонников.
Наряду с этими очевидными успехами христианству пришлось перед своим тысячелетним юбилеем испытать в Европе и горечь потерь. Примерно за триста лет до его II тысячелетия (в VIII в.) на Пиренейский полуостров в
результате арабского завоевания проник ислам, и к рубежу I и II тысячелетий чисто христианским остался только крайний север Пиренейского полуострова. На большей же части его население стало смешанным, христианско-мусульманским.
Еще более драматичная ситуация сложилась для христианства в преддверии его тысячелетнего юбилея в Азии и Африке. После возникновения на Аравийском полуострове новой религии - ислама и последовавших за этим мусульманских завоеваний христианство было в значительной мере вытеснено из большинства стран Ближнего Востока. Лишь в Малой Азии (Византии), на Кип-ре, в Армении, а также в отдельных очагах Леванта, Месопотамии и Египта христианству удалось сохраниться.
Ислам распространился также в Персии, восточном Закавказье, на современной территории Афганистана и в Средней Азии, вытеснив оттуда зороастризм (а из Средней Азии - и буддизм). Проник ислам и в ряд районов Южной Азии, хотя на большей части Индостана к началу II тысячелетия восстановил свое положение реформированный брахманизм - индуизм. Вытеснение с Индостана буддизм в какой-то мере компенсировал закреплением своих позиций в Индокитае. Эта религия продолжала господствовать на острове Шри-Ланка, сохранила свое влияние (вместе с индуизмом) на Малайском архипелаге.
В Китае после трансформации конфуцианства в VI в. в религию складывается система трех религий (“саньцзяо”): конфуцианства, буддизма и даосизма. В Корее проникшая конфуцианская религия соперничает с ранее появившимся здесь буддизмом и местными шаманистскими верованиями. В Японии буддийская религия, занесенная из Китая и Кореи, со временем тесно
переплетается с функционирующей там синтоистской системой. В Центральной Азии буддизм становится господствующей религией на современной территории Синьцзяна и приобретает большое влияние в Тибете.
В Африке ислам, завоевав преобладающее положение в северной части континента, стал проникать с IX в. и в более южные области, а именно в Западный Судан и Нубию. Однако в последней он встретил довольно стойкое сопротивление со стороны проникшего в VI в. в эту страну христианства. Но если в Нубии христианство все же было со временем почти вытеснено исламом, то в Эфиопии противостояние исламу было еще более сильным, и христианство сохранило там (в Аксумском царстве) достигнутое еще в VI в. положение государственной религии.
В остальных регионах земного шара в 1000 г., как и ранее, бытовали за редким исключением родоплеменные верования.
В результате стремительного распространения ислама доля христиан в общем населении мира немного снизилась, упав до 19 %. В то же время христианство превратилось в преимущественно европейскую религию: европейцы стали составлять 61 % всех христиан.
К 1500 г. христианство в Европе охватило и те территории, которые оставались к 1100 г. нехристианскими, в частности страны Прибалтики. Оно распространилось и среди ряда народов, которые вошли в состав Русского государства (карелов, коми, коми-пермяков и др.). В XI - XV вв. вслед за реконкистой шла постепенная рехристианизация населения Пиренейского полуострова. Вместе с тем исламу удалось взять частичный “реванш” за потерю своих сторонников на юго-западе Европы, внедрившись в XIV - XV вв. после турецкого завоевания на юго-восток Европы - в некоторые страны Балканского
полуострова. После татаро-монгольского нашествия усилились позиции ислама в Поволжье и на Кавказе (на последнем также вследствие турецких завоеваний).
Христианство ожидала на новом этапе его существования и другая, может быть, более тяжелая трагедия: в 1054 г. произошел раскол в этой тогда уже, бесспорно, самой влиятельной религии мира. Образовались две основные ветви христианства - православие и католицизм, причем православию удалось утвердиться в районах, тесно связанных в политическом и культурном отношениях с Византией, - в Русском государстве, на большей части Балканского полуострова и т. д. Остальные регионы христианского мира стали в основном католическими.
В период между 1000 и 1500 гг. продолжался процесс исламизации Ближнего Востока, в частности после завоевания турками-османами Малой Азии ее население со временем стало преимущественно мусульманским. Христианство продолжало преобладать только на острове Кипр, сохранились христианские анклавы и в некоторых других частях Османской империи (в Армении, ряде районов Сирии и Ливана, в населенных греками областях Малой Азии и т. д.).
В Южной Азии (за исключением Шри-Ланки) влияние по-прежнему делят между собой индуизм и ислам, причем позиции последнего резко усилились на востоке Бенгалии (на будущей территории Бангладеш). Широко распространяется ислам на полуострове Малакка и на многих островах Малайского архипелага (в основном на современной территории Индонезии).
На острове Шри-Ланка и в Индокитае, как и ранее, преобладает буддизм.
В Китае, Корее и Японии буддизм по-прежнему сосуществует с местными религиями, правда, в китайской провинции Синьцзян он к этому
времени вытесняется исламом. Зато в Тибете буддийская религия, распространившаяся там в специфической форме ваджраяны, приобретает к середине II тысячелетия исключительное влияние.
Ислам еще более укрепляет в этот период свои позиции в Средней Азии, откуда проникает в юго-западные районы Сибири (где пока по-прежнему преобладают родоплеменные культы).
Усиливается влияние мусульманской религии к середине II тысячелетия и в Северной Африке. Из стран Магриба христианство вытесняется полностью, в Египте доля христиан в населении еще более падает. В Восточном Судане (на территории нынешней республики Судан) ислам также одерживает победу над христианством. Вместе с тем очагом христианства на северо-востоке Африки продолжает оставаться Эфиопия.
В Западном Судане внедрение ислама, начавшееся еще ранее, приобретает более интенсивные формы, хотя на большей части Черной Африки продолжают господствовать традиционные верования. Попытки христианских миссионеров проникнуть на западноафриканское побережье пока существенных результатов не приносят.
Незадолго перед 1500 г. начинается и миссионерская деятельность в недавно открытой Колумбом Америке, но за прошедшие 8 лет успехи ее пока еще очень небольшие.
Доля христиан в населении мира за прошедшую половину тысячелетия практически не изменилась, составив в 1500 г. те же 19 %. А вот удельный вес европейцев в общем числе христиан возрос наполовину и достиг 93 %. Таким образом, если в 1000 г. христианство было преимущественно европейской
религией, то в 1500 г. оно фактически становится почти чисто европейской религией.
За последнее 500-летие в истории религиозной жизни человечества произошли очень значимые, порой драматические события.
В Европе это была в первую очередь Реформация, в результате которой от католицизма откололись жители многих районов Европы (в основном Центральной, Северной и Западной), где утвердились разные формы протестантизма (главным образом лютеранство, кальвинизм, англиканство). Это привело к существенному усложнению конфессионального состава населения Европы.
