Опорный «скелет» личности: свобода, ответственность и духовность



Все, что говорилось выше, не позволяет, однако, понять, как личность принимает решения, как она может действовать вопреки сложившимся обстоятельствам, каковы механизмы самодетерминации личности.

О свободе и ответственности написано в психологической литературе немало, но преимущественно либо в публицистическом ключе, либо со сциентистским скепсисом, развенчивающим их с «научной точки зрения». Приблизиться к их пониманию можно, раскрыв их связь с традиционно изучаемыми в психологии вещами.

Позитивную характеристику свободы необходимо начать с того, что она является специфической формой активности. Если активность вообще присуща всему живому, то свобода, во-первых, является осознанной активностью;  во-вторых, опосредованной ценностным «для чего»;  и, в-третьих, активностью, полностью управляемой самим субъектом. Другими словами эта активность контролируется и в любой ее точке может быть произвольно прекращена, изменена или обращена в другом направлении. Свобода, тем самым, присуща только человеку, однако не каждому. Внутренняя несвобода людей проявляется прежде всего в непонимании действующих на них внешних и внутренних сил, во-вторых, в отсутствии ориентации в жизни, в метаниях из стороны в сторону, и, в-третьих, в нерешительности, неспособности преломить неблагоприятный ход событий, выйти из ситуации, вмешаться в качестве активной действующей силы в то, что с ними происходит.

Ответственность в первом приближении можно определить, как осознание человеком своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и в собственной жизни, а также сознательное управление этой способностью. Ответственность является разновидностью регуляции, которая присуща всему живому, однако ответственность зрелой личности – это внутренняя регуляция, опосредованная ценностными ориентирами. Такой орган человека, как совесть, непосредственно отражает степень рассогласования поступков человека с этими ориентирами.

Пути и механизмы становления свободы и ответственности различны. Путь становления свободы – это обретение права на активность и ценностных ориентиров и личностного выбора. Путь становления ответственности – это переход регуляции активности извне вовнутрь.

Духовность, как и свобода и ответственность, – это не особая структура, а определенный способ существования человека. Суть его состоит в том, что на смену иерархии узколичностных потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющей принятие решений у большинства людей, приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей, которые не находятся между собой в иерархических отношениях, а допускают альтернативность. Поэтому принятие решений зрелой личностью – это всегда свободный личностный выбор среди нескольких альтернатив, который, вне зависимости от его исхода, обогащает личность, позволяет строить альтернативные модели будущего и тем самым выбирать и создавать будущее, а не просто прогнозировать его.


 

 

Жизненный путь и кризисы развития личности

Жизненный путь личности

Личностью человек не рождается, личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий живой организм, но и имеет свою историю.

Не только человечество, но и каждый человек является в какой-то мере участником и субъектом истории человечества и в известном смысле сам имеет историю.

А.А.Кроник рассматривает субъективную картину жизненного пути как психический образ, в котором отражены пространственно-временные характеристики жизненного пути, включающие прошлое, настоящее и будущее, события и их взаимосвязи. К. А.Абульханова-Славская определяет понятие «жизненная перспектива» как потенциал, возможности личности, объективно складывающиеся в настоящем, которые должны проявляться в будущем. Индивидуальность жизни состоит в способности личности организовать ее по своему замыслу, в соответствии со своими склонностями и устремлениями.

Сознание исторического деятеля формируется и развивается через осознание того, что через него и при его участии совершается, наподобие того, как когда резец скульптора из глыбы каменной высекает образ человеческий, он определяет не только черты изображаемого, но и художественное лицо самого скульптора. Характер человека проявляется в его поступках, но в его поступках он и формируется; характер человека – и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях; обусловливая его поведение, он в поведении же и складывается. Дисциплинированный человек обычно ведет себя дисциплинированно, но как становится он дисциплинированным? Только подчиняя свое поведение изо дня в день, из часа в час неуклонной дисциплине.

Для человека не является случайным, внешним и психологически безразличным обстоятельством его биография, своего рода история его жизненного пути. Недаром в биографию человека включают, прежде всего, где и чему он учился, где и как работал, что он сделал, его труды. Это значит, что в историю человека, которая должна охарактеризовать его, включают прежде всего то, что из результатов предшествующего развития человечества он освоил в ходе обучения, и что он сам сделал для его дальнейшего продвижения – как он включился в преемственную связь исторического развития.

Всякий человек имеет свою историю, поскольку он включается в историю человечества. В ходе его индивидуальной истории бывают и свои события– узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека.

За каждой теорией всегда, в конечном счете, стоит какая-то идеология; за каждой психологической теорией – какая-то общая концепция человека, которая получает в ней более или менее специализированное преломление.

Можно выделить несколько различных вариантов построения человеком своего жизненного пути.

1. Автономныйтип или путь развития личности. Люди, относящиеся к этому типу, отличаются устойчивым положительным самоотношением. Опорой на внутренние ценностные категории в ситуации принятия решения, ощущением своей личной ответственности за результаты своих действий.

2. Симбиотический тип или путь. Людям этого типа присуще неустойчивое и в целом негативное самоотношение, зависящее от внешней, прежде всего, родительской, оценки, чувство личной ответственности за результаты своих действий, но вместе с тем принятие решений, исходя из заданных извне критериев. Несвобода сочетается здесь с извращенной формой ответственности – с ответственностью за реализацию не своих, а чужих ценностей. Люди, отнесенные к этому типу, в детстве испытывали эмоциональное отвержение и контроль со стороны матери, отношение как к маленьким со стороны отца.

3. Импульсивныйтип или путь. Для людей, относящихся к этому типу, характерно неинтегрированное, диффузное, неустойчивое самоотношение скорее с положительным, чем с отрицательным знаком, внутренние критерии принятия решения, но при этом ощущение независимости результатов действий от собственных усилий. Структура самоотношения свидетельствует, помимо его неустойчивости, о самопривязанности, нежелании меняться и отсутствии идеалов. Отношение родителей к ним в детстве было противоречиво; в нем как бы подчеркивалась несостоятельность ребенка без явного отвержения.

4. Конформныйтип имеет общие внутренний черты с импульсивным. Люди этого типа обладают неустойчивым самоотношением, опорой на внешние критерии принятия решения и чувством независимости результатов действий от собственных усилий. Такой человек может успешно адаптироваться к жизни ценой безоговорочного принятия внешних требований и оценок в качестве руководства к действию. Для родителей таких людей характерно скрытое отвержение, выражающееся в формальном воспитании, формирующем ориентацию на внешние формальные стандарты «как все».

Четыре описанных пути развития личности характеризуются разным отношением личности к собственной жизни, разной формой организации личностью собственной жизни или жизненной позиции. Это отношение или позицию можно охарактеризовать двумя параметрами: осознанностью и активностью. Осознанностьхарактеризует степень выделения личностью себя из потока своей жизни, осознания несовпадения своего «Я» и объективно разворачивающегося жизненного процесса; отсутствие осознанности характеризует людей, для которых их «Я» неотделимо от того, что с ними происходит. Активность жизненной позиции – это способность личности управлять событиями собственной жизни активно в них вмешиваться.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 621; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!