Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс)



Гуманистическая психология возникла как «третья сила», альтернативная психоанализу и бихевиоризму. Если классический психоанализ изображает человека как внутренне конфликтное существо, а с позиции бихевиоризма человек – это не более чем сложный автомат, функционирующий на основе воздействий внешней среды, то гуманистический подход к человеку представляет его в качестве в высшей степени личностного существа. Основная установка гуманистической персонологии заключается в том, что человек по своей природе – это самодостаточное существо, обладающее внутренней способностью к самосовершенствованию, к прогрессивному развитию, активный творец своей судьбы.

Гуманистическая психология исходит из экзистенциальных установок о том, что человек находится в вечном становлении и развитии, сам является творцом себя на основе свободы выбора, осознания смысла жизни и реализации своих возможностей.

В отличие от психоаналитиков гуманисты-психологи подчеркивают, что изучать надо не психически больных (невротиков и т.п.), а психически здоровых людей. По мнению А. Маслоу, нельзя понять природу психического заболевания, если не поймем, что такое психически здоровое. Основой развития психологии должно быть изучение полноценных самоактуализирующихся людей, их нормальной здоровой психики.

Важнейшей частью теории А. Маслоу является анализ человеческих потребностей. Эта теория, получившая название «иерархическая теория потребностей», предполагает, что, во-первых, все потребности человека врожденны или инстинктоидны; во-вторых, у человека они иерархически организованы в пять видов (уровней); в-третьих, потребности более высокого уровня не актуализируются до тех пор, пока не удовлетворены потребности более низкого уровня. В основании «пирамиды потребностей» находятся физиологические потребности; над ними надстраиваются потребности в сохранении, в безопасности. Это – потребности «низшего» уровня, потребности сохранения. Более высокие уровни занимают социальные потребности (в принадлежности), над ними надстраиваются потребность в признании, уважении. Высшие группы потребностей – потребности развития представляют духовные потребности и потребность в самоактуализации.

Практической реализацией идей А.Маслоу является идея клиент-центрированной терапии К.Роджерса. К. Роджерс исходит из известной концепции о том, что мировидение человека субъективно и индивидуально.

Другой общефилософский тезис, из которого исходил К. Роджерс в разработке клиент-центрированной терапии – положение о том, что у каждого организма имеется врожденная тенденция к развитию своих способностей не только для воспроизводства себя, но и для расширения границ своего «Я». Это есть тенденция актуализации– основной внутренний мотивационный импульс.

Одним из ключевых понятий в теории К. Роджерса является «Я-концепция». «Я-концепция» (самость) – это восприятие и осознание людьми самих себя, не всегда соответствующее их собственному переживанию, то есть их организмическому оценочному процессу. «Я-концепция» – это восприятие себя таким, каким человек видит себя в отношениях к миру, к другим (в связи с его социальными ролями). Это набор образов о себе (Я-мужчина, Я-служащий, Я-отец и т.д.). «Я-концепция» – это также представление о том, каким Я хотел бы быть («Я-идеальное»).

Самоактуализирующийся человек, по Роджерсу, обладает пятью основными личностными качествами:

1) Открытость к переживанию

2) Экзистенциальный образ жизни,

3) Организмическое доверие,

4) Эмпирическая свобода

5) Креативность

Отечественная психология личности развивалась немного в стороне от западной, что не помешало  ей сформировать множество интересных и важных идей. Наиболее интересными для нас являются идеи культурно-исторической психологии Л.С.Выготского, деятельностный подход, получивший своё оформление в работах А.Н.Леонтьева, Работы С.Л. Рубинштейна и «ленинградской школы», другие концепции.

К.К.Платонов выделял в структуре личности четыре подструктуры:

1. биологически обусловленная подструктура (куда входят темперамент, половые, возрастные и иные свойства психики);

2. психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, мышления, восприятия, чувств и воли);

3. подструктура социального опыта (куда входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки);

4. подструктура направленности личности, внутри которой имеется в свою очередь иерархически взаимосвязанный ряд подструктур: влечения, интересы, идеалы, индивидуальная картина мира и т.д.

С.Л.Рубинштейн, анализируя проблему личности в психологии, выделил три главных проблемы:

· Что движет человеком? – эта проблема раскрывается через понятие мотивации.

· Что может человек? – эта проблема раскрывается через понятие способностей.

· Что он собой представляет? Что он есть? – это свойства, черты, особенности личности.

Отечественным психологам (Г.И.Челпанов, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготкий) принадлежит идея о социальной сущности человека, о том, что Я человека, по сути, является его «социальным Я».

Многие отечествкенные психологи уделяли огромное внимание способности личности к саморазвитию, как движущей силе развития, роли деятельности, активности самой личности в её развитии.

Л.С.Рубинштейну принадлежит важное открытие о преломлении «внешнего через внутреннее», о роли и возможностях самой личности выбирать, как ей реагировать на то или иное внешнее воздействие изменение окружающей действительности. Именно это свойство личности определяет, почему в одних и тех же услвиях, могут сформироваться совершенно разные личности.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!