Из изменений, происшедших в последние пятьсот лет в Азии, следует отметить христианизацию усилиями католических миссионеров большей части населения Филиппин, а также не очень успешные попытки обращения в христианство ряда других групп азиатского населения (преимущественно в Южной и Юго-Восточной Азии). В своей основной массе это были отсталые племена, исповедовавшие прежде родоплеменные культы, а в Индии - также и некоторые представители низших каст.
Гораздо более существенные перемены произошли за этот отрезок времени в религиозном составе населения Африки. Широко развернутая в два последних столетия в Черной Африке самоотверженная работа миссионеров (многие из них были убиты, а некоторые даже съедены каннибалами) привела к тому, что накануне III тысячелетия христианской эры почти половина населения африканского континента исповедует (хотя бы формально) христианство в разных его формах (преимущественно в католической и протестантской). Конечно, следует помнить, что у многих африканцев, как это
часто бывает у неофитов, бытует двоеверие и новая религия сочетается с традиционными родоплеменными верованиями.
В последние пятьсот лет продолжал распространять свое влияние в Африке также ислам, и сейчас его последователи образуют свыше двух пятых населения континента. Но несмотря на успехи двух мировых религий, Африка все же продолжает оставаться единственной частью света, где сравнительно велика еще доля приверженцев традиционных культов (даже по подсчетам, основанным на формальных оценках, они образуют одну десятую населения).
Особенно впечатляющи результаты христианизации в последнее 500-летие в Америке и Австралии с Океанией. Массовая иммиграция в эти части света из Европы и активная работа миссионеров среди местного населения в своей совокупности привели к тому, что сейчас подавляющее большинство их населения исповедует христианство.
Характеризуя динамику религиозного состава населения мира в последний исторический период, нельзя не сказать и о катастрофических последствиях преследования людей за религиозные убеждения, которое, начиная с 1917 г., имело место в России и других странах после прихода в них к власти коммунистов. В советской России по личной инициативе В.И. Ленина, назвавшего религию опиумом народа и отдавшего письменное распоряжение расстреливать как можно большее число священников, была развернута чудовищная кампания по искоренению религии. Позже ленинский и сталинский опыт жестоких гонений на религию был использован руководством стран, где коммунисты оказались у власти после второй мировой войны. В результате этих религиозных преследований, не имевших по своему масштабу аналога в истории, за примерно 70-летний период с 1917 г. по конец 80-х - начало 90-х
годов (когда пало большинство коммунистических режимов) в странах коммунистического лагеря только одних христиан было уничтожено свыше 20 млн. человек. Одновременно с этим погибли миллионы мусульман, буддистов и представителей других вероисповеданий (в одной только маленькой Камбодже в 1975 - 1978 гг. при коммунистическом режиме Пол Пота было истреблено от 1 до 2 млн. млн. буддистов). Для сравнения отметим, что, по имеющейся авторитетной оценке, со времени мученической смерти Иисуса Христа на кресте в 33 г. христианской эры и вплоть до Октябрьского переворота в 1917 г., то есть почти за 1900-летний период, смерть за веру приняли 17 млн. христиан.
Грубое подавление религии, практиковавшееся десятилетиями в находившимися под контролем коммунистов странах, привело к резкому увеличению в них числа активных атеистов и просто неверующих людей. Так, по одной из оценок, доля неверующих составляла в Северной Корее 68 %, Китае - 59 %, Латвии - 44 %, Албании - 42 %, Эстонии - 39 %, России - 33 %, Казахстане - 33 %, на Кубе - 31 % и т. д.
В заключении частично повторим указанные в предыдущих главах цифры о доле в 1995 г. последователей различных религий в общем населении земного шара: христиане составляли 34 % мирового населения (причем вследствие массовой христианизации неевропейских народов удельный вес европейцев в общем числе христиан за последние столетия сильно уменьшился и равен лишь 47 %), мусульмане - 19 %, индуисты - 14 %, буддисты (не считая сторонников буддизма в Китае) - 6 %, приверженцы синкретических китайских народных верований - 4 %, адепты “новых религий” - 2 %, последователи родоплеменных культов - 2 %. Сторонники каждой из других религий не составляли в отдельности и 1 % населения.
Особенности современной географии религий.Из предыдущего раздела можно сделать вывод, что религия с течением времени может сильно изменить территорию своего распространения. Как известно, христианство, зародившись в Палестине, превратилось затем в преимущественно европейскую религию, а еще позже главным местом сосредоточения христиан стала Америка. Буддизм, появившись в Индии, был потом оттуда в основном вытеснен, но зато пустил глубокие корни на острове Шри-Ланка, в Индокитае и странах Восточной и Центральной Азии. Лишь одна из мировых религий - ислам, - хотя и вышла далеко за пределы своего очага, тем не менее сохранилась в полной мере и на родине.
Сильно изменила ареал своего первоначального распространения и такая религия, как иудаизм, но, в отличие от мировых религий, это изменение было обусловлено не миссионерской деятельностью, а трагическими судьбами еврейского народа.
Сложная история религий привела к тому, что к настоящему времени в
мире сформировалось несколько крупных конфессиональных регионов: 1)
Европейско-Североазиатский (христианский), 2) Американский
(христианский), 3) Австралийско-Океанийский (христианский), 4) Западноазиатско-Северо-африканский (мусульманский), 5) Малайско-Индонезийский (мусульманский), 6) Индокитайско-Центральноазиатский (буддийский), 7) Южноазиатский (ин-дуистский), 8)Восточноазиатский (поликонфессиональный), 9) Черноафри-канский (христианско-мусульманско-языческий). За пределами этих крупных регионов остается только несколько сравнительно небольших областей, которые по своей религиозной структуре не вписываются в выделенные регионы: Эфиопия, Шри-Ланка, Восточная
Бенгалия (Бангладеш), Филиппины и некоторые другие. Кроме того, каждый регион может быть подразделен на конфессиональные провинции.
Начнем наш обзор с Европейско-Североазиатского региона, являющегося преимущественно христианским и включающего Европу, азиатскую часть России, а также Грузию и Армению. В нем могут быть выделены четыре конфессиональные провинции: а) Северная Европа (протестантская), б) Юго-Западная и Центральная Европа (католическая), в) Прирейнская Европа (протестантско-католическая), г) Восточная Европа и Северная Азия (право-славная), д) Прибалтика (протестантско-православно-католическая)4.
Конфессиональная провинция Северная Европа, где преобладает протестантизм, по своим территориальным рамкам шире географического и историко-этнографического региона того же названия. В нее входят не только Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания с Фарерскими островами и Исландия, но и Великобритания и Северная Ирландия. Во всех странах, кроме Великобритании и Северной Ирландии, резко преобладает лютеранство, являющееся в нескольких странах даже государственной религией. В Соединенном же Королевстве Великобритании и Северной Ирландии распространены разные формы протестантизма, а частично и католицизм. В двух его наиболее крупных составных частях - Англии и Шотландии - в качестве государственных религий выступают соответственно англиканство и пресвитерианство. В двух других частях - Уэльсе и Северной Ирландии - ни
4 Следует сразу оговориться, что предлагаемое нами конфессиональное районирование Европы, как и других частей света, далеко не всегда совпадает с географическим и историко-культурным районированием.
одна религия не имеет государственного статуса. Население Уэльса преимущественно исповедует разные формы протестантизма (англиканство и др.), хотя немало уэльсцев придерживаются католицизма. В Северной Ирландии большинство образуют протестанты (пресвитериане и англикане), но около двух пятых населения составляют католики.
В преимущественно католическую конфессиональную провинцию Юго-Западная и Центральная Европа нами включены Ирландия, Бельгия, Люксембург, Франция, Испания, Португалия, Италия, Мальта, Австрия, Словения, Хорватия, Венгрия, Словакия, Чехия, Польша и Литва, а также все государства-карлики (Андорра, Монако, Сан-Марино, Ватикан, Лихтенштейн) и Гибралтар. В большинстве из перечисленных стран католицизм исповедует подавляющее большинство населения, и лишь в Венгрии доля протестантов (реформатов) значительна.
Конфессиональная провинция Прирейнская Европа как географически, так и по своей конфессиональной структуре занимает промежуточное положение между двумя предыдущими провинциями. В странах, входящих в состав этой провинции, - Нидерландах, Германии и Швейцарии, - много как протестантов, так и католиков. В Германии протестантизм представлен преимущественно лютеранством, в Швейцарии и Нидерландах -реформатством. Кроме того, в последней стране, которая в настоящее время выделяется среди других европейских стран половой распущенностью и распространением наркомании, весьма высока доля неверующих людей - 31 % (самый высокий процент в мире, если исключить коммунистические и посткоммунистические страны).
Конфессиональная провинция Восточная Европа и Северная Азия охватывает Россию, Белоруссию, Украину, Молдавию, Грузию, а также ряд балканских стран - Югославию (Сербию и Черногорию), Македонию, Грецию, Болгарию и Румынию5. Во всех этих странах из конфессий преобладает православие. Однако в большинстве из них имеются и значительные группы последователей других исповеданий: в Белоруссии - католиков латинского обряда, на Украине - католиков византийского обряда (греко-католиков), в Румынии - и тех и других, а также реформатов, в Грузии, Югославии, Македонии и Болгарии - мусульман-суннитов. Что же касается России, то на огромной ее территории при явном преобладании православия живут и представители многих других исповеданий. Среди них резко выделяются мусульмане (составляющие около одной десятой части всего населения страны и преимущественно сосредоточенные в некоторых районах Северного Кавказа, Поволжья, Урала и Западной Сибири), которым сильно уступают по численности старообрядцы, протестанты (прежде всего баптисты и пятидесятники), буддисты, католики, иудаисты и др. Кроме того, как уже отмечалось, в настоящее время в России немало и неверующих людей.
В провинцию Восточной Европы и Северной Азии можно условно включить и Армению, большинство населения которой исповедует близкое к православию монофизитство.
Очень небольшая конфессиональная провинция Прибалтика, охватывающая две страны - Эстонию и Латвию, - выделяется сейчас
5 Румыния географически в основном находится за пределами Балканского полуострова, однако, по историко-культурным соображениям, ее часто присоединяют к балканским странам.
разнородностью конфессиональной структуры своего населения. В обеих странах много как лютеран, так и православных, а в Латвии - также и католиков. Кроме того, как уже отмечалось, и в Латвии и в Эстонии в настоящее время высока доля неверующих.
На пространстве Европейско-Североазиатского христианского конфессионального региона есть два анклава, имеющих отличный от окружающих стран религиозный состав населения. Не считая небольшой, европейской части Турции (Турцию обычно считают азиатской страной), это будут Албания, а также Босния и Герцеговина. В первой из них, наряду с насажденным коммунистами атеизмом, широко распространен ислам (его сейчас придерживаются 40 % населения, прежде исповедовало 70 %), которому существенно уступают также представленные в этой стране православие и католицизм. В Боснии же и Герцеговине христиане в целом немного преобладают по численности над мусульманами. Однако, в отличие от сторонников ислама, представляющих собой монолитную группу, христианское население этого государства разделено на две враждующие между собой конфессиональные общности - православных и католиков.
Американский регион может в настоящее время с еще бóльшим правом называться христианским, чем только что рассмотренный нами Европейско-Североазиатский регион. Если в последнем христиане образуют немногим более трех четвертей всего населения (среди прочих преобладают неверующие), то в первом - девять десятых (из христиан тоже большинство неверующие).
В регионе могут быть выделены четыре конфессиональные провинции: а) Северная Америка (протестантско-католическая), б) Латинская Америка (ка-
толическая), в) Малые Антильские острова и Ямайка (протестантская), г) “Индийская Америка” (индуистско- протестантско-католическая).
Под конфессиональной провинцией Северная Америка мы подразумеваем примерно ту же территорию, которая выделяется под этим названием в историко-культурном районировании, то есть Североамериканский материк без его южной части - Мексики и Центральной Америки. На этой территории расположены два крупных государства - Канада и США, - причем оба они, и особенно последнее, имеют очень сложный религиозный состав населения.
США по сложности конфессионального состава бесспорно занимают первое место в мире. По одной из оценок, протестанты составляют в этой стране 51 % населения, а вместе с маргинальными группами - 55 %6, католики - 28 %. Следует, однако, подчеркнуть, что внутренняя структура протестантского населения очень сложна: представлены многие сотни деноминаций. Наиболее крупные протестантские группы образуют баптисты (19 % всего населения), методисты (8 %), лютеране (5 %), пресвитериане (3 %), пятидесятники (2 %), англикане (2 %). Есть в США также православные (3 %), иудаисты (2 %) и др.
В Канаде католики несколько превосходят по численности протестантов (соответственно 45 % и 35 % всего населения). Из протестантских деноминаций наиболее влиятельна Объединенная церковь Канады, созданная в 1925 г. в результате объединения канадских методистов, конгрегационалистов и части пресвитериан. Есть также англикане и представители многих других протестантских конфессий.
6 По другой оценке доля протестантов в населении США еще выше - 60 %.
Конфессиональная провинция Латинская Америка включает американские страны, некогда принадлежавшие Испании и Португалии, а также бывшие и теперешние французские колонии (некоторые из них какое-то время принадлежали или сейчас принадлежат Великобритании, США, Нидерландам): Мексику, Гватемалу, Белиз, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, Коста-Рику, Панаму, Венесуэлу, Колумбию, Эквадор, Перу, Боливию, Чили, Аргентину, Парагвай, Уругвай, Бразилию, Кубу, Гаити, Доминиканскую Республику, Пуэрто-Рико, Гваделупу, Доминику, Мартинику, Сент-Люсию, Гренаду, Нидерландские Антиллы, Арубу, Французскую Гвиану7.
Во всех перечисленных странах издавна господствует католицизм, правда, позиции его в последние десятилетия несколько поколеблены в результате активнейшей деятельности разных американских протестантских миссий. Наибольших успехов добился протестантизм в Пуэрто-Рико (где протестанты образуют сейчас 28 % всего населения), Чили (28 %), Гаити (25,5 %), Гватемале (24 %) и Бразилии (22 %).
Третья конфессиональная провинция - Малые Антильские острова и Ямайка - объединяет острова, которые длительное время принадлежали (а часть
7 Некоторые из перечисленных стран к моменту получения независимости принадлежали уже не “латинским” странам, а Великобритании (Белиз, Доминика, Сент-Люсия, Гренада. Пуэрто-Рико, ранее принадлежавшее Испании, теперь находится под контролем США. Нидерландские Антилы и Аруба давно вышли из под власти Испании и подчинены сейчас Нидерландам. Тем не менее долголетнее пребывание перечисленных стран под испанским или французским правлением оказало на их культуру, и в частности на религиозную принадлежность их населения, очень большое влияние.
и теперь принадлежит) протестантским странам: прежде всего Великобритании, а также Дании. Это один из Больших Антильских островов - Ямайка, а также большинство Малых Антильских островов: Багамы, острова Теркс и Кайкос, острова Кайман, Виргинские острова США, Британские Виргинские острова, Ангилья, Сент-Китс и Невис, Монтсеррат, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины, Барбадос. На всех этих островах резко преобладают протестанты (англикане, адвентисты седьмого дня, пятидесятники, баптисты, методисты, моравские братья и др.).
Последняя конфессиональная провинция Америки условно названа нами “Индийской Америкой” в связи с тем, что в трех странах, образующих ее, -Гайане, Суринаме и на Тринидаде и Тобаго, - потомки выходцев из Индии образуют от двух пятых до половины населения. Во всех этих трех странах предста-влены три основные конфессиональные группы - индуисты, протестанты и католики, причем все эти группы в каждой стране близки по численности (лишь в Гайане доля католиков заметно ниже доли других групп). Из протестантов на Тринидаде и Тобаго и в Гайане наиболее многочисленны англикане, в Суринаме - моравские братья.
За пределами перечисленных конфессиональных провинций находятся только четыре островные территории, находящиеся в некотором отрыве от остальной Америки. Это Гренландия, подавляющее большинство населения которой составляют протестанты (в основном лютеране), острова Сен-Пьер и Микелон, где почти все жители являются католиками, а также Бермудские и Фолклендские острова, в населении которых преобладают протестанты (англикане и др.).
Еще один христианский Австралийско-Океанийский регион занимает австралийский континент (вместе с островом Тасманией) и прилегающие к нему с востока и севера многочисленные острова Океании. Регион этот можно подразделить на четыре конфессиональные провинции: а) Австралия и Новая Зеландия (протестантско-католическая), б) Папуасия и Меланезия (протестантско-католическо-языческая), в) Полинезия (протестантско-католическая), г) Микронезия (католическо-протестантская).
В первой провинции - Австралия и Новая Зеландия - современное население формировалось сходным путем, что и обусловило однотипность религиозной структуры населения. К этой провинции можно присоединить также лежащий к востоку от Австралии и принадлежащий ей маленький остров Норфолк. В странах провинции численность протестантов существенно превышает численность католиков. Основной группой протестантов всюду являются англикане, на втором месте в Новой Зеландии стоят пресвитериане, а в Австралии - так называемая Объединяющаяся церковь Австралии, образованная 1977 г. путем слияния в одну организацию подавляющего большинства австралийских методистов, а также большей части конгрегационалистов и пресвитериан.
В конфессиональной провинции Папуасия и Меланезия, объединяющей Папуа - Новую Гвинею, Соломоновы Острова и Вануату, протестанты тоже превосходят по численности католиков, однако у этой группы стран есть важная специфическая черта: существенную часть населения в них образуют приверженцы родоплеменных культов (по официальным данным, численность язычников в этих странах, кроме Вануату, невелика, но на деле многие христиане-неофиты все еще держатся своей старой веры). Из протестантов в
этой провинции шире всего представлены лютеране (только в Папуа - Новой Гвинее), англикане, пятидесятники, адвентисты.
Две страны Южной Меланезии имеют резко отличную от других меланезийских стран религиозную структуру населения и поэтому не входят в соответствующую конфессиональную провинцию. Это Новая Каледония, в населении которой преобладают католики, и Фиджи, где много как протестантов, так и индуистов.
В конфессиональной провинции Полинезия при явном преобладании протестантов почти всюду есть заметные группы католиков. Такую религиозную структуру имеют Тонга, Самоа, Американское Самоа, Токелау, Ниуэ, острова Кука, Французская Полинезия. Несколько выбивается из общей картины Тувалу, где доля католиков в населении ничтожна, и Питкэрн, где католиков вообще нет.
Кроме того, совсем стоит особняком и поэтому не может быть включена в состав этой конфессиональной провинции одна полинезийская страна -острова Уоллис и Футуна, где полностью господствуют католики.
Протестантизм представлен в Полинезии когрегационализмом, реформатством, методизмом и другими конфессиями.
Конфессиональная провинция Микронезия отличается от других провинций в первую очередь тем, что в ней католики превосходят по численности протестантов. В эту провинцию входят Северные Марианские острова, Гуам, Палау (Белау), Федеративные Штаты Микронезии и Кирибати.
В провинцию не входят две микронезийские страны - Маршалловы Острова, где господствуют протестанты (пятидесятники и
конгрегационалисты), и Науру, где преобладают протестанты (конгрегационалисты), но немало и католиков.
К Океании относят еще несколько периферийных островов. Это острова Мидуэй, Джонстон и Уэйк, на которых нет постоянного населения и находятся лишь американские военнослужащие (поэтому конфессиональный состав населения на этих островах близок к составу в США), а также Кокосовые (Килинг) острова и остров Рождества, расположенные в Индийском океане и причисляемые к Океании чисто условно, в связи с их принадлежностью Австралии (на Кокосовых островах большинство населения составляет исповедующая ислам местная группа малайцев, на острове Рождества преобладают китайцы, придерживающиеся своих традиционных верований).
Огромный по территории мусульманский Западноазиатско-Североафриканский регион захватывает две части света. В Азии в его состав полностью или частично входят пять историко-культурных областей. Сердцем его , вне всякого сомнения, является Юго-Западная, или Передняя, Азия, где находился очаг ислама и где имеется наибольшее число мусульманских стран: Турция, Сирия, Ливан, Палестина, Иордания, Саудовская Аравия, Йемен, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн, Кувейт, Ирак, Иран, Афганистан. Регион, кроме того, полностью включает историко-культурную область, которую в нашей литературе обычно называли Средняя Азия и Казахстан и в пределах которой находятся республики Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан. Наконец, в состав региона частично входят территории трех историко-культурных областей: Закавказья, Южной Азии и Центральной Азии. В Закавказье это его восточная часть - Азербайджан, в Южной Азии - крайний запад, охватывающий Пакистан и Мальдивы, в
Центральной Азии - северо-западная часть, образующая Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Кроме всех этих азиатских областей, к региону относится, как видно из самого его названия, Северная Африка в составе шести арабских государств - Египта, Ливии, Туниса, Алжира, Марокко и Мавритании, а также двух стран так называемого Африканского Рога - Сомали и Джибути.
Эта огромная территория весьма цельна в религиозном отношении и с трудом поддается конфессиональному районированию. Деление ислама на три ветви - суннизм, шиизм и хариджизм - не носит ярко выраженного территориального характера, и поэтому вряд ли может быть взято за основу при выделении конфессиональных провинций. В связи с этим, вероятно, целесообразно отказаться от идеи их выделения в этом регионе и дать характеристику религиозной ситуации в нем по историко-культурным областям.
Во всех перечисленных выше странах Юго-Западной Азии доля мусульман очень высока, несколько ниже она (60 %) только в Ливане, где имеется крупная группа христиан (католиков и православных). Заметное число христиан есть также в Сирии, Иордании, Объединенных Арабских Эмиратах, Ираке, Иране, однако доля их в общем населении соответствующих стран все же невелика.
Что касается распространения разных направлений ислама, то основная часть мусульман в Юго-Западной Азии придерживается суннизма. Шиизм резко преобладает только в одной стране - Иране, большинство населения образуют шииты также в Ираке и на Бахрейне, много их и в Йемене (где шиизм представлен зейдизмом). В Омане преимущественно распространен хариджитский ислам (ибадизм).
В Юго-Западной Азии имеются две страны, которые не вписываются в Западноазиатско-Североафриканский мусульманский регион. Это Кипр, где преобладают православные христиане, и Израиль, в котором большинство населения составляют иудаисты.
В Средней Азии и Казахстане, хотя и преобладает суннитский ислам, после 70 лет борьбы местных коммунистических руководителей с религией появились существенные группы неверующего населения, причем особенно такая группа велика в Казахстане. Ввиду того ,что в этой республике много не только неверующих, но и православных, мусульмане образуют в ней только относительное большинство населения (40 %). В Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, где ислам исповедует подавляющее большинство населения, он представлен преимущественно в форме исмаилизма.
В восточной части Закавказья - в Азербайджане, где мусульманами сейчас являются четыре пятых населения, имеются как шииты, так и сунниты (примерное соотношение 7: 3). В Южной Азии в ее мусульманской части (в Пакистане и на Мальдивах) господствует суннитский ислам (в Пакистане немало и шиитов). Преобладает суннитский ислам и в мусульманской части Центральной Азии (Синьцзян-Уйгурском автономном районе).
В Северной Африке в странах Магриба, а также в Сомали и Джибути к исламу (в основном в форме суннизма), принадлежит подавляющее большинство населения. Преобладает суннитский ислам и в Египте, хотя там довольно значительна группа христиан (монофизитов-коптов). Что же касается Судана, то мусульмане-сунниты составляют в нем 70 % населения (остальные -христиане и приверженцы родоплеменных верований).
Другой мусульманский конфессиональный регион - Малайско-Индонезийский - расположен в территориальном отрыве от Западноазиатско-Североафриканского региона. Он включает три государственных образования: Малайзию, Индонезию и очень небольшой по площади султанат Бруней. Все три эти страны не являются чисто мусульманскими, причем немусульманская часть населения имеет в каждой стране свою специфику.
В Малайзии наряду с суннитским исламом, к которому принадлежит 55 % населения, распространены китайские религии и буддизм (среди китайцев), христианство (среди отсталых даякских племен в островной части страны и сравнительно небольшой части китайцев и индийцев), индуизм (среди большинства индийцев). Часть отсталых племен придерживается родоплеменных верований.
Конфессиональная структура Индонезии также сложна и определяется разными исследователями неодинаково. Иногда можно встретить утверждения, что чуть ли не девять десятых населения этой страны исповедует ислам. На самом же деле, хотя мусульмане-сунниты и занимают в Индонезии, бесспорно, доминирующее положение, свыше трети жителей (прежде всего население внутренних районов Явы) фактически придерживаются синкретических верований, в которых ислам переплетается с более древними религиями Явы (агама Джава), а иногда частично и с христианством (агама Джава-Сунда). Кроме того, свыше одной десятой населения Индонезии (в основном на восточных, Малых Зондских и Молуккских островах) исповедует христианство (более распространен протестантизм, прежде всего в форме реформатства, менее - католицизм). На острове Бали сохранился индуизм. Есть также
приверженцы китайских верований (среди китайцев) и последователи традиционных культов.
В Брунее более 70 % населения являются мусульманами. Среди проживающих в стране китайцев распространены китайские традиционные верования, среди племен - родоплеменные культы.
Таким образом, во втором, Малайско-Индонезийском мусульманском регионе нет такого подавляющего преобладания ислама, как в первом, Западно-азиатско-Североафриканском регионе.
Две территории в данном географическом пространстве вообще не являются преимущественно мусульманскими и не могут быть включены в состав региона. Это, во-первых, населенный на три четверти китайцами Сингапур, где свыше половины населения исповедует китайские религии (часть китайцев и проживающих в Сингапуре индийцев исповедует христианство, другая часть индийцев - индуизм и в меньшей степени - ислам; последнего придерживаются и живущие там малайцы).
Вторым анклавом в окружающей преимущественно мусульманской территории является оккупированный Индонезией Восточный Тимор, где большинство населения - католики.
В Малайско-Индонезийский мусульманский регион не входят также расположенные на периферии Малайского архипелага Филиппины, где девять десятых населения - христиане. Большинство их католики, хотя есть также сторонники отколовшейся от Римско-католической церкви Филиппинской независимой церкви (так называемые аглипаянцы), а также разные группы протестантов. На юге Филиппин живут мусульмане, во внутренних горных
районов некоторых островов сохранились приверженцы родоплеменных культов.
Северо-западнее мусульманского Малайско-Индонезийского региона расположен буддийский Индокитайско-Центральноазиатский регион. Он охватывает пять стран Индокитая - Мьянму, Таиланд, Лаос, Камбоджу и Вьетнам, - а также Бутан, Монголию, два автономных района Китая - Тибет и Внутреннюю Монголию - и китайскую провинцию Цинхай. В составе региона можно выделить три конфессиональные провинции: а) Западный и Центральный Индокитай (тхеравадинская), б) Восточный Индокитай (махаянистская), в) Тибет и Монголия (ламаистская).
В провинции Западный и Центральный Индокитай, объединяющей Мьянму, Таиланд, Лаос и Камбоджу, подавляющая часть населения исповедует так называемый южный буддизм (то есть буддизм направления тхеравада). Другие религии представлены там сравнительно слабо, хотя во всех странах провинции имеются мусульмане, христиане и приверженцы родоплеменных верований (в Лаосе последние составляют одну треть населения).
В выделенном нами в отдельную конфессиональную провинцию Восточном Индокитае (соответствует территории Вьетнама) буддисты (главным образом махаянисты) образуют свыше половины населения. Несколько десятилетий коммунистической власти во Вьетнаме привели к появлению в нем крупной группы неверующих (несколько менее одной трети населения). Одну десятую населения составляют в этой стране христиане (в подавляющем большинстве католики) и одну двадцатую - представители местных “новых религий” - каодай и хоахао. Есть также небольшое число приверженцев родоплеменных культов.
В третьей конфессиональной провинции - Тибет и Монголия (провинция включает и близкие к Тибету по культуре Бутан и Цинхай) - важные позиции занимает ламаистская форма буддизма. Правда, в Монголии (Внешней, некитайской) она сочетается с шаманизмом, а за годы насаждения атеизма там появилась и значительная группа неверующих. Во Внутренней Монголии и Цинхае переселившиеся туда в большом числе в последние десятилетия китайцы либо являются неверующими, либо исповедуют китайские религии. В Бутане живет сравнительно недавно мигрировавшая в эту страну из Непала и Ассама группа индуистов (ныне они образуют около четверти всего населения).
К индуистскому Южноазиатскому региону принадлежат только две страны - Индия и Непал. В населении обеих стран резко преобладают индуисты, составляя соответственно 83 % и 89 %. В Индии, помимо индуистов, имеется большая группа мусульман (11 % населения), есть также христиане (протестанты, католики, монофизиты), сикхи, буддисты, джайны и др. В Непале, кроме сторонников индуизма, представлены буддисты и мусульмане.
К Южноазиатскому индуистскому конфессиональному региону нельзя отнести две страны, территориально относящиеся к Южной Азии. Это восточнобенгальский анклав на востоке Индии, где ныне создано государство Бангладеш, и расположенный у южного индийского побережья остров Шри-Ланка, также являющийся независимым государством. В Бангладеш подавляющее большинство населения сейчас составляют мусульмане-сунниты (хотя есть и индуисты), в Шри-Ланке преобладают буддисты, но имеются также заметные группы индуистов, мусульман и христиан (главным образом католиков).
Весьма своеобразное положение среди других конфессиональных регионов занимает Восточноазиатский регион, включающий Китай, точнее, его восточную часть (включая Тайвань, но без Синьцзяна, Тибета, Цинхая и Внутренней Монголии), Японию и Корею. В этом регионе, с одной стороны, получил большее или меньшее распространение махаянистский буддизм, с другой - продолжают сохраняться местные традиционные верования. Еще одной особенностью религиозной ситуации в двух из трех стран региона - Китая и Японии - является бытование в них феномена поликонфессиональности, не известного в таких масштабах нигде более в мире. Этот феномен заключается в том, что люди сплошь и рядом одновременно исповедуют две, а иногда и более религии. Для Кореи поликонфессиональность в ее классической форме не характерна, но чрезвычайная терпимость лиц разной религиозной принадлежности друг к другу свойственна и ей. Так, для этой страны не редкостью является семья, все члены которой исповедуют разные религии. Несмотря на определенное сходство религиозной ситуации во всей Восточной Азии, в каждой конкретной стране имеются в этой области и специфические черты.
В Китае, как уже отмечалось, прежде нераздельно господствовала система трех религий: конфуцианства, буддизма и даосизма. Однако сейчас эта система в материковом Китае, по некоторым оценкам, охватывает лишь немногим более четверти китайского населения. Это обусловлено тем, что в результате длительной борьбы китайских коммунистов с религией три пятых населения страны в настоящее время вообще не исповедует никакой религии. Несмотря на тяжелые условия существования, в Китае все же сохранились
группы христиан (преимущественно протестантов) и мусульман. Среди нацменьшинств частично распространены родоплеменные культы.
На Тайване же система трех религий полностью сохранилась.
В Японии большинство людей, как уже было сказано, одновременно выполняет и буддийские и синтоистские обряды, хотя буддизму обычно все же отдается некоторое предпочтение. В последние десятилетия больших успехов в этой стране достигли “новые религии”, сторонники которых (вместе с метабуддийскими сектами), по некоторым данным, составляют до одной четверти населения. Впрочем, следует помнить, что эти религии имеют преимущественно буддийские и синтоистские корни.
В Южной Корее при сохранении давно исповедуемых корейцами буддизма, конфуцианства и шаманизма в последние десятилетия наблюдается чрезвычайно быстрое распространение христианства (преимущественно в протестантской форме), к которому уже сейчас относится одна треть населения, а по прогнозам, в начале XX в. будет принадлежать половина всех жителей страны. Среди протестантов наиболее многочисленны пресвитериане.
Что же касается Северной Кореи, то там в результате жесточайших преследований число верующих сейчас составляет менее трети населения. Они исповедуют чаще всего шаманизм (который почему-то смог лучше противостоять гонениям). Конфуцианцев, буддистов и христиан осталось очень немного.
Последний, христианско-мусульманско-языческий Черноафриканский регион, охватывающий страны так называемой Черной Африки (Африки к югу от Сахары, населенной преимущественно народами негроидной расы), при всем разнообразии конфессиональной ситуации в разных его частях имеет одну
общую специфическую черту: наличие заметной группы населения, продолжающей сохранять родоплеменные верования. Регион этот с большой долей условности можно подразделить на пять конфессиональных провинций: а) Западный Судан (мусульманско-языческая), б) Гвинейское побережье (языческо-христианско-мусульманская), в) Восточный Судан (мусульманско-христианско-языческая ), г) Экваториальная и Южная Африка ( христианско-языческая), д) Эфиопия и Эритрея (христианско-мусульманская).
Первая конфессиональная провинция - Западный Судан - включает Сенегал, Гамбию, Гвинею-Бисау, Гвинею, Сьерра-Леоне, Мали, Буркина-Фасо и Нигер. Она выделяется прежде всего очень низкой долей христиан, образующих лишь несколько процентов населения (в Буркина-Фасо она немного выше) и обычно сильно уступающих по численности как мусульманам-суннитам, так и приверженцам родоплеменных культов. В большинстве стран провинции доля мусульман выше доли язычников (в Сенегале и особенно в Гамбии процент последних вообще низок). Исключение составляют только Сьерра-Леоне и Гвинея-Бисау, где сторонников родоплеменных верований немного больше чем мусульман.
В конфессиональной провинции Гвинейское побережье, в которую входят Либерия, Кот-д’Ивуар, Гана, Того, Бенин, Нигерия и Камерун и которая считается зоной соперничества между христианскими и мусульманскими миссионерами, последователи родоплеменных культов, христиане и мусульмане (сунниты) в большинстве случаев образуют сопоставимые по численности группы населения. Наиболее велика доля язычников в Бенине (единственная оставшаяся в Африке страна, где эта конфессиональная группа составляет абсолютное большинство населения), почти половину населения образуют
приверженцы родоплеменных верований в Либерии. В большинстве же стран провинции - Гане, Того, Нигерии, Камерун - на первом месте по численности стоят христиане, мусульмане же превышают (и то очень ненамного) и христиан, и язычников только в Кот-д’Ивуар. Христиане представлены в этой провинции разными конфессиями: в Нигерии наиболее многочисленны католики, англикане и пятидесятники, в Гане - католики и пресвитериане, в Камеруне, Кот-д’Ивуар, Бенине и Того - католики.
В конфессиональную провинцию Восточный Судан нами объединены две страны с довольно сходным религиозным составом - Республика Судан и Чад. В обеих странах сосуществуют три основные конфессиональные группы: мусульмане-сунниты, христиане и приверженцы родоплеменных культов, причем мусульмане существенно превосходят по численности две остальные группы. Среди христиан Республики Судан преобладают католики и англикане, в Чаде наиболее влиятельны католики, реформаты и христианские братья.
Конфессиональная провинция Экваториальная и Южная Африка является наиболее христианизированной частью континента. Она объединяет почти половину всех стран Черной Африки: Экваториальную Гвинею, Сан-Томе и Принсипи, Габон, Республику Конго, Центральноафриканскую Республику, Демократическую Республику Конго (бывший Заир), Анголу, Намибию, Южно-Африканскую Республику, Лесото, Свазиленд, Ботсвану, Зимбабве, Замбию, Малави, Мозамбик, Танзанию, Бурунди, Руанду, Уганду, Кению, Мадагаскар. Во всех этих странах (кроме Мозамбика) христиане составляют абсолютное большинство населения, в Мозамбике - относительное большинство. В большой группе стран (Сан-Томе и Принсипи, Демократической Республике Конго, Экваториальной Гвинее, Лесото, Намибии,
Бурунди, Габоне, Республике Конго, Анголе, Уганде, Центральноафриканской Республике, Кении, Малави, Свазиленде, Руанде) христиане образуют от 80 % до 97 % населения. Мусульман довольно много только в Танзании (одна треть населения), приверженцы родоплеменных верований наиболее значительные группы составляют на Мадагаскаре, в Мозамбике, Ботсване и Зимбабве. Из христиан много как католиков, так и протестантов. Католики преобладают среди христиан на Сан-Томе и Принсипи, в Экваториальной Гвинее, Бурунди, Анголе, Габоне, Уганде, Руанде, Танзании, Республике Конго, Мозамбике, протестанты - в Свазиленде, Южно-Африканской Республике, Ботсване, Намибии, Зимбабве, Кении, Малави, Центральноафриканской Республике, Замбии, Демократической Республике Конго, Лесото и на Мадагаскаре.
Из отдельных протестантских конфессий англикане наиболее представлены в Уганде, Южно-Африканской Республике, Кении, Танзании и Руанде, лютеране - в Танзании, на Мадагаскаре, в Южно-Африканской Республике и Намибии, реформаты - в Южно-Африканской Республике, методисты - в Южно-Африканской Республике и Демократической Республике Конго, пресвитериане - в Малави, Кении и Демократической Республике Конго, пятидесятники - в Демократической Республике Конго, Зимбабве, Мозамбике и Бурунди, баптисты - в Демократической Республике Конго и Мозамбике.
Особое место занимает конфессиональная провинция Эфиопия и Эритрея, где христианство - не результат недавней миссионерской деятельности, а древняя, имеющая глубокие корни религия. В обоих странах христианство представлено своим монофизитским направлением. Много в Эфиопии и Эритрее и мусульман-суннитов, причем в последней стране они даже немного превосходят по численности христиан.
Африку окружает ряд островных групп, конфессиональный состав населения которых существенно отличается от религиозной структуры на континенте. На Кабо-Верде, Реюньоне и Сейшеллах резко преобладает католицизм, на острове Святой Елены и подчиненных ему острове Вознесения и островах Тристан-да-Кунья - англиканство, на Коморах и Майотте - суннитский ислам. Своеобразную конфессиональную структуру имеет остров Маврикий, свыше половины населения которого составляют индуисты. Остальные жители острова - христиане (преимущественно католики) и мусульмане-сунниты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В предыдущих главах мы кратко охарактеризовали все более или менее значительные религии мира, их направления, течения, секты. Читатель узнал также, какой была в последние тысячелетия динамика религиозной ситуации в мире и как росла численность сторонников крупнейшей религии мира -христианства. Наконец, ему была показана конфессиональная картина, которая существует ныне в современном мире.
Естественно, что при исследовании религиозной ситуации возникает вопрос: а какой же будет конфессиональная картина в не столь отдаленном будущем, произойдут ли в ней какие-либо существенные изменения?
Надо сразу подчеркнуть, что делать любые прогнозы очень трудно. Так, многие футурологи в начале XX в. прогнозировали, что Россия по важнейшим экономическим и социальным показателям, в том числе по уровню жизни населения, сильно превзойдет к рубежу XX и XXI вв. все крупнейшие и самые богатые страны мира. Однако продолжавшийся много десятилетий трагический этап в истории нашей страны перечеркнул все эти прогнозы и привел к тому, что Россия не только не обошла ведущие страны мира, но и опустилась до уровня (особенно по таким показателям, характеризующим качество жизни, как средний доход на душу населения, средняя продолжительность жизни, детская смертность), который свойствен слаборазвитым, бедным странам мира.
Плохо предсказывались многие события даже на сравнительно короткий срок вперед. Например, ни один из крупных советологов не смог предсказать в середине 80-х годов, что через несколько лет СССР ждет крушение коммунистической системы.
Поскольку религиозная ситуация теснейшим образом связана с ситуаций политической, самой по себе трудно предсказуемой, то делать какие-либо прогнозы относительно динамики конфессиональной структуры весьма трудно. Так, изменение в соотношении между верующей и неверующей частями населения мира будут в сильной степени зависеть от того, произойдет ли либерализация политических систем в тех странах, где атеизм является государственной идеологией.
Поэтому к любым прогнозируемым изменениям религиозного состава населения нужно относиться очень осторожно, помня, что это всего лишь более или менее вероятные прикидки, сделанные на основе существующих ныне тенденций (которые затем могут и измениться).
Наиболее аргументированные расчеты будущей динамики численности последователей разных религий дает уже упоминавшийся нами известный специалист по конфессиональной статистике Дэвид Б. Барретт.
Так, он прогнозирует, что за 30-летний период с 1995 г. по 2025 г. численность христиан возрастет с 1928 млн. до 3051 млн. (то есть на 58 %), численность мусульман - с 1100 млн. до 1710 млн. (на 55 %), индуистов - с 781 млн. до 1089 млн. (на 40 %), буддистов - с 324 млн. до 453 млн. (на 40 %), сторонников “новых религий” - с 121 млн. до 217 млн. (на 78 %), сикхов - с 19 млн. до 28 (на 48 %), иудаистов - с 14 млн. до 15 млн. (на 7 %). Согласно этим прогнозам, несколько увеличится в абсолютных цифрах и число неверующих (вместе с обычно отдельно выделяемыми активными атеистами, к которым в этих подсчетах относят главным образом членов компартий) - с 1061 млн. до 1521 млн. (рост на 43 %) А вот последователей родоплеменных культов станет заметно меньше - 77 млн. вместо 112 млн. (уменьшение на 31 %).
Если учитывать, что предполагаемый рост всего населения мира за указанный 30-летний период, по оценке Статистического управления ООН, составит 48 %, то можно сделать вывод, что только три религиозные группы увеличат свою долю в общем населении мира - христиане (с 34 % до 36 %), мусульмане (с 19 % до 20 %) и адепты “новых религий” (с 2 % до 3 %). Все остальные основные религиозные группы, согласно прогнозу, несколько снизят свою долю в населении мира: индуисты - с 14 % до 12 %, буддисты - с 6 % до 5 %, сторонники родоплеменных верований - с 2 % до 1 % и т. д.
К этим цифрам хочется сделать ряд комментариев. На первый взгляд, несколько удивляет то, что христиане, в последние годы уступавшие мусульманам по темпам роста, за 30-летний период, согласно прогнозу, дадут больший прирост, чем мусульмане, не только в абсолютных цифрах, но и в процентах. По-видимому, это связано с двумя главными обстоятельствами: во-первых, с резкой интенсификацией деятельности христианских миссионеров (прежде всего, в Черной Африке) и, во-вторых, с очень высоким естественным приростом (из-за высокой рождаемости и относительно низкой смертности), который наблюдается в одном из главных районов современного сосредоточения христиан - Латинской Америке.
Еще более быстрыми темпами, чем численность христиан, будет расти число приверженцев “новых религий”, сосредоточенных, в первую очередь, в Японии и ряде других азиатских государств, что, вероятно, может быть объяснено духовными исканиями, характерными для некоторых кругов населения этих стран.
Некоторое снижение в 30-летний период темпа роста индуистов обусловлено, по-видимому, не столько обращением их в другие религии,
сколько активными мерами по планированию семьи в Индии, где слишком большое “давление населения на площадь” заставляет искать пути снижения рождаемости.
Вполне понятно сильное уменьшение язычников, сконцентрированных, как известно, в основном в Африке. Причинами здесь, вероятно, являются очень активная миссионерская деятельность на Черном континенте, о которой говорилось выше, и, возможно, сильное замедление, а может быть, и полное прекращение естественного прироста в связи с катастрофическим распространением во многих африканских странах СПИДа (некоторые демографы даже делают мрачные прогнозы о том, что Африка в XXI в. превратится в “гигантский морг”).
Прогнозируемое снижение доли неверующих (включая активных атеистов) может быть обусловлено, по-видимому, комплексом причин: продолжающимся увеличением влияния религии в посткоммунистических государствах, наблюдаемым повсеместно снижением численности членов компартий, возможным прекращением навязывания населению атеизма в некоторых странах в связи с изменением в них политического режима.
ЛИТЕРАТУРА
Арутюнов С.А., Светлов Г.Е. Старые и новые боги Японии. М., 1968. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1979. Буддизм. Словарь. М., 1992.
Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. М., 1991. Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, предметы, события и
символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. Гусева Н.Р. Джайнизм. М., 1968. Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. (Историко-этнографический очерк). М.,
1982. Ефимов И. Современные харизматические движения сектантства. М., 1995. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого
века. М., 1995. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. М., 1996. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. Коран. Перевод академика И.Ю.Крачковского. М., 1990. Кречмар Г., Ратке Г. Евангелическо-лютеранская церковь в России, на
Украине, в Казахстане и Средней Азии (ЕЛЦ). СПб., 1996. Огицкий Д.П., Козлов М. Православие и западное христианство. М., 1995. Переломов Л.С. Слово Конфуция. М., 1992. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Тт. I - II. М.,
1992. Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. М.,
1996.
2
Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.
Религиозные объединения в современной России. М., 1996.
Религиозные объединения Российской Федерации. Справочник. М., 1996.
Религиозные организации России (Справочник). М., 1994.
Русская православная церковь в советское время (1917 - 1991). Материалы и
документы по истории отношений между государством и церковью.
Книги 1 - 2. М., 1995. Тальберг Н. История христианской церкви. М., Нью-Йорк, 1991. Тибетский буддизм. Теория и практика. Новосибирск, 1995. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. Хопко Ф. Основы православия. Минск, 1991.
Христианство. Энциклопедический словарь в 3 томах. Тт. 1 - 3. М., 1993 - 1995. Цыпин В. История Русской православной церкви. 1917 - 1990. М., 1994. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая книга перемен. Ицзин. М., 1993. Эсслемонт Дж.Э. Баха-Улла и новая эра. Екатеринбург, 1991. Anglican tradition. Cambridge, 1988. Arnaldez R. L’islam. Lille, Ottawa, 1988. Brackney W.H. The Baptists. New York, a.o., 1988. Carmody J.T., Carmody D.L. Contemporary Catholic theology. San Francisco, a.o.,
1980. Chadwich O. The Reformation. Aylesbury (Great Britain), 1970. Contemporary Jewish religious thought. New York, London, 1988. Daniélou J., Honoré J., Poupard P. Le catholicism. Hier - demain. Paris, 1974. Döpmann H.-D. Die Orthodoxen Kirchen. Berlin, 1991. Hardon J.A. Christianity in the twentieth century. Garden City (New York), 1977.
3
Johnstone P. Operation world. Grand Rapids (Michigan), 1993.
Kellett E.E. A short history of religions. Bungay (Great Britain), 1962.
Küng H. Das Judentum. München, Zürich, 1991.
Marshall M. The Anglican Church today and tomorrow. London, 1984.
Meyendorff J. L'Eglise orthodoxe hier et aujourd'hui. Paris, 1985.
Meyendorff J. The Orthodox Church. London, 1962.
New international dictionary of the Christian Church. Grand Rapids (Michigan),
1974. O’Brien J., Palmer M. The state of religion atlas. New York, a.o., 1993. Oxford dictionary of the Christian Church. Oxford, 1974. Protestantism. New York, 1961. Religions in Korea. Seoul, 1986.
Religions in the UK: A multi-faith directory. Nottigham, 1993. Religions of the world. New York, 1988. Seventh-day Adventists believe... Washington, 1989. Sikhism. Chicago, 1984. Study of Anglicanism. London, 1986. Welch J.A. Catholicism today. Fort Wayne (Indiana), 1977.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 296; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!